В основе духовной жизни человека лежит. Духовная жизнь и потребности человека

Человек, будучи существом культурным, отличается таким качеством, как духовность. Для людей в отличие от животных важны идеалы, идеи, ценности, приписываемые вещам и действиям смыслы. И если в природе мы наблюдаем альтруизм поведения одних особей в их отношении к другим, то в человеческом обществе самопожертвование часто обусловлено не биологическими стимулами группового выживания, а именно приверженностью к культурным символам, верой в некие идеи. Вспомним знаменитую картину В. Сурикова «Боярыня Морозова», на которой осеняет двоеперстием окружающих увозимая на смерть верующая женщина. Религиозные войны между католиками и гугенотами, христианами и мусульманами, идеологические войны между носителями капиталистической и коммунистической идей, стычки между почитателями разных стилей в одежде и образе жизни - все это конфликтные проявления группового поведения, основанные на разной интерпретации одних и тех же социально значимых идей: как и в какого бога верить, как организовывать социальную жизнь, каких ценностей и социальных ориентации придерживаться. Духовно-нравственное развитие человека становится мерилом его личности, его социальной деятельности, его индивидуальных качеств. Именно духовные авторитеты становятся самыми значимыми людьми в каждом обществе: они остаются в памяти, они влияют на культуру, они задают моральную планку существованию человека в конкретной социальной среде. В российском обществе духовными лидерами являются не столько религиозные деятели, сколько ученые, писатели (Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын). Так обычно бывает в обществах, где установлена светская власть. В мусульманских обществах, напротив, как правило, духовным лидером является религиозное лицо. Это зависит от господствующих ценностей и культурных норм. Духовная жизнь человека также деятельна. Она означает производство общественной связи людей - в форме идей, представлений, художественных образов, теорий. Эта связь объединяет членов общества значительно более прочно и тесно, нежели предметно-преобра- зующая деятельность. Люди, разделяющие одни и те же культурные ценности, представления о добре и зле, истине и красоте, соединены сильнее, чем люди, связанные совместным трудом. Поэтому духовная деятельность, способность выразить некую идею всегда ценилась в любом обществе, и постепенно она выделилась в самостоятельную сферу общественной жизни, где производились идеи, знания и смыслы. Демонстрируя способность людей производить свои отношения в идеальной форме, в виде мысли, духовная деятельность выполняет важную социально-интегративную функцию *- включения человека в общественную связь. Однако важен не только социальный, но и индивидуальный смысл духовного развития. Духовный опыт отдельного человека нередко служит основой не только знаний, но и веры. Вера - это индивидуальное состояние человека, в котором выражена его надежда и убежденность в том, что события могут развиваться по его предположению. Обретение веры, духовной святыни связано со страданием, и поскольку вера тяжело достается, она редко покидает человека. Вера и знание являются важными достижениями человека. Простые люди и ученые по-разному оценивают их, предпочитая одно другому или уравнивая их в правах влиять на духовную жизнь. Русский философ Н.А. Бердяев считал, что требование «научной» веры, заме на веры знанием - это отказ от свободы, от вольного подвига, подвижничества. Однако и вера не может устранить знание. И то и другое оказывает благодатное влияние на дух и социальное бытие человека, гармонизируя его отношение к другим людям и к природе. Ключевые слова и понятия Духовная жизнь. Духовность. Духовный лидер. Духовная деятельность. Вера. Контрольные вопросы и задания 1. Какова роль духовной деятельности в жизни общества? 2. Почему духовные ценности часто становятся причиной социальных столкновений? 3. Каких людей можно считать духовными авторитетами? 4. Сравните знание и веру. 5. Докажите, что человек - это духовное существо. 6.

Еще по теме Духовная жизнь человека:

  1. sssn По мере развития человечества его совокупный духовный опыт постоянно обогащается, и в каждую последующую эпоху человек стоит перед все более сложным выбором духовных ориентиров. Ситуация в особенности усложняется в связи с тем, что дифференциация духовного опыта сопровождается его фрагмен- таризацией, когда человек под давлением социокультурных установок, духовных интуиций и личного духовного опыта выхватывает лишь отдельные стороны и проявления духовной реальности, поэтому для одн
митр.
  • свящ.
  • архиеп. Сергий (Королёв)
  • игумен Борис (Долженко)
  • свящ. Илия Гумилевский
  • свт.
  • Духо́вная жизнь есть новая жизнь уверовавшего в человека, порождаемая Божественной Святого Духа при согласии свободной человеческой .

    Духовная жизнь названа духовной по двум причинам. Прежде всего, она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божьего. Далее, потому что в ней принимает участие дух человеческий. Из соединения Духа Божьего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет.

    Начало полноценной духовной жизни полагается в таинстве , где человеку обильно подается благодать для духовного возрождения. В таинстве крещения в христианине закладывается благодатное семя духовной жизни, развить которое зависит как от , так и от произволения человека. Если человек «свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу» , то духовная жизнь «станет собственною человеку, явится в полном своем виде» (св. ).

    Духовная жизнь человека слагается из Божественной благодати и человеческой свободы. От человека требуются усилие воли в борьбе с и стяжании . От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в сотрудничестве Бога и человека. Духовная жизнь протекает в , поскольку в ней (в ее и ) пребывает и подается сама Божественная благодать.

    К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

    Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.

    Духовная сфера жизни общества охватывает различ­ные формы и уровни общественного сознания: нравствен­ное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами явля­ются мораль, наука, искусство, религия.

    Мораль - это совокупность правил поведения, про­изводных от представлений людей о добре и зле, спра­ведливости и несправедливости, хорошем и плохом, ко­торые являются следствием внутреннего убеждения че­ловека либо силой воздействия на него общественного мнения.

    Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его су­щественные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.

    Искусство - это специфическая форма общественно­го сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

    Религия - это совокупность определенных мифов, дог­матов, культовых и обрядовых действий, а также рели­гиозных институтов (церковь).

    В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.

    Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.

    Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:

    Идеи, теории, образы, ценности

    Общественные связи индивидов

    Уровень развития самого человека

    Ученые выделяют три вида духовного производства:

    Наука и образование

    Искусство и культура

    Религия

    Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

    1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

    2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

    3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

    4) представления;

    5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

    6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

    7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

    8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

    9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

    Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:

    1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

    2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

    3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

    4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

    Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

    Под д у х о в н о й ж и з н ь ю о б щ е с т в а обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь общества тесно связана с другими сферами жизни общества.

    Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

    Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности мышления, памяти, у него развитое или плохо развитое воображение, свои интересы, потребности, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. И все это - внутренний, духовный мир человека.

    Духовный мир человека отнесен к частной сфере, за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства (право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, ст. 23 Конституции РФ). Каждый человек в процессе жизни приобретает собственные убеждения, взгляды на мир, на самого себя и окружающих людей. Поэтому в перечне гражданских прав, гарантируемых гражданину в Конституции РФ, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). Убеждения складываются благодаря работе ума, благодаря чувствам и оценкам, и они, как правило, побуждают к действиям. Никто не может навязать человеку взгляд на мир, на его место в этом мире. Право на свободу убеждений тесно связано с другими правами - правом на свободу мысли и слова, на свободу совести. Все перечисленные права дают человеку возможность духовно самовыражаться во всех сферах жизни, будь то экономическая, политическая или творческая деятельность.

    Большие возможности для развития своего духовного мира, для развития нравственности дают человеку такие права, закрепленные в Конституции РФ, как право на образование, право на пользование культурными ценностями и право на свободное творчество (ст. 43, 44). Реализуя эти права, человек удовлетворяет свои духовные потребности. В отличие от материальных духовные потребности не заданы биологически, они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют практически неограниченный характер, а единственным их ограничителем являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей. Человек сам может участвовать в их приумножении, обогащая свой внутренний мир и внутренний мир других людей.

    Внутренний мир личности не случайно назван духовным, а не просто умственным, интеллектуальным. Духовность человека состоит не только в его образованности, интеллектуальности, но и в его высоких нравственных качествах, реализуется в высоких чувствах доброты, любви, веры, надежды, чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других.

    Для духовно богатого, нравственного человека свойственно стремление понять другого человека, его внутренний мир, уважать этого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами.

    Таким образом, духовность человека есть нравственность. Духовное богатство личности не дается ему при рождении. Каждый человек волен сам творить и создавать свой духовный мир.

    В чем состоит духовная жизнь человеческой личности? Духовная жизнь относится к категории нематериальных ценностей, без которых жизнь человека становится пустой и никчёмной. Не случайно самый высокий накал страстей – боль тяжёлой утраты или огромную радость – человек испытывает не телом, а душой.

    Именно духовность, трактуемая Википедией как «совокупность проявлений духа», ставит человека на самую высокую ступеньку эволюционной пирамиды, выделяя его из мира прочих живых обитателей нашей планеты.

    Однако уровень духовного развития личности – величина сугубо индивидуальная. Далеко не каждый человек достигает его вершин. Развитая личность руководствуется высокими помыслами и стремится к достижению идеальных целей, совершая поступки, соответствующие её духовному уровню.

    В это же самое время человек с низким уровнем духовного развития, руководствующийся удовлетворением лишь самых примитивных физиологических потребностей, не способен ни понять, ни оценить красоты мира, его окружающего. Внутренняя жизнь такого человека примитивна и скучна.

    8 уровней духовного развития человека - описание в видео:

    Духовная жизнь человека: основные составляющие

    Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.

    Главными составными частями этого микрокосма являются:

    Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.

    Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:

    1. Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
    2. Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
    3. Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
    4. Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.

    Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.

    Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.

    Основные элементы духовной жизни общества

    В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:

    • научного;
    • политического;
    • религиозного;
    • нравственного;
    • эстетического;
    • правового.

    В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.

    • Религия.

    Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.

    • Мораль.

    Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.

    • Искусство.

    Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.

    • Наука.

    Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.

    Что такое духовное производство?

    Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.

    Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.

    Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:

    • Творческие идеи.
    • Всевозможные теории и гипотезы.
    • Художественные образы.
    • Духовные ценности.
    • Общественные связи между целыми группами индивидов.
    • Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.

    Основными видами духовного производства являются:

    1. Институт религии.
    2. Просвещение и наука.
    3. Культура и искусство.

    Духовный мир человека и его конституционные права

    Духовная жизнь каждой личности является продуктом её практической деятельности и неотъемлема от духовной практики всего человеческого общества.

    Что составляет духовный мир каждого человека? Это - единый комплекс из знаний, веры, чувств, переживаний, способностей, потребностей и целей.

    Духовный мир каждой человеческой личности уникален и неповторим. Каждая личность по-своему реагирует на явления и предметы окружающего пространства, поскольку у каждой личности свои механизмы мышления, памяти и восприятия, разная степень воображения, свой круг общения, интересов и потребностей, увлечений и интересов.

    Неприкосновенность духовного мира каждого человека, отнесённого к частной сфере, закреплена в 23 статье Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье личность имеет право не впускать посторонних в свою частную жизнь, поскольку в ней гарантируется право на её сокровенность, а также на сохранение личных и семейных секретов.

    Каким образом взаимосвязаны конституционные права и духовная жизнь каждого индивидуума, являющегося гражданином Российской Федерации?

    • Будучи активным членом общества, каждая личность имеет свою систему представлений, складывающихся благодаря усилиям собственного интеллекта, наличию эмоций и оценок, которые не могут не побудить к определённым действиям. Так формируется позиция личности относительно места, отведённого ей в этом мире, а Конституция закрепляет эту позицию, даруя каждому индивидууму право на свободное высказывание своих убеждений.
    • Самым тесным образом связано оно с целым рядом других прав, гарантирующих свободу совести, а также свободу мысли и слова. Любые попытки навязать индивидууму взгляды, умаляющие любое из перечисленных прав, являются незаконным вторжением в его личную жизнь. Соблюдение же этих прав предоставляет каждой личности возможность духовного самовыражения в любой сфере жизни.

    При желании любой индивидуум может заниматься творческой, экономической или политической деятельностью.


    Занимаясь своим духовным самосовершенствованием, индивидуум тем самым способствует обогащению не только собственного внутреннего мира, но и духовной сути окружающих его людей.

    В чём суть духовности человека?

    Почему внутреннюю суть человека называют духовной, а не просто интеллектуальной? Прежде всего потому, что духовность – понятие более широкое.

    • любовь;
    • добросердечие;
    • оптимизм;
    • убеждённость;
    • чувство самоуважения и личного достоинства;
    • признание достоинства и чести других людей.

    Человек, достигший высокого уровня духовного развития, стремится понять мотивы поступков других людей, видит достоинства их внутреннего облика, принимает во внимание индивидуальные особенности каждого человека, включая и несомненные достоинства, и недостатки, свойственные его личности.

    Ни один младенец, появившийся на этом свете, не отличается богатством своего внутреннего мира. Каждый индивидуум волен формировать свой внутренний облик по собственному усмотрению. Зачастую путь к духовному совершенству сопряжён с множеством трудностей и страданий.

    Именно состояние души делает индивидуума счастливым или несчастным, определяет его физическое самочувствие, создает предпосылки для успехов или неудач.

    Подводя итоги всему, сказанному выше, мы приходим к неизбежному умозаключению о том, что между категориями духовности и нравственности можно поставить знак равенства.

    Безнравственная личность – даже обладающая высоким уровнем интеллектуального развития и самым блестящим образованием – не может похвастаться богатством своего внутреннего духовного мира.