Причастие в первую неделю после пасхи. О причащении на пасху и на светлую седмицу

Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.

Епископ Обуховский Иона

Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.

Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.

По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.

Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.

Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.

Я подчеркиваю, что это мое мнение.

Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.

Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.

Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца

Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.

Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.

А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.

Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.

Записали Лариса Бойцун, Тамара Амелина
Видео: Вячеслав Грабенко, Виктор Аромштам

На официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия был опубликован проект документа « ». Оставить свои отзывы о нем смогут все желающие. Отзывы также поступят из епархий Русской Православной Церкви.

В интервью порталу «Приходы» предложенный к общецерковному обсуждению документ прокомментировал протоиерей Димитрий Смирнов, первый заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

− Необходимость подобного документа давно назрела, потому что по вопросу о подготовке ко Святому Причащению сейчас в Церкви наблюдается большой «разнобой». Предложенный проект дает очень правильные ориентиры и ссылки на древних авторов и более поздних. Это полезнейший документ, который, я думаю, существующую практику приведет к необходимой и традиционно-церковной норме.

В проекте документа говорится: «Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии». В интернете можно увидеть такую реакцию на обсуждаемый проект: «Ну вот, так и не отделили причастие от исповеди, а в греческой традиции такого нет». Что бы Вы могли ответить таким критикам

− Во-первых, интернет можно сравнить с тем, что пишут на заборах: помимо доброкачественных объявлений на них можно увидеть все, что угодно. Однако это не значит, что необходимо реагировать на все, что там написано.

Во-вторых, некоторые вещи церковной элладской практики абсолютно не приемлемы для членов Русской Православной Церкви.

Нужно помнить: церковные документы всегда составляли люди сведущие и имеющие на то специальное благословение иерархи.

На любой выдвигаемый контраргумент против этого документа можно ответить довольно легко. В то же время на критику, которая раздается со стороны анонимных авторов − если нет подписи, ссылки, может быть, телефона, − мне кажется, вообще не надо реагировать.

«Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах − в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) − является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых», − отмечается в опубликованном проекте. Однако далеко не во всех храмах совершаются вечерние богослужения, кроме как в субботы и накануне великих праздников. Как, по Вашему мнению, должен поступать в таком случае человек, желающий причаститься в один из «рядовых» дней?

− Человек должен следовать той практике, которая есть в его храме, ничтоже сумняшеся. Если он имеет достаточно времени, например, находясь на пенсии, то может восполнить подготовку по церковным книгам - в том же интернете можно найти необходимые последования, каноны. И такое рвение можно только приветствовать. Но это уже келейное правило − никто не будет его ни запрещать, ни регламентировать.

Надо также понимать, что то правило, которое мы сейчас используем при подготовке ко Святому Причащению, сложилось только в XVIII столетии. Понятно также, что его не использовали крестьяне, поскольку не имели книг, которые были отпечатаны в Киево-Печерской монастырской типографии и других - это был удел образованных монахов. Но это не значит, что малограмотные не причащались.

Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица. Поскольку в этот период Устав не предусматривает поста, в обсуждаемом документе признается соответствующей каноническому преданию сложившаяся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практика, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. А какими в этом случае правилами должны руководствоваться люди, по тем или иным причинам не соблюдавшие пост, но желающие в дни Пасхальной седмицы сподобиться причастия Святых Таин?

− Подобные вопросы оставляются на усмотрение духовника- тогда совесть причастника будет спокойна. У нас на приходе есть такая практика: на Светлую седмицу желающие причаститься не вкушают мяса - вот такой минимальный пост, и их души спокойны.

Хотя Пасхальная седмица - это особый период в году, когда вообще всякий пост неуместен - он не соответствует литургическому содержанию этого времени. Был Великий пост, его человек, если он православный христианин, должен придерживаться в той мере, насколько позволяют обстоятельства его быта, здоровья, степень вхождения в церковную жизнь. А Светлая седмица - иное время, и если кто-то будет вкушать в эти дни непостную пищу и причащаться, то себе этим никак не повредит.

Не надо, чтоб возникала боязнь что-то сделать не так. Вспомним 66-е Правило Трулльского Собора, авторитет которого подтвержден VI Вселенским Собором: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся». Думается, не стоит противоречить такому авторитету, как Вселенский Собор.

В некоторых храмах можно увидеть, что на Светлой седмице литургии служат, но из-за того, что люди в эти дни поститься не должны, причастие не совершается. Исходя из текста предложенного к общецерковному обсуждению документа, можно сказать, что подобная практика полностью уйдет из жизни Церкви?

− Я с таким сталкивался, но эта практика, к сожалению, нехристианская. Литургия служится ведь исключительно ради причащения христиан Святых Христовых Таин. То, что против Евхаристии, − против Христа. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, писал: «Кто не причащается, тот не любит Господа нашего Иисуса Христа». Поэтому кто такое практикует - вне Христа и вне Его Церкви, сознательно он это делает или бессознательно. Любое гонение на Евхаристию - это гонение на Христа!

Мнение священнослужителей: Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник?

***

В середине 80-х годов, будучи студентом Московских духовных школ, а потом послушником и насельником Троице-Сергиевой лавры, я помню, что народ почти не причащался на Пасху. Одна из причин связана с тем трудным положением, в котором находилась Церковь в годы советской власти. Но та власть пала, и ситуация резко изменилась: в Троице-Сергиевой лавре уже многие годы и на Пасху, и на Светлой седмице очень много причастников. Это правильная, грамотная традиция. То, что сегодня еще остались храмы, где не причащают на Пасху, это пережитки прошлого. Будем молиться, чтобы милостивый Господь исправил ситуацию.

***

Высокопреосвященный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский , на вопрос "Церковного вестника" о случаях отказа в Причастии на Пасху ответил:

К сожалению, у нас есть такая беда. На Пасху, когда некоторые батюшки устают уже, они не хотели бы "затягивать" службу. Поэтому они ограничивают народ с Причастием - кто-то младенцами, кто-то еще как-то по своему усмотрению. На самом деле, конечно же, причащаться можно и нужно всем. И, слава Богу, во многих храмах на Пасху и другие большие праздники этот правильный порядок потихоньку восстанавливается.

***

Я очень удивлен существованием такой традиции, чтобы не причащаться на Пасху! Вообще каждый раз, когда совершается литургия, священник обращается к присутствующим в храме: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите", - то есть подразумевается, что на литургии всегда есть причастники, мы ради Причастия служим.

Пасха - это вершина всех праздников. Если мы не причащаемся, то как же мы покажем, что мы участвуем в этом празднике, что мы действительно хотим быть с Господом Иисусом Христом, Который сказал: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем"? Разумеется, в Иерусалимской Церкви во всех храмах на Пасху совершается Причастие. В этот день в Иерусалим приезжают тысячи паломников, которые, конечно же, хотят приобщиться Святых Даров. Раньше в храме Гроба Господня не было обычая выносить несколько Чаш, и священник стоял с Чашей и причащал с 4 до 9-10 часов утра, пока не причастятся все. Только при патриархе Диодоре была введена практика выносить несколько Чаш, и теперь мы всех причащаем всего за час-полтора.

***

Схиигумен Авраам Рейдман, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбургской епархии:

Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник? Однако, как выясняется, по этому поводу существуют стойкие заблуждения. Многие верующие считают, что уклониться следует именно потому, что Праздник - самый великий. Якобы подойти к Чаше в такой день - это признак гордыни. Самое странное, что так думают не только церковные неофиты или суеверные бабушки. Такого мнения придерживаются многие наши братья-священнослужители, в том числе и настоятели храмов. В результате в Пасху лишаются св. Причастия целые приходы.

Не знаю, на чем основано убеждение отдельных священников и прихожан, что взрослым причащаться в Пасху - это гордыня. Зато хорошо известно мнение Церкви по этому поводу.

Святые отцы мало говорят о причащении именно на Пасху (вероятно, ввиду того, что в древности этот вопрос не поднимался), однако встречающиеся в их творениях высказывания весьма категоричны. У преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского читаем: "Те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют". Это суждение святые основывают на том, что, собственно, Пасха - это и есть Христос, как говорит Апостол: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5:7). Таким образом, праздновать Пасху значит приобщаться к Пасхе - Христу, Его Телу и Крови.

"Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай..." О чем же говорит святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове, читаемом на пасхальном богослужении, как не о причастии? Тельцом упитанным Церковь называет Христа. Так, в толковании на притчу о блудном сыне, где под блудным сыном подразумеваемся все мы, а под отцом - Отец наш Небесный, говорится: "И тельца упитанного его ради (то есть нас ради. - Ред.) закалает, Сына Своего Единороднаго Отец, и Плоти Его дает причаститися и Крови" (Синаксарий в Hеделю блуднаго сына).

Великий Григорий Палама законополагает в "Десятословии", чтобы христиане приобщались каждое воскресенье и каждый великий Праздник. Примечательно также и то, что говорится в "Томосе единения" о епитимиях. Даже лица, подвергаемые епитимии, могут причащаться на Пасху, причем именно на Пасху, а у нас верующий человек, проведший пост в воздержании и чистоте, лишается того, о чем Церковь молится еще и до начала поста: "…снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения" (Неделя мясопустная. Стихира на стиховне вечера). Кстати, о песнопениях. Разве случайно то, что именно в Пасху и на Светлой седмице Церковь поет "Тело Христово приимите" (см. причастен Пасхи) до того, как выносится Чаша, призывая к Причастию всех присутствующих на богослужении?

Однако не хотелось бы впадать и в другую крайность. Нельзя утверждать, что на Пасху должны причащаться буквально все, в том числе и те, кто оказался в храме случайно. Можно понять тех пастырей, которые опасаются, что в праздничной сутолоке к Чаше будут подходить люди не подготовленные, не постившиеся, не бывшие на исповеди или даже вообще не принадлежащие к Православной Церкви. О том, что недопустимо причащаться на Пасху людям, которые к этому не готовы, говорил тот же Иоанн Златоуст: "Вижу, что происходит большой беспорядок в этом деле. Ибо в иное время вы не причащаетесь, хотя бываете зачастую и чистыми, а когда приходит Пасха, даже если сделали какое-либо зло, дерзаете и причащаетесь. О дурной обычай! О злой предрассудок!" Подчеркнем, что великий учитель Церкви говорил так вовсе не для того, чтобы запретить причащаться в Пасху, а для того, чтобы призвать людей быть достойными Причастия: "Ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными Причащения, а делают их достойными искренность и чистота души. С этой чистотой души ты можешь причащаться всякий раз, когда присутствуешь на Литургии, а без нее не причащайся никогда… Дабы наши слова не послужили к еще большему осуждению вас, просим вас не о том, чтобы вы не приходили, а о том, чтобы вы соделали себя достойными и присутствия [на Литургии], и Причащения". Итак, вопрос о том, достоин ли тот или иной человек причащаться на Пасху, сводится к тому, достоин ли он Причастия вообще. Этот вопрос решает духовник на исповеди, и уж конечно он руководствуется вовсе не тем, взрослый перед ним или ребенок, мирянин или монах.

Тем священнослужителям, которые говорят, что невозможно накануне Пасхи исповедать всех желающих, можно посоветовать совершать Таинство исповеди не за день до Пасхи, а с первых дней Страстной седмицы. В одном из наиболее авторитетных руководств по пастырскому богословию говорится: "Если… для множества исповедающихся не может пресвитер управитися в один день перед причащением, как обычай есть, то ничто не препятствует за два или три, или чрез целую седмицу готовящихся исповедывать". Можно найти еще несколько вариантов решения проблемы. Главное, чтобы люди, верные православным традициям, не остались без Причастия в Праздник праздников.

***

Священник Олег Давыденков - доктор богословия, доцент, зав. кафедры Восточных Церквей и восточно-христианской филологии ПСТГУ:

Традиция не причащаться на Пасху исторически связана с тем, что в Русской Церкви до революции причащались достаточно редко - обычно от одного до четырех раз в год. Причащались Великим постом: либо на первой неделе, либо на Страстной, но не на Пасху.

В 20-30-е годы, как это всегда бывает во времена гонений, возрождается традиция частого причащения, в том числе и на Пасху. Но уже в послевоенные 50-60-е годы по ряду причин вновь возвращается практика редкого причащения. Одна из причин та, что после войны был очень большой наплыв духовенства, происходившего из западных областей, присоединенных к Советскому Союзу в 1939 году. Это области Западной Украины и Белоруссии, не испытавшие гонений на веру в той же мере, что другие регионы России, а потому сохранившие

Другая причина - чисто техническая. Осуществить Причастие на Пасху было практически невозможно. Народу было столько, что, во-первых, невозможно было всех исповедать. Во-вторых, поскольку от тесноты люди буквально могли висеть в воздухе, зажатые со всех сторон толпой в храме, выйти со Святой Чашей было физически нельзя - причащать было опасно. Также невозможно было проследить, чтобы к Чаше не подходили люди не исповедовавшиеся. В силу этого не только на Пасху, но и на многие двунадесятые праздники, на родительские субботы просто не причащали - если не во всех, то в большинстве московских храмов. О таких городах, как Новосибирск, где вообще был один храм на миллионный город, даже говорить нечего.

Таким образом, утвердилась противоречащая древней церковной традиции практика не причащаться на Пасху. Но сейчас, по крайней мере, в Москве, ее почти полностью преодолели. Произошло это в первую очередь благодаря проповеди и личному примеру Святейшего Патриарха Алексия, всегда призывающего к частому причащению Святых Христовых Тайн и лично причащающего церковный народ за каждым патриаршим богослужением. Это соответствует общей православной практике в других поместных Церквях. Например, в Греции на Пасху причащают, и это считается нормальным.

Священное Предание Церкви ясно говорит о том, что на Пасху причащаться нужно и к этому должен стремиться всякий верующий человек. Однако, это возможно только для тех, кто соблюдал Великий пост, исповедался, готовился и получил благословение священника на Причастие.

***

Читайте также по теме:

  • Об участии верных в Евхаристии - правила, регламентирующие причастие в Русской Православной Церкви - одобрены на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2 - 3 февраля 2015 года
  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих как можно чаще причащаться - Интерфакс-Религия
  • Правда о практике частого Причащения - Юрий Максимов
  • К спорам о частом причащении - протоиерей Андрей Дудченко
  • Как часто "надо" причащаться? - протоиерей Михаил Любощинский
  • Жизнь как Евхаристия - иерей Димитрий Карпенко
  • О причащении на Пасху и в период Пятидесятницы - иерей Валентин Уляхин
  • "И хотящих войти не допускаете..." (О некоторых мотивах спора вокруг Таинства Евхаристии) - иерей Андрей Спиридонов
  • Подготовка ко Святому Причащению: подходы, которые сложились для совершенно другой жизни - протоиерей Владимир Воробьев
  • Вопрос не в частоте причащения, а в осознании необходимости соединения со Христом - протоиерей Алексей Уминский
  • Причастие - самое главное событие в жизни человека - протоиерей Валентин Асмус
  • О частом причащении Святых Христовых Таин - иерей Даниил Сысоев
  • Таинство Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин (В связи с современной критикой старой традиции обязательной исповеди перед причащением Тайн Христовых) - иеромонах Сергий Троицкий
  • Практика причащения православных прихожан советской эпохи - Алексей Беглов

***

О Причащении на Светлой седмице

В 66-м правиле VI Вселенского Собора сказано: "От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся".

Митрополит Вострский Тимофей, Иерусалимский Патриархат:

Что касается причащения на Светлой седмице, мы придерживаемся того, что неделя, следующая за Пасхой, представляет собой один пасхальный день. Так говорит сама Церковь, это видно и в службах этой седмицы. Поэтому наш Патриарх Феофил благословил всем, кто соблюдал весь Великий пост до Великой субботы, на Светлой седмице причащаться без поста. Единственное, вечером перед причащением всем рекомендуется воздержаться от скоромного, от мяса. А если днем человек вкушал мясо и молоко, это нормально.

Вопрос о причащении без поста в другие сплошные седмицы у нас оставляется на рассмотрение духовника. Вообще, Иерусалимская Церковь - за частое причащение. Наши прихожане причащаются каждое воскресенье. И это правильно. Причастие препятствует человеку грешить. Смотрите - он в воскресенье причастился, и затем старается хотя бы два-три дня удержать в себе благодать. "Как, я же принял в себя Христа! Я не могу Его оскорблять". Потом наступает середина недели, и он помнит, что в воскресенье пойдет на Причастие - нужно готовиться, поститься, сохранять чистоту в делах и мыслях. Так формируется правильная христианская жизнь, так мы стараемся быть со Христом.

Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский:

Другой вопрос на Светлой Седмице связан с постом, с исповедью. Духовники Троице-Сергиевой лавры благословляют всегда так: пост ослабляется, но ближе к вечеру перед Причастием необходимо от скоромной пищи воздерживаться, и можно причащаться. Если чувствуете, что ваша совесть смущается, нужно пойти к священнику и исповедоваться.

***

P.S. Мы просто не можем не упомянуть аргументацию противников причастия на Пасху:

Вот слова архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона Емельянова: "В Вознесенском кафедральном соборе на Пасху мирян не причащают, только детей. Это древняя русская традиция мирянам воздерживаться от причастия в пасхальную ночь. Церковные люди, которые стремятся к духовной жизни, знают, что причащаться можно было весь Великий пост, а на Пасху православные разговляются. Те же, кто стремится причаститься на Пасху, как правило, люди, не имеющие смирения. Они хотят быть выше в духовной жизни, чем есть на самом деле. Мало того, кое-где уже в моду входит обязательно причаститься на Пасху даже среди абсолютно невоцерковлённых людей, которые и в Великий пост не говели. Дескать, особая благодать причаститься в этот день. Чтобы быть духовным человеком, нужно пронести крест христианской жизни через всю жизнь, жить по заповедям, соблюдать церковный Устав. Условий для спасения души много, а некоторые думают: причастился на Пасху и освятился на целый год. Нужно помнить, что причаститься можно не только во исцеление души и тела, но и в суд и осуждение.

Если же священник в своём приходе разрешает мирянам причащаться на Пасху, то он ни в чём не погрешает, для того и совершается Литургия. А те миряне, которые решили причаститься в этот святой день, должны взять благословение у своего духовника".

***

Примечание М.С. Слова Новосибирского архиерея мне напомнили только это:

"... и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете " (Мф. 2-4, 23:13)

И уж великое недоумение вызывают слова "древняя русская традиция". К сожалению, для немалого количества людей древность становиться синонимом истинности.

1917 год многих ничему не научил...

66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Это правило Вселенского Собора. К сожалению, мало кто может это выполнять. Еще меньше тех людей, которые вообще об этом знают, потому что практика так нашу жизнь исковеркала, что все часто совершается совсем по-другому.

У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится.

Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие.

Какие особенности подготовки к Причастию в это время?

Читается Пасхальный канон и Пасхальные часы.

О Причащении на Пасху и Светлую седмицу

протоиерей Валентин Уляхин

Обратимся к практике древней Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (), то есть они постоянно причащались. И вся книга Деяний говорит о том, что первые христиане апостольского века причащались постоянно. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них всё. Так говорит апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (). Постоянно причащаясь Честного Тела и Крови, христиане ранних веков были готовы и на жизнь во Христе, и на смерть ради Христа, о чём свидетельствуют акты мученичества.

Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время поста пред Причастием вообще не было, сначала шла общая трапеза, молитва, проповедь. Об этом мы читаем в посланиях апостола Павла и в Деяниях.

В Четвероевангелии не регламентируется причастная дисциплина. У евангелистов-синоптиков говорится не только о совершённой на Тайной Вечере в Сионской горнице Евхаристии, но и о тех случаях, которые явились прообразами Евхаристии. На пути в Эммаус, на берегу Геннисаретского озера, во время чудесного улова рыб… В частности, при умножении хлебов Иисус говорит: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (). В какой дороге? Не только ведущей домой, но и на жизненном пути. Не хочу оставить их без Причащения – вот о чём слова Спасителя. Мы думаем иногда: «Этот человек недостаточно чист, ему нельзя причащаться». Но именно ему по Евангелию и предлагает Господь Себя в Таинстве Евхаристии, чтобы этот человек не ослабел в дороге. Тело и Кровь Христовы нам необходимы. Без этого нам будет намного хуже.

Евангелист Марк, рассказывая о приумножении хлебов, подчеркнул, что Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился (). Господь сжалился над нами, потому что мы были как овцы, не имеющие пастыря. Иисус, приумножая хлебы, поступает как добрый пастырь, отдающий душу свою за овцы. И апостол Павел напоминает нам, что всякий раз, вкушая Евхаристический Хлеб, мы возвещаем смерть Господню (). Именно 10-я глава Евангелия от Иоанна, глава о добром пастыре, была древним пасхальным чтением, когда все причащались в храме. Но как часто нужно причащаться, в Евангелии не говорится.

Постовые требования появились только с IV–V веков. Современная церковная практика основана на Церковном Предании.

Что такое Причащение? Награда за хорошее поведение, за то, что ты постился или молился? Нет. Причастие – это То Тело, это Та Кровь Господа, без Которых ты, если погибнешь, то погибнешь окончательно.

Ты говоришь: не смею, не подготовлен… - Но ты дерзал в иные дни. А в эту ночь Господь всё прощает. К Петру отрекшемуся Он на разсвете этого дня через ангела посылает мvроносиц с благовестием ().

Скажешь: как я буду праздновать, есть и пить? - Но в этот день Церковь не только не спрашивает с нас поста, а прямо запрещает его (Ап. пост. пр. 64 и Гангр. соб. 18).

Буду в обществе, не смогу удержать ум собранным… - Что же, вспомни, что сила и величие Его отражается в каждой капле.

Слышал я об иерее Божием, который в пасхальную ночь предложил всем оставшимся у литургии причаститься, даже не исповедывавшимся. Если бы он ввел это как всегдашнее правило, было бы крайне соблазнительно. Но если он лишь однажды возревновал, и дерзнул взять на свою совесть неподготовленность паствы, чтобы разбудить ее и показать, что для нея Господь даровал эту св. ночь, я не дерзну поднять на него камень.

Встретил я и другого иерея, который хвалился, что отучил прихожан причащаться на Пасху. «Ведь у нас, говорят, в России этого не было…» Что сказать на это?!

Весь Великий пост есть подготовка к тому, чтобы на Пасху приступить к чаше. Вот за неделю до его начала Церковь поет: «Возведемся к покаянию, и чувства очистим, к ним же брань, вход поста творяще, надеждою благодати сердца извествующе… И снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения; нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разгоняющее неведения, светом его Воскресения» (неделя мясопустная, стихира на стиховне вечера).

Через два дня слышим: «Помолимся видети образныя зде Пасхи совершение и истинныя явление» (Вторник сырн. на стих. веч).

Еще через неделю молимся: «Да достойни будем причастия Агнца, за мiр закланнаго волею Сына Божия и духовно празднуем из мертвых Спасово Воскресение» (Вторник 1 седм. на стих. веч.).

Проходит два дня, снова поем: «Желающе Божественныя Пасхи причаститися, не из Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отымем покаянием» (Четверг 1 седм. стих. на стих. веч.).

На другой день: «Назнаменаимся Кровию о нас Веденнаго на смерть волею, и не коснется нас губитель: и снемы Пасху Христову священнейшую» (Пятница 1 седм. стих. на утр.)

В среду четвертой седмицы: «Сподоби причаститися и божественныя Пасхи Твоея» (стих. на Господи воззвах).

Чем ближе Пасха, тем неудержимее наше стремление: «Радостию потецем предварити и страшное и святое Воскресение» (неделя 4-ая, вечерняя стихира на Господи воззвах).

Нельзя, чтобы такая напряженная подготовка завершилась только символическим, хотя и вдохновенным празднованием Воскресения Христова!

В этот день, «сотворенный Господом», когда благовествуется, что «Слово Плоть бысть и вселися в ны» (), распространим сердца наши, вместим в себя и мы Бога Слово в пречистых таинах Его Тела и Крови, чтобы Он обитал с нами и в нас.

Послушайте: как христианин вообще готовится к причащению? Молитвой, исповедью… А еще? Скажем: постом, чтением духовных книг, примирением с ближними…

А как нас всех Церковь готовит к Пасхе?

Постом… Здесь великая Четыредесятница, и перед самой Пасхой единственная в году строго постная Суббота, Великая Суббота.

Чтением… В посту усиленно перечитывается в Церкви Псалтырь, читаются книги Бытия, Притчей, св. пророка Исаии… Перед самой светлой заутреней прочитывается вся книга деяний апостольских.

Что касается примирения с ближними, то вспомни, как в первенствующей Церкви каждый раз перед возношением Св. Даров, после слов «возлюбим друг друга», верующие (а все они готовилсь причащаться) целовали друг друга. Это, как объясняет : «в знак того, что людям должно любить друг друга… что желающий причаститься Его (Христа) должен предстать без вражды, и что в будущем веке все будут друзьями». Впоследствии этот обычай целования должен был быть уничтожен, может быть, потому же, почему был уничтожен и непременный обычай причащаться за каждой божественной литургией или в каждый праздник, потому что те, древние, были духовнее, потому что ослабли мы. Но в пасхальную ночь, которая есть образ будущаго века, и мы, все, все приглашаемся к священной трапезе и поем: «Простим вся Воскресением», и даем друг другу тройное лобзание мира.

Один иерей рассказывал мне, как мальчиком забегал он в пасхальное утро в уже опустевший после торжественнаго богослужения храм. Светло, нарядно, но безмолвно и безлюдно… И мальчику становилось грустно: Христос один!

Братие! В день Воскресения не подобает оставлять Христа одиноким. Все странноприимем Его, Единаго, не имевшаго где преклонить главу, в сердца наши. Все приимем в себя Тело и Кровь Его. Аминь.

Сборник «Воскресение Христово» 1947 г.
Источник публикации - «Православная Русь», No 7, 1992 г.

О причащении на Светлой Седмице

Я считаю, что священники, которые не благословляют причащаться на Пасху, допускают очень грубую ошибку. Почему? Потому что Литургия служится для того, чтобы люди причащались.

В Великий Пост по будням – по понедельникам, вторникам и четвергам – Литургия не служится. И это отсутствие возможности причаститься и является знаком покаяния и поста. А тот факт, что Устав предписывает служить Литургию на Светлой Седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются каждый день причащаться.

Почему они не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?»

Пасха – самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий Пост является подготовкой к Пасхе. Как можно требовать от человека, чтобы он ещё и в Светлую седмицу тоже постился, если он хочет причащаться!

О причащении на Пасху и на Светлую седмицу

игумен Петр (Прутяну)

Мне уже неоднократно задавали следующий вопрос: «Можно ли нам причащаться на Пасху? А в Светлую седмицу? Чтобы причаститься, нам надо продолжать пост?»

Вопрос хороший. Однако он выдает отсутствие четкого понимания вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно причащаться. В пользу этого утверждения мне бы хотелось привести в обобщенном виде ряд аргументов:

1. В первые века истории Церкви, как мы видим в канонах и святоотеческих трудах, участие в Литургии без причащения Святых Тайн было просто немыслимо. Однако со временем, особенно в наших краях, уровень благочестия и понимания среди христиан стал падать, и правила подготовки к причастию стали строже, местами даже чрезмерно (в том числе двойные стандарты для духовенства и мирян). Несмотря на это, причащение на Пасху было общей практикой, сохраняясь по сей день во всех православных странах. Однако некоторые откладывают причастие до самой Пасхи, словно им кто-то мешает приступать к Чаше каждое воскресенье Великого поста и всего года. Таким образом, в идеале нам следовало бы причащаться на каждой литургии, особенно в Великий Четверг, когда была установлена Евхаристия, на Пасху и на Пятидесятницу, когда родилась Церковь.

2. Тем, на кого возложена епитимья по причине какого-либо тяжелого греха, некоторые духовники разрешают причаститься (только) на Пасху, после чего, еще некоторое время, они продолжают нести свою епитимию. Эта практика, которая, тем не менее, не является и не должна быть общепринятой, имела место еще в древние времена, в помощь кающимся, чтобы укрепить их духовно, позволив и им приобщиться к радости праздника. С другой стороны, позволение кающимся причаститься на Пасху указывает на то, что простого течения времени и даже личных усилий кающегося недостаточно, чтобы избавить человека от греха и смерти. Ведь для этого необходимо, чтобы Сам воскресший Христос послал свет и укрепление душе кающегося (подобно тому, как преподобная Мария Египетская, которая вела распутный образ жизни до самого последнего дня своего пребывания в миру, смогла встать на путь покаяния в пустыне только после причащения Христу). Отсюда появилось и распространилось в некоторых местах ошибочное представление о том, будто на Пасху причащаются только разбойники и блудники. Но разве у Церкви есть отдельное причастие для разбойников и блудников, а другое – для тех, кто ведет христианскую жизнь? Разве Христос не Один и Тот же на каждой литургии в течение года? Разве Ему не причащаются все – и священники, и цари, и нищие, и разбойники, и дети? Кстати, слово свт. (в конце пасхальной утрени) призывает всех без разделения к причащению Христу. Его призыв «Постившиеся и непостившиеся - возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным!» явным образом относится к причастию Святых Тайн. Удивительно, что некоторые читают или слушают это слово, не понимая, что нас призывают не к трапезе с мясными блюдами, но к причащению Христу.

3. Также крайне важен догматический аспект этой проблемы. Народ толкается в очередях, чтобы купить и отведать на Пасху ягнятины – для некоторых это единственная «библейская заповедь», которую они соблюдают в своей жизни (так как остальные заповеди их не устраивают!). Однако когда в книге Исхода говорится о заклании пасхального агнца, это относится к еврейской Пасхе, где ягненок был прообразом Христа-Агнца, закланного за нас. Поэтому вкушение пасхального агнца без причащения Христу означает возвращение к Ветхому Завету и отказ признать Христа «Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира» (). Кроме того, люди пекут всевозможные куличи или другие блюда, называемые у нас «пасхой». Но разве мы не знаем, что «Пасха наша – Христос» ()? Поэтому все эти пасхальные яства должны быть продолжением, но не заменой причастию Святых Таин. Об этом не особо говорится в храмах, но мы все должны знать, что Пасха это во первых Литургия и причащение Христу Воскресшему.

4. Некоторые также говорят, что на Пасху нельзя причащаться, потому что потом ты будешь вкушать скоромное. Но разве священник не делает то же самое? Зачем тогда совершается Пасхальная Литургия, и после нее благословляется вкушать молочное и мясное? Разве не ясно, что после причастия можно вкушать все? Или, может быть, кто-то воспринимает Литургию как театральный спектакль, а не как призыв к причащению Христу? Если бы вкушение скоромного было несовместимо с причащением, тогда на Пасху и Рождество не совершалась бы Литургия, либо не было бы разговления. Причем, это касается всего литургического года.

5. А теперь о причастии на Светлой Седмице. 66-ое правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане «наслаждались Святыми Тайнами» в течение всей Светлой Седмицы , несмотря на то, что она является сплошной. Таким образом, к причастию приступают без поста. Иначе не было бы литургии, либо пост продолжался бы. Представление о необходимости поститься перед причастием касается, прежде всего, евхаристического поста перед принятием Святых Тайн. Такой строгий евхаристический пост предписан в течение не менее шести, а то и девяти часов (не так, как католики, которые причащаются спустя час после трапезы). Если же мы говорим о многодневном посте, то вполне достаточно семинедельного поста, который мы держали, и нет нужды – более того, даже запрещено – продолжать поститься. По окончании Светлой Седмицы мы будем поститься по средам и пятницам, а также в течение трех других многодневных постов. В конце концов, священники не постятся на Светлой Седмице перед причастием, и тогда непонятно, откуда взялось представление о том, что в эти дни должны поститься миряне! Тем не менее, на мой взгляд, к причастию в дни Светлой седмицы могут подходить только те, кто соблюдал весь Великий пост, кто ведет цельную, уравновешенную христианскую жизнь, всегда стремится ко Христу (а не только постами) и причастие воспринимает не как награду за свои труды, но как лекарство от духовных болезней.

Таким образом, каждый христианин призван готовиться к причастию и просить его у священника, особенно на Пасху. Если же священник отказывает безо всяких оснований (в том случае, если у человека нет таких грехов, за которые положена епитимья), но пускает в ход разного рода отговорки, то, на мой взгляд, верующий может пойти в другом храм, к другому священнику (только если причина ухода в другой приход уважительная и не является лукавством). Такое положение дел, которое особенно распространено в Республике Молдова, необходимо как можно скорее исправить, тем более что высшая иерархия Русской Православной Церкви дала четкие предписания священникам не отказывать верующим в причастии без очевидных канонических оснований (см. Постановления Архиерейских соборов 2011 и 2013 гг.). Таким образом, следует искать мудрых духовников, и если мы таковых нашли, надо им послушаться и под их руководством причащаться как можно чаще. Не стоит вверять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда некоторые христиане на Пасху приступали к причастию, а священник поднимал их на смех перед всем церковным собранием, говоря: «Разве тебе не было достаточно семи недель, чтобы причаститься? Почему ты нарушаешь обычаи села?». Хотелось бы спросить у такого священника: «А тебе разве не хватило четырех-пяти лет учебы в духовном заведении, чтобы определиться: либо ты станешь серьезным священником, либо пойдешь пасти коров, потому что «домостроители тайн Божиих » () не могут говорить такие глупости…». И об этом надо говорить не ради насмешки, но с болью о Церкви Христовой, в которой служат и такие некомпетентные люди. Настоящий священник не только не запрещает людям причащаться, но и призывает их к этому и учит жить так, чтобы они могли приступать к Чаше на каждой литургии. И тогда уже сам священник радуется тому, насколько иной становится христианская жизнь его паствы. «Имеющий уши слышать да слышит!».

Поэтому «со страхом Божьим, верой и любовью приступим» ко Христу, чтобы лучше понять, что значит «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!». Ведь Он Сам говорит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ().

Перевод Елены-Алины Патраковой

О причащении на Светлой седмице

В современной жизни Светлая Седмица - время резкого сокращения церковной и домашней молитвы. Тот, кто не ленится и всю седмицу ходит к каждой службе, проводит в храме за сутки 3 – от силы 3,5! - часа, полтора вечером, полтора утром. Домашняя молитва укладывается в 10-15 минут в сутки: пропевается пасхальный час утром и еще раз перед сном. Соответственно на Светлой Седмице обычно не причащаются. Я резко против того, чтобы прихожане – без особой на то нужды! – причащались на Светлой Седмице. Исключение допускается для тех, кто готовился причащаться на Страстной Седмице, но почему-то не смог. Также для тех, кого кладут на операцию и, конечно, для умирающих.

В последнее время некоторые священники, ссылаясь на 66-е Правило VI Константинопольского Собора (Трулльского), причащают на Светлой Седмице каждый день и без исповеди. Это новшество заставляет вникнуть в истинный смысл 66-го правила. Вот его текст: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего - до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся (то есть, каждый день Светлой Седмицы мы должны проводить так, как положено по уставу в Великую Субботу, когда после Литургии мы, не выходя из храма, обязаны слушать Деяния святых апостолов до начала Пасхального богослужения)… Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище».

Говоря современным языком, на Светлой Седмице не следует смотреть телевизор или заниматься иными развлеченими - мы должны непрерывно славить Воскресшего Господа. «Ибо таким образом со Христом воскреснем и вознесемся». Может быть наши потомки и научатся так проводить Светлую Седмицу. Тогда можно будет поднять вопрос и о ежедневном причащении. Но не без Исповеди, так как мы грешим каждый день. Кто этого не замечает, тот еще не начал христианской жизни. Если христианин не научился отслеживать ежедневные грехи (хотя бы некоторые) и каяться в них, ему нельзя и причащаться. А пока всецелое исполнение 66-го правила нереально. Мы можем его воспринимать только как идеал, к которому мы должны стремиться.

Но из этого правила неообновленцы выхватили слова «Святыми Тайнами наслаждатися» - и причащают на Пасху без воздержания в пище и развлечениях и, конечно, без исповеди. А уж о «непрестанных псалмех и пениих и песнех духовных» и о чтении Божественных Писаний, которые требует это правило - и речи нет! Канон - только повод, чтобы нарушить сложившуюся практику (в частности, на Пасху не читается Псалтирь) и тем внести разброд, а то и раскол в души верующих. Так у неообновленцев работают канонические правила!

Следует предупредить священников - бывает, что на Пасху приходят с просьбой причастить их люди, много лет или даже всю жизнь не причащавшиеся. Практика показывает, что такие внезапные порывы бывают у вполне здорового человека перед смертью - Бог призывает к покаянию. Таким людям в Исповеди и Причащении лучше не отказывать (даже если священник очень измучен - на пределе сил).

Но то же нужно иметь в виду и в другие времена года. На исповеди нужно внушить, что причащаться нужно каждый год. Кроме того - каждый день утром и вечером молиться и каждую неделю - лучше в воскресный день - приходить в храм на службу, простаивая ее целиком. Это - минимум воцерковленности.

Из статьи протоиерея Владимира Правдолюбова «О подготовке ко Святому Причащению»

В Вознесенском кафедральном соборе на Пасху мирян не причащают, только детей. Это древняя русская традиция – мирянам воздерживаться от причастия в пасхальную ночь. Церковные люди, которые стремятся к духовной жизни, знают, что причащаться можно было весь Великий пост, а на Пасху православные разговляются.

Те же, кто стремится причаститься на Пасху – как правило, люди, не имеющие смирения. Они хотят быть выше в духовной жизни, чем есть на самом деле. Мало того, кое-где уже в моду входит обязательно причаститься на Пасху даже среди абсолютно невоцерковленных людей, которые и в Великий пост не говели. Дескать, особая благодать – причаститься в этот день. Чтобы быть духовным человеком, нужно пронести крест христианской жизни через всю жизнь, жить по заповедям, соблюдать церковный Устав. Условий для спасения души много, а некоторые думают: причастился на Пасху и освятился на целый год. Нужно помнить, что причаститься можно не только во исцеление души и тела, но и в суд и осуждение.

Если же священник в своем приходе разрешает мирянам причащаться на Пасху, то он ни в чем не погрешает, для того и совершается Литургия. А те миряне, которые решили причаститься в этот святой день, должны взять благословение у своего духовника.

Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Церковный вестник, № 9 (334), май 2006 г.

Благодатный Огонь

Комментарии:

Сельскiй бригадиръ 03/05/2016 в 12:37:40

Елене

@Он в своем знаменитом Слове на ПАСХУ, вообще говорит о том, что в Пасхальную ночь могут причащаться даже те, которые и не постились. … Я не знаю, когда было написано 69 Апостольское правило. Знаю только, что исследователи полагают, что не все правила были написаны апостолами лично. Иоанн жил в период 347 — 407 г. н.э. Шестой Вселенский собор, который утвердил 85 Апостольских правил, проходил в 7 веке. Так что, не знаю, знал ли Святитель, когда писал свое Слово на Пасху, о 69 правиле.@

Любое апостольское правило не нуждается в последующем закреплении, ни соборном, ни святоотеческом. Святые Вселенские Соборы и святые отцы лишь ссылались на апостольские правила как на нерушимые основы веры, изредка давая им пояснения, но не производили их рецепции, что было со Вселенскими Соборами.

Слова свт. Иоанна Златоуста не могли противоречить Духу Церкви: и святитель Иоанн Златоуст, и 6-й Вселенский Собор, который был созван через столетия после его смерти, говорили в одном и том же Духе. Ибо Великий учитель Церкви св. Иоанн был движим тем же Духом, что и святые апостолы и отцы последующих за ним Вселенских Соборов. Если вы это не признаете, то вы не православный человек.

А посему свт. Иоанн не мог призывать причащаться на Пасху не соблюдавших Великий пост.

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 23:59:34

Елене.

@если христианин пришел на литургию, то он должен причаститься.@

Откуда вы это взяли? Епископами древней Церкви были выработаны правила церковной жизни, впоследствии канонизированные Соборами. Был создан институт кающихся с разными формами прещений и отлучения от причастия. Введена практика раздачи и вкушения АНТИДОРА («антидор» дословно означает «вместодарие») в конце литургии, вместо Святых Даров, для НЕ ПОДГОТОВИВШИХСЯ к причастию на данной литургии. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, так как не все бывали готовы к причащению – или по внушению своей совести, или в силу каких-либо других причин, личных или общественных. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Апостольским правилом обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут или не желают причаститься на данной литургии, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся. Именно так истолковывает 9-е Апостольское правило знаменитый канонист епископ Никодим (Милаш), а вовсе не в смысле обязательного причащения всех присутствующих на литургии, как выдумывают современные обновленцы. Следовательно, и в древней Церкви причащались не все верные.

Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, в «Новой Скрижали» пишет: «Антидор дается, главным образом, тем, которые не подготовили себя к причащению». Ссылаясь на свт. Симеона Солунского, владыка Вениамин отмечает: «Антидор… этот хлеб, назнаменованный копием, и над которым произнесены Божественные глаголы, преподается вместо страшных Таинств не причастившимся».

Напомню также, что в древней Церкви существовал чин кающихся – «купностоящих», т.е. тех, кто могли стоять вместе с верными и не выходить вместе с оглашенными, но не причащались Святых Таин. Об этой практике говорит святой III века свт. Григорий Неокесарийский Чудотворец (12-е правило св. Григория: «чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными»).

В Слове свт. Иоанна Златоустого под «тельцом упитанным» конечно же речь может идти только о торжестве пасхальной радости, о «пире веры». Все остальные трактования и мудрования – суть обновленческо-шмемановские выдумки.

Елена 02/05/2016 в 22:27:17

Сельскому бригадиру.

О том, что причащаться надо с чистой совестью, с должной подготовкой, даже не обсуждается. Конечно, — так и только так. И слова Св. Иоанна Златоуста об этом я прекрасно знаю и помню. Но ведь речь идет о другом. Давайте не будем разбирать случаи недолжной подготовки, без благоговения к Святым Христовым Тайнам. Это другая тема. Речь о том, что если христианин пришел на литургию, то он должен причаститься. А как часто он должен ходить на литургию? Согласно правилам Вселенских Соборов, не реже чем раз в 3 недели. Вы с этим согласны или нет? Я не знаю. как можно иначе истолковывать 2-ое правило Антиохийского Собора. Тут никакие толкователи не нужны. Четко и ясно написано о всех, «входящих в церковь», т.е. и миряне.

Теперь о Слове на Пасху Иоанна Златоуста. Конечно, в этом слове речь идет о евхаристии: «Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным!» О чем это? Неужели Вы думаете, что речь идет просто о праздничном пиршестве, где люди едят и пьют? Да, предвижу, что Вы сейчас приведете мне следующие слова Святителя в этом же абзаце: «Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!» Ну, так без веры вообще невозможно принять это великое и «страшное» таинство, которое для инославных, атеистов просто безумно. Я не знаю, когда было написано 69 Апостольское правило. Знаю только, что исследователи полагают, что не все правила были написаны апостолами лично. Иоанн жил в период 347 — 407 г. н.э. Шестой Вселенский собор, который утвердил 85 Апостольских правил, проходил в 7 веке. Так что, не знаю, знал ли Святитель, когда писал свое Слово на Пасху, о 69 правиле.

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 21:29:57

Елене.

Вот другие слова свт. Иоанна Златоустаго:

«Кого нам одобрить? Тех ли которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью» (Спб.Д.А., 1906, том XII, с.153).

Вы пишите:

@Он в своем знаменитом Слове на ПАСХУ, вообще говорит о том, что в Пасхальную ночь могут причащаться даже те, которые и не постились.@

Это клевета на Святителя. Вот его слова: «Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь». Тут речь идет только о пасхальной радости, а не о причащении Св.Таин. Существует 69-е Апостольское правило, отлучающее от церковного общения всех тех, КТО НЕ СОБЛЮДАЛ ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Выходит, что святитель Иоанн Златоуст утверждает прямо противоположное Апостольскому 69-му правилу? Или вы думаете, что он не знал этого Правила? Не хулите имя Великого Учителя Церкви.

Теперь по поводу неправильного токования вами 2-го правила Антиохийского Собора и 80 правило VI Вселенского Собора. Вот что об этом пишет известный пастырь прот. Андрей Правдолюбов:

«Сторонники сверхчастого причащения демонстрируют двойной стандарт по отношению к канонам. О большинстве молчат, а упоминают только три: 8-е и 9-е Апостольские и 2-е Антиохийского Собора - и их перетолковывают, следуя в этом “Книге душеполезнейшей” (с. 28–31), особенно 9-е, которое, по их мнению, повелевает причащаться всем стоящим литургию. Чтобы увидеть их неправоту, достаточно сравнить начала 8-го Апостольского правила и 80-го правила VI Вселенского Собора. 8-е Апостольское правило: “Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка…” и 80-е: “Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин…”. В 8-м правиле слово «мирянин» (или соответствующее слово из 9-го правила “верный”) отсутствует! Если бы к мирянам апостольские правила предъявляли такие же требования, как и к членам клира, то в 9-м правиле не было бы нужды, достаточно было бы вставить в начало 8-го правила слова: «или кто-либо от верных». А по ошибочному толкованию 9-го правила, к мирянам предъявляются даже более строгие требования, так как ничего не говорится о тех, кто представит причины, почему не причащается, как это сделано в 8-м. Так что, что бы ни говорили древние и новые толкователи, 8-е и 9-е Апостольские правила четко отделяют клириков от мирян. Если первые, присутствуя на Литургии, обязаны причаститься (8-е правило), то вторые обязаны пребывать на Литургии до конца - и только!

Рассмотрим 2-е правило Антиохийского Собора. Им отлучаются от Церкви: во-вторых “отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии”, а во-первых “не участвующие в молитве с народом”. Так что здесь речь идет не о благоговении или смиренномудрии (как говорит Зонара), а о начале отъединения от общения церковного, “уклонения” от него.

Подобное случилось в нашем приходе, когда его возглавлял о. Иоанн (Крестьянкин). Он заметил, что одна благочестивая девица - чтица левого клироса - пост за постом не причащается. Он спросил ее - почему? Она молчит. Тогда он сказал ей - или в ближайший пост причастись, или сойди с клироса. Оказалось, ее мама считает всех попов (в том числе и о. Иоанна) “красными”. После, когда стала расти слава о. Иоанна как святого и прозорливца, она вернулась в Церковь, покаялась, причастилась, и до сих пор поет и читает на клиросе. Так что ссылка на эти правила с целью оправдать сверхчастое причащение неправомочна… Чем страшно частое Причащение? Потерей благоговения и усердия в подготовке к Причащению. Говорят, как ни готовься, все равно готов не будешь. Поэтому поститься не надо, исповедоваться не надо. Это в корне неверно! Вполне понятно, что если Царь пожелает быть в доме у нищего, Он будет видеть все его убожество - и нищий это понимает. Но все же старается все что возможно сделать - и пол помыть, и пыль обтереть, и паутину смести, и скатерочку, хоть изношенную и в пятнах, но постиранную, постелить. Иначе он рискует навлечь на себя гнев Высокого Гостя…

Страшная беда - привычка к святыне.»

Елена 02/05/2016 в 20:49:57

Ну, а что скажут противники причащения на Пасху, на Светлой Седмице и вообще противники т.н. частого причащения на следующие слова Св. Иоанна Златоуста? «Всякий, кто не приобщается св. тайн, стоит бесстыдно и дерзко…»

И еще у него же: «Если бы кто, будучи позван на пир, изъявил на это согласие, явился, и уже приступил бы к трапезе, но потом не стал бы участвовать в ней, то – скажи мне – не оскорбил ли бы он этим звавшего его? И не лучше ли было бы таковому вовсе не приходить? Точно так и ты пришел, пел песнь, как бы признавая себя вместе со всеми достойными (св. тайн), потому что не вышел с недостойными. Почему же ты остался, а между тем не участвуешь в трапезе? Я недостоин, говоришь ты. Значит: ты недостоин общения и в молитвах, потому что Дух нисходит не только тогда, когда предложены (дары), но и когда поются (священные) песни».

Ну, кто может возразить на эти слова такого авторитета Церкви, как Иоанн Златоуст? Он в своем знаменитом Слове на ПАСХУ, вообще говорит о том, что в Пасхальную ночь могут причащаться даже те, которые и не постились. И все это вкупе с правилами Вселенских Соборов (особенно определенно об этом во 2-ом правиле Антиохийского Собора: «Все, входящие в церковь и слушающие священные писания, но по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся о причащения Святыя Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения и таким образом возмогут получити оное») свидетельствует о том, что причащаться надо не реже, чем 1 раз в 3 недели (80 правило VI Вселенского Собора, 11 правило Сардикийского Собора).

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 15:30:00

Давиду.

Со статьями о.Георгия Максимова я категорически не согласен. Ещё когда несколько лет назад он писал эти статьи, я ему лично высказал все мои замечания и несогласия. Но каждый из нас остался при своем мнении.

Конечно же о.Георгий добрый пастырь и никакой не обновленец.

Воистину воскресе Христос!

Давид 02/05/2016 в 13:45:55

Сельскому бригадиру

Спасибо за подробный ответ. Я могу сказать по этому поводу, но гораздо лучше за меня это сделает о.Георгий(Максимов), он ответил в своей статье практически на все подобные цитаты, и подробно объяснил в чем тут кроется ошибка и необоснованность этих цитат вырванных из контекста. Я думаю о.Георгия тоже никак нельзя считать обновленцем, как и о.Рафаила (как и Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского и многих других). Вот уважаемый брат, ознакомьтесь с этой статьей. (я правда не знаю можно ли тут давать ссылки на другие сайты, просто иначе никак не получиться) http://www.pravoslavie.ru/5783.html — часть 1 http://www.pravoslavie.ru/5784.html — часть 2 Если вы и с этим не согласны, то я уже просто замолкаю).

Да просветит Господь Бог всех нас! Аминь. Христос Воскресе!

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 10:21:15

Давиду.

Начну отвечать с конца.

@И вообще что значит «частое» причащение? Ведь это вещь относительная.@

Частое причащение – это причащение мирянином за каждой литургией, на которой он присутствует. Т.к. обычно миряне посещают храм 1 раз в неделю (на воскресную службу), то причащение РАЗ В НЕДЕЛЮ – это частое причащение, не имеющее никаких оснований в тысячелетней традиции Русской Церкви.

Со времени принятия христианства на Руси и вплоть до XIV века миряне причащались три раза в год, а после XIV века – четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением. На протяжении последующих веков в Русской Церкви установилась определенная практика частоты причащения для мирян. В XIХ веке она была зафиксирована в Православном христианском Катехизисе св. Филарета.

@- Если не затруднит, хотя бы несколько.@

  1. В «Православном исповедании» св. Петра Могилы говорится: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой, стремящимся к благоговейной жизни – четырежды в год или каждый месяц, а всем обязательно раз в год» (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90).

Тоже самое изложено и в пространном Православном Катехизисе свт. Филирета (Дроздова): четырежды в год или каждый месяц.

  1. Привожу ответ святителя Димитрия Ростовского (†1709).

«Вопрос: Сколько раз православному христианину подобает причащаться в год?

Ответ: Святая Церковь узаконила причащаться во все четыре поста; но неграмотным - поселянам и мирянам, труждающимся своими руками, повелела, под опасением смертного греха за непослушание и непричащение, причащаться непременно однажды в год, около Святой Пасхи, то есть в Великий Пост» (из ответов о вере и о прочем, необходимом для знания христианина).

  1. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал об частоте причащения для мирян так: «Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж к сожалению и несчастью житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год» (т. IV, с. 370).

В письме к болеющей сестре Елизавете Александровне свт. Игнатий пишет: «Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычайно способствует к рассмотрению себя и покаянию. Потому-то многие святые отцы удалялись в глубокие пустыни… Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, а говение и причащение Святых Таин отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни» (письмо от 16 февр. 1847 г., т. VIII, Собрание писем, с. 366, п. 299).

  1. Старец-затворник Гефсиманского скита иеросхимонах Александр (†1878) учил: «Частое причащение без внутреннего духовного делания не вменяется в достоинство причащающемуся» (Беседы великих русских старцев. М., 2003. С. 170).
  2. Вот высказывание преп. Макария Оптинского: «В первые века христианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение литургии, но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причастию Таинств» (т. I, с. 156–157).
  3. Первый великий Оптинский старец Леонид причащался раз в три недели, второй великий Оптинский старец Макарий, и третий великий Оптинский старец Амвросий причащались один раз в месяц.
  4. О частоте причащения для мирян говорится также в трудах свт. Феофана Затворника: «Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (т. I, п. 185, с. 206).

Он же: «Что касается до “чаще”, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу… разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех» (т. III, п. 500, с.177).

И еще свт. Феофан пишет следующее: «мера в месяц однажды, или два раза самая мерная» (т. IV, п. 757, с. 255).

  1. Примерно те же наставления содержатся в заповеди преп. Серафима Саровского инокиням Дивеевского монастыря: «… Приобщаться всем неопустительно во все св. посты, а по желанию и во все дванадесятые праздники» (из «Краткого жизнеописания старца Серафима Саровского», 3-е изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. Казань, 1900. С. 80–81). Но правило это дано было батюшкой Серафимом для инокинь, а не для мирян.
  2. Преподобный Варнава Гефсиманский (†1906) в своих письмах советовал сестрам Иверской Выксунской обители: «причащаться во все святые посты, а также аще приключится какая болезнь, как можно чаще». Как видно из сего наставления, учащение причащения старец Варнава связывал только лишь с болезнью.
  3. Оптинский старец преп. Варсонофий писал: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие. Никто из христиан не был безопасен. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его хватали и отводили в колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане зорко следили за своим духовным миром и проводили жизнь в чистоте и святости. Но первые века прошли, гонение со стороны неверных прекратилось, постоянная опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения начали причащаться раз в неделю, затем раз в месяц, а теперь даже один раз в год. У нас в скиту держатся устава Афонской горы, составленного святыми старцами и переданного нам в назидание. Все иноки причащаются шесть раз в год, но по благословению иногда и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает всеобщее внимание…» (Из беседы 12 апреля 1911 г.).
  4. Поучение знаменитого глинского старца ХХ века схиархимандрита Андроника (Лукаша), которое должны помнить все православные христиане, я уже приводил: «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник…» (Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467).
  5. И наконец приведу отрывок из книги «Духовный дневник» епископа Арсения Жадановского (†1937), причисленного к сонму новомучеников и исповедников Российских, духовного сына св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Мне, однажды, передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На неё обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить её. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедоваться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Св.Чаше. Но было уже поздно для неё такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее проследили и нигде не допускали до причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы литургию над просфорами и вином. Дело её однако кончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишённых. Так к Св. Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, иначе на почве частого и недостойного принятия Св. Таин может возникнуть самообольщение».

Давид 02/05/2016 в 04:45:08

Сельскому бригадиру

***Я могу вам привести цитаты других святых отцов, в первую очередь святых подвижников Русской Церкви, которые были ПРОТИВ этой практики (частого причащения).***

— Если не затруднит, хотя бы несколько.

***А тут не соглашусь. В Русской Православной Церкви существует тысячелетняя традиция причащения мирян. Ее высказывали очень многие святые нашей Церкви. Даже почти ВСЕ! Эта традиция Русской Церкви НЕ ЗНАЕТ практики частого причащения мирян.***

— Простите но это не убедительно. Что значит даже почти все? И вообще что значит «частое» причащение? Ведь это вещь относительная. С чем вы сравниваете? Если человек причащается 1 раз в месяц, это часто по сравнению с человеком который причащается 1 раз в год, но это редко по сравнению с человеком причащающимся 2 раза в неделю… А тот кто причащается 1 раз в 5 лет для него очень «часто» и тот кто причащается 1 раз в год… Критерий какой? и чем он обоснован? ведь 1 раз в 5 лет тоже можно причастится в осуждение… и в таком состоянии умереть и не дожить до следующего причастия. То что «привыкание» к Святым Тайнам не должно быть, вот об этом и говорят все святые — и это абсолютно верно!

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 01:45:50

Давиду

@приводит пример (в моем комментарии) святых отцов которые были ЗА эту практику.@

Я могу вам привести цитаты других святых отцов, в первую очередь святых подвижников Русской Церкви, которые были ПРОТИВ этой практики (частого причащения).

@А причащаться призваны все И священники И миряне@

Но в отличие от мирян, священник ОБЯЗАН совершать литургию. Иногда в качестве седмичного всю неделю подряд. Для мирянина совершенно не нужно всю неделю причащаться за каждой литургией.

Вот что пишет подвижник ХХ века знаменитый глинский старец преподобный Андроник (Лукаш): «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник…».

@Везде нужно рассуждение, и каждому свое, а общих правил здесь, по моему мнению быть не может, ибо все мы разные и у каждого свой уровень и опыт богопознания и богообщения. Главное не впадать в крайности @

Тут я с вами соглашусь.

@И если нет единого ответа по поводу частоты причастия в Святой Церкви, то и не следует осуждать противоположное мнение, ибо это не разумно.@

А тут не соглашусь. В Русской Православной Церкви существует тысячелетняя традиция причащения мирян. Ее высказывали очень многие святые нашей Церкви. Даже почти ВСЕ! Эта традиция Русской Церкви НЕ ЗНАЕТ практики частого причащения мирян.

Эта традиция, в частности, изложена в Православном христианском Катехизисе свт. Филарета Московского, который был принят ВСЕЙ полнотой Православия: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крове Христовых ревнующим о благоговейном житии - четырежды в год или каждый месяц, а всем - непременно однажды в год» (ч. 1. О вере).

Давид 02/05/2016 в 00:46:38

Сельскому бригадиру

— Одно дело послушание своему духовному отцу который дал именно такое благословение (раз в 2 недели), причины этому может знать только он. Другому человеку духовный отец мог дать благословение причащаться часто, допустим несколько раз в неделю. Тут все индивидуально, и сам духовник это решает. В обоих цитатах архимандрит Рафаил говорит о том что следует делать все по благословению духовника. Цитата: «Думаю, что к вопросу о Причастии надо подходить индивидуально, учитывая личные потребности и обстоятельства жизни.» — и я с этим согласен. Но если духовник дал благословение что человек может скажем в Светлую седмицу причащаться каждый день, разве он грешит этим? мы об этом говорим. А может и не только в Светлую седмицу, может и в какие то другие моменты, это ему решать. На то он и духовник. о.Рафаил говорит, что общего церковного мнения об этом нет. Но так же приводит пример (в моем комментарии) святых отцов которые были ЗА эту практику. Я надеюсь, что вы, сказав «Вот вам другая цитата о.Рафаила» не ищите в этом противоречия… ибо его там нет.

— Вы пишите о Божественной благодати священства… как священник он поставлен для того что бы служить, служение выражается во многих вещах, это и Литургия, исповедь,таинства, и многое другое.. и это может делать ТОЛЬКО священник (об этом пишите и Вы говоря об этих обязанностях), и на это ему дана благодать от Бога, и только в этом наше отличие потому что все должны быть на своих местах (и читать молитвы положенные священнику мирянин естественно не должен.. и все смешивать в одно, крайне опасно, в чем с вами согласен). А причащаться призваны все И священники И миряне (и для того что бы причащаться не нужно иметь «благодать священства») и ни у кого нет пред Богом каких то особых льгот, ибо все недостойны причастия, и патриарх и игумен и мирянин и монах, и даже святые люди и праведники! так как мы люди и ВСЕ имеем грех в себе, ибо нет безгрешного человека! и Кого мы причащаемся? Создателя всего видимого и невидимого, Безгрешного и Непорочного, Света Истинного! всё по сравнению с Бесконечным Богом не достойно.. В этом и заключается Его любовь к нам, что Он позволяет прикасаться к Себе и более того прибывает в нас а мы в Нем, разве может кто то сказать что «я достоин этого»? будь он хоть патриарх хоть мирянин. И тут ведь дело не в частоте причастия, а в том с каким духом и сердцем человек причащается. Можно и редко, 1 раз в год, причащаться и каждый раз «во осуждение». Есть люди которые не думая подходят к Святом Таинству, мол «чем чаще тем больше благодати» и это тоже будет во осуждение…

Везде нужно рассуждение, и каждому свое, а общих правил здесь, по моему мнению быть не может, ибо все мы разные и у каждого свой уровень и опыт богопознания и богообщения. Главное не впадать в крайности с одной стороны небрежения и беспечности, с другой фарисейства и законничества и по этому крайне желательно иметь духовника и делать по послушанию не осуждая других кто делает иначе. И если нет единого ответа по поводу частоты причастия в Святой Церкви, то и не следует осуждать противоположное мнение, ибо это не разумно.

Сельскiй бригадиръ 01/05/2016 в 23:45:52

Давиду.

Вы привели цитату о.Рафаила (Карелина) о частоте причащения мирян. Вот вам другая цитата о.Рафаила:

Р.б. Владимир спрашивает:

Дорогой отец Рафаил! Мой вопрос касается частоты причащения Св.Таин. Мой духовный отец, схиигумен Алексий, почивший несколько лет тому назад, не благословлял меня причащаться чаще, чем раз в две недели. Я целиком доверял батюшке в вопросах спасения души, и сейчас, когда его рядом нет, это доверие не исчезло. Более того, я ему молюсь! Стараюсь держаться его благословения. Внутреннее чувство моё это потверждает… Сейчас я послушник, и мой духовник, иеромонах, советует мне причащаться на каждой литургии, но при этом оговорил, что на этом не настаивает. Я к нему отношусь хорошо, не хочу его огорчать. Сейчас, как Вам известно, вся обновленческая рать настаивает на частом причащении. Я не приемлю это, как и весь их «модернизм». Очень прошу Вашего совета, как Вы благословите? Мне около 72 лет, поздно делать ошибки. Спаси Вас Господи!

Помолитесь за меня, Владимир.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Ни в каких соборных правилах вы не найдете точного указания, сколько раз и когда надо причащаться. В 19-ом столетии в Константинопольской Церкви возникла продолжительная дискуссия о том, допустимо ли частое, ежедневное причащение. Она длилась много лет и к окончательным результатам не привела. Константинопольский Патриарх Григорий написал по этому случаю: «Хорошо и спасительно причащаться ежедневно, но нам нужно время для приготовления и несения епитимий», – и рекомендовал причащаться мирянам раз в сорок дней. В настоящее время духовники решают это по-разному. Думаю, что к вопросу о Причастии надо подходить индивидуально, учитывая личные потребности и обстоятельства жизни. Человек должен исполнить ту меру молитвенного правила и поста, пусть даже минимальную, которая вошла в традицию Церкви, поэтому причащаться следует по благословению духовного отца. Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

Вы пишите:

***Скажите пожалуйста разве священник достоин больше мирянина? у него какое то особое разрешение причащаться а у мирянина такого нет?***

Такой вопрос задают многие неофиты и прихожане обновленческих общин: «Почему служащим священнослужителям можно причащаться за каждой литургией и не исповедоваться перед каждым причащением, а мирянам нельзя?»

В отличие от духовенства, миряне не имеют Божественную благодать священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина. Например, мирянину, находясь в алтаре, строго запрещено прикасаться к святому Престолу, ко Святой Чаше (за исключением целования ее нижнего края во время причащения), и поэтому, в частности, мы считаем крайне душевредным чтение мирянами тайносовершительных молитв из Служебника во время евхаристического Канона, что практикуется в обновленческих общинах священников, например свящ. Г.Кочеткова.

Итак, стирание границ между священством и мирянами представляет собой чистый протестантизм.

Сельскiй бригадиръ 01/05/2016 в 22:45:05

Наталье Мск

Я думаю на лет 10 раньше. В 1990-х годов в Москве стало поднимать голову движение неообновленцев — священников-реформаторов, мечтавших на практике возродить кое-что из того, что предлагалось обновленческим движением после революции. Стали издаваться книги прот.Шмемана. Вот с тех пор и стали священники-реформаторы призывать причащаться на Светлой седмице.

Давид 01/05/2016 в 22:40:35

Вот что пишет уважаемый о.Рафаил(Карелин), отвечая на вопрос по этой теме у себя на сайте:

«Уже Феофан Затворник в письме к одной из своих духовных дочерей писал о том, что в приходскую жизнь вкрались неправильности, и как самый опасный пример таких неправильностей приводил порочную практику священников, которые препятствуют христианам часто причащаться. Причина, по которой это делается, прежде всего, личная бездуховность, когда сам священник не чувствует внутренней потребности причащаться как можно чаще, и смотрит на причастие как на свой профессиональный долг. Вторая причина – богословское невежество и нежелание ознакомиться с единогласным учением святых отцов о частом причащении, как Небесном Хлебе, необходимом для души человека. Третья причина — леность и стремление сократить время, нужное для исповеди и причащения. Есть еще одна причина: это ложное, фарисейское благоговение. Фарисеи, чтобы показать свое особое уважение к имени Божьему – Иегова, запретили вообще произносить Его. таким образом, они исказили заповедь: «Не произноси имя Господа твоего всуе (напрасно)».

Сама литургия это богослужение, во время которого совершается таинство пресуществления Святых Даров и причастие преподается народу. Когда служится литургия, тогда и можно причащаться. В литургических молитвах Церковь призывает всех находящихся в храме принимать Тело и Кровь Христову (разумеется, если они подготовились к этому). На Пасхальной неделе и в Рождественские святки, и еще в нескольких неделях, предшествующих Великому и Петровскому постам, можно без сомнения причащаться, так как в противном случае Церковь не служила бы в эти дни литургии.

В житии преподобного Макария Великого повествуется о том, как священник, самовольно отстранявший людей от причастия, был жестоко наказан многолетним параличом, и исцелен только по молитвам преп. Макария. Особо резко обличал св.Иоанн Кронштадтский эту порочную практику причащения.

В Светлую седмицу, перед причастием, достаточно воздержаться от мясной пищи, но этот вопрос лучше согласовать с духовником. Протоиерей Белоцветов в известном сборнике своих проповедей писал, что в его время христиане старались причащаться на Светлой седмице каждый день.

От себя могу сказать, что странно, что так же уважаемый мной журнал «Благодатный огонь», выкладывает такие высказывания, типа — «аргумент о том, что мирянам следует причащаться за каждой Литургией, потому что так делают священники». Скажите пожалуйста разве священник достоин больше мирянина? у него какое то особое разрешение причащаться а у мирянина такого нет? Я думая кого кого, а о.Рафаила навряд ли можно обвинить в каких то модернистских взглядах, и лично я согласен с его ответом на данную тематику, а то что к чаше без подготовки и благоговения подходить нельзя, я думаю это должно быть всем ПРАВОСЛАВНЫМ христианам понятно. Смысл нашей жизни есть Христос, и Телом Его и Кровью Его мы спасаемся и преображаемся!

Слова «примите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за ВЫ ломимое во оставление грехов!… пийте от нея ВСИ, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за ВЫ и за многи изливаемая во оставление грехов!» Слова «ВЫ» и «ВСИ» разве не относятся ко всем верным? или к кому то особенному?

Наталия Мск 01/05/2016 в 22:36:23

Сельскому бригадиру

Христос Воскресе!

Я же написала о причащении на Пасху и из Типикона процитировала тоже, о причащении же на Светлой Седмице я и не упоминала. Сидела, вспоминала, когда заговорили о причащении на Светлой Седмице. Точно не скажу, но не раньше 2000-2001 гг. Выходит, не причащаться на Светлой даже несколько более, чем тысячелетняя традиция.

Воистину Воскресе Христос!

Сельскiй бригадиръ 01/05/2016 в 21:57:52

Наталия Мск

@традиция не причащаться на Пасху — советская@

Христос воскресе!

Традиция не причащаться на Светлой седмице — это тысячелетняя традиция Русской Церкви. Частое причащение, в том числе причащение на Светлой, появилось на волне модернистского учения «евхаристического возрождения», имеющего католические корни. Апологетом этой модернистской теории в ХХ веке были обновленцы и протопресвитер А.Шмеман.

Наталия Мск 01/05/2016 в 21:19:16

Признаться, я думала, что традиция не причащаться на Пасху — советская, поскольку в Типиконе, в главе «От правил Святых Апостол, и святых отец, о Святей Велицей Четыредесятнице, яже должен всякий христианин опасно хранити» указано: «И аще монах Святую Четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме Праздника Благовещения, и Недели Цветоносныя, то не причастится Святых Таин и на Святую Пасху: но друзии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300.»

Владимир Юрганов 01/05/2016 в 16:29:45

На пасхальной ночной службе у нас обычно причащают, а вот исповедь… в одном храме принимали перед Пасхой, а в другом категорически запрещают. Для исповеди был Великий пост.

Дмитрий 01/05/2016 в 14:41:56

«от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище» (правило 66 Трулльского Собора) «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения. Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах, в многих свечах, благоуханном фимиаме, серебряных и золотых украшениях, которыми они убирают церкви. Ибо этого Бог от нас не требует, потому что это не первостепенное и не главное» (Книга о душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин. сс. 54-55).

От редакции: «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин» имеет католическое происхождение и посему не полезна для чтения православными верующими. Составлена была книга сия св. Никодимом Святогорцем совместно со св. Макарием Коринфским, однако идеи, легшие в основу этой книги, принадлежат католическому автору Мигелю де Молиносу (1628–1696), написавшему в 1675 году «Краткий трактат о каждодневном Причащении». Из этого сочинения Мигеля де Молиноса в книгу св. Никодима Святогорца и св. Макария Коринфского «О постоянном (частом) причащении Божественных Таинств» перешел аргумент о том, что мирянам следует причащаться за каждой Литургией, потому что так делают священники. Этот аргумент бытует вплоть до сего дня у священников и публицистов либерально-обновленческих взглядов. Уже при жизни св. Никодима ему говорили о том, что его книга связана с книгой Мигеля де Молиноса. Он этого не отрицал, а доказывал, что, осуждая католиков, мы не должны отвергать у них то, что хорошо и канонично.

Лидия 01/05/2016 в 14:38:51

Какие разные точки зрения сегодня в Церкви. Многие призывают причащаться как можно чаще, особенно на Светлой Седмице. Кто-то говорит: достаточно один раз в месяц. И у каждого свои «аргументы» и резоны. Но ясно, что без исповеди, покаяния и трепета к Чаше подступать нельзя.