Развитие воображения у дошкольника. Ускорение и замедление времени. Из досье «кп»

2.1 Определение воображения

2.2 Воображение в творчестве

2.3 Условия работы актерского воображения

  1. Заключение

1 . Введение

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

1.

Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.

Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения, (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, — пишет К. С. Станиславский, — это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...». Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль».

Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество.

2.1 Определение воображения

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С. Выгодский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привносит новое в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

2.2 Воображение в творчестве

М. Чехов пишет о воображении следующее: «Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому».

Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю внутреннюю сущность нового человека, выявить его "зерно", объяснить сверхзадачу.

Рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего «слышат» своего героя, другим представляется его пластический облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство.

Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ, созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: «...вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтобы, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать... Но ждать, значит ли это пребывать в пассивном созерцании образов? Нет. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, ваша активность является условием их развития».

Для того чтобы понять героя, надо, считает М.А. Чехов, задавать ему вопросы, но такие, чтобы внутренним зрением увидеть, как образ проигрывает ответы. Таким способом можно понять все особенности играемой личности. Конечно, для этого необходимо иметь гибкое воображение и высокий уровень внимания.

Соотношение двух описанных видов воображения может быть разным у разных актеров. Там, где актер шире использует свои собственные мотивы и характерные для него отношения, больший удельный вес в его творческом процессе занимает воображение предлагаемых обстоятельств и образ собственного «я» в новых условиях существования. Но в этом случае палитра личности актера должна быть особенно богата, а краски своеобразны и ярки, чтобы от роли к роли к ним не ослабевал интерес зрителя.

У актеров, владеющих секретом внутренней характерности, склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения - творческое моделирование образа.

У Станиславского есть подтверждение этой мысли в дополнениях к главе "Характерность". Станиславский пишет о том, что существуют актеры, которые создают в своем воображении предлагаемые обстоятельства и доводят их до мельчайших подробностей. Они видят мысленно все то, что происходит в воображаемой жизни. Но есть и другой творческий тип актеров, которые видят не то, что вне их, не обстановку и предлагаемые обстоятельства, а тот образ, который они играют в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, копируя действия воображаемого персонажа.

Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто случайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.

Именно в этот период актеру нужно как можно более полное и живое представление себя в предлагаемых обстоятельствах. Только тогда его действия будут непосредственны и органичны.

Известно, что воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать «от себя» в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение «обстоятельств действия». Это азбука актерского дела. Но подлинное мастерство перевоплощения приходит тогда, когда в соответствии с авторскими задачами, режиссерским решением и трактовкой самого актера рождается сценический характер - новая человеческая индивидуальность.

Если образ персонажа разработан в воображении художника достаточно подробно, если он, по выражению М. Чехова, «живет самостоятельной жизнью согласно жизненной и художественной правде», он воспринимается самим творцом-актером как живой человек. В процессе работы над ролью постоянно идет общение между художником и созданным в его воображении героем.

Подлинное понимание другого человека невозможно без сопереживания. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение» - писал Б.М. Теплов. Сопереживание возникает под воздействием образа «я в предлагаемых обстоятельствах».

Этот вид воображения характерен тем, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений развертывается в ходе непосредственного взаимодействия человека с другим лицом. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприятия поступков, экспрессии, содержания речей, характера действий другого.

2.3 Условия работы актерского воображения

Можно предположить, что по той же схеме происходит взаимодействие актера с персонажем во время спектакля. Естественно, что для этого требуется высокий уровень воображения, особая профессиональная культура. Для достижения вершины актерского мастерства необходимы такие условия:

  1. во-первых, роль должна быть разработана в таких подробностях, чтобы жить своею, как бы особой жизнью в воображении художника;
  2. во-вторых, жизнь персонажа должна вызывать сопереживание самого актера и идентификацию с ролью;
  3. в-третьих, актер должен обладать высоким уровнем концентрации внимания, чтобы у него легко возникала творческая доминанта;
  4. в-четвертых, важна способность актера переживать предлагаемые обстоятельства, как реально существующие, жизненные. Чувство веры - профессионально важное свойство, которое помогает актеру сделать жизненные обстоятельства персонажа своими собственными.

Сценическое поведение определяется сопереживанием не реальному, как в жизни, партнеру по общению, а тому опорному образу-персонажу, который родился в творческом воображении в процессе освоения роли. Действия актера как эхо повторяют на сцене действия воображаемого лица. «Я» актера и «я» образа сливаются в этом своеобразном процессе общения в единое целое. Уже в работе воссоздающего воображения, как показали исследования О.И. Никифоровой, огромную роль играют интуитивные процессы. Так, по данным исследователя, при восприятии художественных текстов процесс воображения протекает, свернуто и неосознанно Образные представления связываются воображением с накопленными в опыте впечатлениями. При этом возникает эмоциональное переживание образов, они воспринимаются как живые, имеет место предвосхищение дальнейшего и сотворчество с автором.

Нечто подобное, вероятно, происходит в процессе сценического действия. Общение с образом по ходу спектакля идет свернуто и неосознанно, оставляя лишь уверенность в правильности рисунка действия. На языке сценического искусства эта интуитивная уверенность называется «чувством правды». Она определяет творческое самочувствие, дает ощущение свободы на сценической площадке, делает возможной импровизацию.

Таким образом, перевоплощение достигается в том случае, когда актер достаточно полно разрабатывает предлагаемые обстоятельства роли и зрительно-двигательные представления типа «я в предлагаемых обстоятельствах». Тем самым он как бы вспахивает почву, на которой должно взрасти зерно творческого замысла. Параллельно воссоздающему воображению работает воображение творческое, создающее обобщенный образ персонажа. И только во взаимодействии образа «я в предлагаемых обстоятельствах» и образа роли в процессе сценического действия возникает новая личность, выражающая определенную художественную идею.

Следовательно, актер «идет от себя» к образу, но и опорный образ, развиваясь, обрастая подробностями, становится все более «живым» в воображении и действиях на сцене, пока не произойдет слияние этих двух личностей - воображаемой и реальной.

3. Заключение

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла.

Как надо понимать фантазию и воображение в сценическом искусстве?

Фантазия — это мысленные представления, переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.

Воображение воскрешает то, что было пережито или видено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления.

Как говорил Станиславский: «Воображение необходимо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его». Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности — нужен новый вымысел воображения.

Огромное значение в эстетическом катарсисе и переходе на уровень единства чувства и разума имеют фантазия и воображение, являющиеся своеобразным сплетением эмоционального и рационального, психического и социального в художественном творчестве.

Фантазией художника восстанавливаются в памяти и перерабатываются прошлые ощущения, представления, впечатления, в конечном итоге приводящие к созданию художественного образа. Этот процесс очень четко указывает на эмоционально-рациональную природу фантазии.

«Фантазия имеет силу реальности в контексте сознания индивида, - подчеркивает Ж. Пименова, - его устремлений и мотиваций. Она отнюдь не иллюзорна» .

Вместе с тем фантазия, базирующаяся на аффекте и интуиции, создает основание для катарсиса.

Следует также указать на то, что гносеологические и психологические корни художественной фантазии органически сплетены с социальной функцией искусства. Верна, конечно, мысль 3. Фрейда о том, что фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания - побудительные стимулы для фантазий. Но глубоко не прав был 3. Фрейд, когда утверждал, что удовлетворение желаний возможно лишь только в «снах наяву» (Tagetraume), в пассивном уходе от реальности, в замещении неудовлетворяющей человека действительности мечтами и грезами и что художник тождествен спящему наяву .

То же можно сказать и о современном бельгийском философе Леопольде Фламе, который также очень определенно говорит о том, что произведение искусства в первую очередь должно ориентироваться на грезы художника. Чем больше художник в своей фантазии замыкается в ценностях собственного Я, тем значительнее его произведение. «Художники могут достичь идеала... через внутреннюю грезу, осязаемые фантомы, через которые человек вновь обретает свое потерянное счастье» . Это необходимо для художника потому, что действительность противостоит ему, не может быть основанием его творчества, поскольку «рай был потерян в мерзостях повседневной жизни» .

Фантазия является результатом неудовлетворенности и побудительной причиной к действию, но истинное художественное значение приобретает лишь та фантазия, которая побуждает художника к «преодолению» действительности, к обнаружению тенденций будущего в сегодняшней жизни.

Великими фантазерами предстают перед нами такие яркие и глубокие реалисты русской живописи, как В.И. Суриков, создавший замечательные образы представителей русского народа, полные могучей силы («Степан Разин», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие Ермаком Сибири»), и И.Е. Репин, создавший образы революционеров - борцов за народное счастье («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Эти художники всем своим творчеством, взлетами могучей художественной фантазии устремлялись в будущее, страстно желали счастья своему народу и боролись за него своим искусством.

Но и в тех случаях, когда мы видим очень сложную условно-символическую форму художественного произведения, рожденную, казалось бы, очень далекой от действительности фантазией художника, мы можем почувствовать в ней дыхание жизни, ибо критерием и здесь для нас будет ответ на вопрос о том, как эта фантазия связана с прогрессивными тенденциями общественной жизни, как она связана с существенным в объекте художественного отражения. И здесь мы можем назвать произведения Франсиско Гойи («Капричос»), М. Лермонтова или М. Врубеля («Демон»), М. Горького (образ Дан- ко) или Давида Сикейроса («Жертвы войны» и «Новая демократия»), которые сохраняют характер эстетического знака (в форме, как правило, символа), несущего в себе определенное исторически достоверное содержание, способное координировать отношения субъекта со средой. Эти произведения поддаются расшифровке и, следовательно, способствуют освоению существенного в объекте, а через него и всей многогранной духовной жизни общества.

И все же следует видеть качественные различия художественной фантазии и воображения.

В нашей научной литературе дается такое определение: «Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности» . И более того, утверждается: «Синоним воображения - фантазия» .

Но уже в эстетике романтизма, особенно английского, намечены принципы их различения. Так, например, С.Т. Кольридж считал, что воображение «растворяет, разлагает и расчленяет явления действительности, чтобы созидать или в тех случаях, когда этот процесс невозможен, объединять и идеализировать.

Фантазия, напротив, имеет дело только с предметами определенными и установившимися... Подобно обычной памяти, фантазия должна получать материал в готовом виде в соответствии с законом ассоциативного мышления» .

Особенностью воображения, на его взгляд, является то, что оно вызывает в гении [художнике вообще. - Е.Я .] «чувство беспокойства, неудовлетворенности... Они [гении. - Е.Я.] беспрестанно заглядывают в будущее, созерцают себя в нем, пользуются любой возможностью для нравственного и интеллектуального движения вперед, к совершенству» [выделено мной. - Е.Я..

Далее проблема воображения разрабатывается во второй половине XIX в. Джоном Рескином, идущим от неоромантизма к реалистической эстетике. Он «четко разграничивает понятия „фантазия“ и „воображение“. Фантазия - подсобное средство воображения, она только соотносит взятые из природы явления, но не сливает их в единое целое, что доступно только воображению.

Воображение - это чрезвычайно таинственная, труднообъяснимая способность человеческого духа; обладая пророческим даром, оно проникает в суть вещей» .

Еще более основательно творческую природу воображения раскрывает И. Кант, для которого оно является важнейшим условием эстетического суждения вообще, так как оно есть результат свободной игры рассудка и силы воображения. Именно поэтому для него воображение, связанное с эстетическим суждением, «характеризуется свободной законосообразностью. Это не репродуктивное воображение, только воспроизводящее данные формы данного предмета. Это „продуктивное“ и „самодеятельное“ воображение, источник произвольных форм всевозможных созерцаний» .

В силу этого можно различать фантазию и воображение как формы разной степени продуктивного сознания.

Фантазия порождает в сознании и затем в художественных образах такие фантомы, которые никогда не существовали в реальной действительности, т.е. конструирует некие новые модели, в которых сочетаются, например, элементы несовместимых объективно существующих предметов, существ и явлений. Так, с помощью фантазии в античной Греции был создан образ кентавра, соединяющего в себе признаки животного и человека.

Но наличие такого внешнего соединения еще не дает полного нового знания, не раскрывает универсальные принципы жизни. Это появляется только на уровне воображения. Когда через этот фантастический образ возникает возможность проникновения в идею единства человека и природы. Именно поэтому воображение более продуктивно.

Эту сущность воображения применительно к античному мифу убедительно показал Я.Э. Голосовкер, пришедший к выводу, что «воображение, познавая теоретически, угадывало раньше и глубже то, что только впоследствии докажет наука, ибо имагинативный, т.е. воображаемый, объект мифа не есть только выдумка, а есть одновременно познанная тайна объективного мира и есть нечто предугаданное в нем; в имагинативном, или воображаемом, объекте мифа заключен действительный реальный объект» . Поэтому «высшая познавательная и творческая способность „разума“ есть работа воображения... она протекает якобы алогически и тем не менее дает поразительные результаты» .

Вслед за Кольриджем Голосовкер утверждает: «Гений - это воображение» , а не только фантазия, добавим мы, возражая всем, кто их объединяет. Эти мысли применимы не только к мифу, но и к искусству вообще. Ведь для того чтобы создать образ градоначальника Брудастого, М.Е. Салтыкову-Щедрину необходимо было не только соединить тело с органчиком (вместо головы), но и через это фантастическое объединение несовместимого раскрыть абсурдную сущность бюрократической машины русского самодержавия. А для этого он должен был подняться до «нелогичной» логики воображения. И отвечая своему рецензенту, который усмотрел в этом всего лишь нелепость и вздор, он писал: «Но зачем же понимать так буквально? Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывающий романсы „Не потерплю!“ и „Раззорю!“, а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?» Фантазия работала здесь на создание формы для выявления сущности, т.е. на воображение, на отрицание этой мерзопакостной сущности ради будущего, работала на неприятие абсурдного настоящего.

И это различие между фантазией и воображением глубоко чувствовали все истинные художники.

Так, у А.С. Пушкина в «Письме Татьяны к Онегину» есть такие строки:

Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна [выделено мной. - Е.Я.].

Татьяна обращается к Онегину как к человеку, который в ее сознании является эталоном совершенства, т.е. носителем не только духовного богатства, но и эстетической полноты. Но как она показывает это?

Вспомним здесь И. Канта, для которого эстетическое суждение есть результат свободной игры рассудка и воображения.

И Татьяна силой своего рассудка и воображения, их свободной игрой создает образ Онегина и умоляет его в этой же свободной игре проникнуть в ее образ, ждет от него защиты и любви, надеется, что он обнаружит богатство ее натуры, богатство и полноту ее чувств и духовного мира, не фантазируя по этому поводу, а проникая в этот мир и соединяясь с ним.

Как видим, то, что И. Кант раскрыл как философ, А.С. Пушкин обнаружил в образах интуитивно-поэтически. Воистину глубинная логика гениев тождественна друг другу, есть что-то в их природе, что объединяет их вне времени и пространства.

Всем привет! Сегодня поговорим о развитие воображения у дошкольника.

Воображение — это мысленное представление того, чего нет, из того, что есть в памяти, также воображение — это творчество, создание нового из старого.

Существуют ли отличия между воображением и фантазией?

Воображение — это идеи, образы, основанные на реальности, а фантазия — это все тоже самое, но создание нереальных, сказочных условий, ситуаций и объектов.

Итак, мы разобрались в чем различия, теперь нужно определить какие существуют виды воображения.

1. Воссоздающее воображение. При этом виде воображения идет представление образов по заранее составленному описанию (пример: прочитанное стихотворение, прочитанная книга или рассказ), по другому это воображение называют воспроизводящее, вспоминающее.

2. Творческое воображение. Этот вид воображения отличается тем, что при нем создаются новые образы по собственной мысли взятой из головы.

3. Неуправляемой воображение. Сумасшедшая фантазия, еще ее называют буйная.

Дети очень любят фантазировать, т. е. создавать нереальный (сказочный) сюжет и решать в нем свои сказочные задачи и проблемы. Этим и отличается фантазирование от воображения, ведь при воображении приходится мыслить реально и принимать взрослые решения.

Глупость и фантазия одно и тоже?

Если ребенок фантазирует и это в дальнейшем приносит ему, либо кому-то из близких вред, то это называется глупостью. Если же все в пределе допустимого, то все хорошо, пусть ребенок фантазирует.

Когда ребенок фантазирует, рассказывает то, чего не может быть, это не означает, что он врет, просто он сочиняет, а это и нужно для его развития, мозг работает — развитие стремится вперед.

Развитие воображения у дошкольника, как помочь?

Попробую ответить на этот вопрос более понятно:

1. Творческая деятельность воображения напрямую зависит от величины личного опыта самого человека. Чем больше опыт, тем более богатое воображение. Накапливая опыт ребенок становится умнее, сообразительнее и если мы хотим, чтоб ребенок стал творческой личностью нужно помочь ему.

2. Фантазия на основе услышанного, т.е. чужой опыт. Пример: ребенок узнал или услышал, что земля квадратная и отталкиваясь от услышанного, фантазирует. Рассказывайте ребенку интересные истории и он начнет фантазировать, воображать и мыслить.

3. От наших чувств зависит содержание воображаемых предметов или явлений, в то время когда мы фантазируем. Если ребенок на фантазирует, что в темном коридоре есть кто-то и ему станет страшно, то он может в дальнейшем бояться темноты, пример понятен!? Чувства напрямую зависят и руководят творчеством.

Какие способы есть, чтоб развить фантазию и воображение у ребенка?

Недавно, буквально 3 дня назад я наткнулся на очень интересное видео. Посмотрев его, я просто пришел в восторг, методист управления образования Кирилл Викторович Четвертоков очень интересно приводит пример как развивать воображение у ребенка.

Мотивация и ее формирование

Нужно убедить ребенка, что фантазировать — это полезно и совсем не стыдно. Если ребенку будет интересно фантазировать, только тогда он получит от этого удовольствие. Ведь сначала ребенок фантазирует, потом подрастает и начинает учиться воображать, что в дальнейшем ему поможет рационально мыслить.

Нужно добиться доверия у ребенка к вам, тогда ребенок будет охотно прислушиваться к вам. Ребенок подрос и стал повторять за вами, пользуйтесь этим, вы теперь авторитет для него. Сейчас помогут интересные фантастические сказки и рассказы.

Нужно задавать ребенку вопросы, наводя его на фантазию. Пример: чтобы ты сделал, если стал невидимкой? Слушайте ребенка и задавайте наводящие вопросы. Также можно предложить ребенку какую-нибудь нереальную ситуацию, пусть пофантазирует. Ребенок должен думать и тогда у него все получиться.

Существует множество видов игр развивающие воображение, но о них я расскажу в следующей статье. Поэтому если статья понравилась на обновление сайта и будь в курсе всего самого интересного первым.

Фантазия – это качество, которым хочет обладать любой, поскольку человек с фантазией способен креативно решать встающие пред ним задачи, нестандартно выходя из неоднозначных ситуаций, создавать новое, творчески себя являть миру. Когда же человек с фантазией адаптирован в социуме, умеет мыслить логически – он высокоэффективен. Фантазия нужна творческим людям, чтобы рождать образы, воплощая их в искусстве.

Фантазия в психологии это элемент воображения, тесно повязанный с мечтами. Поэтому человек, какой много фантазирует, постоянно хочет чего-то, стремится к предметам своих мечтаний. Окружающими он воспринимается часто как новатор, интересный собеседник, поскольку способен придумывать новое, делать каждый день отличным от остальных.

Слово «фантазия» исходит от понятия в греческом языке, обозначающего явление, какого нет доселе в реальности. Если мы фантазируем – в мы формируем нечто новое. Люди с выраженной способностью фантазировать имеют и сильное представление, легче меняют установки и экспериментируют, воплощая придуманное в жизнь.

Что такое фантазия?

Фантазирование связано с функционированием правого полушария, что отвечает за образное мышление, которое часто называют творческим. В простом словоупотреблении фантазия и воображение – синонимичные понятия, и в научной литературе они также часто не различаются. Оба они пересекаются с понятием образа – одного из фундаментальных категорий в психологии.

Образы – главная составляющая нашего психического мира, их мы получаем и из опыта непосредственных наших восприятий, и еще откуда-то, о чем говорят психологи, философы, теологи, мистики. Образы представляют материал для воображения и построения фантазий, они же являются предшественниками создаваемых человеком предметов физического и абстрактного плана.

Прежде чем явить миру новое – творец всегда фантазирует, представляет картину в голове, мечтает о новой реальности. Способность к фантазии создала мир предметов, нашу цивилизацию, она помогает нам в повседневности.

Фантазия необходима в наших межличностных отношениях, любви, супружестве. Как говорил поэт, фантазия нужна, чтобы стирать случайные черты в партнере и выделять наиболее ценное, к чему человек привязывается, что любит и на основе чего выстраивает отношения.

Психотехнологи утверждают, что умение представить в человеке качество, каким он сейчас даже пусть не обладает или же обладает в малой степени, способно действительно развить в нем это качество. Это можно проверить, сообщая пренеприятному человеку, с которым трудно найти понимание, что он чрезвычайно интересная личность, нравится своим умением вести себя уважительно, словно и вправду он очень предупредителен и приятен в общении. Через время вы отметите, что человек в действительности начал демонстрировать услужливость и обаяние.

Человек даже может доставить себе простое удовольствие, если вообразит его. Поэтому фантазеры чаще выглядят счастливыми, могут представить себе все практически, что пожелают. А психика, как известно, не различает объекты реального мира и воображаемые картины между собой. Так, если я, будучи уставшим, представлю для себя на минуточку отдых на курорте и смогу погрузиться в эту пусть и вымышленную приятную атмосферу – я действительно немного отдохну! На этом принципе построены все гипнотические техники.

Фантазия сродни волшебству, верно? Часто люди с яркой способностью к фантазированию делают те вещи, что кажутся рациональным и скептическим наблюдателям просто невозможными. Однако фантазия может не только созидать, она может иметь и негативный окрас. Человек, думая о плохом и в деталях представляя это, уже сразу испытывает негативные эмоции. А через время и притягивает рожденную в голове пугающую ситуацию в его жизнь. Этот феномен также широко известен, над ним часто работают практические психологи на своих консультациях.

Воображение и фантазия в психологии это и способ воспринять информацию, заключенную в речи. Когда мы рассказываем – мы рассчитываем на способность собеседника представить описываемую картину.

У людей искусства, писателей, режиссеров – воображение чрезвычайно живое, беспокойное, оно не удовлетворяется простыми решениями и краткими путями, а находит что-то неожиданное в образах, сочетает их странным способом. Фантазия у них – словно воображение, сорвавшееся с цепи обыденности. Здесь происходит ослабление контроля логики, рационального . Тогда воображение рождает очень странные образы, на французском фантазмы, что как минимум отвлекаются от повседневности, а как максимум – рождают и вовсе нечто несуществующее. Спектр фантазий очень широк – от небольшого отклонения от нормы до абсолютного нарушения всех норм и чувства реальности воображаемого.

Интересный парадокс в том, что фантазии, сколь бы ни были они необыкновенны – создаются все же из образов обыкновенных, воспринятых из реальности. К примеру, сказочный Змей Горыныч – комбинация понятных нам образов ящерицы, змеи, крыльев птицы, нескольких голов, возможно, как у трех богатырей, а также огнемета. В таком интересном сочетании рождается заманчивый художественный образ, новый персонаж, любимый народным искусством.

Как развить фантазию?

Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?

Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение. К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину. Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.

На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.

Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом. Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части. Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.

Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».

Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.

Как развить фантазию и воображение?

Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее , общественными штампами. Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии. Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости. Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.

Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.

Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию. Может, это будет светящийся халат? Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.

Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет. Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю. Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.

Что же представляют из себя фантазия и воображение? На самом деле, это виды мышления, с помощью которых человек представляет несуществующие предметы или воссоздает в памяти то, что когда-то видел. То есть на основе старого опыта мы создаем нечто новое именно благодаря фантазии и воображению. Но чем же одно отличается от другого?

С помощью воображения мы представляем, объединяем и изменяем то, что когда уже видели, то, что в принципесуществует в мире. Фантазия же помогает нам создать в сознании нечто новое, нереальное, то, чего еще никто не видел и чего не бывает. Тем не менее, и первый, и второй процесс основывается на человеческом опыте, чем он богаче, тем активнее функционирует фантазия и воображение.

Воображение разделяют на три основных типа:

  1. Воссоздающее воображение : представление тех или иных предметов или явлений по алгоритму. Так, например, работает наше воображение, когда мы читаем книгу. Мы представляем именно те образы, которые описываются в повествовании, в стихах, песне и тому подобное.
  2. Творческое : создание образов без алгоритма самостоятельно. Именно творческое воображение важно развивать у детей.
  3. Неуправляемое воображение : мы часто наблюдаем такой процесс у детей. Они просто рассказывают всякие небылицы, которые абсолютно не связаны логикой или последовательностью.

Почему фантазирование не может помочь при решении реальных задач?

Все потому, что фантазируя, ребенок рисует свой собственный мир, а значит и задачи он придумывает сам. При их решении, он может придумать способ, который невозможно реализовать в реальном мире , а значит, если перед ребенком поставить серьёзную задачу, он не правится с ее решением, ведь будет предлагать абсолютно фантастические варианты ответа. Решение взрослых задач тоже требует творческого подхода, однако у такого подхода должны быть некоторые ограничения, а фантазия, как известно, таких границ не имеет. Поэтому фантазирование нужно ребенку, но впоследствии нужно учить малыша им управлять.

Фантазия или глупость?

Можно ли как как-то отделить фантазию от глупости? Любая фантазия, которая начинает приносить вред или просто неверна, может называться глупостью. То есть глупость - это нецелесообразный, вредный, неразумный поступок или такая же мысль. Естественно, в зависимости от возраста человека, критерии разграничения фантазии и бреда несколько смещаются.

Всегда ли фантазирование - это хорошо? Стоит ли ограничивать фантазии детей, или они всегда идут только на пользу?

Фантазии ребенка нельзя рассматривать как ложь, ведь, когда он рассказывает свои небылицы, ему абсолютно все равно, реально ли это событие или нет, ему интересен сам процесс сочинения. Самое главное в процессе фантазирования, это то, что детский мозг способен создавать новые интересные образы, генерировать идеи, активно впитывать опыт, чтобы создать что-то новое.

Однако родителям все же нужно прислушиваться, о чем конкретно зачастую фантазирует ребенок . Если все его истории посвящены его вымышленным друзьям, может так он пытается рассказать вам о своем одиночестве? То есть фантазии ребенка могут быть и сигналом о помощи, который вы обязаны услышать.

Зачем ребенку развивать фантазию и воображение?

Существует очень мудрая крылатая фраза: «Без воображения нет соображения» . Многие великие ученые утверждали, что воображение, умение создавать новые идеи намного важнее порой, чем большой запас энциклопедических знаний. Более того, любым самым сложным математическим расчетам должно предшествовать воображение.

Большинство людей под воображением и фантазией понимают нечто бессмысленное, бесполезное в реальной жизни. Это происходит из-за недостаточной информированности людей об этих функциях мышления. Ведь на самом деле хорошо развитое воображение и фантазия - залог оригинального нестандартного мышления , что в свою очередь способствует более легкому решению задач.

Любому ребенку сложно действовать и думать по правилам, поэтому нужно вдохновлять ребенка мыслить нестандартно, фантазировать. Ни в коем случае не критикуйте ребенка за «выдумки».

Начиная с самого младшего возраста, игра - основной способ ребенка накапливать опыт, адаптироваться в обществе. Именно в игре он учатся мышлению, а значит, с самого детства нужно помогать им развивать воображение. Пусть создают собственные миры, генерируют идеи и образы.

Как же правильно развивать детское воображение?

Основные правила развития творческого мышления:

  • Чем богаче человеческий опыт, тем активнее работает воображение и богаче фантазия. Именно поэтому нужно помогать ребенку накапливать жизненный опыт, впитывать в себя все события и явления, которые происходят вокруг него. Именно на основе увиденного и услышанного ребенок будет потом создавать новые образы и идеи. Эрудированность ребенка так же является гарантией того, что он станет творческим человеком.
  • Основой для фантазий может служить и чужой опыт. То есть можно воображать то, чего никогда не видел, но читал или слышал об этом. Разумеется, этому тоже надо учиться и тренировать такие умения.
  • Фантазии и эмоции находятся в обоюдной зависимости. То, чем мы наполним воображаемые образы, будет зависеть от нашего эмоционального состояния и наоборот, то, что мы вообразим, повлияет на наше настроение. Поэтому эмоции и чувства - это мощный двигатель фантазии.

Способы развития фантазии

Для того чтобы успешно сформировать и развить воображение и фантазию у малыша, вам необходимо знать основные способы и приемы развития творческого мышления. Итак, что нужно делать, чтобы ребенок учился мечтать?