Святой пророк Илия — житие. Икона "Илья Пророк": в чем помогает и какое значение имеет

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был “сокрыт вихрем”, до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником – днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г

День пророка Ильи

2 августа христиане отмечают праздник пророка Ильи. Он жил в IX веке до рождения Иисуса Христа. Имя Илья означает «мощь Господня», которое определило всю его жизнь.

«В теле ангел, пророков основание, второй предтеча пришествия Христова — Илья славный, с высоты послал Елисею благодать недуги отгонять и прокаженных очищати.Тому и на тех, что почитают его, сливает зцилиння. Пророческое и пророческое больших дел Бога нашего, Илья великоименитий, вистуванням твоим Ты установил водоточни облаки. Моли о нас единого Человеколюбцу »

Пророк Илия. Пророк Ілья.

Святой пророк Илья родился в. Фесфии (Тесвии) Галаадской за 900 лет до Рождества Христова. Имя, которое родители дали сыну (Илья означает «мой Бог — Яхве») определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Богу, поселился в пустыне и жил в молитве и строгом посте. В ту пору царем Израиля Ахав, который призывал людей поклоняться идолам (Ваалу). Поклонницей идолопоклонства была и царица Иезавель. Среди израильских смельчаков, которые выступали против этого Илия. Он ревностно молился, призывал людей покаяться и поверить в Единого Бога. Видя духовную гибель своего народа, Илья убеждал царя обратиться, предсказывал бедствия для народа, если тот не одумается. Когда царь не послушал слов пророка, наступила трехлетняя засуха, которая привела голод в стране. И только по молитвам святого пророка Илии на жаждущую землю снова упал дождь.

Илья получил немало преследований от идолопоклонников. Когда он собирался умирать, то узнал, что Бог живым заберет его на небо. Так и произошло. Товарищ Ильи и другие свидетели видели как появилась огненная колесница и ангелы подняли Святого на небо. Именно так изображают Илью иконописцы — на огненной колеснице, запряженной четверкой крылатых лошадей, возносится в небеса.

Во время земной жизни Иисуса Христа, помня о чудесах Ильи, иудеи воспринимали сына Божьего пророком. А во время Преображения Господня на горе Фавор Илья вместе с Моисеем разговаривали с Господом. В тропари праздника святой Илья трактуется как «Ангел телесный, твердыня пророков, второй предтеча Христова пришествия …»

Народные обычаи и традиции празднования

Наши предки еще в глубокой древности чествовали этот праздник. Известно, в частности, из летописи Нестора, что в дохристианский период в Киеве существовала церковь, построенная в честь Ильи Пророка. В христианскую эпоху в день Ильи и в течение недели после него осуществлялись крестные ходы к Ильинской церкви с молебнами о дожде или ясную погоду. Иконописцы изображали пророка Илью сидя на колеснице с огненными колесами, окруженной со всех сторон пламенными облаками и запряженная четырьмя крылатыми конями. Илью в народе воспринимали как посредника между небом и землей. По преданию, он способен предсказывать засухи и в то же время молитвами вызывать дождевые облака. Отсюда в народном воображении Илья выступает как грозный, суровый, жестокий, но одновременно и щедрый святой.

По народным верованиям, Илья является преемником громовержца Перуна. С ним связано много народных пословиц:

Святой пророк Илья

«До Ильи тучи ходят по ветру, а по Ильи — против ветра»,
«Гром гремит, то Илья по небесному мосту в огненной колеснице едет».
Существует легенда, что когда бесы восстали против Бога, то он приказал Ильи прогнать нечистую силу с неба. С тех пор святой Илья и гоняется за бесами, пускает в них огненные стрелы: громы и молнии. Если в это время гром зажжет избу, то крестьяне верили, что этот пожар невозможно погасить и говорили: «Как Бог зажег, то мужчина не погасит».

В старые времена существовало поверье, что после Ильи уже нельзя купаться. «После Илья купается только свинья», — говорили крестьяне. Люди считали, что в этот день вода становится холодной. Одной из причин внезапного охлаждения воды считалось то, что Илья ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и соответственно вода холоднее. Так, в народе говорили: «Как придет Илья — наделает гнилья».

Жизнь пророка Ильи

Однако, в народном воображении святой Илья не только был карающим божеством, но и покровителем земледельцев. Ведь, в этот день заканчивается календарное лето. Начинается озимый посев ржи и пшеницы. Поэтому крестьяне с нетерпением ждали этого праздника и говорили: «На Ильи новый хлеб на столе».

Жизнь пророка Ильи

Илья родился в. Фесфии (Тесвии) Галаадской за 900 лет до Рождества Христова. Имя, которое родители дали сыну (Илья означает «мощь Господня») определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Богу, поселился в пустыне и жил в молитве и строгом посте. В ту пору царем Израиля Ахав, который призывал людей поклоняться идолам (Ваалу). Поклонницей идолопоклонства была и царица Иезавель. Среди израильских смельчаков, которые выступали против этого был Илья. Он ревностно молился, призывал людей покаяться и поверить в Единого Бога.

Вороны кормят Илью

Илья пришел к Ахаву и от имени Божия объявил ему: «За твое нечестие в эти годы не будет ни дождя, ни росы, разве только по моей молитве». Так и произошло. Началась страшная засуха; даже трава выгорела, и наступил голод. Илья, по воле Божией, поселился в

Святой Илья

пустыне у одного ручья, куда вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду он пил из ручья (1 Цар. 17: 3-6).
Когда ручей высох, Бог повелел пророку идти в языческий город Сарепту Сидонскую к одной бедной вдовы и жить в ней. В этой вдовы, которая жила со своим сыном, осталось только одна горсть муки и немного масла. Придя в Сарепту, Илья повелел ей испечь для него лепешку и обещал, что мука и масло не будет уменьшаться, пока не даст Господь дождя на землю. Женщина поверила пророку Божию и сделала так, как он сказал ей. Мука и масло у нее не уменьшались. Вскоре в этой вдовы сын заболел и умер. Пророк Илия трижды помолился над ним Богу, и мальчик ожил (1 Цар. 17 17-2-4).
Три с половиной года продолжалась засуха. Илья, по повелению Божию, снова пришел к Ахаву и предложил ему собрать израильский народ на горе Кармил. Когда Ахав собрал народ, Илия сказал: «Хватит вам быть в нечестии. Познайте истинного Бога. Принесем жертву вы — Ваалу, а я — Господу Богу, но огня не разводить. Кто пошлет с неба огонь на жертву Тот и есть истинный Бог ». Все согласились.
Первыми стали приносить жертву жрецы Ваала. Они приготовили жертвенник, положили на него тельца и целый день у него прыгали и кричали: «Ваал, услышь нас!» Но ответа не было. Наступил вечер. Тогда Илья приготовил жертвенник, выкопал вокруг него ров, положил на жертвенник дрова и тельца и велел поливать жертву водой так, что ею наполнился ров. Затем Илья обратился с молитвой к Господу. И моментально сошел с неба огонь Господень, и попалил не только дрова и жертву, но уничтожил и воду, наполняла ров, и камни, из которых был составлен жертвенник. Весь народ в страхе упал на землю и воскликнул: «Господь есть истинный Бог, Господь есть истинный Бог!» А Илья уничтожил всех пророков Ваала (1 Цар. 18: 36-40).
После этого Илия взошел на вершину горы и стал молиться о дожде. С моря подул ветер, на небе появились большие облака и пошел ливень.
Царица Иезавель, жена Ахава, несмотря на чудеса, продолжала преследовать Илию за то, что он предал смерти всех жрецов Ваала. Илья скрылся в пустыне. Ему казалось, что он только один остался верным Богу, и поэтому его хотят убить. И он совсем пал духом. Но Господь ободрил его, явившись ему, когда Илья ночевал в пещере горы Хорив.
Голос Божий сказал ему: «Илья! Выйди и стань на горе пред Господом ».
И вот подул большой, сильный ветер, раздирая горы и сокрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа. Впоследствии произошло землетрясение, но в землетрясении также не было Господа.
Впоследствии появился огонь, но и в огне не было Господа. После всего веяние тихого ветра, и там Господь. Господь утешил Илию и сказал, что среди израильтян есть еще семь тысяч человек, не кланялись идолам, и что Он воздвигнет среди них пророка Елисея, которого и повелел помазать.
Явление Господа показало Ильи, что Господь не только грозный Судья, наказывает, но и милостив, добрый Отец. Это явление также было прообразом пришествия на землю Иисуса Христа, явившегося не для того, чтобы судить и наказывать, но и чтобы радовать и спасти людей.
Илья, согласно указанию Божию, помазал в пророки Елисея, который впоследствии стал его учеником. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: «Пока я с тобой, проси у меня, что хочешь».

Жизнь святого пророка Ильи

Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илья сказал: «Что ты просишь, и если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь». Они пошли дальше. Вдруг появилась огненная колесница с огненными конями, и Илия понесся в вихре на небо. Елисей, видя это, воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (2 Цар. 2: 11-12).
Слова пророка Елисея означали, что святой пророк Илия своими молитвами защищал царство Израильское от врагов лучше, чем все воинство израильское — колесницы и конница его. В это время к ногам Елисея упала милоть, то есть плащ, Ильи. Елисей поднял его и с ним получил двойной дар пророческий. (См.: 1 Цар. 16-19; 2 Цар. 1-2, 1-15).
Илья получил немало преследований от идолопоклонников. Иконописцы изображают Илью во время вознесения — на огненной колеснице, запряженной четверкой крылатых лошадей, возносится в небеса.
Во время земной жизни Иисуса Христа, помня о чудесах Ильи, иудеи воспринимали сына Божьего пророком. А во время Преображения Господня на горе Фавор Илья вместе с Моисеем разговаривали с Господом. В тропари праздника Илья трактуется как «Ангел телесный, твердыня пророков, второй предтеча Христова пришествия …»
Илья в Православной духовности [ред. ред. код]
Илья — существенная фигура в Православной духовности — теперь много церквей и детей получают его имя: «Илья».
Св. Илья почитается и является образцом для подражания:
его чудеса, например, беседа с Богом
его аскетизм, то есть, взят Богом, чтобы жить в пустыне, ел только пищу, принесенную воронами;
его пророчество, например, слушая Бога предсказал, чтобы денонсировать правителей за их несправедливость, их неверность, и их гнет людей;
его православия, например, следуя за тем настоящим Богом и оппонируя богослужению другим богам;
его осуществлении чуда, например, обеспечил едой во время голода, воскресил умершего;
его забота о бедноту, вдов и сирот;
его взял, живым, на небеса Бог в огненной колеснице;
его встреча с Мессией в священном Преображении (Мф. 17: 1-8).

День пророка Ильи

День пророка Ильи

День святого пророка Ильи отмечается 2 августа . С этого дня в Украине бывают так называемые воробьиные ночи — ночные грозы с молниями и громом. Когда идет гроза, люди стараются не подпускать к себе собак и кошек, потому что в этих животных, по народным суеверием, нечистая сила может от Ильи скрыться.
Перед образами во время грозы старики рекомендуют зажечь святой свечу. Считалось, что это убережет дом от грома. А если уж молния зажжет дом, то в старину люди даже не пытались этот пожар тушить, поскольку она якобы самим Богом воспалена, а значит, простому человеку и только ее погасить.
В день памяти этого святого традиционно идет дождь. Он считается благодатным, и, если умыться им, то можно исцелиться от болезней и проказы.
С этого дня устанавливается умеренное тепло, световой день сокращается, а ночь становится длиннее.
После 2 августа перестают купаться, потому что говорят «Илья воду остудил», или «До Ильи мужик купается, а с Ильи — с водой прощается». Одной из причин внезапного охлаждения воды считалось то, что Илья ездит на лошадях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и соответственно вода холодает.
Появляются первые признаки приближения осени, а именно — ощутимая разница между температурами ночи и дня. В этот день выпекали торжественный хлеб с первого урожая, который разрезали и раздавали строго в порядке от старшего до самого молодого члена семьи.
Пасечники в этот день подчищали ульи, а охотники делали первый выезд на волков. День Ильи — начало охоты, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности, волчьи норы.

Народные приметы на день святого Ильи

если утром облачно, то сев должен быть ранний и можно ожидать хорошего урожая
если облачно в полдень — средняя сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой.
Целый день солнечно — на недород.
Илия дождь ходит за и против ветра — как прикажет пророк, а после него — только по ветру.
Прошел Илья — жди гнилья.
На Илью до обеда лето, а после обеда — осень.
С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.

Пророк Илия - не просто один из наиболее почитаемых святых, как в Православной, так и в Католической церквах. Пророк Илия - один из самых известных людей в истории человечества. Его почитают не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских сектах и исламе, а следы его образа присутствуют даже в языческих религиях.

Мы собрали самые интересные факты о пророке Илии.


1. Неизвестное имя пророка Илии

Мы ничего не знаем о происхождении пророка Илии, о его родословии, и даже его имя, возможно, не является именем собственным.

«Элийаху» на древнееврейском языке значит «Яхве - мой Бог». Существует мнение, что это имя пророк взял себе во время противостояния с жрецами Ваала.

2. Проповедник Единого Бога

Современный Илии царь Израиля Ахав и его жена Иезавель были идолопоклонниками: они приносили жертвы языческому божеству Ваалу (Иезавель происходила из финикийцев, поклонявшихся ему, и сама была жрицей) и склоняли к этому народ. Илия открыто обличал царя и царицу, снискав тем самым ненависть последней.

В наказание за упорство царя в идолопоклонстве Господь посылает на страну зной. Три года не было с неба ни дождя, ни росы. Засуха прекратилась только по посрамившей жрецов Ваала молитве Илии.

Произошло это при следующих обстоятельствах.

Илия собрал на горе Кармил народ Израиля и жрецов Ваала и предложил сложить два жертвенника - Богу и Ваалу - и принести на них жертвы, но не поджигать ее. Если Ваал попалит свою жертву огнем с неба, то он и есть истинный Бог. Если Господь - истинный Бог Он.

Ваал, разумеется, своей жертвы «не принял». Бог же попалил не только жертву, но и дрова, каменный жертвенник и даже ров с водой, который по приказу Илии окружал жертвенник.

Народ Израиля покаялся и восславил Бога, а Илия собственноручно убил всех жрецов Ваала как тех, кто совращал людей. После этого он взмолился к Господу о дожде, и Господь призрел на его молитву.

3. Живой на небе

Согласно Священному Преданию, в истории человечества есть всего три человека, взятых на небо живыми: апостол Иоанн, Енох и Илия.

Причем если о Енохе возможны различные толкования (в 5 главе книги Бытия о его уходе из земной жизни сказано туманно: «не стало его, потому что Бог взял его»), а об Иоанне мы знаем только из Предания, то о пророке Илии конкретно сказано в Библии: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).

4. Илия - предтеча Христа

Согласно церковному преданию, основанном на пророчестве Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), пророк Илия станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю и будет убит за проповедь Христа, повторив тем самым судьбу Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» в качестве Предтечи Спасителя («Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12), – говорит Христос).

О том, что Илия является одним из провозвестников Христа, свидетельствуют его чудеса. Во время засухи, последовавшей за грехи царя Ахава и народа Израиля, он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению - подобно тому, как Христос пришел к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, был принят язычниками.

В доме вдовы Илия воскресил ее единственного сына, умершего от болезни - как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни.

Еще одно чудо в доме вдовы - пока в нем находился пророк, не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука - предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его.

5. Илия - собеседник Христа

О том, что Илия - величайший из пророков, Евангелие свидетельствует тем фактом, что лишь он и Моисей удостоились беседы со Христом во время Его Преображения на Фаворе.

Есть разные объяснения, почему именно этих двух пророков избирает для беседы Христос.

Во-первых, Илия, как и Моисей, имел опыт непосредственного богообщения: Моисей получил от Бога закон, а также общался с Всевышним настолько близко, насколько возможно для человека - видел «задняя Бога» (Исх., 33). Илия же стоял лицом к лицу перед Богом по Его призыву, «закрыв лицо своё милотью своею» (3 Цар., 19).

Святитель Иоанн Златоуст излагает другое мнение: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали пред Христом для того, чтобы показать, что Он «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

6. Илия в иудаизме

Предание о пророке Элияху как предтече Машиаха (Мессия) существовало в древнем, еще дохристианском иудаизме, сохраняется оно и сейчас. Более того: считается, что Илья не просто вернется на землю перед приходом Мессии, но и помажет его на царство (поскольку другого указания, кроме как непосредственно Богом через пророка на легитимного царя после многовекового перерыва в династиях быть не может).

Иудейская традиция также утверждает, что Элияху посещает дом каждой семьи, встречающей Песах (воспоминание об исходе из Египта) - поэтому во время ритуальной пасхальной трапезы на столе оставляют бокал для пророка.

7. Илия в исламе

Пророка Илию в исламской традиции зовут именем Ильяс. Его жизнеописание вкратце повторяет библейскую биографию пророка: учил поклоняться Единому Богу, наказал за поклонение идолу Ваалу.

Некоторые толкователи Корана и исламские богословы считают, что Идрис (Енох), Хидр (пророк - учитель Моисея, также бессмертный; в Библии аналога нет) - другие имена Ильяса. Эсхатологического смысла, который вкладывается в фигуру Илии в христианстве и иудаизме, в исламе нет. Но вера в то, что он взят на небо живым, есть и в исламе - считается, что он путешествует по миру вместе с Хидром.

В более поздней исламской литературе и легендах Ильяс вообще становится полу-человеком, полу-ангелом.

8. Илья в фольклоре

Благодаря тому, что по пророчеству Илии в течение трех лет были заключены небеса и по его же молитве на землю пролился дождь, Илия часто ассоциируется с дохристианскими небесными божествами. Не последнюю роль в этих ассоциациях сыграл образ уходящего на небеса пророка - на огненной колеснице.

Уже в христианскую эпоху, в пятом веке поэт Седулиус с именем Илии связывал греческого бога солнца - Гелиоса - тем более, что оба эти имени очень близки по звучанию (имя «Илия» в греческой транскрипции звучит как «Элиас»).

В славянской традиции на фигуру Илии-Пророка были перенесены некоторые функции языческого бога-громовержца Перуна. А народ коми и вовсе ввел Илию в пантеон своих богов: Илья-пророк считается помощником одного из божеств-демиургов. Его атрибуты - огниво и кремень, которыми он высекает гром и молнию.

9. Почитание пророка Илии на православной Руси

Почитание пророка Илии на Руси было распространено еще до ее Крещения князем Владимиром. Первый храм, построенный в Киеве во время правления князя Игоря, был посвящен пророку Илии.

Святая равноапостольная княгиня Ольга после своего крещения построила храм, также посвященный пророку Илии, в своем родном селе Выбуты (Псковская область).

10. Чей покровитель пророк Илия?

2 августа – «день ВДВ». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедуют себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск.

Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными. Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия - покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же - наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же - образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке…

Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, – один из самых любимых в народе святых.

2 августа Православная Церковь вспоминает пророка Божия Илию – одного из любимых святых на Руси, чье имя древнееврейского переводится как «(Яхве) мой Бог». О пророке Илие и других святых с этим именем читайте в материале журнала “Фома”.

Святой Илия пророк

Вскоре после разделения Израиля на Иудейское и Из­ра­ильское царства из­ра­ильские цари отпали от Истинного Бога. Царь Ахав и его жена Иезавель были идолопоклонниками. Они приносили жертвы Ваалу и склоняли к этому народ. Пророк Илия возвестил царю волю Господа: за нечестие Ахава Израиль постигнет великая засуха.

Три года во всей стране не было дождя, люди умирали от голода. Но сердце Ахава оставалось глухим. Долгое время Илия скрывался от царя у ис­точ­ника в пустыне. Каждый день вороны приносили ему мясо и хлеб. Когда источник высох, Господь повелел Илие идти в Финикию, в селение Сарепта.

Он поселился в доме бедной вдовы. По молитве Илии мука в ее доме не заканчивалась все время засухи.

Однажды сын вдовы тяжело заболел и умер. Илия взял мальчика, положил в своей комнате и, склонившись над ним, трижды воззвал к Богу… - и мальчик ожил.

По прошествии трех лет Илия снова пришел к Ахаву. Он велел собрать на гору народ Израиля. Собралось несколько тысяч человек и 850 жрецов Ваала. Илия велел сделать два жертвенника: один Ваалу, другой Истинному Богу. Целый день жрецы Ваала взывали к своему богу, но небо молчало.

Тогда Илия воздвиг свой жерт­вен­ник, возложил жертву, приказал выкопать вокруг ров и велел поливать жертву и дрова водой. По молитве пророка с неба сошел огонь и сжег жертву, дрова, воду и даже камни. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един
и нет другого Бога, кроме Него!»

Тогда небо отверзлось, и пошел проливной дождь.

Несмотря на покаяние Ахава, его жена Иезавель грозилась убить пророка. Илия бежал в Иудею. Сорок дней шел пророк и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь «в тихом ветре» Сам явился скорбевшему Илие.
За свою ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым. Его ученик, пророк Елисей, стал свидетелем восхождения Илии на небо в огненной колеснице.

Другие известные святые с именем Илия

В святцах Православной Церкви более 30 святых с именем Илия. Многие из них - новомученики.

Преподобный Илия Муромец, Печерский

Церковь почитает этого святого как преподобного Илию Печерского. Народные сказания знают его как былинного богатыря Илью Муромца.

Илья Муромец. Виктор Васнецов. Фрагмент картины “Богатыри”. 1881-1898

Илья Муромец жил в XII веке. Он был родом с Черниговщины, и он действительно был сильным воином. Под конец жизни Илья принял монашество в Киево-Печерской лавре. В 1643 году причислен к лику святых.

В 1988 году комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. Исследования показали, что преподобный был сильным человеком, имел довольно высокий для Средневековья рост 177 см. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений.
Сегодня мощи Илии Печерского покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры.

Илья Муромец - главный герой 15 из 53 сюжетов русских героических былин. Подвиги богатыря - традиционный сюжет народного лубка. Самое известное изображение Ильи Муромца - картина Виктора Васнецова «Богатыри» (1881).

1. Пророк Илия - один из величайших пророков Ветхого Завета. Во время Преображения апостолы видят Христа, беседующего с Моисеем и Илией.

2. Тайновидец Апо­ка­лип­сиса рассказывает, что пророк Илия будет предтечею Второго Пришествия Хрис­та на землю и примет смерть от слуг Антихриста.

3. Храм пророка Илии «на ручае» - первый храм на Руси. Он упоминается в договоре князя Игоря с Визан­тией 944 года. В церкви пророка Илии крещеные варяги клялиясь соблюдать условия договора.

4. Ильинка - одна из старейших улиц Москвы. Она ведет от Красной площади до площади Ильинских ворот. Название улица получила от Ильинского мужского монастыря XVI века с каменной церковью Илии Пророка. Монастырь был упразднен после пожара 1626 года, церковь стала приходской и существует по сей день.

5. Имя Илья было достаточно распространенным в России. Происходящая от него фамилия Ильин довольно часто встречается уже в XVIII веке. Например, капитан 1-го ранга Дмитрий Ильин был одним из героев Чесменского морского сражения (1770). А русский религиозный философ Иван Ильин известен по всему миру.

6. Ильин день - один из самых известных русских народных праздников. Когда язычники принимали христианство, многие народные обычаи «воцерковлялись», замещались христианскими. Так, например, языческие проводы зимы вошли в православную традицию как Мас­ле­ница - подготовительная Сырная седмица перед началом Великого поста. Похожая история произошла и с днем памяти пророка Илии.

7. Поговорка «Петр и Павел час убавил, Илия пророк два уволок» не имеет никакой связи со Священным Писанием. Дело в том, что после 2 августа начинает темнеть на два часа раньше.

8. Пророк Илия считается покровителем воздушно-десантных войск. Это почитание сложилось из календарного совпадения дня памяти пророка и дня ВДВ: 2 августа на учениях Московского военного округа под Воронежем в 1930 году был высажен первый парашютный десант. Многие десантники молятся пророку Илии как своему «профессиональному» защитнику.

С тех пор, как только на Руси воссиял свет православия, стал одним из самых почитаемых русских святых. Первые храмы в его честь были возведены еще во времена князя Аскольда и святой равноапостольной княгини Ольги…

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь» — что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – это ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова.

Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию. В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив».

После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо. Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Пророк Илия своими молитвами низводит с Неба сначала огонь, потом воду

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

Пророк Илия — огонь Ветхого Завета во плоти

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву и предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты.

После этого Илия взошел на вершину горы и стал молиться о дожде. Подул с моря ветер, показались на небе большие тучи и пошел сильный дождь. Царица же Иезавель, жена Ахавова, несмотря на чудеса, продолжала преследовать Илию за то, что он предал смерти всех жрецов вааловых. Илия скрылся в пустыню. Ему казалось, что он только один остался верным Богу и его хотят убить. И он совсем упал духом. Но Господь ободрил его, явившись ему, когда Илия ночевал в пещере горы Хорива.

Голос Божий сказал ему: «Илия! Выйди и стань на горе пред лицом Господним» И вот, подул большой, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа. Потом было землетрясение, но в землетрясении также не было Господа. Потом появился огонь, но и в огне не было Господа. После всего было веяние тихого ветра, и там был Господь.

Господь утешил Илию и сказал, что среди израильтян есть еще семь тысяч человек, которые не кланялись идолам, и что Он воздвигнет среди них после него пророка Елисея. Это явление Господа показало Илии, что Господь не только карающий и грозный Судия, но и милующий, добрый Отец. Явление это также прообразовало собою пришествие на землю Иисуса Христа , явившегося не для того, чтобы судить и наказывать, но чтобы помиловать и спасти людей.

Затем, по молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. И снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались ещё люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на , которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илия прежде сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси

Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России – поворотом на зиму.

После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). Также сей праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки – о том, чтобы выйти замуж.

Согласно церковному преданию, основанном на пророчестве Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), пророк Илия станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю и будет убит за проповедь Христа, повторив тем самым судьбу Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» в качестве Предтечи Спасителя («Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12), - говорит Христос).

О том, что Илия является одним из провозвестников Христа, свидетельствуют его чудеса. Во время засухи, последовавшей за грехи царя Ахава и народа Израиля, он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению - подобно тому, как Христос пришел к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, был принят язычниками.

В доме вдовы Илия воскресил её единственного сына, умершего от болезни - как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни. Еще одно чудо в доме вдовы - пока в нём находился пророк, не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука - предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его.

Пророк Илия — предтеча евангельской благодати, одновременно с пустынными занятиями он не переставал провозглашать народам путь ко спасению и даже не колебался умереть за истину.

О том, что Илия - величайший из пророков, Евангелие свидетельствует тем фактом, что лишь он и Моисей удостоились беседы со Христом во время Его . Есть разные объяснения, почему именно этих двух пророков избирает для беседы Христос.

Во-первых, Илия, как и Моисей, имел опыт непосредственного богообщения : Моисей получил от Бога закон, а также общался с Всевышним настолько близко, насколько возможно для человека - видел «задняя Бога» (Исх., 33). Илия же стоял лицом к лицу перед Богом по Его призыву, «закрыв лицо своё милотью своею» (3 Цар., 19).

Святитель Иоанн Златоуст излагает другое мнение: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали пред Христом для того, чтобы показать, что Он «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

2 августа - «день ВДВ-шника». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедуют себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск. Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными.

Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия - покровитель верных Господу , ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же - наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же - образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке…

Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, - один из самых любимых в народе святых.

Святые пророки Илия и Елисей

ПРОРОКУ ИЛИИ
Тропарь, глас 4

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, / свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти / и прокаженныя очищати, / темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак, глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, / Илие великоимените, / вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, / моли о нас Единаго Человеколюбца.

Величание

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, / и чтим, еже на Небеса / на колеснице огненней, / преславное восхождение твое.

Иное величание

Величаем тя, / пророче Илие славне, / и почитаем, еже на Небеса с плотию, / огненное восхождение твое.

Иное величание

Величаем тя, / пророче и предтече пришествия Господня, Илие славный, / и чтим, еже на Небеса с плотию, / огненное восхождение твое.

Молитва

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси.

Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.

Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков. Аминь.