Русско японские отношения 17 19 веках. Россия и Япония: история отношений

В 1991 году произошел распад СССР, Россия, став правопреемницей Советского Союза, получила в наследство неразрешенные проблемы советско-японских взаимоотношений. После прихода к власти Б.Н. Ельцина в 1991 году был окончательно сформирован и утвержден документ, где указывались основные подходы к спорным вопросам, - пятиэтапный план решения территориальной проблемы между Россией и Японией. Его впервые «Б.Н. Ельцин обнародовал еще 17 января 1990 года в Токио во время визита в Японию в качестве лидера российской демократической оппозиции.

План включал в себя следующие положения:

Первый этап охватил 1990 - 1991 годы и предусматривал официальное признание советской стороной существования территориальной проблемы.

Второй этап был рассчитан на последующие 3-5 лет. Это организация на Южных Курилах зоны свободного предпринимательства со льготными условиями для бизнеса японской стороны.

Третий этап включал демилитаризацию Южных Курил.

Четвертый этап падал на начало 2000-х годов и предполагал подписание мирного договора между СССР и Японией.

Кроме того, в план был включен 5 перспективный пункт, который предусматривал участие в решении проблемы следующего поколения политиков, не связанных предрассудками современности. Предполагалось, что они нашли бы нестандартное решение проблемы, удовлетворившее обе стороны» там же с.316-319.

Таким образом, документ выглядел противоречивым. С одной стороны Б.Н. Ельцин признавал наличие территориальной проблемы во взаимоотношениях между двумя странами, с другой, отнес сроки окончательного решения проблемы ко времени появления следующего поколения политиков.

Дальнейшие российско-японские отношения представляют собой полосу обоюдных визитов японских и российских представителей с целью дальнейшего развития всех сфер взаимоотношений.

«Наиболее важной представляется встреча на заседание Совета Безопасности ООН президента РФ Б. Н. Ельцина и премьер-министра Японии К. Маядзава в Нью-Йорке 31 января 1992 года. Итогом переговоров между ними стало требование японской стороны немедленного разрешения территориальной проблемы»Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.336., что и явилось ответом на обнародованный Ельциным 5-этапный план решения территориальной проблемы

С 19 по 22 марта 1992 года была совершена поездка министра иностранных дел РФ А. Козырева в Японию, где было заявлено о решении территориальной проблемы на основе совместной декларации 1956 года.

Видя нежелание российских представителей идти на уступки, японское правительство делает приглашение для приезда в Токио непосредственно президенту РФ Б.Н. Ельцину.

В июле 1992 года на встрече в Москве с председателем ассоциации японо-российской торговли Сато Б. Ельцин заявил, что не будет рассматривать территориальный вопрос без развития экономических отношений.Там же с.336.

В итоге, накануне переговоров в Токио президент России занял жесткую позицию в отношении территориальной проблемы, завязав его на решении экономического блока вопросов.

8 июля 1993 года состоялась встреча Б.Н. Ельцина и Маядзавы в Токио, где были разработаны некоторые вопросы российско-японских отношений, которые обсуждались на следующей встрече в Токио Ельцина и Маядзава с 11 по 13октября 1993 года. В результате была заключена Токийская декларация, которая не содержала значительных подвижек в подходе к территориальному вопросуКурилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.350., но Токийская декларация стала единственным основным и взаимно признанным документом, регулирующим российско-японские отношения.

Осложнившаяся внутриполитическая обстановка в России, связанная с вооруженным конфликтом в Чечне оттеснила в последующие годы проблемы между Россией и Японией на задний план. То есть, в российско-японских отношениях наметилось явное ослабление во взаимных усилиях по урегулированию территориальной проблемы.

Но уже в 1996 году министр иностранных дел РФ Е. М. Примаков внес предложение о дальнейшей разработке совместной экономической сферы деятельности без заключения мирного договора, на что японское правительство ответило согласиемГоловин В. Неоконченный поединок богатыря и самурая //Новое время. 1997, №1/2, с.31-35.. Но в связи с отставкой Е.М. Примакова дальнейшая разработка предложений была заморожена до 1998 года. Экономическая сфера взаимоотношений была не менее важна. Одна из проблем в этой сфере - рыболовство. «Япония настаивала на праве японских рыбопромышленников беспрепятственно добывать в территориальных водах Южных Курил рыбу и морепродукты на том основании, что острова должны быть преданы ей. Незаконный массовый лов японцами рыбы, в этих зонах, наносивший большой ущерб России начался в 1990 году, несмотря на протесты российского правительства. В 1993 году Москва потребовала от Токио прекратить браконьерство, предупредив, что будет вынуждена прибегнуть к более решительным мерам. Однако от Японии ответа не последовало: хищнический лов рыбы продолжался. В 1994 году во время визита О. Сосковца, а затем в 1995 году А. Козырева в Японию было выдвинуто предложение с российской стороны о возможности свободного лова в территориальных водах Южных Курил на условиях соответствующей денежной компенсации, на которое японское правительство дало отказ.

В марте 1995 года в Москве состоялись переговоры по этому вопросу. Японская сторона согласилась с выплатой компенсации, стремясь избежать ее прямой увязки с промыслом в конкретной южно-Курильской акватории, предлагая вынести договоренность на уровень общественных организаций».Макаров А. «Проблемы российско-японских отношений» // Международная жизнь. 1995, №10, с.46.

Это означало, что, внося достигнутую договоренность за рамки межправительственных документов, Япония преследовала цель не признавать права России в дальневосточном регионе.

Отрицательно сказалась на российско-японских отношениях уже решенная в современном обществе проблема японских военнопленных, которые оказались захваченными в результате советско-японской войны 1945 года советской армией. «В 1956 году все военнопленные вернулись на родину, где у них возникли проблемы по получению пособий из-за отсутствия документов о работе в советских лагерях. В начале 1990-х годов были составлены списки военнопленных, а 4000 японцев получили свидетельства, по которым они смогли получать пособие»Там же с.46..

С 18 по 19 апреля 1998 года состоялся саммит в Каванне, где российскую сторону представлял президент РФ Б. Н. Ельцин, японскую делегацию возглавил премьер-министр Японии Р. Хасимото. На саммите был зафиксирован план дальнейшего сотрудничества. Во-первых, разработка энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока, транспорта, в частности модернизация системы обеспечения грузопотока на Транссибе. Велось обсуждение о подключении Ковыктинского газового месторождения под Иркутском. Во-вторых, Япония дала согласие на предложение Б. Ельцина странам «восьмерки» о приеме на стажировку молодых россиян- специалистов, позже приступив к практической реализации этого сотрудничества. В-третьих, на саммите поднимался вопрос о расширении японских инвестиций в российскую промышленность. «План Ельцина - Хасимото» был расширен космической тематикой. Кроме того, оба лидера подняли вопрос о заключении мирного договора, в результате чего была назначена дата его заключения - 2000 год.

Анализируя результаты встречи Ельцина и Хасимото, можно сделать вывод, что она не повлекла за собой глубоких изменений в решении территориальной проблемы. В связи с отставкой Б.Н. Ельцина с поста президента РФ договор 2000 года не был подписан.

Осознавая нереальность выполнения «плана Ельцина - Хасимото», 12 мая 2000 года в Саппоро был созван международный симпозиум «Новая эпоха в российско-японских отношениях». Российскую сторону представляли Б. Немцов, вице-спикер Госдумы, депутаты М. Задорнов и В. Третьяков. В Токио к ним присоединились посол России в Японии А. Попов. Японскую сторону представляли губернатор Хоккайдо, Х. Тацуге и министр иностранных дел М. Комура. На симпозиуме Б. Немцов внес предложение о создании совместного управления спорными территориями: «На мой взгляд, необходимо совместное освоение Южных Курил и Дальнего Востока в целом. Предлагаю создать совместное управление с целью развития Южных Курил. Соглашение об этом должны быть зафиксированы на уровне международного договора, который в свою очередь, необходимо рассматривать как часть реализации программы по заключению мирного договора»Третьяков В. Россия - Япония: новая эпоха? //Независимая газета. 2000, 1 июня, с. 10.. Предполагалось разработать новую идеологию российско-японских взаимоотношений, которая должна была повлиять на проведение внешней и внутренней политики обоих государств. Суть идеологии состояла в признании России и Японии стратегическими партнерами на Дальнем Востоке. Таким образом, симпозиум поднял взаимоотношения России и Японии на новый уровень, так как кроме обсуждения экономических и политических сфер, было внесено действительно новое предложение о совместном управлении островами, был поднят вопрос об идеологии отношений России и Японии, но одновременно было выяснено, что выработке пути решения проблемы мешает зацикленность двух стран на решении спорных вопросов, на требованиях каждой из сторон.

За прошедшие с момента распада СССР годы российско-японские отношения поступательно развивались, наполнялись новым содержанием. Они характеризуются обоюдной приверженностью универсальным демократическим ценностям, отсутствием идеологической и военной конфронтации, глубокой взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития связей: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество.

В период 1990-х гг. отношения России с Японией были для нашей страны центральными в АТР. Приоритетная роль Страны восходящего солнца для России объяснялась несколькими причинами. Как уже отмечалось, во-первых, Япония являлась высокоразвитой экономической державой, сотрудничество с которой отвечало интересам российской экономической модернизации, во- вторых, Япония была главным стратегическим союзником США в Азии, что делало ее полезной и для развития всего западного направления внешней политики России. Со своей стороны, Япония испытывала к России интерес как к альтернативному поставщику сырья и энергоносителей. Не менее важной для Японии была и роль России в качестве возможного противовеса Китаю как новой региональной сверхдержавы.

Российско-японские отношения в 1990-е гг. продолжились в рамках той линии, которая была намечена еще М.С. Горбачевым во второй половине 1980-х гг. Суть ее заключалась в попытках найти пути развития взаимных контактов, прежде всего в экономике, без серьезных политических уступок с обеих сторон. Важнейшей же проблемой двусторонних политических отношений был и до сих пор остается территориальный вопрос.

В своих отношениях с Россией Япония пыталась связать решение территориальной проблемы с развитием экономического сотрудничества. На руку японцам в этом вопросе были и распад СССР, и углубление экономического кризиса в российской экономике в начале 1990-х гг. По этой причине был перенесен первый официальный визит в Японию президента Б.Н. Ельцина. Намеченный на 1992 г., он состоялся только в октябре 1993 г. Его наиболее важным итогом стало подписание Токийской декларации, в которой Москва заверила Токио в том, что намерена положительным для Японии образом разрешить территориальный спор вокруг группы островов Хабомаи и островов Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сроки решения территориальной проблемы при этом не оговаривались.

Хотел ли Б.Н. Ельцин дать импульс решению территориальной проблемы или только имитировал такое желание, до сих пор неизвестно. Но его визит, хотя и не привел к прорыву в отношениях, тем не менее, положительно сказался на развитии экономических связей двух стран. К 1995 г. объем двусторонней торговли достиг уровня 6 млрд долл. Имея положительное сальдо в торговле с Японией, Россия поставляла в эту страну сырьевые продукты, металл и энергоносители, а закупала машины и оборудование. В 1990-х гг. объем японских инвестиций в российскую экономику, однако, находится на достаточно низком уровне, и среди иностранных инвесторов по объему инвестиций Япония занимала только 11 место.

В 1997-1998 гг. уровень политических отношений несколько повысился - состоялись контакты лидеров двух стран сначала в Красноярске, а затем и в японском городе Кавана.

В ноябре 1997 г. во время встречи на высшем уровне в Красноярске был согласован «план Ельцина - Хасимото», предусматривавший расширение инвестиционного сотрудничества двух стран и содействие Японии реформам в Российской Федерации, которая выражалась в выделении кредитов под закупки Россией японских товаров. Несмотря на доверительный характер переговоров «без галстуков», прорыва в политических отношениях сторон снова не произошло, и мирный договор не был заключен. Прогресс в отношениях двух стран не состоялся в том числе и потому, что обострившиеся внутренние проблемы отвлекли лидеров России и Японии от решения двусторонних вопросов в пользу национальных.

Подводя итоги российско-японским отношениям в 1990-е гг., следует отметить, что в это время наметилось, во-первых, улучшение экономического климата этих отношений, а во-вторых, началось постепенное превращение спорных островных территорий в объект российско- японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества.

С избранием президентом России В.В. Путина политика России в отношении Японии стала более открытой. В отношении территориального вопроса Россия взяла на вооружение тактику, которую Япония много лет применяет в своих территориальных спорах с Китаем. Она выражается следующей формулой - «это наша территория, а вот вы у нас их оспариваете, у нас с вами проблемы нет, это ваша проблема». В плане сотрудничества стороны старались удовлетворить частные, нередко спонтанно возникающие интересы, которые, в конечном счете, распространились практически на все области, включая контакты по линии спецслужб и военных. «На японском направлении у России политика есть, но нет долгосрочной стратегии, в равной мере, как её нет и с японской стороны. И поэтому мы строим все наши взаимоотношения на решении текущих проблем» - отмечал в 2005 г. руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН

В. Павлятенко. Отсутствие такой стратегии - не ошибка политиков и дипломатов, а следствие низкого уровня доверия между странами как на уровне политических лидеров, так и на уровне простых граждан. В этом плане российско-японские отношения в чем-то напоминают отношения Японии и Китая - в экономике дела идут нормально, а в политике и на уровне межличностных контактов остается множество нерешенных вопросов. Таким образом, российско-японские отношения - это недоверительные отношения партнеров, которые вынуждены сообща решать вопросы, представляющие взаимный интерес.

Центральное место в двусторонних отношениях в 2000-е гг. занимала экономика. Встречи В.В. Путина с премьером Японии Е. Мори в 2000 и 2001 г., а также визит в Россию в январе 2003 г. японского премьера Д. Коидзуми подтвердили взаимное намерение углублять взаимное экономическое сотрудничество. Стороны стали осуществлять крупные проекты в области совместной разработки нефтегазовых месторождений в Сибири, Приморье и на Сахалинском шельфе. Японское правительство оказывало финансовое содействие в виде страхования торговли и выделения кредитов под эти проекты.

В 2004 г. объем товарооборота между странами достиг рекордного уровня, превысив 8,8 млрд долл. (на 48,4 % больше, чем в 2003 г.). Товарная структура российского экспорта в целом существенных изменений не претерпела. Основу экспорта традиционно составляли металлы, включая цветные и драгоценные (37 %), морепродукты (27 %), лесоматериалы (11 %). Заметно - в 2,3 раза - возросли поставки в Японию минерального сырья и топлива (угля и нефтепродуктов, удельный вес которых увеличился с 13 до 20 %). В импорте из Японии преобладали машины и оборудование: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары и средства связи. В числе наиболее важных проблем российского экспорта в Японию - крайне низкая степень переработки поставляемого сырья и продовольственных товаров. В особенности это касается морепродуктов, в экспорте которых Россия ежегодно теряет сотни миллионов долларов из-за отсутствия мощностей на российском Дальнем Востоке по их глубокой переработке.

В ноябре 2005 г. состоялся официальный визит в Японию В.В. Путина, в ходе которого он отказался обсуждать с японскими политиками территориальный вопрос, отойдя, таким образом, от принципов Токийской декларации. Эта позиция российского лидера исходила как из возросшей экономической мощи страны, так и из-за неразберихи и разногласий между японскими политиками в территориальном вопросе. Смягчение японской позиции было вызвано прежде всего растущей мощью Китая, толкавшей официальный Токио к созданию системы региональных противовесов этой стране, с участием в том числе и России. По этим причинам твердая линия российского президента в территориальном вопросе была воспринята в Японии как данность и не повлияла ни на развитие экономических отношений двух стран, ни на решение японского правительства дать свое принципиальное согласие на вступление России в ВТО.

В 2005-2007 гг. особенно заметно улучшилось отношение крупного японского бизнеса к идее сотрудничества с Россией. В частности, автомобилестроительные компании «Ниссан» и «Тойота» приняли решение о строительстве в России автосборочных производств. Другие компании - «Мицуи», «Марубени», «Мицубиси», «Ниссё Иван», «Сумито- мо» также повысили свою активность на российском рынке. В основе этой тенденции лежит признание японским деловым миром факта укрепления политической стабильности, очевидного экономического прогресса России и предпринимаемых российским руководством мер по совершенствованию экономического законодательства. Вместе с тем японские бизнесмены продолжают говорить о проблемах российского налогового, валютного и финансового законодательств, неэффективности их исполнения.

Введение

Традиционным стереотипом при определении советско-японских и российско-японских отношений является мнение, что они находятся в состоянии застоя. Действительно, отношения СССР и России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений двух стран случалось разное. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.

Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией придает территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным препятствием для заключения мирного договора, а также и то, что до 1991 года ни один из советских руководителей не хотел посещать Японию. Это было нарушением неписанных дипломатических норм, ведь японские руководители четырежды побывали в СССР. Советская сторона рано или поздно должна была побывать в Японии, это случилось только в 1991 году. Чем был обусловлен этот важный шаг: сменой ориентации внешней политики с Запада на Восток, или желанием стать полноправным членом сообщества государств - членов Азиатско-Тихоокеанского региона? Как бы там не было, но первый визит президента СССР в Японию был важным шагом в отношениях между двумя странами, с него, по сути дела, берет начало новая полоса во взаимоотношениях двух стран.

В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических, экономических, научных, культурных отношений между двумя странами, а также территориальную проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и дальнейшее улучшение отношений.

В первой главе речь пойдет об отношениях между двумя странами до развала СССР (1985 - 1991 гг.). Этот период знаменует важные перемены в отношениях между двумя странами, в это время состоялся первый визит советского руководства в страну восходящего солнца. После развала СССР изменилась карта мира, появились новые государства участники международных отношений. Если раньше стране приходилось ориентировать свою политику на запад, то теперь настали другие времена, возросла роль Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вторая глава посвящена российско-японским отношениям в 90-е годы. Это важный период в отношениях между двумя странами, ведь именно в этот период была подписана Токийская декларация, состоялся визит Ельцина в Японию. В этот период налаживаются новые связи молодой России со страной Восходящего солнца, появляются надежды на улучшение отношений. Для Японии это прежде всего возможность разрешить территориальную проблему в свою пользу.

В третьей главе будет рассмотрена территориальная проблема в отношениях между двумя странами, ведь это является главным тупиковым моментом в дальнейшем развитии отношений. На мой взгляд, между такими крупными странами как Россия и Япония не должно быть никаких претензий друг к другу, тем более территориальных, между ними должна существовать тесная экономическая связь, так как расположены они в одном регионе.

Наконец в последней главе я расскажу об экономическом и культурном и сотрудничестве между двумя странами, о том, какие совместные проекты были созданы для улучшения экономического партнерства между двумя странами.

В своей работе я пользовался литературой отечественных и зарубежных авторов. Среди книг отечественных авторов я бы хотел отметить монографию В.В. Кожевникова «Российско-японские отношения на современном этапе» (Владивосток, 1997). В этой работе предпринята попытка рассмотреть переговорный процесс между СССР и Японией во второй половине 80-х годов, и России и Японии в первой половине 90-х годов. Анализируются основные этапы межгосударственных отношений.

Я также пользовался статьями из журналов “Международная жизнь” и “Международные отношения и мировая экономика.” Особо хотелось бы отметить статью японского автора Такэхиро Того “Япония и Россия в XXI веке” и Галузина М. “Наши дела с Японией”. На мой взгляд, в этих статьях хорошо раскрыт период в отношениях между двумя странами, который я и рассматривал. Можно также выделить статьи таких авторов как А. Иванов, Р. Абазов, С. Чугров. Эти авторы рассматривают российско-японские отношения как составляющие отношений России с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Я считаю тему российско-японских отношений актуальной потому, что развитие отношений для двух стран необходимо в наших общих национальных интересах. Азиатско-Тихоокеанский регион играет немаловажную роль в мировой политике и поддержание хороших связей важно, особенно для России, которая, на мой взгляд, является все- таки больше восточной страной, нежели западной.


Глава I

Российско-японские отношенияв период 1985 - 1991 годы.

В марте 1985 года скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС К. Черненко. На его похороны прибыл премьер - министр Японии Я. Накасонэ. Все специалисты международники обратили внимание на тот факт, что он был принят М. Горбачевым, который становился приемником К. Черненко. Действия Горбачева были прямо противоположны действия всех предыдущих руководителей страны, ведь никто раньше не удостаивал своим вниманием премьер-министров Японии. Это свидетельствовало о повороте в отношениях между двумя странами. На встрече с Накасонэ будущий советский руководитель заявил японскому премьеру: “СССР готов развивать взаимовыгодные связи с Японией в различных областях и выступает за придание отношениям между обеими странами добрососедского характера ” .

В Японии положительно отнеслись к смене министра иностранных дел СССР. А. Громыко традиционно воспринимался как “мистер нет”, за его жестокое неприятие территориального вопроса в двусторонних отношениях. Вот почему на Э. Шеварнадзе возлагались большие надежды. Эти перемены рассматривались как признание Советским Союзом возрастания значения Японии в советской внешнеполитической стратегии.

Первым пробным камнем для оценки такой стратегии должен был стать визит министра иностранных дел в Японию. Японская сторона во главу на переговорах ставила территориальный вопрос и проблему посещения японцами могил своих родственников на территории СССР. Советская делегация ехала с более широкими планами: обсудить проблемы безопасности в регионе, изучить реакцию Японии на идею создания системы коллективной безопасности в Азии, также целью было разрушить устоявшееся неприязненное представление о Советском государстве. Ведь в Японии СССР считали страшной страной. Большое влияние на формирование такого отношения японцев к СССР оказала экспансия Российской империи на Восток, борьба за влияние в Китае и Корее. Кроме того, из памяти японцев до сих пор не изгладилось вступление СССР в войну против Японии в 1945 г.

Визит Э. Шеварнадзе в Японию состоялся 15-16 января 1986 года . В ходе этого визита были подписаны соглашение о товарообороте и платежах на 1986-1990 годы и межправительственная конвенция об избежании двойного налогообложения. Обе стороны согласились продлить срок действия обменных писем по культурным связям между двумя странами.

Итог переговоров был оценен обеими сторонами очень высоко. Советский министр подчеркнул, что ”мы не стремились к постановке максимальных задач и не драматизировали расхождения, а терпеливо и благожелательно выявляли возможности для сближения позиций. В итоге были выработаны неплохие соглашения, сделан заметный шаг вперед” .

Внимание наблюдателей привлекло еще и то обстоятельство, что советская сторона с большим вниманием выслушала японскую сторону по поводу территориального вопроса. В отличие от А. Громыко, который заявлял, что нет проблемы и нечего обсуждать, Э. Шеварнадзе беседовал с министром иностранных дел С. Абэ на эту тему в течение 4 часов.

На удивление быстро осуществился ответный визит министра иностранных дел Японии С. Абэ в СССР - уже в мае. В Москве снова продолжились переговоры “по проблемам мирного договора, включая вопросы, которые могли бы составить его содержание” . Стороны договорились продолжить их в Токио. Была достигнута договоренность о вознобновлении прерванной в 1978 году работы советско-японской и японо-советской межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству. На переговорах были подтверждены приглашения японского правительства М. Горбачеву посетить Японию, а советского правительства Я. Накасонэ посетить СССР.

В Москве были продолжены переговоры о посещении японцами мест захоронений их родственников на советской территории. В июне было достигнуто соглашение об упрощенной, на основе взаимности, процедуре посещения японскими гражданами мест захоронения их родственников. Для Японии это был важный вопрос, так как из-за обострения отношений в 1976 году советская сторона запретила посещения Курильских островов. Сейчас СССР разрешил посещать пока острова Шикотан и Хабомаи. В целом, на январских и майских переговорах было подписано пять соглашений, что явилось неплохим началом после восьмилетнего перерыва, однако, очень скоро советско-японские отношения вновь покрылись густой облачностью.

11 сентября 1986 года МИД СССР, сделал послу Японии заявление в связи с тем, что японское правительство сообщило о решении вступить в переговоры с администрацией США об участии Японии в американской программе стратегической оборонной инициативы (СОИ). Советская сторона заявляла, что решение, принятое японским правительством, идет в разрез с заявлениями о готовности действовать в целях укрепления мира и снижения международной напряженности, способствовать прогрессу в советско-американских переговорах по ядерным и космическим вооружениям. В СССР эта программа воспринималась болезненно.

Советско-японские отношения 1927-1941 гг.

Выполнила:

Студентка IV курса 42 группы

Подгорнова Екатерина Игоревна

Научный руководитель:

к.и.н. Буранок С.О.

Самара, 2011

План

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Глава 1.Советско-японские отношения: к. 20 – 30-е гг………………...4

3. Глава 2. Вооружённый конфликт в районе озера Хасан………………11

4. Глава 3. Советско-японские отношения на кануне Второй Мировой войны………………………………………………………………………18

5. Заключение……………...………………………………………………...22

6. Используемая литература………………..………………………………24

Введение

Актуальность и научная значимость темы. Проблема японо-советского соперничества в 1927-1941 гг. является одной из наименее исследованных в исторической науке. Этот факт нельзя объяснить отсутствием интереса со стороны отечественных и зарубежных исследователей к самим японо-советским отношениям данного периода. Именно в эти годы закладывались основы взаимоотношений Японии и Советского Союза, реанимировались и обострялись взаимные противоречия.

В японо-советском соперничестве, как и во всяком соперничестве подобного рода, наряду с противостоянием, конфронтацией и враждебностью проявлялись элементы обоюдного прагматизма, сотрудничества и даже партнерства. В условиях стремительно изменяющегося мира, отсутствия сколько-нибудь внятной стабильности во внешнем окружении, падения престижа и ослабления военно-политического могущества и социально-экономического потенциала демократической России будет не лишним вспомнить о совместных интересах, когда-то не только разделявших, но и соединявших эти страны, об опыте, пусть кратковременного, но столь плодотворного и судьбоносного для обеих стран партнерства рубежа 30-х начала 40-х гг.

Ставшие доступными в последнее время документы и иные источники позволяют ставить вопрос о наличии отношений соперничества между Японией и Советским Союзом на Дальнем Востоке и, особенно, в Китае. Требуются более глубокое изучение теперь не только конфронтационной составляющей японо-советских отношений, как это было принято ранее, но и исследование многочисленных фактов и свидетельств компромиссной, даже с элементами партнерства политики двух тихоокеанских держав в отношении друг к другу, без чего соперничество подобного рода немыслимо.

Целью данного реферата является всестороннее исследование отношений Японии и Советского союза в данный период.

Глава 1. Советско-японские отношения: к. 20 – 30-е гг.

В апреле 1927 г. известный милитарист генерал Гиити Танака сформировал новый кабинет. Приход к власти Танака означал, что в правящих кругах Японии взяли верх наиболее реакционные элементы. Известен пространный меморандум Танака, предоставленный императору в июле 1927 г., в нем излагалась агрессивная внешнеполитическая программа японского милитаризма.


В сложных условиях в то время приходилось работать в Японии советскому посольству и полпреду СССР в Японии Алексею Антоновичу Трояновскому (с 16 ноября 1927 г. – по 1933 год). Советское правительство поставило перед своими дипломатами четкую задачу: создать более здоровую атмосферу во взаимоотношениях с Японией и активно бороться против попыток военщины развязать войну против СССР. А реакционные японские газеты писали о «дьявольской руке Красной России», которая вторгается во внутренние дела страны. Они призывали следить за действиями русского посольства «дворца скрытого дьявола большевизации Японии».

Вокруг личности Трояновского также нагнеталось недоброжелательство. Газета «Заря» с провокационной целью писала: «Мы должны поздравить Японию, которая получила в подарок от своей соседки редкого в Советской России специалиста по разрушению Азии - Трояновского». Не только реакционная пресса, но и отдельные политические деятели не переставали склонять на все лады «коммунизм», «красную опасность», называли Трояновского «опасной личностью». Советские дипломаты использовали любую возможность для того, чтобы довести до сведения и сознания широких слоев японского народа основные принципы внешней политики СССР.

На предложение советского полпреда заключить пакт о ненападении в марте 1928 г. (а такие предложения были сделаны советским правительством и в 1926, и в 1927 г.),- ответ Танака был один: «Для этого еще не пришло время. События должны развиваться постепенно. Не будем торопиться. Если сразу слишком высоко забраться, можно и упасть». Г. В. Чичерин - народный комиссар иностранных дел СССР - называл Японию страной самой тонкой в мире дипломатии. И многие годы эта дипломатия была направлена на осуществление - последовательными этапами - широкой экспансии в бассейне Тихого океана. К разработке планов военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 г. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных

планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР «кодовое название - Оцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Мировой экономический кризис привел к серьезному обострению международной обстановки. В Японии сокращалось производство, росла безработица, ухудшалось положение трудящихся. Выход из кризиса японские правящие круги искали на путях экспансии. 18 сентября 1931 г. японские войска напали на Китай и предприняли оккупацию его северо-восточных провинций. Материалы Токийского процесса неопровержимо доказали: «как оккупация Манчжурии, так и вторжение в Китай исходили из конечной стратегической цели Японии - войны против СССР». К разработке плана военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 года. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР кодовое название - «Отцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Благодаря этим планам японцы намеревались захватить: Приморье, Приамурье, Забайкалье, Камчатку, Северный Сахалин и другие территории Дальнего Востока.

«Антисоветская свистопляска» в Японии, как говорил полпред Трояновский, достигла своего апогея. Зашевелились и белогвардейцы, осевшие на Японских островах. В Токио пожаловал белогвардейский генерал Семенов. Агрессивные империалистические круги призывали правительство отбросить колебания и напасть на СССР, не откладывая дела в долгий ящик. Военный министр Араки утверждал, что рано или поздно война между Японией и СССР неизбежна, что страну надо готовить к этой войне.

Араки, убежденный фашист, был одним из активнейших участников оккупации советского Дальнего Востока. Деятельность советского посла он называл «интригами» и говорил своим приближенным, что не верит в откровенность русских, когда они надевают френч и цилиндр. Трояновскому удалось в октябре 1932 г. встретиться с Араки. Своим визитом Трояновский вызвал замешательство в кругах японской военщины, вынуждая ее менять наступательную тактику, лавировать. Укреплялось влияние реалистически мыслящих японских политиков, считавших войну против СССР ловушкой для Японии, в которую ее хотели втянуть заинтересованные западные державы. Резко осуждая японскую агрессию против Китая, советское правительство в то же время стремилось не дать возможности милитаристским реакционным силам в Токио обострить отношения между СССР и Японией. Оно предприняло серию гибких дипломатических шагов, направленных на предотвращение новой антисоветской интервенции. Стараясь предотвратить, остановить дальнейшее развитие японской агрессии, советская дипломатия пыталась убедить правительство Чан Кайши в необходимости объединения усилий обоих государств.

31 декабря 1931 г., воспользовавшись проездом через Москву назначенного на пост министра иностранных дел Японии Иосидзава, НКИД предложил заключить советско-японский пакт о ненападении. Было заявлено, что СССР заключил пакты о ненападении и нейтралитете с Германией, Турцией, Афганистаном, парафировал пакт с Францией, что ведутся переговоры с Финляндией, Латвией, Эстонией и Румынией. «Мы будем связаны пактами со всеми соседями. Япония является единственным соседом СССР, который не заключил с ним пакта о ненападении и не ведет переговоров о таком пакте. Такое положение является ненормальным. Переговоры о пакте длительное время вел полпред Трояновский. Представители японского правительства всячески их затягивали, говорили о желательности заключения «союза» между Японией, СССР и Германией или же союза между Японией, СССР и марионеточным государством Маньчжоу-го».

Японское правительство дало ответ на советские предложения только спустя год. 13 декабря 1932 г. оно отклонило предложение о заключении пакта под предлогом того, что Япония и СССР являются участниками многостороннего пакта Бриана - Келлога, и это делает излишним заключение специального пакта о ненападении. В качестве другого предлога приводилось соображение о том, что «еще не созрел момент для заключения пакта о ненападении». Весьма показательно то, что пакт о ненападении был отклонен японским правительством на другой день после опубликования сообщения о восстановлении отношений между СССР и Китаем. Японская дипломатия рассматривала подобный поворот событий как свое крупное поражение. В дальнейшем советское правительство вновь поднимало этот вопрос. Однако Япония, бесповоротно вставшая на путь агрессии, постоянно имея в виду будущую войну против Советского Союза, отклонила мирные предложения. Дипломатия СССР вынуждена была проводить осторожную политику. Учитывая непрекращающиеся провокации японской военщины на КВЖД и желая лишить японских империалистов всякого повода спровоцировать войну, советское правительство в июне 1933 г. предложило Японии приобрести эту дорогу. 26 июня по этому вопросу начались переговоры, которые, однако, затянулись почти на два года. Они проходили в очень сложной обстановке, с большими перерывами, маньчжурская делегация, которой фактически руководили японцы, предложила явно несерьезную цену - 50 млн. иен (20 млн. золотых рублей).

Конференция зашла в тупик и прекратила свои заседания. Отказываясь занять какую-либо конструктивную позицию в переговорах, власти Японии и Маньчжоу-го усилили бесчинства на КВЖД, порчу путей, налеты и т. п. В отчете полпредства СССР в Токио японская политика характеризовалась следующим образом: « 1933 год был одним из наиболее напряженных в советско-японских отношениях. Особенного напряжения эти отношения достигли осенью, когда японцы сделали попытку фактически захватить в свои руки КВЖД, и когда пропаганда войны с СССР со стороны японской военщины достигла наивысшего размера».

Советское правительство было вынуждено пойти на большие уступки, продав дорогу за цену намного ниже ее действительной стоимости ради сохранения мира на Дальнем Востоке. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о приобретении дороги властями Маньчжоу-Го за 140 млн. иен. Это было значительно меньше тех средств, которые в свое время были вложены русским правительством в строительство КВЖД.

После военного переворота в Японии в феврале 1936 г. отношения между Японией и СССР продолжали оставаться напряженными. Характеризуя эти отношения, нарком по иностранным делам СССР в беседе с японским послом в Москве Сигэмицу в декабре 1936 г. отмечал, что ни на одной границе СССР нет такого беспокойства, как на советско-маньчжурской. Особо надо отметить, подчеркивал нарком, набеги на советские территории, и упорный отказ Японии от заключения пакта о ненападении.

Если к этому добавить агитацию и пропаганду в японской прессе и книгах в пользу экспансии Японии за счет СССР, «то не приходится удивляться, что мы вынуждены были против воли, с большими материальными затратами сосредоточить большие военные силы на Дальнем Востоке в целях самозащиты». Планируя войну против советского государства, японские милитаристы отдавали себе отчет в том, что Японии одной едва ли удастся нанести ему поражение. И поэтому они стремились найти себе союзника, что вполне совпадало и с планами гитлеровцев. Несмотря на серьезные предупреждения советского правительства 25 ноября 1936 г. Япония подписала с Германией так называемый «Антикоминтерновский пакт». В секретном соглашении, ставшем известным лишь в 1946 г. на Токийском процессе. Советский Союз был назван в качестве главной «цели» пакта. Прямым результатом заключения «Антикоминтерновского пакта» явилось резкое обострение советско-японских отношений. Не проходило ни одного месяца без того, чтобы в наших газетах не появилось два-три, а иногда 8-9 сообщений о нарушениях японской стороной нормальных взаимоотношений и вынужденных заявлениях и протестах со стороны советского правительства. В ноябре 1937 г. к «Антикоминтерновскому пакту» присоединилась Италия. Так было достигнуто политическое единство трех агрессоров.

В правительственных и военных кругах Японии усилилась подготовка «большой войны» против СССР. Главными элементами в ней были ускорение создания военного и военно-промышленного плацдарма в Манчжурии и Корее, расширение агрессии в Китае и захват наиболее развитых районов Северного, Центрального и Южного Китая. Программа была одобрена правительством генерала С. Хаяси, пришедшего к власти в феврале 1937 г. На первом же заседании правительства генерал Хаяси заявил, что «с политикой либерализма в отношении коммунистов будет покончено». Это означало, что Япония выбрала путь решительных действий в соответствии с условиями «Антикоминтерновского пакта». В японской печати стали появляться откровенно антисоветские статьи с

призывами «к маршу до Урала».

Кабинет Хаяси вскоре был вынужден уйти в отставку, уступив место новому правительству во главе с принцем Ф. Коноэ, политическая платформа которого была открыто антирусской. Советское правительство принимало энергичные меры, чтобы сохранить мир на дальневосточных границах. 4 апреля 1938 г. СССР предложил Японии мирным путем разрешить все спорные вопросы. Предложение не встретило положительного отклика со стороны Японии.

В мае-июне 1938 г. милитаристские круги Японии развернули широкую пропагандистскую кампанию вокруг так называемых «спорных территорий» на границе Маньчжоу-Го с Приморьем.

Таким образом, в рассматриваемый период правящие круги Японии стояли на платформе воинствующего антисоветизма и безудержной агрессии, что не могло не привести к обострению отношений между нашими странами.

Первые были согласованы ещё 300 лет назад. Но какими были отношения стран в самом начале и что их характеризует сегодня?

После того как в середине XVII ст. Россия присоединила к себе часть Сибири, перед нами открылся выход к берегам Охотского моря. Именно здесь русские впервые узнали о том, что существует такая страна? Япония. В начале XVIII века у берегов Охотского моря был найден один из потерпевших кораблекрушение японцев. Денбея доставили в Москву, где он получил аудиенцию у Государя Петра I. Впоследствии, по приказу императора, в Санкт-Петербурге открыли школу японского языка, а самого Денбея назначили её учителем (1705 год). На протяжении ещё нескольких лет на высшем государственном уровне были предприняты попытки организовать экспедицию по поиску морского пути в Страну восходящего солнца. Так, к 1739 году корабли под командованием Шпанберга и Вальтона отдали швартовые у берегов провинций Ава и Рикудзэн. от русских моряков получило серебряные монеты, которые затем были доставлены в бакуфу, а оттуда перешли к проживавшим на острове голландцам. Те смогли объяснить японцам о месте чеканки монет. Так и Япония узнала о том, что на севере от неё находится прекрасная, как они её затем называли, страна «Оросия».

Отношения России и Японии в ХХ веке нельзя было назвать спокойными: как большая часть планеты, наши страны воевали друг с другом.

Вначале - Русско-японская война 1904-1905 гг., результатом которой стала потеря для Российской Империи территории Сахалина и Курильских островов. К тому же, во время Второй мировой Япония подписала союз с Германией (после капитуляции Японии в мае 1945 г. был аннулирован). СССР же по окончанию войны, согласно договоренностям, принятым на Ялтинской конференции, вынужден был разорвать Пакт о нейтралитете между СССР и Японией (подписанный странами ещё до войны) и в августе 1945 года объявить войну островной стране. Кстати, всего за два дня до этого США нанесло по двум японским городам первый в мире ядерный удар.

Русско-японская война продлилась меньше месяца, состояла из трех масштабных операций, вследствие чего 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала.

Признаться, Дальневосточный фронт был сформирован правительством СССР ещё в 1940 г., так что вариант войны с Японией Сталиным однозначно рассматривался. Однако нападение Гитлера в 1941 г. вынудило его подписать Пакт о нейтралитете.

В результате войны 1945 г. в состав СССР были включены отбитые Японией ранее Курилы и Сахалин.

К 1956 г. между странами был подписан Мирный Договор, подтвердивший юрисдикцию СССР над Курилами и Сахалином.

Пройдет ещё порядка 17-ти лет прежде чем представители стран смогут вновь сесть за стол переговоров. Такая встреча произошла в Москве в 1973 году. С тех пор прошло немало времени и Япония сегодня? один из наиболее привлекательных партнеров в сфере автомобилестроения, нефтепромышленности и других крупных отраслей. Российский «Газпром» не первый год сотрудничает с японскими компаниями Mitsui и Mitsubishi: вместе с англо-голландской компанией Royal Dutch Shell они задействованы в проекте «Сахалин-2», главная цель которого? разработка Пильтун-Астохского, а также Лунского месторождений в Охотском море.

Летом 2011 года российская сторона предложила Японии совместными усилиями осваивать нефтяные месторождения в районе Курил.