Почему не обязательно и очень вредно отдавать ребёнка в нашу школу. Смешные статусы про школу

Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных:

1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат — это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем — никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.

Альтернативная школа.
К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам…

Система школ Монтессори , являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет. Поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования — также школа «американского» типа. Является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире с 800 школами более чем в 30 странах мира. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. К сожалению, Вальдорфские школы можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве)…

Школа Академика Щетинина — настоящая община в самом лучшем контексте этого понятия. Ее отличие от прочих школ в том, что она находится в лесу и, по сути, является маленьким государством. Здесь вы также не найдете одновозрастных классов, учебников и уроков… Школа строится на пяти основаниях: нравственно-духовное развитие каждого; устремленность к познанию; труд (точнее, любовь к труду в любых проявлениях — например, все корпуса школы построены самими учениками); чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем; и, наконец, мощная физическая подготовка каждого.

К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым Школу-Парк (Екатеринбург). В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью — от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки. По мнению Милослава Балабана, самым лучшим документом об образовании у ребенка был бы портфель с отзывами всех учителей о его успехах. Именно об успехах!

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу… Но…

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость… и прочее, и прочее?

Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего — беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа — институт — работа — пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!

Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?

Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!

И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает ?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно…

Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?

В наших школах стали проводить так называемые «уроки счастья» для учеников начальных классов. Это выглядит так, как если бы граф Дракула организовал курсы, на которых учил справляться с болью. Дети очень чувствительны. Они болезненно реагируют на несправедливость, разочарование и злобу. И один из главных источников несчастья для современного ребенка – школа.

Я сам ходил в школу с неохотой. Все уроки были скучными, одинаковыми и бесполезными. Возможно, что-то изменилось в школе с тех пор, но не думаю, что перемены значительны.

Учиться сегодня тяжело. Моя 14-летняя дочь прилежна и мотивирована, но чрезмерно загружена. Несомненно, это хорошо с точки зрения подготовки рабочей силы для страны. Так мы скоро догоним Сингапур с его интенсивным высокотехнологичным образованием. Такое образование радует политиков, но не делает детей счастливыми.

При этом учеба может быть в радость. Любой школьный предмет может стать увлекательным, если учитель захочет. Но учителя загружены работой и демотивированы.

Так быть не должно. Школы нужно менять: повышать зарплату учителям, снижать уровень стресса, стимулировать учеников к высоким достижениям в учебе и делать их школьную жизнь счастливой. И я знаю, как это сделать.

Что нужно изменить в школе

1. Запретить домашние задания до 14 лет. Идея, что родители должны участвовать в обучении детей, нежизнеспособна. Домашние задания делают несчастными и детей, и родителей.

2. Изменить учебные часы. Лучше учиться с 10.00 до 17.00, чем с 8.30 до 15.30, потому что ранние подъемы – стресс для всей семьи. Они лишают детей энергии на весь день.

3. Физической активности должно быть больше. Спорт полезен не только для здоровья, но и для настроения. Но уроки физкультуры должны быть веселыми. Необходимо давать возможность каждому ребенку проявить себя.

4. Увеличить количество гуманитарных предметов. Это интересно и расширяет кругозор.

5. Найти возможность для отдыха детей в дневное время. Сиеста способствует качественному обучению. Когда я был подростком, я был настолько измотан к обеду, что только делал вид, что слушаю учителя, а сам изо всех сил старался не заснуть.

6. Избавиться от большинства учителей. Это последний и самый радикальный пункт. Потому что сегодня доступны разнообразные виртуальные ресурсы, например, видеоуроки от лучших учителей. Это те редкие специалисты, которые умеют интересно рассказывать о логарифмах и высохших реках.

А школьные педагоги будут следить за детьми во время занятий, отвечать на вопросы и организовывать дискуссии и ролевые игры. Так траты на оплату учительского труда сократятся, а интерес к учебе и вовлеченность повысятся.

Почему дети чувствуют себя в школе ненужными, отчего учителя боятся говорить о демократии и почему самое разумное сейчас...

Людмила Петрановская рассказала, почему дети чувствуют себя в школе ненужными, отчего учителя боятся говорить о демократии и почему самое разумное сейчас - убрать чиновникам руки от системы образования и дать школе возможность самой развиваться.

- Мы живем в потрясающее время, сколько изменений вокруг! Недавно мне объяснили, что сейчас неправильно говорить о научно-технической революции, потому что это научно-технический взрыв.


Когда у меня сидят родители, обеспокоенные школьными успехами своих детей, я говорю:

«Слушайте, отдавайте себе отчет, 80% детей будут работать по специальности, которую мы сейчас не знаем. О чем вы на полном серьезе переживаете?»

Это действительно так, но при этом обратите внимание, что происходит. У нас фантастическая скорость изменений, у нас вот-вот научатся выращивать уши, ноги, я все мечтаю, чтобы и зубы тоже. У нас будет удлиняться продолжительность жизни, улучшаться ее качество, мы, скорее всего, полетим на Марс, и под каждым баобабом будет ловиться интернет.

Но при этом отмечается рост эмоциональных расстройств, все чаще диагностируют депрессию, у нас большие победы в цивилизованном мире: победа над преступностью, меньше семейного насилия, уличного насилия, однако растут суицидальные попытки.

Все больше детей, которые получили прекрасное образование, к своим 16−17 годам закрываются в комнате, лежат на диване, ничего не хотят, не учатся, не работают, довольствуются самым минимумом и не общаются со сверстниками.

То есть у нас, с одной стороны, идет бурный рост науки, техники и новых технологий, а с другой стороны, человек остается все таким же уязвимым.

Помните выражение из Евангелия: «Что толку, если ты весь мир приобретешь, но душе своей навредишь?» Так вот его можно перефразировать: «Что толку, если у тебя все технологии, но ты жить не хочешь, не справляешься со своими чувствами и не можешь построить отношения? Если ты не можешь восстановиться после неудачи?»

Это очень серьезная проблема. Мы много думаем о содержании образования, методике, но, как ни странно, мы мало думаем о детях.

Наша школа - это большой анахронизм в современном мире. Какой-то случайно уцелевший мастодонт, который, бедный, ходит по улицам и уворачивается от Tesla.

Школа - та, которая сейчас есть, была создана для эпохи индустриализации, где успех зависел от того, насколько слаженно будут работать огромные системы с большим количеством как металлических, так и человеческих винтиков. Насколько четко они будут выполнять предписанные им алгоритмы.

И тогда школа блестяще справлялась с этой задачей, она хорошо готовила научно-технические кадры для индустриализации, рабочих для конвейера. Мир изменился, и это больше не нужно.

Не успеем мы и глазом моргнуть, как все то, что стандартизируемо и алгоритмизируемо, будет передано нашим металлическим братьям. И мы с вами останемся ни при чем.


Идея «будь хорошим мальчиком, девочкой, учи алгоритмы, будь добросовестным, надежным и найдешь место, где тебе скажут: „Ты работаешь здесь!“», уже не будет актуальной. Это засада.

Уже сейчас найти такую работу - большая проблема. Нашим детям никто не подготовит рабочее место с должностными инструкциями, где только приди, делай, что говорят, и все будет хорошо.

В современном мире рабочее место приходится создавать самим, самим придумывать продукт, который ты будешь продавать, а пока сам не придумаешь и не убедишь всех, что тебе нужно, никто тебе платить зарплату не собирается.

«Проблема в том, что учителя любят Льва Толстого больше, чем детей»

Как ни странно, в менее выгодной ситуации оказываются те страны и системы образования, у которых были заслуги.

Реформировать систему образования маленькой и компактной Эстонии - это сложная, но решаемая задача. А вот сделать это в странах бывшего СССР или Германии непросто.

Здесь есть заслуги, пожилые педагогические кадры, которые говорят: «Мы всю жизнь делали так, и все получалось. Зачем сейчас по-другому?»

Кстати, и с большим запросом от родителей: «Сделайте, как было. Вот нас людьми вырастили, сделайте с нашими детьми, как было с нами».

Задача стоит глобальная. Не использовать детей для вкладывания в них знаний, а наконец начать их учить. Как ни забавно это звучит.

Как построена индустриальная школа? Мы берем массив знаний: Лев Толстой, интегралы, молекулы бензола, переносим его и пересаживаем в головы следующего поколения.

Кто здесь ребенок? Средство, сосуд для того, чтобы наш Лев Толстой не выветрился. А дети это очень чувствуют.

Есть такие учителя, которые очень любят литературу, Льва Толстого, они все про него знают и понимают. Проблема в том, что они любят Льва Толстого больше, чем детей. И обижаются на учеников за то, что те не любят его так, как они.

Дети чувствуют, что не они главные, что школа не для них, они лишь средство для того, чтобы воспитать работников, сохранить культуру, сдать ЕГЭ.

Сейчас дети становятся более чувствительными, потому что смягчается атмосфера в семье, их меньше бьют по голове в прямом смысле.

Ребенок хочет, чтобы с ним разговаривали, чтобы учитель ходил в школу для него, чтобы поговорить с ним о нем, чтобы он смог использовать свой потенциал.

Ему неинтересно быть средством для показателей школы при сдаче экзаменов.

Что мы можем сделать? Человек должен стать хозяином для самого себя, чтобы прожить обещанные наукой 120 лет, а не убиться в первые 15−16.

Самое ценное, что у него есть - субъектность, способность опираться на себя, управляться со своими эмоциями, строить отношения, работать в команде. Никакие достижения не смогут утешить человека, если у него нет чувства команды.

Посмотрите, как у нас организована та школа, которая нам досталась. Недавно у меня было выступление в Москве, съемка попала в интернет, я сказала: «90% того, чему учит школа, в реальной жизни не нужно». На меня ужасно обиделись все педагоги.

К сожалению, это правда. Это не к тому, что детям не нужно знать, вокруг чего крутится земля, это про то, что, как ни странно, именно это они на выходе из школы не знают.

Проводили опрос среди учителей начальной школы, чуть ли не половина сказали, что зима и лето бывает потому, что у земли орбита вытянутая, поэтому она то далеко улетит от солнца, то поближе к нему прилетит. При этом они ведут курс природоведения.

И таких примеров много. У меня муж преподает математику журналистам, филологам, он уже ничему не удивляется. Студенты не понимают, почему от перемен слагаемых сумма не изменяется, они все сдали ЕГЭ на четыре балла, но основ не понимают. Поэтому, даже те 10%, которые дает школа, к сожалению, тоже не нужны.

«Самое разумное было бы убрать руки от школы и дать ей возможность дифференцироваться»

Не в интересах ребенка концепция индустриальной школы учить всех и всему одинаково.

Мы набиваем их головы неким хаосом и не даем пройти человеку свой путь, почувствовать зов, на что откликается твое сердце.

Потому что все тонет в огромном количестве знаний необработанных, неосмысленных, непонятых.

Это если говорить о содержании, когда речь идет о social skills (социальные навыки), то с этим тоже караул.

У нас все образование построено вертикально, никакая командная деятельность не предусмотрена. Если дети начинают перешептываться, то сразу же: «Не смотри, не разговаривай, не списывай».

Какая работа в команде? Только если это имитация на открытом уроке перед комиссией, где мы показываем элементы игры.

В реальности детям не позволено работать вместе над чем-то серьезным. Все взаимодействия только вертикально через учителя.

Уделяем ли мы внимание росту ребенка? Школа сравнивает детей с неким стандартом.

Помните, в парках было развлечение: вырезали из фанеры силуэт девушки и сравнивали, чья фигура совпала больше всех. Так и с ребенком, которому говорим: «Тут ты недотянул, тут у тебя не то».

И все его ошибки однозначно трактуются как вина, а не как возможность развиваться. Это сильно замедляет рост и препятствует любому развитию. Если человек не ошибается, значит, он делает то, что уже умеет. То есть он в этот момент не учится, а делает что-то другое. Отношение к ошибке - это одна из больших проблем нашей школы.

Что касается мотивации. Дети должны хотеть учиться , все уже смеются, когда об этом говорят, потому что это что-то нереальное.

Почему-то считается, что мотивация должна быть только через чувства долга. Это какой-то общий заговор вранья.

Учительница пишет: «Ребенок не работает на уроке, примите меры!» Родители это прочли, что они должны сделать? Есть идеи? Особенно мне нравится «поговорите с ним» .

Что бы делала мама, если бы ей не сказали об этом? Ее же эта мысль не посещала, к счастью, ей об этом сказали, теперь точно все будет хорошо.

Это огромное количество вранья. Когда все делают вид, что решают проблему, а на самом деле знают, что в этом месте она не решается. Маму вызывают в школу, просят поговорить, она говорит, он кивает и ничего не меняется.

Мотивация - сложная штука. Мы только немного начинаем приступать к пониманию того, как она устроена.

Как работать, если у тебя не получается? Что делать, если не хочется делать уроки? Как себе помочь? Это более важные вопросы, чем сколько будет 2+2.

Все это, к сожалению, у нас не звучит. Проблема еще в том, чтобы научить ребенка быть хозяином самого себя, ставить цели, преодолевать свои ошибки, учитель должен уметь это сам. С этим часто большая беда.

Шведские коллеги рассказывали: у них задача, как совместить знания и демократию, а российская школа пытается решить другую задачу - как сделать вид, что мы даем знания при том, чтобы у детей не зародилось даже мысли о демократии.

И это сложно, потому что дети только об этом и думают, они хотят свободы, изменений, справедливости, у них возникают вопросы: «Почему я не могу пойти на митинг?».

Школа не может на это ответить, она в ужасе: «Только не говори об этом, замолчи. Пусть это никогда не будет связано с нашей школой. Можно об этом расскажем общими словами, не переходя к вашим конкретным мнениям?»

Когда учителя чувствуют себя униженными, бесправными, когда у них нет независимого профсоюза, чему они могут научить детей? У них самих нет технологий отстаивания своей субъектности.

Когда я работала в газете, наткнулась на материал 1913 года о съезде учителей, не могла оторваться - какие там кипели страсти! Как люди бились за свои идеи!

Учителя воспринимались как самая активная, меняющаяся, мотивированная часть общества, которая отстаивала свои права. Поэтому сейчас большой вопрос - учителя и их состояния.

Думаю, все это дело времени. То, что вы в этом зале, говорите об этом, думаете - это начало процесса, который невозможно остановить. То, что мы хотим помочь нашим детям, - уже половина дела, - этими словами Людмила Петрановская закончила свое выступление.

- Что я могу как мама первоклассника прямо сейчас сделать для ребенка? В Беларуси очень сложно уйти от школы, - раздался вопрос из зала.

Сама по себе школа, как идея, не та вещь, от которой нужно уходить. Возможность работать в группе сверстников, общаться с учителями - это само по себе круто, поэтому не думаю, что ответом на все будет забрать ребенка из школы.

Другой вопрос: мы стоим перед задачей изменить школу. Есть идеи, как изменить организм, который отстал от реальности и которому нужен огромный рывок в адаптации?

Обычно есть два варианта: либо вы даете свободу и даете возможность адаптироваться, либо вы сами подкручиваете этот процесс адаптации.

Второй вариант хорош для маленькой страны. Но, когда у вас большая страна, скорее всего, это невозможно.

Тогда самое разумное было бы убрать руки и дать возможность школе дифференцироваться. Дать возможность создаваться разным школам, пробовать. И уж как-нибудь школа бы адаптировалась в контакте с родителями. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

александра савина

На первое сентября все реагируют по-разному : кто-то вспоминает школу с теплом, а кто-то каждый раз радуется, что всё, наконец, в прошлом. Но абсолютно все хоть раз задавались вопросом, нужны ли знания, которые нам дают в школе: так ли уж важно помнить, в какой последовательности сменяли друг друга правители в эпоху дворцовых переворотов и как именно происходит фотосинтез? Зато многие хотели бы, чтобы в школе их научили по-настоящему полезным вещам (вместо алгебры многие из нас хотели бы освоить ведение бюджета, например) - мы решили поразмышлять о том, что стоило бы добавить в школьную программу.


Половое воспитание

Мы уже не раз рассказывали о том, почему сексуальное образование в школах и почему его , и готовы повторять это бесконечно. Если бы в школе нам рассказывали о принципе согласия, границах, половой неприкосновенности, образе тела, беременности, контрацепции и инфекциях, передающихся половым путём, многих проблем (как минимум эпидемии ВИЧ-инфекции в стране и огромного количества абортов как средства «контрацепции») можно было бы избежать.


Финансовая грамотность

Да, в школе есть уроки экономики - но порой кажется, что помогли они только тем, кто позже поступил на экономический факультет. И если разницу между макро- и микроэкономикой мы ещё понимаем, то что делать с собственными финансами для большинства из нас - загадка (можете ли вы понять новость о санации банка «Открытие» без шпаргалки ?). Если бы в школе говорили, как вести семейный бюджет, заботиться о собственных накоплениях и какой банк выбрать, чтобы получать выгоду, а отложенное не сгорало, возможно, мы бы раньше.


Борьба с бюрократией

Иногда кажется, что борьба с бюрократией - урок, на изучение которого придётся потратить всю жизнь, но было бы здорово, если бы из школы мы выходили уже отчасти готовыми к сражению. Как снимать показания счётчика (и что делать, если уже несколько месяцев подряд забываешь это сделать)? Как зарегистрироваться на «Госуслугах»? Как правильно заполнить анкету на загранпаспорт? Как разобраться в квитанции за квартплату, что значат загадочные аббревиатуры ХВС ДПУ и ГВС ДПУ и как отключить бесполезную радиоточку? Какие документы нужны, чтобы попасть в роддом и получить пенсию? Всему приходится учиться самостоятельно.


Риторика и искусство вести дебаты

Если вы хоть раз участвовали в ожесточённой дискуссии в фейсбуке (читай, сраче), вы понимаете, о чём мы. Выйдя за пределы школы, мы внезапно обнаруживаем, что почти никто вокруг не умеет вести споры - и вместо продуктивного разговора люди предпочитают самоутверждаться или разряжаться эмоционально, совершенно не слушая собеседника. Всем нам не помешало бы научиться участвовать в дебатах - а заодно выступать на публике, чтобы презентации перед коллегами не превращались в ночной кошмар.


Спорт как удовольствие

Если вы относитесь к той счастливой группе людей, у которой никогда не было проблем со спортом, а каждый урок физкультуры приносил только радость, вам повезло - но, к сожалению, не все могут этим похвастаться. Практика выставлять оценки за то, удалось ли вам прыгнуть на определённое количество сантиметров, пробежать километр за определённое время или взобраться на канат, начисто отбила у многих у нас любовь к тренировкам. К сожалению, никто в школе не говорит, что спорт - это в первую очередь весело и приятно, и совсем не обязательно вписываться в нормативы, чтобы получать от него удовольствие.


Социальные навыки и умение уважать других

Предполагается, что школа должна научить нас взаимодействовать с другими людьми (мы же всё время в коллективе!), но на практике мы получаем совсем другие навыки - как справляться с буллингом (и не стать его жертвой) и как поменьше выделяться, чтобы школьные годы прошли более спокойно. Хотелось бы, чтобы вместо этого в школе учили уважать индивидуальность и мнение других, даже если мы с ним категорически не согласны - уроки «Основ светской этики» в этом, к сожалению, не очень помогают.


Навыки, которые помогут выжить

Конечно, этот пункт никак не относится к академическим знаниям - но он точно нужен для дальнейшей жизни, даже если вы не планируете уезжать из города. Никогда не знаешь, когда вдруг понадобится развести костёр или оказать первую помощь - и хорошо, если на уроках ОБЖ вам объяснили хотя бы чем артериальное кровотечение отличается от венозного. Из школьных уроков мы помним разве что то, что мох растёт с северной стороны дерева - но что делать с этим знанием, решительно непонятно. Так и живём.


Самооборона

Очень хотим, чтобы навыки самообороны не пригодились никому и никогда, но, к сожалению, часто жизнь складывается иначе. Пара уроков самообороны или крав-мага вместо обычной физкультуры не помешали бы никому - хотя бы для того, чтобы просто чувствовать себя увереннее.


Базовые знания о психологии

Если знания о своём организме и здоровье мы с горем пополам усвоили (хотя иногда и пытаемся лечить чудо-средствами), то с психологическим здоровьем всё сложнее. Психологические расстройства до сих пор стигматизированы, так что многие боятся рассказывать о том, что столкнулись с депрессией, БАР и другими проблемами. Было бы здорово, если бы следующее поколение относилось к этому вопросу иначе и понимало, что обращаться к психотерапевту не стыдно и не страшно - всем нам время от времени нужна помощь.


Тайм-менеджмент

Справляться с потоком дел в школе было проще - даже если вы привыкли засиживаться с уроками допоздна, вы могли быть уверены в том, что хотя бы днём в жизни есть определённость: чёткое расписание и некоторое количество уроков в строго отведённое под них время. С возрастом стало сложнее: расписание кончилось и рабочий день на блоки приходится делить самостоятельно. Хорошо бы нас научили этому раньше.


Разбираться в политической обстановке

Конечно, у нас были уроки обществознания, и мы представляем, что в стране есть три ветви власти - но и сейчас это звучит так же скучно, как и в школе. Гораздо лучше, если бы нас научили ориентироваться в политической обстановке и критически оценивать власть и кандидатов на неё - возможно, и голосовать мы тогда бы стали ответственнее.


Программирование

В 2017 году стало окончательно понятно, что без знаний кодинга сегодня примерно так же, как и без знаний английского: теоретически можно, но лучше знать хотя бы что-то, даже если вы не программист и не переводчик. Во времена, когда основная часть нашей редакции оканчивала школу, на уроках информатики можно было выучить разве что основы QBasic (прямо скажем, не самое полезное знание) и как пользоваться Word - всё, что новее, приходится учить самостоятельно.


Учиться

Пресловутое «учиться учиться», наверное, самый полезный навык, который мы должны вынести из школы, но почему-то не выносим. В эпоху гугла кажется, что мы и так легко найдём что угодно - но мы совершенно теряемся, когда нужных сведений в интернете не оказывается, а к тому, что находится, не относимся критически. Первого сентября желаем вам освоить эти навыки самостоятельно - даже после школы или вопреки ей.

Выбор школы - неимоверно трудное и ответственное занятие. Чем дальше погружаешься в поиски, тем больше убеждаешься в том, что идеальной школы, скорее всего, не существует. Там, где собраны внимательные и профессиональные учителя, обязательно будет невыносимая столовская еда, а в школе с отличным ремонтом и здоровым питанием вы можете не найти ни одного хорошего педагога. Кажется, что это непосильная задача, но на самом деле есть несколько критериев, которыми нужно руководствоваться прежде всего, и тогда выбор окажется куда легче.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Что происходит с современной школой, как выстроить траекторию образования ребёнка, на что обращать внимание при выборе учебного заведения - это далеко не полный список вопросов, которые крутятся в голове родителей будущего первоклашки. И каждый из участников образовательного процесса (известная тройка - ученик-родитель-учитель) ответит на него по-своему. Но оптимальным окажется тот вариант, где все три мнения совпадут: только полное взаимопонимание гарантирует благополучную среду для ребёнка.

На первой дискуссии «Клуба экспертов образования », которая стала отправной точкой к целому циклу подобных встреч, рассуждали на актуальную тему весны:"Образование ребёнка: как выбрать, кому доверить?» Каждый из экспертов Клуба занял позицию одного из этой троицы: директор школы «Летово» Михаил Мокринский - позицию «человека из системы», директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова - позицию родителя, а директор Smart Course Тимур Жаббаров - учащегося. «Мел» следил за дискуссией и собрал самые важные мысли её участников, к которым невозможно не прислушаться, если вы стоите перед трудным выбором школы.

1. Чего не хватает современной школе, что именно должно измениться в школе и как быстро должны происходить эти процессы?

Марина Битянова

С позиции родителя я совершенно точно могу сказать, что не готова к тому, чтобы школа резко поменялась. Я должна знать заранее, на сколько лет я туда отдаю ребёнка, как там всё устроено. Родителям, конечно, надо аккуратно сообщать, что прежняя школа умирает. Но ради них же быстро менять формат нельзя. Несколько поколений детей будет несчастными, потому что будут несчастны родители. Представьте: уроков нет, классов нет - начинается новое образование.

Со своей позиции я понимаю, что гения уровня Каменского пока ещё нет. Нечем заменить классно-урочную систему. Но школа в том виде, в каком она существует сегодня, тянет нас назад настолько сильно, насколько больше не тянет ничего. Классно-урочная система - это позор сегодняшнего времени.

Михаил Мокринский

Школа хороша и ужасна тем, что из неё ничего не выбросить. Уберите её из жизни семьи и останется много других форм образования. Например, домашнее. Вы можете попробовать их все и надеяться, что не сломали жизнь ребёнку, не дав ему возможности прожить часть жизни в школе.

Беда нашей школы не в том, что она консервативна, а в том - что она не знает, где находится. Учителя работают в условиях дефицита информации, а обучают детей, живущих в условиях избытка информации. Поэтому сегодня педагоги просто не в состоянии дать «знания» в нужном объёме -  информации и так слишком много. А вот понятие «компетенций», которое большинство школ пока не поняли, может существенно помочь в формировании нового стандарта. Компетенции  -  это синтез культуры и профессионализма. Благодаря им ребёнок идёт по ступенькам развития. И если учитель сам не стоит на верхней ступеньке, куда продвигается ученик,  тогда и встаёт вопрос о выживании школы. Пути только два: меняться, обгоняя прогресс, или продолжать сопротивляться ему.

У школы должны быть два стандарта. Один - официальный, который измерим. Второй стандарт - не про то, соответствует ли ребёнок ожиданиям, а про то, соответствует ли педагогический коллектив возможностям ребёнка. И вот здесь вопрос в том, тормозит или не тормозит состав учителей, умеет ли использовать то, что не заложено в бумагах. Большинству сегодняшних образовательных организаций, равно как и бизнесу, мешает  отсутствие чёткого понимания смыслов и целей внутренней работы. А это, в свою очередь, приводит к отсутствию качественной конкуренции идей и людей. Если такой практики нет внутри школы, тогда она не готова к конкуренции вне, ей нечему научить ребёнка.

2. Можно ли выделить единственный критерий, позволяющий выбрать образовательную среду для ребёнка?

Тимур Жаббаров

То, каким образом сам ребёнок выбирает школу, минимально связано с обучением. Это связано с возрастными задачами и средой: насколько она привлекательна для него, насколько она его зовёт. Это роль ключевого критерия. Причём критерий комфорта для ребёнка - не всегда эффективный критерий выбора. Среда может быть комфортной, но совершенно не провоцировать на развитие.

Марина Битянова

Я не могу себе представить родителя, который говорит своему ребёнку, что в школе плохо пахнет, но зато там хорошие учителя, поэтому нам туда. Или в школе ужасно учат и не уважают учеников, но там отличная столовая. Нет. Когда родители выбирают для ребёнка учебное заведение, они выбирают прежде всего образ жизни, который бы ребёнок усвоил и который бы сделал его успешным.

Михаил Мокринский

Учит ли школа детей делать выбор и отвечать за него - тот самый признак, который может сказать о том, какая перед вами школа, стоит ли с ней связываться. Школа хорошо научилась делать выбор за ребёнка. А всё вокруг требует, чтобы ребёнок был осознанным участником выбора. Если школа сделала «выбор» основой движения вперёд - это показатель знака качества её будущей работы.

Если все учителя в целом «ничего», а одна из учительниц «не очень», то это повод для тревоги. Всё ли из возможного делает школа для моего ребёнка - это родитель должен выяснить, задать вопросы и получить чёткие ответы. Искать и находить то, чего ещё нет в школе, но есть во всём в мире, нет в пространстве, но есть во времени - и предлагать это школе. Цель любого образования - умение понять, на каком уровне оно собирается защищать своего ребёнка. Школа должна помочь ребёнку научиться самоорганизовываться.

3. Не стали ли родители заложниками новой несформированной системы образования? Детям в школе предоставляют выбор, а учатся родители, потому что без них дети не справляются.

Марина Битянова

А мне это нравится. Что в этом плохого? На мой взгляд, в процессе образования ребёнок всегда нуждается в поддержке. Она бывает разной. Это необязательно делание уроков за ребёнка. Это иногда, напротив, «спрятаться в шкафу» и сказать: «Меня нет, делай сам». Но в этот момент я думаю только о ребёнке.

В годы, когда ребёнок в процессе своего образования, для родителей нет более важного дела, чем быть включённым туда. Но не учиться за него, а помогать. И меняться самим. Процесс образования детей не может проходить отдельно от развития родителей. И школа как раз очень сильно не поменялась. И это беда, потому что поменялись мы. Мы уже не готовы смотреть на школу так, как смотрели наши родители. Раньше никому в голову не приходило не подняться в субботу в семь утра, чтобы собрать ребёнка в школу. А сегодня мы ворчим и иногда даже разрешаем детям опоздать, потому что сами уже не хотим вставать с ними. Школа сильно не успевает за тем, как меняется мир.

4. Школа кажется более закрытой, чем раньше. Она не хочет выстраивать диалог с родителями. Она не реагирует на родительские предложения, плохо идёт на контакт с родителями. Почему так?

Марина Битянова

Отвечу как психолог. Да, школы «закрываются», особенно московские. Это связано с тем, что школам страшно. Школе не всегда есть что сказать слишком компетентным родителям с Гарвардом за плечами. Школы боятся всего. Родители стали жаловаться по любому поводу. И, конечно, лучше спрятаться. Это невротическая реакция. Грустно, что педагог стал столь пуглив. Правильно, когда школа открыта для того, чтобы объединяться с чем-то перспективным.

Впрочем, не всё так плохо: если обратить внимание на регионы, то как раз там школа постепенно перестаёт быть закрытой, отдельной от комьюнити, возвращает себе «земский» формат.

Михаил Мокринский

Учителя боятся оказаться некомпетентными и боятся знать, как на самом деле нужно учить. А большинство родителей владеют концепцией, которая так необходима современным школам - Knowledge Based Management, поскольку постоянно используют её в своей работе. Её они интуитивно пытаются найти в школе, и возникают конфликты, потому что туда эта концепция ещё не дошла.

Школа усложняется и ей всё труднее доступно доносить до родителей то, что она делает. Культура оптимизации информации без потери смысла - это то, чего катастрофически не хватает современному образованию.

5. Что делать, если родители вложили кучу денег в подготовку ребёнка к вузу, но он не поступил, и теперь они вынуждены оплачивать дорогое обучение?

Михаил Мокринский

Зачем вкладывать в ребёнка, если он, скорее всего, не сможет соответствовать ожиданиям? Потому что у всех должны быть дипломы? Или из страха: «А что подумают люди?» Современное образование построено под ребёнка, в этой ситуации задача родителей понимать, что происходит и предлагать адекватные инструменты.

Вместо вывода

Михаил Мокринский

У меня для вас две новости, и обе хорошие. Хотя первая сразу так не выглядит: мы сейчас вступаем в длительный период множественной идентичности, когда будем вынуждены понимать не только про других, но и про себя. Многим это будет ломать мозг, впрочем, это к лучшему. Вторая заключается в следующем: всё идёт к тому, что школа ближайшего будущего будет стремиться по-доброму решать возникающие проблемы. И наша с вами задача - встречаться, вырабатывать, настаивать, публиковать, обсуждать. И даже если в итоге мы выработаем пять разных способов решения одной проблемы и внедрим их все, в итоге все равно можно привести их к единому знаменателю.

Марина Битянова

Очень важно, на чьей территории договариваться. Это надо делать на территории ребёнка. Было время, когда диктовала школа. Сейчас диктуют родители. Мы должны выбрать ребёнка в качестве основания для договорённости. Выработать критерии и слова говорения о ребёнке вместе с ребёнком о нём.

Тимур Жаббаров

Самая правильная реакция на всё происходящее сегодня, задаться вопросом: что лично я могу сделать? Без агрессии, обвинений и паники.