Отмечает рождество 25 декабря. Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления. Когда отмечают Рождество в России, Беларуси и на Украине

1:502 1:507

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа.

1:752 1:757

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей отмечают Рождество по григорианскому календарю – в ночь с 24 на 25 декабря.

1:1024 1:1029

У православных это событие отмечается чуть позже, и всех интересует почему. Дело в том, что католики, а также большинство протестантов используют для церковных праздников Григорианский календарь . Он более традиционный, однако православные верующие предпочитают не отступать от традиций. На самом деле, никто не знает, как правильно рассчитывать церковные праздники, потому что точных дат в священных текстах нет.

Именно поэтому и получилось такое разделение – католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января. Но и у тех, и у других этот праздник имеет одно и то же значение – в этот день родился Иисус Христос. Это не только светлый праздник радости, но и день скорби Девы Марии, которая знала, что испытания после этого события нужно будет перенести с мужеством. В этот день по всему миру верующие молятся в надежде на чудо, ведь уже однажды это чудо случилось, когда у Марии в результате непорочного зачатия родился младенец Иисус.

1:2768

1:4

2:508 2:513

Как и для всех христиан, главный праздник - «праздник праздников», «торжество торжеств» - для католиков Пасха. Рождество же говорит нам о «начале нашего спасения», дарит надежду. Для того, чтобы полнее пережить Рождество готовиться к нему начинают заранее.

2:987 2:992

Рождеству предшествует период Адвента

Он начинается за четыре недели до Рождества и призван подготовить верующих к более глубокому переживанию этого праздника.

2:1300 2:1305

У алтарей в церквах устанавливается венок , в котором укреплены четыре свечи.

2:1452

Каждое воскресенье этого периода зажигается по одной свече, таким образом, наглядно видно, - сколько недель осталось до Рождества.

2:1693

Венок – круглый по форме символизирует вечность, а его зелёный цвет – надежду, как и ветви Рождественской ёлки.

2:208

Во многих странах принято в предрождественский период украшать такими венками входные двери в знак того, что в этом доме ожидают Христа. В России в последние годы венки Адвента стали продавать в цветочных магазинах под названием «новогодней декорации». К сожалению, глубокий христианский смысл этого украшения остаётся скрытым от многих.

2:836 2:841

Во время Адвента верующие участвуют в духовных упражнениях и особых предрождественских богослужениях, стараются совершать дела милосердия.

2:1105 2:1110

За четыре недели Адвента необходимо подготовиться к исповеди, чтобы с чистым сердцем участвовать в Рождественских богослужениях и принять Причастие.

2:1393 2:1398

Дети тоже по-своему готовятся встретить Младенца-Христа. Во многих странах принято, чтобы дети, в ожидании праздника, совершали посильные добрые дела, за которые в семье они получают пучок соломы или маленькое бумажное сердечко. Перед наступлением Рождества дети вешают эти сердечки на ёлку, а солому кладут в ясли.

2:1983

2:4

3:508 3:513

Ясли или вертеп

3:553

Ясли в узком смысле слова - это кормушка для скота, куда Богородица положила новорожденного Младенца Иисуса. Яслями в расширительном смысле, или в русской традиции - вертепом, называют изображение пещеры (вертеп по-церковнославянски и означает - пещера), куда на ночь пастухи загоняли скот, и где, как повествует Евангелие, родился Христос.

3:1186 3:1191

В западной традиции ясли или вертеп представляют собой сценку, изображающую Рождество, и состоящую из объёмных фигур, количество которых может быть очень разным. Неизменны здесь только фигуры Младенца Христа в яслях, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа . Остальные участники события Рождества - пастухи, животные, находившиеся в пещере, давшей приют Иосифу и Марии, ангелы, поющие «Слава в вышних Богу» - всё это зависит от фантазии и мастерства автора.

3:2031 3:4

Устройство Рождественских яслей – традиция, заложенная святым Франциском Ассизским, который в 1223 г. в селении Греччо поставил в пещере на склоне горы ясли. Туда же привели вола и осла - животных, по преданию согревавших своим дыханием новорождённого Младенца. Св. Фома из Челано, биограф св. Франциска говорит, что когда святой склонился над лежащей в яслях фигуркой, изображавшей Иисуса, она на несколько секунд ожила.

3:777 3:782

И в наше время во многих католических семьях, готовясь к Рождеству, родители и дети приступают к сооружению яслей и изготовлению фигурок, которые потом украсят дом. Традицией во многих странах стало и проведение выставок яслей, позволяющих нам наглядно представить себе момент рождения Вифлеемского Младенца, переживая радость Его прихода в мир. И конечно, со времён Святого Франциска Рождественские ясли ставят в большинстве католических церквей мира.

3:1622

3:4

4:508 4:513

Сочельник

4:543

В Сочельник - 24 декабря наступает канун Рождества. В Восточной Европе в этот день в семьях украшают ёлки и устанавливают ясли.

4:779 4:784

Те из членов семьи, кто ещё не успел приступить к исповеди, идут в церковь, которая обычно открыта с раннего утра.

4:994 4:999

Готовится праздничный ужин Сочельника, по традиции состоящий из постных блюд. В центре стола помещается блюдо с освящённым пресным хлебом - Рождественскими облатками (не путать с причастием, когда верующие вкушают хлеб, ставший Телом Христовым).

4:1456 4:1461

Перед тем, как начать ужин глава семьи читает вслух отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о рождении Иисуса Христа . Затем все присутствующие берут с блюда облатки и делятся ими друг с другом, желая друг другу мира и добра. После этого начинается ужин Сочельника. После ужина всей семьёй идут на литургию (мессу).

4:2043

4:4

Если говорить о католических рождественских традициях, то можно сказать, что неизменной, общей традицией для всех католиков в этот день является обязательное присутствие на литургии.

4:346

По сложившейся в первые века христианства римской традиции, праздничных литургий в самый день Рождества три - месса ночью, месса на заре и месса днём .

4:626 4:631

Таким образом, Рождество празднуется трижды:

4:718

как предвечное рождение Слова от Бога Отца (ночью),

4:813

рождение Бога-Сына от Девы (на заре)

4:880

рождение Бога в верующей душе (днём).

4:949 4:954

Кроме того, вечером в Сочельник служится месса навечерия Рождества . В начале первой из Рождественских месс совершается процессия к яслям, своеобразная Рождественская мистерия, во время которой священник несёт и укладывает в ясли фигурку Младенца Христа и освящает их. Это помогает верующим ощутить себя участниками События, произошедшего в Рождественскую ночь, полнее осознать, что Христос пришёл в мир, чтобы спасти каждого из нас. Присутствие на Рождественской мессе - доминанта католической рождественской традиции и главное событие праздника.

4:1973

4:4

Остальное - весь порядок домашнего праздника - украшение дома, колядование, особые праздничные блюда - в каждой стране свои .

4:240 4:245

5:749 5:754

Рождественские традиции разных стран

5:835

Блюда рождественского стола разные в каждой стране и даже иногда в каждой местности. Где-то это гусь, где-то карп, где-то рождественские кексы или пончики с розовым вареньем.

5:1158 5:1163

Не являясь конфессией какого-то одного народа, католичество вбирает в себя разные обычаи разных народов и разные культурные традиции , придавая им новый христианский смысл.

5:1484 5:1489

Так древний германский обычай украшения ёлки, постепенно распространившийся во всей Европе, а затем и по всему миру, напоминает нам сегодня о древе познания добра и зла, вкусив плоды которого люди впали в первородный грех и о древе креста, на котором совершилась искупительная жертва Христа.

5:2027

Зелёные ветви ёлки говорят о надежде, которую несёт в мир Пришествие Христа.

5:143 5:148

Празднование Рождества продолжается восемь дней – с 25 декабря по 1 января, – образующие Октаву Рождества.

5:350 5:459 5:608 5:694

В воскресенье , выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа.

5:1061 5:1161 5:1166

6:1670

6:4

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения , который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января). Все рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

6:541 6:546

Большинство жителей Италии и Ватикана на рождественский обед подают жаркое и рождественский кулич панеттоне, похожий на пасхальный, либо "воздушный" кулич родом из Вероны, называемый пандоро. На Рождество в этих государствах дарят друг другу торрончино – лакомства, похожие на нугу и грильяж.

6:1088 6:1093

В Германии существуют традиционные региональные виды рождественской выпечки – нюрнбергские пряники, ахенские фигурные пряники, рождественский кекс из Дрездена, звездочки из корицы.

6:1435 6:1440

Во многих европейских странах на праздничном столе традиционно присутствует сладкое рождественское полено – бисквитный рулет, богато украшенный сливками, глазурью и шоколадом.

6:1773

6:4

Одним из главных символов Рождества являются зажженные свечи. Колеблющееся пламя свечи напоминает верующим евангельские слова: "Свет во тьме светит и тьма не объяла Его"

6:322 6:327

7:831 7:836

Может быть потому, что Рождество являет нам Христа в образе маленького ребёнка, в окружении Святого Семейства, этот праздник обычно отмечается в кругу семьи и согрет особым теплом и взаимной любовью.

7:1206 7:1211

«Эта ночь светла, как день, и сладка и для людей, и для животных. Собирается народ, и ликует доселе невиданной радостью, приветствуя необычайную тайну. Роща наполняется голосами, и грандиозные скалы вторят эхом праздничным хорам. Братья поют, воздавая должную хвалу Богу, и кажется, вся ночь откликается ликованием» - так описывает Рождественскую ночь уже упоминавшийся выше Фома из Челано. С той ночи, которую он описывает, прошло почти 800 лет, но и сегодняшним христианам хорошо знакома та радость, то ликование, которое и сегодня наполняет наши сердца, с любовью и трепетом ожидающие Спасителя.

7:2303

7:4

8:508 8:513

Один из главных праздников всего христианского мира отмечается в десятках стран, но не в один и тот же день

Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы..

Опаздывающий календарь

Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили именно этот праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.

Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.

В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.

Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.

Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась, несмотря на сильнейшее давление со стороны светского мира. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.

История раскола

Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.

Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.

Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.


Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.

Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.

Разница в традициях

Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.


Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.

В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.

За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.

Кстати : Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.

Это всеми нами любимый, объединяющий народы и страны, праздник, именуемый Рождеством. Католическое Рождество традиционно празднуется в ночь с 24 на 25 декабря. Так принято в Америке и Африке, во многих европейских и восточных странах.

Почему для Рождества существует две даты?

Всем известно, что существует две даты празднования Рождества - это в ночь с 24 на 25 декабря и в ночь с 6 на 7 января, когда празднуют православные христиане.

Главным образом отличие из-за путаницы в календарях летоисчисления - Юлианском и Григорианском.

Когда празднуется католическое Рождество, дата соответствует установке Римской церкви после победы Константина Великого (320 или 353 год н. э.). С тех пор христиане стали праздновать Рождество 25 декабря, за исключением нескольких восточных храмов, которые установили другую дату - 6 января.

Православное Рождество празднуется с 6 на 7 потому, что дата эта была установлена по Юлианскому календарю, согласно которому в феврале был еще один день. За много лет, а именно за каждые 128, этот «лишний» день заставлял сдвигаться все летоисчисление, из-за чего праздник светлой Пасхи стал приходить значительно раньше, чем положено. Именно тогда было принято решение заменить Юлианский календарь на Григорианский с целью исправления сложившейся ситуации. Таким образом, с конца 16 столетия весь мир стал пользоваться новым календарем, тогда как Россия продолжала использовать Юлианский, вплоть до 20 столетия, несмотря на запрет церкви. Позднее были попытки введения нового календаря, но они отвергались, и православное Рождество так и не стало праздноваться тогда же, когда и католическое Рождество. Дата последнего осталась прежняя - 25 декабря, да все уже и привыкли к этому.

Блюда на католическое Рождество

Давайте перейдем к еще более интересным подробностям празднования такого замечательного праздника, как Рождество католическое. Рассмотрим, что же принято готовить и подавать на стол в этот день.

Стоит отметить, что в каждой стране можно найти свою изюминку. Например, в Великобритании главные блюда на Рождество католическое - индейка, запеченная в крыжовниковом соусе, и рождественский пудинг (который, кстати, поливается ромом и перед подачей на стол поджигается).

Во Франции индейка подается под соусом из белого вина, а в Соединенных Штатах Америки - под клюквенным.

Австрия и Венгрия отличаются тем, что блюда на Рождество католическое не включают птицу. Причиной тому служит поверье, что в этот вечер улетит счастье, если на столе она будет.

В Польше на Рождество Католическое обычно подают минимум 12 блюд, традиционно это: кутья, борщ или грибной суп, кабачковые рулеты, пироги с капустой или грибами, сельдь и запечённый карп, а также сладкие сливовые и маковые пироги или рулеты, знаменитый имбирный пряник, узвар (компот из сухофруктов) и др.

Германия также славится своими сладостями на Рождество - различными видами печенья и пряников, кексами с корицей.

Удивительное «рыбное» Рождество

Итальянские американцы имеют свое удивительное меню, основанное на морепродуктах. Такое празднество называется The Vigil. Всего на столе должно быть как минимум 7 блюд. Они могут состоять из Baccalà (соленая треска), анчоусов, путассу, омаров, сардин, корюшки, угря, кальмаров, осьминогов, креветок, мидий и других моллюсков. Причем каждый из этих морепродуктов должен быть на столе. Это могут быть как основные блюда, так закуски и салаты, печеная или жареная рыба, соусы т. д. Не обходится празднование без бутылочки хорошего вина.

«Рыбное» Рождество также любят в Испании и Норвегии.

Католическое рождество: традиции

В канун этого праздника - Сочельник - приято кушать постную еду: каши, мед, орехи и прочее. Согласно традициям Христианства, пост заканчивается с появлением первой звезды на небе.

Для этого праздника характерны особая символика и обряды:


Вот некоторые обычаи, которые приняты по всему миру в католическое Рождество. Традиции эти кочуют из страны в страну. Где-то они появились ранее, где-то позднее. Но сегодня эти обычаи понятны любому католику.

Католическое Рождество в Европе

Большинство европейцев празднуют именно Рождество католическое. Поэтому все описанные выше традиции в Европе соблюдаются многими, и праздничное меню содержит примерно одинаковый перечень блюд. Как мы выяснили, имеются некоторые отличия в праздновании Рождества в каждой стране. Тем не менее, всемирная любовь к этому празднику объединяет нации, и традиции переходят из страны страну, обогащая культуру.

Католицизм характерен для большинства европейских стран. Разумеется, имеются и другие религии, но католицизм преобладает. Поэтому 25 декабря все люди собираются в кругу своих родных и близких за праздничным ужином, беседуют и радуются Рождеству Христову.

Открытки на католическое Рождество

Ну и самые приятные символы данного праздника - это подарки на католическое Рождество. Открытки - одно из наиболее популярных поздравлений. Дети по всему миру очень ждут праздник Рождества, поскольку именно в этот день они получают свои долгожданные подарки, которые им приносит Санта Клаус.

Кто приносит радость в дом?

Что характерно, в разных странах этого веселого дедулю, приносящего детям наибольшую радость, называют по-разному. В Америке и Великобритании это - Санта Клаус, как и в некоторых других странах. В России и в Украине это - Дед Мороз. В Германии он зовется Николаус, в Латинской Америке название также свое - Папа Ноэль.

В этот день взрослые и дети радуются подаркам, но также принято рассылать открытки. В этих посланиях люди желают друг другу счастья и здоровья, любви, благополучия и богатства, успехов и удачи в делах.

Если бы название этого блога прочитал человек из Америки или Западной Европы, он бы удивился: а как-же по-другому? Разве люди празднуют Рождество в другие даты? Но оказывается, что так, и я лично знаю парочку таких:).

Сегодня ведётся много разногласий о том, когда и как нужно праздновать этот праздник, а в народе даже бродят такие термины как католическое Рождество и православное Рождество.

Давайте же разберёмся, что по чем и заглянем немного в историю.

Дело в том, что вся эта суета с разными датами празднования Рождества — из-за разных календарей, по которым ведутся исчисления.

Самым используемым календарем на протяжении многих столетий в западной Европе был Юлианский календарь, который был введён Юлием Цезарем в 46 году до Рождества Христова. Этот календарь имел 365 дней в году и раз в четыре года добавлялся ещё один день. Календарь начинался с понедельника, и каждый седьмой день считался праздником. Точность Юлианского календаря по сравнению с тропическим годом была не велика: каждые 128 лет накапливался один лишний день. Например, Рождество, которое всегда совпадало с зимним солнцестоянием, начало сдвигаться в сторону весны. Тоже самое происходило и с Пасхой.

Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия лучи солнца должны были попадать в определённое место. Например, в соборе святого Петра в Риме- это мозаика. Но со временем не только астрономы, но и духовенство во главе с папой римским могли удостовериться, что Пасха сдвигается и уже не попадает на прежнее место. После долгих обсуждений этой проблемы, папа Григорий XIII издал указ перейти на новый календарь (который и был назван его именем). Григорианский календарь отличался тем, что у него было новое правило по исчислению високосного года.

По приказу папы Григория XIII 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября того же года. Новый Григорианский календарь сдвигал текущую дату на 10 дней и сразу исправлял все накопившиеся ошибки. (Сегодня разница между двумя календарями уже в 13 дней, а через пару столетий Рождество вообще сместилось бы к весне).

Поэтому в 1582 году Италия, Франция, Португалия, часть Украины и Беларуси (земли, которые были в составе Речи Посполитой) перешли на новый Григорианский календарь. После этого на новый календарь постепенно начали переходить и все протестантские страны Северной Европы.

Не обошлось, конечно, и без курьезов. Например, в Бельгии и Голландии 1 Января 1583 года наступил сразу же после 21 декабря 1582 года, из-за чего все население в том году осталось без Рождества…

Понятно, что не всем людям нравились перемены, так как многие протестовали против «новшеств», но интересно отметить то, что именно Церковь того времени (как католическая так и протестантская) стала двигателем прогресса.

Когда в 16 столетии страны массово переходили на более точный Григорианский календарь, Россия предпочла оставаться жить по своему Византийскому календарю, который был очень сходным с Юлианским. Разница между ними была только в том, что в Византийском календаре Новый год начинался 1 Марта, а исчисление велось от Сотворения Мира. 5508 год до нашей эры считался отправной точкой Византийского календаря. Например, Русский царь Пётр I родился в 7189 году по календарю, который использовался на то время в России.

В юбилейный 7000 год от сотворения Адама, (1492 год Н. Э.) Русский царь Иван III перенёс начало Нового года с марта на сентябрь, чтобы уравняться с Византийской империей.

На Юлианский календарь Россия перешла только в 1700 году по личному указу Петра I. С переходом на Юлианский календарь Новый год был перенесён с 1 сентября (хотя эта дата осталась для учебного года) на 1 января. Разница между ними составила 5509 лет, а летоисчисление начало вестись от Рождества Христова.

Несмотря на то, что в России был введён новый Юлианский календарь, Россия по-прежнему имела расхождение с Европой в 12 дней, потому что Европа на то время уже использовала более точный Григорианский календарь.

Только представьте себе, как людям, которые вели торговлю с Европой, жилось тогда! Это была страшная путаница в 12 дней.

Только в 1918 году, желая исправить все несоответствия с соседней Европой, по приказу Совнаркома Советский Союз перешёл на Григорианский календарь, сдвинув даты на 13 дней вперёд. Итак, в 1918 году после 31 января сразу следовало 14 Февраля. И вот, казалось бы, наконец-то все ошибки были исправлены, но не тут-то было… Русская Православная Церковь отказалась переходить на новый Григорианский календарь…

Вроде-бы это небольшая проблема, но из-за этого население продолжало праздновать великие Христианские праздники по Юлианскому календарю (старому стилю), а жить и праздновать свои дни рождения и другие праздники по новому- Григорианскому календарю. Так и появились два Рождества, два новых года (один вообще имеет крутое название: старый Новый Год) и две Пасхи… А самый главный парадокс во всем этом это то, что Новый Год получился перед Рождеством. Ведь по Григорианскому календарю Рождество -25 Декабря (день, когда родился Иисус), а Новый Год- 1 Января (день, когда Иисуса принесли в храм и дали Ему имя). А по Юлианскому календарю Рождество — 7 января, а Новый год -14 января. Поэтому праздновать Новый Год — 31 декабря, а Рождество — 7 января, как минимум нелогично…

То, что православная церковь отказалась переходить на новый календарь это их дело, но меня удивляет одно, почему протестантские церкви западной Украины и Беларуси остались праздновать Рождество и Пасху по старому стилю. Ведь в 1582 году именно Церковь стояла у руля прогресса…

Рождество Христово у западных христиан

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.

Вместе с католиками Рождество в ночь на 25 декабря празднуют протестанты: лютеране, англикане, часть методистов, баптистов и пятидесятников, а также 11 из 15 поместных православных церквей мира, пользующихся Новоюлианским календарем, который пока (до 2800 года) совпадает с Григорианским.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю, встретят Рождество Христово 7 января.

Армянская апостольская церковь, живущая по собственному календарю, встречает Рождество в ночь на 6 января.

25 декабря, день увеличения солнечного света, отмечался как день рождения Зевса - в Греции, Митры - у персов.

Празднование Рождества Христова 25 декабря берёт своё начало в древних митраистских обычаях. Это была дата праздника в Риме, избранная римским императором Аврелианом в 274 г. н.э., день рождения непобедимого солнца - natalis solis invicti, которое после зимнего солнцестояния снова начинало увеличивать свой свет. Незадолго до 336 г. н.э. церковь в Риме установила празднование Рождества Христова в эту дату. См. .

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества.

В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.

Рождественский сочельник - главное событие в христианских католических семьях. По древнему обычаю, берущему начало ещё в обрядах Первой Церкви, в сочельник едят постный обед. Трапеза носит религиозный характер, она очень торжественна. Перед самым началом застолья читают отрывок Евангелия от Св. Луки о Рождестве Христа и творят общую семейную молитву. Весь ритуал трапезы Сочельника возглавляет отец семейства. Важнейшим событием вечери, является преломление облатков (рождественских хлебов). Традиционно его начинает отец или старший в семье. Потом все разделяют между собой хлебцы в знак любви и взаимного благорасположения. При этом желают друг другу счастья и Божия благословения. Повсеместно распространён и известен обычай оставлять за рождественским столом незанятое место. Если кто-нибудь придёт в дом в Сочельник, то будет принят, как брат. Этот обычай - знак памяти о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей.

Незанятое место символизирует также и покойного члена семьи, либо всех умерших родственников. В некоторых семьях сохраняется обычай подкладывать сено под белую скатерть на столе, за которым совершается трапеза Сочельника. Оно напоминает о бедности Вифлеемской пещеры и о Богородице, положившей Новорожденного Богомладенца Христа на сено в ясли.


По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя.

За рождественским столом соблюдается определённая очерёдность подачи блюд. Первой подаётся варёная пшеница (кутья), которая напоминает то изобилие в раю, при котором жили Адам и Ева. Следующее блюдо - это овсяный кисель, который своим серым цветом и особым вкусом символизирует Ветхий Завет, время, когда всё было серо, мрачно, скучно от последствия греха. Кисель заливается медовой водой в знак того, что Христос принёс надежду, которая всё делала радостным, как бы сладким. Следующее блюдо рыбное - символ объявления Христа. После этого подаётся сладкий клюквенный кисель, который напоминает, что Кровь Христа уничтожила горечь греха. В конце подаётся семь сортов сладкого кушанья (печенье, булочки, различные сладкие мучные изделия), что напоминает о семи святых Таинствах.

Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны - макеты в застеклённых ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

Во всех католических храмах и часовнях устанавливаются елки, обустраиваются вертепы с яслями, в которые перед началом вечернего богослужения 24 декабря торжественно возлогаются фигурки младенца Иисуса.


Кафедральный собор Непорочного зачатия Девы Марии (на Малой Грузинской улице)

В Москве центром торжеств является кафедральный собор Непорочного зачатия Девы Марии (на Малой Грузинской улице). Там проходит праздничное богослужение: сначала - месса Навечерия Рождества Христова на русском языке (начало - в 19.00 мск), затем - на польском (начало - в 21.00 мск), и затем - вновь на русском (начало - в 23.00 мск). С полуночи до пяти часов 25 декабря в кафедральном соборе совершается Рождественское всенощное бдение.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодёжи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.


Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. Ель также символизирует райское дерево. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Санта Клаус


В городе Патаре жил один богач, имевший трёх дочерей-красавиц. Этот богач разорился и решил заставить своих дочерей заняться блудом, чтобы раздобыть денег на пропитание. В это время Николас (см. Николай Угодник) проходил мимо дома богача и прочитал его мысли, так как в душе отца было столько горечи и безысходности, что не почувствовать это было просто невозможно. Помня, почему погибла его любимая, Николай, чтобы спасти девушек от бесчестья, подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, был несказанно обрадован такому счастью и на полученные деньги выдал дочерей замуж. Благодаря этой истории и возник обычай делать подарки на Новый Год и Рождество. Святой Николай (в переводе на голландский язык – Санта-Клаус) должен незаметно проникать в дом и оставлять под ёлкой узелок с подарком, пока его никто не видит. И с того времени Николай Угодник стал почитаться, как покровитель детей.

Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В периодКонтрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество. Но, например, в Нидерландах, где имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне известное как город Нью-Йорк, образ Святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, также осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга, в котором тот рассказывал о голландских временах города, упомянув и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.

В развитие истории Ирвинга в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Эта, ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844-м году. Как утверждал американский телеканал по истории History Channel в вышедшей в 2000-х годах документальной программе «Легенды Санты»: «Благодаря перу Клемента Мура Святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «К 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые упоминаются восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса.