Введение. Исторические условия и предпосылки петровских реформ

Кадацкая Виктория Владимировна, студентка ЮРИУ РАНХиГС

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

Фигура Петра I и его эпоха, может быть, самые мифологизированные в отечественной истории. Споры о результатах его преобразований начались еще при его жизни и продолжаются до сих пор.

Открыв любой, стандартный учебник по истории мы сразу же увидим такие причины Петровских реформ:

  1. Заметное отставание России по уровню своего социально — экономического, военного и культурного развития от передовых европейских государств.
  2. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.
  3. Активно-волевая деятельность Петра 1, ориентация на преобразования и изменения ценностных ориентаций людей. [ 7, c. 180]

После этого начинается освещаться многогранная деятельность Петра 1 на благо Отечеству: создана регулярная армия и флот, победа в Северной войне, Европу заставили считаться с Россией, промышленность выросла в несколько раз, увеличился объем производства, построена новая столица и новые города, основана Академия наук, открыты школы, типографии, издание газеты «Ведомость», переход на новое летоисчисление и др.

Отмечаю заслуги императора, так же вскользь упоминается о его жестоких методах, но «время было такое», «Петр-сын своего времени», «иначе поступить было невозможно».

После этого сразу возникает вопрос: « Почему тогда споры о деятельности Петра идут такое протяженное количество времени?» Моя задача состоит в том, чтобы проанализировать деятельность Петра I, а самое главное, подвести последствия этой деятельности.

Для этого необходимо:

  1. Причины петровских преобразований.
  2. Особенности петровских преобразований.
  3. Последствия реализации петровских реформ с некоторой статистикой.
  4. «Цена» петровских преобразований

Причины петровских преобразований

Для этого чтобы правильно осветить деятельность Петра мы рассмотрим причины, которые были приведены выше. Для этого мы считаем, что очень важно рассмотреть, каким было состояние страны перед вступлением на трон Петра I.

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».[ 4 ]

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. изменение некоторых статей в законодательстве в сторону смягчения: смертная казнь за произнесение «непристойных и затейных» слов была заменена битьем кнутом и ссылкою, женщины, убившие своих мужей, уже не карались страшной смертью «окапыванием», что означало зарывание виноватой живьем в могилу, а карались без мучений – отсечением головы. [ 9 ]

Новым указом было запрещено кредиторам брать мужей-должников без их жен для отработки долга, запрещалось также взыскивать долги с вдов и сирот, если после смерти их мужей и отцов не оставалось имения. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно- греко- латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «Вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невиль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

По свидетельству современников, у князя В. Голицын было много реформаторских планов. Так, князь считал необходимым посылать дворян в Европу для изучения военного дела, мечтал о создании регулярной армии, состоящей из дворянства. Он собирался освободить крестьян от крепостной зависимости (произошло это только 1861 году), а земельные наделы, переходящие в их собственность, обложить государственным оброком. К сожалению, все эти грандиозные замыслы В. Голицын не успел не только воплотить в жизнь, но даже предпринять какие-либо первоначальные шаги. Все эти благие пожелания остались лишь на бумаге.

Как мы видим из последнего абзаца большинство преобразований, которые проводил Петр 1 были предложены князем В. Голицыным. Другие преобразования, в которых Петра 1 приписывают к первопроходцам вообще ложны:

  1. Создание первых институтов. На самом деле первый институт был построен при Софьей — Славяно — греко- латинская академия.
  2. Создание регулярной армии. На этот счет мнения историков расходятся, некоторые считают, что создание регулярной армии произошло еще при Михаиле Романове. Создание полков «иноземного (нового) строя» — солдатские (пешие), рейтарские (конные) и драгунские (как в пешем, так и в конном строю). Для службы в полках набирали добровольцев из числа свободных людей и казаков. Они получали казённое денежное жалованье, огнестрельное и холодное оружие, лошадей, форменную одежду. Командирами этих полков обычно назначали опытных в военном деле иностранцев.

3.Создание органов самоуправления. Но до Петра было много органов самоуправления- Земские соборы, вечевые вольности, вассально- дружинные отношения. Не забудем, что Петр 1 ликвидировал Боярскую думу-институт, представлявший интересы части верхушки общества, как ликвидировал в 1702 году другой орган самоуправления- губных и земских старост.

Отдельное внимание нужно уделить преобразованиям Петра, которые приближали нас к развитым странам Европы. Когда возникает разговор насчет Европы, многие учебники пестрят подобными тезисами: нередко бывая за границей, он старался перенять все лучшее для внедрения в России.

Однако давайте вспомним, чему учился глава государства: строительству кораблей, токарному делу, был хорошим плотником, кузнецом, часовых дел мастером, умелым патологоанатомом- все Петр знал 14 ремесел. А у вас не возникает на этом этапе вопроса: «Зачем главе государства быть хорошим плотником или кузнецом? Не полезнее ли было бы императору, особенно во время прибывания в Европе учиться управлять государством, развивать промышленность и т.п, а не лазать по мачтам кораблей?» С XVI-XVIII вв. в развитых странах наблюдается и набирает силу процесс возвращения обществу части его функций, некогда отобранным у него государством. К примеру, в 80-е гг, XVII века в Швеции Карл IV отменил крепостное право. В России таких преобразований не произошло. Наоборот, все реформы шли на укрепление самодержавной власти:убрал все вольности дворянства- указ «О единонаследии» 1714 года, заставлял брить бороды, одеваться в европейские платья; полной контроль деятельности ремесленников- организация цехов; купцы были организованы в кумпанства.

Из всего вышеизложенного хочется сделать вывод, что причины, приведенные выше не достаточно грамотны, т. к Петр 1 не занимался преобразованием России по типу европейских развитых государств, некоторые преобразования, где Петру 1 приписывают первенство, были заложены еще до него.

Особенности петровских преобразований.

Говоря об особенности петровских преобразований историки отмечают их внутреннюю противоречивость и жестокость. Он не понимал, что насилие, с которым проводились реформы, давало сиюминутный результат. Пример: в основе экономики 18 века в России был ручной труд, и мы смогли. на короткий промежуток времени, догнать Европу в своем развитии. Но в Европе, в это время, уже развивался машинный труд, догнать который нам ручным трудом было уже не реально. Особенность его реформ состояла в том, что они давали результат только когда был жив Петр, после его смерти люди не боялись его наследников так. Как боялись его самого,поэтому реформы переставали приносить свои плоды.

Последствия реализации петровских реформ

  1. Численность населения страны, по данным исследователя П. Н. Милюкова, сократилась на 14, 6%, т.е. на одну седьмую часть. Основная часть потерь-умершие на строительстве Санкт-Петербурга и других городов, умершие от голода и разорения вследствие непосильных налогов. По мнению исследователей Я. Е. Водарского, Е. В. Анисимова и других, данные П.Н. Милюкова немного завышены. Но в любом случае это огромное количество жертв, перечеркивающих все положительные достижения Петра.
  2. Прямые и косвенные налоги возросли в 5,5 раза, по данным Е.В. Анисимова.
  3. Разорение наиболее состоятельной части русского купечества- «гостиной сотни», разрушение ссудного и ростовщического капитала.
  4. Процесс вытеснения вольнонаемного свободного труда рабским непроизводительным трудом крепостных (Указы от 18 января 1721 г. (о разрешении покупать к заводам крестьян и крепостных),от 28 мая 1723 г. (регулирующий порядок приема людей на работу) и другие). Это определило будущее экономическое отставание России.
  5. Пагубным образом на духовном развитии общества отразилась церковная реформа. Заменив патриаршество Синодом, Петр 1 ликвидировал автономию, частичную самостоятельность церкви. Он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным га исповеди. Тайна исповеди перестала быть тайной. Это значительно подорвало авторитет церкви.
  6. В результате преобразований Петра произошло значительное усиление раскола между « господами и слугами», что ослабило нашу страну и замедлило ее развитие.
  7. Созданная Петром система государственного управления контролировала и регламентировала все сферы общества, пресекая всю общественную активность.
  8. Воровство и коррупция приняли невиданные раннее масштабы. Во многих учебниках приводят хрестоматийный пример о том, что Петр, слушая в Сенате доклады о хищениях, вышел из себя и велел обнародовать указ, гласивший, что, если кто украдет из казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен. Известен и ответ генерал-прокурора Сената П. И. Ягужинского: «Разве, ваше величество, хотите остаться императором один, без подданных? Все мы воруем, только один больше и приметнее, чем другой».

Немного о цене петровских преобразований

Большинство бездумно констатирует: Петр 1 создал армию. Но мало кто задумывается о том, какой ценой он это сделал. Вот как описывает проведение рекрутских наборов один из документов Военной коллегии (сентябрь 1719 год): «...1) когда в губерниях рекрут сберут, то сначала из домов их ведут, скованных, и приведши в города, держат в великой тесноте по тюрьмам и острогам немалое время,и, таким образом еще на месте изнурив, отправят, не рассуждая по числу людей и далекости пути, с одним, и то негодным, офицером или дворянином, при недостаточном пропитании; к тому же поведут, упустив удобное время, жестокою распутицею, от чего в дороге приключаются многие болезни и помирают безвременно, а всего хуже, что многие и без покаяния, другие же, не стерпя такой великой нужды, бегут и пристают к воровским компаниям, из чего злейшее государству приключается разорение, потому что от такого худого распорядка ни крестьяне, ни солдаты, но разорители государства становятся...2) Хотя бы и с охотою и хотели в службу идти, но, видя сначала такой над своей братьею непорядок, в великий страх приходят». [ 10, c 446]

Не все так просто было и в сфере образования. Многие умиляются успехам в распространении знаний, открытии школ, училищ. Во-первых, на тот момент умеющих писать и читать среди купцов было- 96%, среди дворян- 65%. Немало грамотных людей было среди приказных людей и горожан. Во-вторых, в названной сфере Петр использовал традиционные для себя методы насилия и администрирования.

Широко известен факт посылки царем сыновей русских аристократов учиться за границу. Однако, мало кто знает детали этого сюжета. В 1697 году были направлены на обучение 61 человек, из них 23 носили княжеский титул: 39 человек- в Италию, 22- в Англию и Голландию. Так описывает этот отъезд австрийский агент в своем донесении цесарю от 8 июля 1697 г.: «Ежедневно уезжают отсюда (из Москвы- прим. автора) молодые люди, которым под страхом потери земель и имущества велено ехать на собственный счет, и никто не может возвратиться без свидетельства об оказанных заслугах». Не желание расширить свой кругозор, а страх выгонял большинство молодых людей из дома. В. О. Ключевский писал о том, что петровская школа, «превращавшая воспитание юношества в дрессировку зверей, могла только отталкивать от себя».

Едва император закрыл глаза, как его ближайшие соратники заговорили о возможной гибели государства. Генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский подал Екатерине 1 Записку. В этом документе говорилось о многолетних неурожаях, о том, что народ, разоренный подушной податью, обнищал и умирает от голода, о массовом бегстве в Польшу, на Дон и даже к башкирам. Заканчивается Записка предостережением, что в случае продолжения прежней политики государство может прийти «в конечную гибель и бегство».

Опыт петровских реформ подтвердил общемировую практику- без делегирования части полномочий обществу, которое хотя бы частично структурировано (парламента, самоуправления, политические партии и т. д.), без цивилизованных форм обратной связи между государством и обществом даже слаженно действующий государственный аппарат обречен на проведение неэффективной политики: стратегические и тактические просчеты с долговременными негативными последствиями, решение проблем ценой таких затрат и потерь, которые полностью или частично обесценивают достигнутые результаты.

Список использованных источников

  1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I// Вопросы истории. 2006г. №2
  2. Анисимов Е.В. «Петр I: рождение империи».
  3. Ансимов Е.В Податная реформа Петра I. М., 1987г
  4. Богданов А.П. «Царевна Софья и Петр. Драма Софии» / А.П. Богданов- М.: Вече- 2008г. -380 с.
  5. Богословский М.М. «Петр I. Материалы для биографии»/ Под ред. В.И. Лебедева. Т. 1. М.,
  6. Данилов А.Г. «Россия на перекрестках истории XIV-XIX вв.» / А.Г. Данилов- Спб.: Алетейя, 2017. -440с.
  7. Кириллов В.В. «История России, пособие для бакалавров». Учебное пособие / В.В. Кириллов — 4-е изд., переработ. и доп. — М.: Просвещение Юрайт, 2012. — 661 с. — Серия: Бакалавр.
  8. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч IV.
  9. Скляренко В., Сядко В., Рудычева И., «Загадки Истории. Династия Романовых» / В. Скляренко, В. Сядко, И. Рудычева. — Изд.: Фолио, 2013 г. — 520 с.
  10. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен» Кн. VIII, Т. 16.
  11. Шильник Л. «Черные дыры российской империи»/ Л. Шильник- М.:НЦ ЭНАС, 2007г. -192с.
  12. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989 г.


XVII век - время учёбы России у Западной Европы «Немецкая слобода» «Немецкая слобода» – поселение иностранных специалистов в Москве (в Кукуй) «Немецкая слобода» «Немецкая слобода» «Немецкая слобода» – поселение иностранных специалистов в Москве (в Кукуй) «Немецкая слобода» в моде иностранные языки, танцы, одежда голландцы строят заводы и корабли не удалось вернуть побережье Финского залива, прекратить набеги крымчаков нужны реформы


Реформы Федора Алексеевича (): Отмена местничества 1682 год; Увеличение полков «нового строя»; Усиление власть воевод на местах; Упразднены приказы, которые дублировали деятельность друг друга.


Mонах-базилианин, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Mонах-базилианин, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.




Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (около, Псков), русский государственный и военный деятель, дипломат и экономист середины и 2-й половине 17 в. Родился в семье псковского дворянина, рос в Опочке, получил хорошее образование (изучал иностранные языки, математику, риторику). С 1622 на военной службе в Пскове, с начала 40-х гг. привлечён к дипломатической службе. Во время русско-шведской войны участвовал в штурме Витебска, походе на Динабург, руководил штурмом Дриссы. В 1656 подписал договор о дружбе и союзе с Курляндией, завязал отношения с Бранденбургом. В 1658 вёл успешные переговоры со шведами, завершившиеся подписанием перемирия


Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić; около сентября 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник- миссионер, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов.хорв сентября1683 хорватскийбогословфилософписатель лингвистполиглотисторикэтнограф публицистэнциклопедистунию католической и православной церквей Прибыл в Москву в В 1661 году был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провёл 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)». После смерти царя Алексея Михайловича, 5 марта 1676 года Крижанич получил царское прощение и разрешение вернуться в Москву, а затем и выехать из России.Москву годууниатовТобольскАлексея Михайловича1676 года

На рубеже XVII-XVIII вв., обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири) и имея существенный запас природных богатств, Россия тем не менее серьезно отставала от ведущих европейских держав.

Отставание проявлялось и в неразвитости капиталистических отношений (о чем свидетельствовало незначительное количество мануфактур, где использовался в основном труд крепостных), и в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых (что приводило к необходимости ввоза из-за границы изделий из них), и в слабом развитии торговли с другими странами из-за невозможности выхода к Балтийскому и Черному морям, и в частых военных неудачах во второй половине XVII в. (из-за отсутствия регулярной армии и флота), и в низком уровне науки и просвещения.

Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Постоянно приходилось "оглядываться" на Восток, поэтому страна на столетия оказалась оторванной от естественного общения с Европой. Усугубляли положение и феодально-крепостнические отношения.

Однако уже во второй половине XVII в. в России появляются предпосылки для преобразований и проведения важнейших реформ (схема 106). В первую очередь к ним относятся объективная потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования, а также стремление не только оградить свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы.

Реализация этих идей связана с реформаторской деятельностью царя Петра I (1672-1725).

Схема 106

По мере того как Петр подрастал и уже мог претендовать на реальную власть, отношения между ним и Софьей становились напряженными и даже враждебными. Сторонники Софьи пытались заручиться поддержкой стрельцов, чтобы предотвратить переход власти к Петру. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр получил сообщение о сборе стрельцов в Кремле и якобы об их намерении "извести" его. Перепуганный Петр спешно уезжает из села Преображенское в Троице-Сергиев монастырь в надежде найти там защиту. По его призыву туда прибывает мать – царица Наталья, бояре, "потешные" полки, служилые иноземцы и часть стрельцов. Перевес сил был явно на стороне Петра. Софья, поняв свое бессилие, прекратила борьбу за власть. Она была заточена в Новодевичий монастырь. Власть вновь перешла к сторонникам Нарышкиных, но Петр не сразу стал управлять государством, ибо у него были свои намерения, осуществлением которых он и занялся (кораблестроение, Азовские походы 1695-1696 гг. и заграничное путешествие 1697-1698 гг.).

Северная война и военные реформы

Существенным катализатором назревших преобразований стала Северная война 1700-1721 гг. России для развития внешней торгов ли был крайне необходим выход в Балтийское море. Петр решился на войну против Швеции, заключив так называемый Северный союз с Данией, Польшей и Саксонией. Первое серьезное военное столкновение русских и шведских войск произошло в ноябре 1700 г. под Нарвой. Русская армия потерпела жестокое поражение. Шведский король Карл XII, молодой и энергичный полководец, после нарвской победы оказался перед выбором: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую армию, гораздо более боеспособную, чем русская, либо выступить против Августа II, который был одновременно и саксонским курфюстом, и польским королем. Он выбрал второй путь и "увяз" довольно надолго в Польше. Только в 1706 г. Карл XII смог принудить Августа II к миру и выходу из союза с Россией (табл. 11).

Тем временем Петр очень удачно использовал эту передышку для реформирования армии и продолжения преобразований.

Поместная система как основной вид обеспечения воинского труда к тому времени утратила свое значение. Поэтому Петр начал принимать меры для формирования регулярной армии. Поводом для этого послужил роспуск стрелецких полков в 1699 г. после подавления бунта.

Первоначально для создания регулярных полков использовались два способа: прием всех желающих ("волонтеров") в "вольницу", кроме крестьян, плативших государственные налоги; набор "даточных", т.е. крестьян, которых был обязан поставить помещик в соответствии с установленными пропорциями.

В 1705 г. правительство Петра предприняло следующий шаг: был прекращен прием в "вольницу" и объявлен набор в так называемые "рекруты" непосредственно из крестьянского населения. Так создавалась устойчивая система, обеспечивающая вооруженные силы людьми, которая просуществовала до 1874 г.

Причина устойчивости рекрутской системы заключалась в том, что она полностью соответствовала особенностям социальной и экономической структуры страны. Рекрутская повинность и крепостнические отношения – это две стороны одной медали. Всего с 1699 по 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора. Они дали более 284 тыс. человек в армию и флот (схема 107).

Появились также новые воинские уставы. На смену "Учению и хитрости ратного строя", действовавшему при царе Алексее Михайловиче, пришли петровские "Устав воинский", "Строевое положение", "Учреждение к бою". Вводились новая единообразная армейская форма, ордена и медали, повышения в чине. Организовывались первые офицерские училища для подготовки командных кадров.

Таблица 11

Северная война (1700-1721)

Причины войны:

ü имперская политика Швеции и стремление к господству на Балтике;

ü необходимость для России получения выхода в Европу через Балтийское море и прибалтийских территорий;

ü геополитические противоречия Швеции с другими европейскими державами

Основные

Ход военных действий

Нападение Швеции на Данию и вывод ее из войны и Северного союза.

Поражение русской армии под Нарвой (1700)

Польский (1701-1706)

Военные действия Швеции в Европе на территории Саксонии и Польши.

Поражение саксонского курфюста Августа II, отказ от польской короны и выход из Северного союза

Развертывание боевых действий в России после возврата шведской армии из Восточной Европы. Победы русской армии:

  • – у дер. Лесной (сентябрь 1708 г.);
  • – под Полтавой (27 июня 1709 г.).

Отступление остатков шведской армии во главе с королем Карлом XII в турецкие владения

Турецкий

Турецкий поход русской армии во главе с Петром I (1710-1711). Поражение России.

Возобновление военных действий в Прибалтике. Захват русскими войсками Риги, Выборга и Ревеля (1710).

Перенос военных действий на территорию Скандинавии и акваторию Балтийского моря

Норвежско-шведский

Победы русского флота у м. Гангут (1714) и о. Гренгам (1720).

Основные условия мирного договора:

ü Россия получила территории Прибалтики (Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию), часть Карелии и выход в Балтийское море;

ü Россия обязывалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию


Схема 107

Особое внимание Петр уделял созданию флота. Он продолжил дело отца – царя Алексея Михайловича, при котором в Демидове на Оке был спущен первый русский корабль "Орел". Строительство петровского флота началось в Воронеже в 1695–1696 гг. Здесь после неудачи первого Азовского похода были собраны корабельные мастера из Голландии, Англии и Венеции, русские плотники и рабочие, которые смогли в сжатые сроки построить большое количество судов.

Днем рождения российского флота историки считают 3 мая 1696 г., когда Петр I на галере "Принципиум" отчалил от Воронежа во главе отряда из восьми галер. Всего на воронежских верфях до 1702 г. было построено 28 кораблей, 23 галеры и много мелких судов.

Проводимые военные реформы очень быстро дали положительные результаты: с конца 1701 г. русская армия стала одерживать победы в сражениях со шведами. В 1702 г. Петр штурмом овладел крепостью Орешек, переименовав ее в г. Шлиссельбург.

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, а в следующем году русские овладели Нарвой и Дерптом (Юрьев).

Тем временем армия Карла XII вернулась в Россию. Боевые действия продолжились на Украине, но уже неудачно для шведов. 28 сентября 1708 г. отряд под командованием Петра I в районе дер. Лесной атаковал и разбил 16-тысячный корпус шведского генерала А. Левенгаупта, который шел из Лифляндии на соединение с Карлом XII. Шведы потеряли всю артиллерию и обоз. Петр I назвал эту победу "матерью Полтавской баталии".

В октябре 1708 г. на сторону шведов перешел гетман Украины И.С. Мазепа. Петр I расценил это как предательство российскому престолу. Украина и ее гетман оказались заложниками геополитического противоборства Швеции и России. Русскими войсками было сожжено "гнездо измены" – г. Батурин, а сам Мазепа заочно отрешен от гетманства и отлучен от церкви. Позже, после разгрома Карла XII под Полтавой, он бежал с ним в турецкие владения, где и умер в 1709 г. в г. Бендеры.

Весной 1709 г. шведская армия подошла к Полтаве. В распоряжении Карла XII находилось 30-тысячное войско, оно было ослаблено, но его боеспособность еще сохранялась. Полтавский гарнизон героически выдержал более чем двухмесячную осаду, что дало возможность подойти главным силам русской армии во главе с Петром I. Генеральное сражение было решено дать 27 июня 1709 г. План шведского короля состоял в том, чтобы пехота овладела русскими редутами, а завершила дело конница. Ей надлежало, двигаясь между редутами, разгромить русскую кавалерию и захватить пушки. Но замыслы Карла XII так и не осуществились. Начав наступление, шведы овладели частью русских укреплений, но продвигаться дальше они не могли, так как их встретила огнем наша артиллерия. Отступив в лес и перегруппировав силы, противник вновь на короткое время перешел в наступление. Войска сошлись в жестокой схватке. Через два с половиной часа яростного боя шведская армия, потеряв более 9 тыс. человек, была разгромлена, а шведский король с остатками своих сил был вынужден скрываться в турецких владениях. В Северной войне наступает перелом в сторону России.

В 1710 г. русские войска заняли города Выборг, Ригу и Ревель, что означало присоединение Эстляндии и Лифляндии к России.

Турецкое правительство, опасавшееся дальнейшего усиления России, осенью 1710 г. объявило ей войну. Русская армия вступила на территорию угнетенных Турцией княжеств Молдавии и Валахии, но общего восстания христиан, как рассчитывал Петр, не произошло, и русское войско вскоре оказалось в затруднительном положении. На р. Прут летом 1711 г. русские вступили в переговоры, был заключен мир, согласно которому Россия обязывалась возвратить туркам Приазовье.

Потерпев тяжелое поражение на юге, Петр с удвоенной энергией продолжил войну со Швецией. В 1712-1714 гг. русские войска воевали в Финляндии и Северной Германии. Активно действовал и построенный Петром флот (27 июня 1714 г. русские захватили 10 шведских кораблей у мыса Гангут). В 1718-1719 гг. на Аландских островах в Балтийском море происходили мирные переговоры между Россией и Швецией. В декабре 1718 г. был убит в Норвегии Карл XII, и переговоры прекратились. Но наступательные боевые действия русской армии на море и на суше вынудили Швецию возобновить переговоры о мире. В итоге 30 августа 1721 г. в финском г. Ништадте был подписан мирный договор, согласно которому к России отошли Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, часть Карелии, а также ряд островов на Балтийском море. Все это не только создало необходимые условия для ускоренного развития страны, но и способствовало укреплению ее позиций на международной арене (см. табл. 11).

1. Заметное отставание России по уровню своего социально - экономического, военного и культурного развития от передовых европейских государств.

2. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.

3. Активная воля Петра к преобразованию страны.

4. Некоторые традиционные устои российской жизни: самодержавная власть царя, приниженное положение церкви в государстве и поголовное закрепощение всех сословий общества, ставшие главными рычагами в проведении реформ.

Необходимость добиться выхода к Черному и Балтийскому морям для нормального развития экономики (исходный пункт).

Для этого были нужны сильная армия и флот - этим обусловлены военные реформы.

Для успешного ведения боевых действий по​мимо армии и флота необходимо было вооружение и обмундирование - этим обусловлены экономические реформы.

Для ведения войны требовались дополни​тельные источники дохода - этим обусловлены денежная и налоговая реформы.

Чтобы лучше собирать налоги, необходима была централизованная система управления и система контроля - этим обусловлены административные реформы.

Чтобы управление стало более эффективным, необходимо было повысить уровень образования чиновников - этим обусловлены реформы в области культуры и образования.

Цели реформ Петра I (1682-1725) - максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшими сподвижниками Петра I были А. Д. Ментиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский, П. П. Шафиров, Ф. Ю. Ромодановский, Я. Брюс.

Военная реформа. Была ведена рекрутская повинность, новые уставы, экипировка на западный манер, построен флот. Однако говорить о создании регулярной армии вряд ли верно, она существовала уже с середины XVII в., сменился лишь ее кадровый состав в результате роспуска стрелецких полков. Замена дворянской конницы драгунской привела к снижению боеспособности кавалерии.

Реформа государственного управления. Боярская Дума была заменена высшим государственным органом - сенатом (1711), призванным при необходимости заменять царя, приказы - коллегиями. Введена «Табель о рангах», предусматривавшая систему чинов и порядок их присвоения не по знатности, а в соответствии со служебными показателями. Указ о престолонаследии позволил царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В 1721 г. Петр принял императорский титул.

Церковная реформа. В 1721 г. было ликвидировано патриаршество, церковь стала управляться Святейшим синодом и была лишена части своих богатств. Священники переведены на казенное жалованье, число их сократилось, причем часть их перешла в разряд помещичьих крепостных.

Изменения в экономике. В 1724 г. была введена подушная подать, взимавшаяся со всех мужчин податных сословий независимо от возраста, появилась масса косвенных налогов (на гробы, бороды, бани и т. п.), корабельные поборы и др. В целом налоги выросли примерно в Зраза. Создано до 180 мануфактур, что положило начало крупной отечественной промышленности. Введены казенные монополии на разные товары, которые, впрочем, к концу правления Петра стали отменяться. Строятся каналы и дороги, но многие проекты не были реализованы из-за нехватки средств.

Проблемы реформирования всегда актуальны для российской действительности. Реформы являются непременной частью политики любой власти. Крутые преобразования - не лучшее состояние жизни общества, и люди на себе испытывают всю тяжесть идей реформаторов.

Петровские реформы - один из ярчайших образцов российского типа реформ, которые, в конечном счёте, привели не к улучшению жизни общества, а к усилению власти государства, увеличению числа чиновников, налогов, повинностей, к росту имперских аппетитов. Благодаря реформам Петра Россия модернизировалась, европеизировалась, но её основы - крепостное право и деспотическая власть - остались прежними.

Нужны ли России реформы, а если да, то почему они должны быть проводиться путём насилия?

Важный аспект проблемы реформ - личность самого реформатора. Пётр Великий был человеком выдающимся, искренне желал России блага, ему даже казалось, что он знает, как привести государство к благополучию. В своей реформаторской деятельности он был фанатичным государственным романтиком и не щадил ни себя, ни Россию. Он взял за основу реформирования страны принцип «в России прогресс достигается только насилием и принуждением» и рьяно претворял его в жизнь.

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Величественная фигура Петра I, его кипучая деятельность, размах его преобразований, бранные дела - всё получило страстную и противоречивую оценку современников и потомков.

Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I

В XVII веке Россия была самым крупным государством в Старом Свете. Её территория простиралась от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до берегов Охотского моря, но население составляло всего 13 миллионов человек и было сосредоточено в основном в центре и на севере Европейской части России. Черноземные земли Кубани, Северного Кавказа и Причерноморье Украины ещё не входили в состав России, а среднее и нижнее Поволжье было почти неосвоенным. К концу XVII века, в результате присоединения к России Сибири, Левобережной Украины, страна превратилась в многонациональное государство. В её состав теперь входили и обширные азиатские земли, населённые не только православными христианами, но и мусульманами, буддистами, язычниками. В России всё отчётливее проявлялась её и европейская, и азиатская сущность, её промежуточное положение на стыке двух цивилизаций. С одной стороны, Россия стремилась в Европу, а с другой, у неё были не менее важные интересы на Востоке. Всё это определяло двойственность в экономическом и политическом развитии России.

На рубеже XVII-XVIII веков Россия стояла перед необходимостью преодолеть социально-экономическую отсталость по сравнению со многими западноевропейскими странами, которые уже достигли к этому времени заметных успехов на пути к рыночной экономике. Экономика России по-прежнему оставалась преимущественно натуральной, со слабо развитой промышленностью. Очень громоздкой и неповоротливой была система управления народным хозяйством: в то время как во многих европейских странах уже был завершен процесс отмены крепостного права, в России, наоборот, шло дальнейшее закрепощение крестьян феодалами, монастырями, членами царской фамилии. Стране были присущи призраки автаркии, то есть хозяйственной замкнутости, изолированности от внешнего мира, жёстко поддерживаемой государством. Отсутствие выхода к морям сдерживало развитие различных международных связей, хотя потребность в прямых внешних путях была огромной. Путь через Белое море был долгим, трудным, ограниченным в течение многих месяцев в году. Выход через Балтийское море контролировала Швеция, которой принадлежали все балтийские земли. Выход через Азовское и Чёрное моря находился под контролем Турции и Крымского ханства.

Особенно заметным к концу XVII века было отставание от европейского уровня в военном деле. Хотя храбрость и отвага русских воинов были известны давно, техническая оснащённость армии была низкой. Безнадёжно отстала организационная система армии, основной ударной силой которой оставалась дворянская конница. Войска, размещённые по отдельным городам и селениям, не несли в мирное время регулярной воинской службы; лишь во время войны собиралась армия страны, больше похожая на народное ополчение. У России также не было своего военно-морского флота. петр реформа модернизация монархия

К концу XVII века Россия уже исчерпала все возможности обособленного, автаркического развития общества вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, образовании, культуре. Кроме проблем в экономике, кризисные явления нарастали в идеологии в форме религиозной борьбы между православной и старообрядческой церковью. В середине XVII века страну потрясли восстания горожан в Москве, Пскове, Новгороде, Козлове, Тамбове, Воронеже, Курске и других городах. Значительные территории на юге России охватила крестьянская война 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина. Всё это свидетельствовало о расшатывании прежних устоев Московского государства, ослаблении единства общества. Реальности того времени остро ставили перед Россией дилемму: либо оставаться на задворках цивилизации и тащить на себе груз древних традиций, постепенно превращавшихся в пережитки, либо, встав на путь реформ, превратиться в великую державу, с которой бы считались развитые европейские государства. Россия в лице Петра I выбрала второй путь, тем более что для этого созрели все предпосылки:

1) экономическая отсталость страны представляла серьезную опасность для национальной независимости русского народа;

) российская промышленность и сельское хозяйство были основаны на подневольном труде крепостного крестьянства, а по объему и техническому оснащению заметно уступала западноевропейской;

) русское войско было плохо обучено и вооружено и в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов;

) существовал сложный государственный аппарат в виде огромной бюрократической приказной системы;

) существенным было отставание в сфере духовной культуры, связанное с засильем церкви.

Начало коренных преобразований в России прочно связано с именем царя Петра Первого. Он родился в Москве 30 мая 1672 года от брака царя Алексея Михайловича со второй женой - Натальей Кирилловной Нарышкиной. В течение нескольких лет Пётр I объездил многие европейские страны, изучая различные стороны экономики и политики этих государств, осваивая лично многие рабочие профессии при строительстве кораблей в Голландии и Англии.

Именно тогда идея прогресса через насилие прочно вошла в сознание людей. Сам Петр в насилии видел практически единственный способ преображения страны, отводя себе при этом самую неблагодарную и тяжелую роль учителя, мастера, который мучается со своими тупыми, недобросовестными и ленивыми учениками - русским народом. Царь полагал, то только он один может знать потребности общества и что лишь ему предназначено свыше вывести Россию на путь европейской цивилизации. Он не жалел для этого сил, постоянно показывая подданным, как нужно трудиться. Однако личного примера царя для достижения "общего блага" оказалось недостаточно. Поэтому была задействована вся машина государства, весь смысл деятельности которой сводился к двум важнейшим функциям: к изданию многочисленных и подробных законов, регламентов и инструкций, определяющих все стороны общественной и частной жизни подданных, и к подробному и детальному наблюдению за исполнением этих законов и уставов с помощью полиции и других государственных учреждений. Россия стояла на пороге больших перемен.