Форма как математическое понятие. Восприятия формы предметов

  • 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
  • 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
  • 2. Гностическими умениями
  • 15. Концепции развития количественных представлений.
  • 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
  • Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
  • Приём наложения машинок.
  • 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
  • 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
  • 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
  • 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
  • 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
  • 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
  • 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
  • 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
  • 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
  • 28. Методика ознакомления с монетами.
  • 2. Практическая часть
  • 3. Заключение.
  • 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
  • 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
  • 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
  • 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
  • 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
  • Заданиям придают игровой характер, используя игры:
  • 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
  • 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
  • 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
  • 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
  • 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
  • 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
  • 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
  • 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
  • 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
  • 1 Этап.
  • 2 Этап.
  • 3 Этап.
  • 4 Этап.
  • 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
  • 50. Особенности работы с одаренными детьми.
  • 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
  • 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
  • 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

    Цели по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами заключаются в организации обследования предметов разной формы, манипулирования ими. Детей следует приучать выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме; необходимо создавать условия для сравнения предметов по форме.

    В качестве дидактических задач формулируются следующие:

    Различать и называть геометрические фигуры;

    Группировать фигуры по разным признакам (объемные, плоскостные, имеющие углы и округлые);

    Сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков;

    Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность);

    Воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.);

    Знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов;

    Владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное;

    Развивать глазомер.

    Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей.

    Так, в первой младшей группе дети знакомятся с шаром и кубом в процессе практических действий с ними (поднять, поднести, прокатить).

    Во второй младшей группе малышей можно ознакомить с квадратом, кругом, бруском, закрепить их знания о кубе и шаре. Основным содержанием является обучение приемам обследования фигуры осязательно-двигательным и зрительным путем. Дети сравнивают одинаковые по форме, но разные по цвету и величине знакомые фигуры: круги, кубы, квадраты, треугольники, шары, бруски.

    В средней группе закрепляются знания детей об уже знакомых фигурах, а также они знакомятся с прямоугольником и цилиндром.

    В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах . Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятие о четырехугольнике.

    В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура - конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников).

    В табл. представлено содержание знаний детей (Программа воспитания детей в детском саду. Киев, 2000.)

    Ранний возраст

    (1-я младшая группа)

    Выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме. Упражнять руку ребенка в обследовании формы предметов; устанавливать схожесть и отличие предметов по форме; группировать соответственно образцу

    4-й год жизни

    (2-я младшая группа)

    Сравнивать предметы по форме, используя геометрическую фигуру в качестве эталона. Выделять и называть геометрические фигуры: куб, круг, шар, квадрат, треугольник. Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осязательно-двигательным путем

    5-и год жизни

    (средняя группа)

    Знакомить с названием и признаками геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр)

    6-й год жизни

    (старшая группа)

    Делить знакомые геометрические фигуры на группы: плоские (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник) и объемные (шар, куб, цилиндр) Сравнивать предметы по форме, используя геометрические фигуры как эталоны

    7-й год жизни (подготовительная к школе группа)

    Расширять знания о многоугольниках: треугольнике, четырехугольнике, пяти-, шестиугольниках. Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Делить геометрические фигуры, предметы на две, три, четыре и т. д. части

    От возраста к возрасту наблюдается не только увеличение количества геометрических фигур и расширение объема знаний, но и углубление их, умение свободно использовать их в разных видах деятельности.

    МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ФОРМЕ

    Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения .

    Используются наглядные методы и приемы : «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др.

    Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы : «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др.

    Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы : «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»...

    Н. А. Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследованию предметов , определяя форму как их основной признак . В этой модели выделяется пять компонентов :

    1.целостное восприятие предмета;

    2.анализ предмета - вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется...), уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;

    3.двигательно-осязательное ощущение формы - обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета;

    4. вновь целостное восприятие предмета;

    5. построение модели из заданных форм или частей.

    На основании этой схемы обучения детей была разработана конкретная методика - последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3. Е. Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Р. Л. Непомнящая):

    1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.

    2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.

    3. Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры.

    4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.

    5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.

    6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.).

    7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.

    Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов .

    Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

    Детей следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и т. д.).

    - При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла . Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны.

    - Показывая стороны , ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка - от одной вершины угла до другой.

    - Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами - большим и указательным.

    В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания .

    В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

    ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат , пользуясь приемом попарного сравнения : шар и куб, куб и брусок - кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру. Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры.

    Дети разглядывают и сравнивают шар и куб , находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?»

    По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой - большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр дети уточняют особенности шара - он круглый, у него нет углов, его можно катить . Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

    Аналогично уточняются и обобщаются знания детей о кубе . Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.

    Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы , разнообразные практические действия , развивающие его сенсорные способности.

    В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры , а также способов ее обследования . Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

    Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения . Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др.

    В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур.

    В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам. Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).

    В свободное от занятий время дети данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.

    В методике обучения ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ отличительным является более детальное обследование геометрических фигур . С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром.

    От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению.

    Порядок рассматривания и сравнения фигур может быть таким: что это? Какого цвета? Какого размера (величины)? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?

    Основными приемами могут быть:

    Практические действия с предметами (катают, ставят);

    Накладывание и прикладывание;

    Обведение по контуру, ощупывание;

    Упражнения в группировке и упорядочивании - дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур;

    Сопоставление форм предметов с геометрическими образцами;

    Анализ сложной формы.

    От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2-4 частей: неваляшка, машина и т. д.).

    Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Т. В. Васильева разработали 3 типа заданий в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами:

    Задания на усвоение геометрических фигур;

    Задания на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами;

    Задания на пространственный анализ составной формы.

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ методика формирования геометрических знаний в группе шестого года жизни принципиально не изменяется . Однако обследование становится более детальным и подробным .

    Наряду с практическим и непосредственным сравнением известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием , широко используется как методический прием измерение условной мерой.

    Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей.

    Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3-4 фигуры каждого вида, например четырехугольники.

    На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники ».

    Так, знакомя детей с прямоугольником , им показывают несколько прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов (бумаги, картона, пластмассы). «Дети, посмотрите на эти фигуры. Это прямоугольники». При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размеров. Детям предлагают взять в левую руку фигуру, а указательным пальцем правой руки обвести по контуру. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны стороны, углы тоже равны. Проверяют это сгибанием, накладыванием одной на другую. Считают количество сторон и углов.

    Потом сравнивают прямоугольник с квадратом , находят сходства и отличия в этих фигурах. Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник, дети устанавливают, что у всех этих фигур по четыре стороны и по четыре угла . Это количество сторон и углов является общим признаком , который положен в основу определения понятия «четырехугольник».Однако прямоугольник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные, попарно .

    Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур : выкладывание из палочек, полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным (около стола воспитателя), так и раздаточным материалом.

    На одном из занятий воспитатель выкладывает на фланелеграфе из полосок прямоугольник. «Дети, как называется эта фигура? Сколько сторон у прямоугольника? Сколько углов?» Дети показывают стороны, углы, вершины прямоугольника. Потом воспитатель спрашивает: «Как и какие фигуры можно получить из прямоугольника (создать меньшие прямоугольники, квадраты, треугольники)?» При этом используются дополнительные полоски бумаги. Дети считают стороны в полученных фигурах.

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию , использовать эти знания в самостоятельной деятельности . Знания о геометрических фигурах широко используются, уточняются, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию . Такие занятия позволяют детям приобретать умения в делении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов геометрических фигур разных размеров.

    Так, во время одного из занятий детям раздают конверты с набором моделей геометрических фигур. Воспитатель показывает аппликацию «робота», составленного из квадратов и прямоугольников разных размеров и пропорций. Сначала все вместе последовательно рассматривают образец. Устанавливают, из каких частей (фигур) выполнена каждая деталь. В такой же последовательности дети создают орнамент. Педагог показывает два-три орнамента и предлагает детям выбрать один из них, внимательно его рассмотрев, выложить такой же орнамент.

    В объемных фигурах (таких как цилиндр, куб) дети выделяют и называют боковые стороны и основания . При этом их можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью .

    Дети выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, переконструируют их.

    В процессе такого обучения обогащается «математическая» речь детей .

    Ознакомление с формой , как правило, занимает часть занятия по математике, а также по конструированию, изобразительной деятельности.

    Во время занятий широко используются накладывание, прикладывание, черчение по контуру, заштриховка, измерение. Плоские геометрические фигуры дети вырезают, объемные - лепят из пластилина, глины.

    Эта работа тесно связана с обучением детей элементам письма: обведению клеток, рисованию кружочков, овалов, проведению прямых и наклонных линий. Дети знакомятся с тетрадями в клетку, рассматривают, как разлинованы страницы в тетради. Воспитатель предлагает детям найти и обвести клетки в разных частях страницы: вверху, внизу, слева, справа, посередине; начертить семь квадратов размером в одну клетку с пропусками между ними в две (три) клетки. При этом он показывает разные способы выполнения задания: обозначение начального контура точками, проведение линий слева направо и сверху вниз.

    Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа направлена, прежде всего, на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности. Геометрический материал широко используется во время занятий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т. д.

    На протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности :

    Сначала выделяют общие контуры и основную часть,

    Потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей.

    Следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности.

    Форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета , которое помогает отличать один предмет от другого.

    Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов . Это система геометрических фигур.

    Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом:

    Плоские и объемные,

    Имеющие углы и не имеющие их, т. е. округлые,

    Различающиеся по внешним признакам.

    Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей.

    С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира , удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм , в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме (похож на огурчик, как окошечко) и т. д.

    Классификация геометрических фигур строится как на чувственной, так и логической основе . Восприятие ребенком окружающих предметов на первых порах, как показали специальные исследования, не означает выделения формы. Вначале выступает сам предмет, и только потом — его форма.

    В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщенный опыт сенсорной деятельности людей .

    Форма воспринимается зрительно-осязательно-двигательным путем . Ознакомление детей с формой предметов всегда было в центре внимания психологов, педагогов и методистов прошлого и настоящего.

    ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

    В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.

    Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте .

    Воспринимая форму , ребенок выделяет предмет из других , узнает и называет его , группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами .

    Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры , выделяя прежде их форму , а затем — структуру .

    В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа :

    В 3-4 года геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме;

    В 4—5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически (опытным путем);

    В 5—6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.

    В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства — длительный и сложный.

    ДЛЯ ДЕТЕЙ 2—3-Х ЛЕТ основной опознавательный признак фигуры поверхность, плоскость . Они берут фигуру в руки, манипулируют; проводят рукой по плоскости , как бы пытаясь обнаружить предметную основу.

    В этом возрасте дети выделяют среди других и называют отдельные геометрические фигуры , пользуясь словами «кружок », «кубик », «шарик ».

    Или сравнивают форму реального предмета с геометрической и пользуются выражениями «Это — как кубик», «Это — как платочек».

    Как правило , они «опредмечивают » геометрические фигуры , называя их «крышей », «платочком », «огурцом » и т. д.

    Освоение формы предметов и геометрических фигур проходит в этом возрасте в активной деятельности. Дети кладут один кубик на другой, сооружая башню, укладывают предметы в машины; катают фигуры, перекладывают; составляют ряды.

    ДЕТИ 3—4-Х ЛЕТ начинают отличать геометрические фигуры от предметов , выделяя их форму . Называя фигуры, говорят: «Треугольник — как крыша», «Платочек — как квадратик».

    Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем , стараясь провести рукой по контуру . При этом охотно проговаривают понравившиеся им слова, выражения. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны . При восприятии фигур абстрагируются от цвета, размера , выделяя их форму .

    Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым , его взгляд не сосредоточивается на контуре или плоскости . В силу этого дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат.

    ДЕТИ 4—5 ЛЕТ успешно обследуют геометрические фигуры , проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты : вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы ; обнаруживают точки пересечения линий . Обследование становится точным и результативным .

    Как правило, в этом возрасте у детей складываются образы фигур эталонные представления о них . Они начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности.

    В 5—6 ЛЕТ дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры . Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу , выделяют виды фигур , классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.

    В старшем дошкольном возрасте преобладает зрительное распознавание фигур и их отличительных признаков , словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур .

    Итак, восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы.

    Например, круглая — нет углов; четырехугольник — у него есть стороны, углы и вершины.

    Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.

    Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

    Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

    Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

    Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

    Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так:

    И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.



    А теперь назови как можно больше предметов:

    а) красного цвета;

    б) зелёного цвета;

    в) чёрного цвета;

    г) голубого цвета.

    Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

    Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.

    Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:

    Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

    Назови как можно больше предметов:

    а) круглой формы;

    б) овальной формы;

    в) квадратных;

    г) прямоугольных.

    Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?

    Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:

    А теперь правильно назови большой и маленький предмет в паре. Например, слон – слоненок.

    Выделяя признаки предметов, например, цвет – красный, желтый; форму – круглый, квадратный; размер – большой, маленький, - мы сравниваем предметы между собой.

    А теперь попробуй с помощью обозначений
    обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

    - красное яблоко.

    Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

    ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ

    Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

    Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

    Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

    Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

    1 загадка

    2 загадка

    3 загадка

    4. Составь свою загадку о том, что растет в огороде

    Задание 3.

    Задание 4.

    Задание 5.

    Задание 6.

    В каждом окошке найди нужный рисунок.

    1. Что такое эффективный управляющий

      Документ

      Сильным свойствам человека... совершенно очевидный вывод, что все ... признак ... так и не вникнув в основу проблемы. Имеются такие ... таким же образом он выделил примерно те же 4 процента предметов ... что происходит, а то, что мы хотим, чтобы произошло в окружающих нас ...

    2. Что Вам мешает быть богатым Александр Свияш

      Документ

      ... совершенно все равно, каким будет оратор. Они примут его таким ... что все эти сверхдорогие предметы нормальному человеку не нужны, все то же ... что вы примериваете к себе все , что встречается в окружающей жизни. Тем самым вы четче определите, что же ... свойства ...

    3. Часто меня спрашивают: «Не вредит ли вашему браку то, что Джош так много путешествует?» Или: «Неужели ваши отношения не страдают из-за плотного графика лекций

      Документ

      ... что я думал, что должен быть совершенным . И не только совершенным ... предметах , которые на самом деле не имеют ... окружающего . ... что , когда мы все -таки грешим, Бог прощает и принимает нас ... что отношения настолько же одноразовы». Однако отличительным признаком ...

    4. Литература

      2. Предмет философии. 9 3. Существенные признаки философского... что же такое «предмет философия... предметов , свойств , отношений, охватить все ... они совершенно особые... все догмы, поучения, авторитеты, все ценности, которые имеют

    Форма - признак предмета, доступный зрительному и мышечно-тактильному восприятию.

    В форме предмета выделяются более или менее типичные признаки: округлость или удлиненность, устойчивость или расчлененность, симметричность частей или ассиметричность.

    Конкретными задачами умственного воспитания при ознакомлении с формой являются:

    · Формирование представлений и знаний о форме как признаке предмета и красоты;

    · Развитие способности видеть, различать, сравнивать, группировать предметы по их форме;

    · Развитие способности видеть форму в сочетании с другими признаками в жизни, в предметах искусства;

    · Развитие словаря и связной речи и приучение детей пользоваться точными названиями форм и их особенностей, образными, выразительными словами, обобщенными словами-понятиями;

    · Обучение детей способам применения знаний о форме в разнообразных видах деятельности;

    · Воспитание познавательных интересов.

    Способность ребенка воспринимать, видеть форму в предмете не является врожденной, а формируется в процессе воспитания и обучения.

    Ознакомление детей с формой как признаком предмета и обобщающим понятием имеет определенную последовательность, повторность и усложнение от одной возрастной группы к другой.

    Младшая группа.

    Педагог учит детей видеть и различать предметы по их форме, знакомит с основными геометрическими фигурами – шаром и кубом – и сам называет их. Воспитатель организует зрительное и тактильно-мышечное восприятие, познавательные действия с предметами, учит способам обследования предметов, опробования их в играх, в занятиях со строительным материалом, с игрушками.

    На занятиях с отдельным ребенком или с небольшой подгруппой воспитатель показывает шар и говорит: «Это – шар» - и производит действия с ним, подчеркивая его форму.

    Познавательные практические действия следует производить многократно. Период практического опробования не надо сокращать. На повторных занятиях, в играх воспитатель вновь называет фигуру и ее особенности.

    На последующих занятиях, в играх педагог просит детей показать, принести. Положить шары в корзиночку. По выполняемому действию он проверяет, усвоили ли дети название и соотносят ли они слово с предметом. В дальнейшем он упражняет детей в названии формы предмета.

    Организуя игры с шарами и другими игрушками, воспитатель упражняет детей в различении их по форме и вместе с тем в знакомое включает новое – цвет – и учит различать шары по цвету. На следующих занятиях воспитатель предлагает шары разного размера – большие и маленькие, затем называет словами «большой – маленький» и использует слово для закрепления различия.

    Много игровых действий организует воспитатель и с предметами кубической формы – он побуждает осматривать кубы, переставлять, двигать. Зрительно-моторно воспринимая кубик, ребенок ощущает грани и плоскости и практически познает особенности этой фигуры.

    Определение формы и размера уже можно включить в одно занятие, так как предшествующее освоение формы шара способствовало развитию внимания детей, умению смотреть и видеть. И на последующих занятиях, и в играх воспитатель упражняет способность детей выбирать из строительного материала кубы большие и маленькие.

    Затем педагог организует сравнение шара и куба как двух различных фигур.

    В дальнейшем он закрепляет представление о шаре и кубе на разных занятиях, в играх..

    Т.о., воспитатель мл. гр. в соответствии с программой учит детей различать по форме шар и куб и называть их точным словом, учит применять усвоенные представления в разных видах деятельности.

    Средняя группа.

    Педагог закрепляет представления о шаре и кубе и совершенствует способы сенсомоторного обследования предметов на основе зрительного и тактильно-мышечного восприятия. Знакомит детей с новыми фигурами: прямоугольник, квадрат, треугольник, цилиндр – и учит различать предметы прямойгольоные, квадратные, треугольные. С расширением и усложнением содержания расширяются, усложняются и требования к умственной деятельности детей, формируется новые качества познавательной деятельности. Одну и ту же форму воспитатель учит видеть в предметах разного содержания.

    И в средней группе воспитатель прежде вносит предметы, в которых выражены разнообразные формы, и особенно те, с которыми нужно знакомить детей в соответствии с требованиями программы.

    Ознакомление детей с новыми фигурами педагог проводит обычным и уже знакомым детям способом.

    Новое качество формы как общего признака многих окружающих предметов следует раскрывать на знакомом ребенку содержании.

    Овладение представлениями об основных формах предметов, умением группировать предметы по их формам не происходит только на занятиях, в дидактических играх, оно требует «практикования» в жизни.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-04-01

    Чукур Людмила Васильевна
    Геометрические фигуры. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

    «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА .

    ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ

    Подготовила : ст. воспитатель Чукур Л . В.

    1. Понятие «геометрическая фигура » . Особенности развития представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста

    Одним из свойств окружающих предметов является их форма . Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах .

    Фигура - латинское слово , означает «образ» , «вид» , «начертание» ; это часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, или часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью. Этот термин вошел в общее употребление в XII в. До этого чаще употреблялось другое латинское слово - «форма » , также означающее «наружный вид» , «внешнее очертание предмета » .

    Наблюдая за предметами окружающего мира , люди заметили, что есть некоторое общее свойство, позволяющее объединить предметы в одну группу . Это свойство было названо геометрической фигурой . Геометрическая фигура – это эталон для определения формы предмета , всякое непустое множество точек; обобщенное абстрактное понятие.

    Само определение понятия геометрической фигуры дали древние греки . Они определили , что геометрической фигурой является внутренняя область, ограниченная замкнутой линией на плоскости. Активно это понятие применял в своей работе Евклид. Древние греки классифицировали все геометрические фигуры и дали им названия .

    Упоминание о первых геометрических фигурах встречается и у древних египтян и древних шумеров. Учеными-археологами был найден папирусный свиток с геометрическими задачами , в которых упоминались геометрические фигуры . И каждая из них называлась каким-то определенным словом .

    Таким образом, представление о геометрии и изучаемых этой наукой фигурах имели люди с давних времен, но название, «геометрическая фигура » и названия всем геометрическим фигурам дали древнегреческие ученые.

    В наше время знакомство с геометрическими фигурами начинается с раннего детства и продолжается на всём пути обучения. Дошкольники, познавая окружающий мир, сталкиваются с разнообразием форм предметов , учатся называть и различать их, а затем знакомятся и со свойствами геометрических фигур .

    Форма – это внешнее очертание предмета . Множество форм бесконечно .

    Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано. В исследованиях Л. А. Венгера выясняется, возможно ли различение формы предметов детьми , у которых еще не сформировался акт хватания . В качестве индикатора он использовал ориентировочную реакцию ребенка в возрасте 3-4 месяцев.

    Детям предъявлялись два объемных тела одинакового стального цвета и размера (призма и шар, одно из них подвешивалась над манежем, чтобы угасить ориентировочную реакцию; затем снова подвешивалась пара фигур . На одну из них (призма) реакция угашена, другая (шар) - новая. Малыши обращали взор на новую фигуру и фиксировали ее взглядом в течение более длительного времени, чем старую.

    Л. А. Венгер заметил также, что что на геометрической фигуре с изменением пространственной ориентации возникает такое же зрительное сосредоточение, как и на новой геометрической фигуре .

    Исследования М. Денисовой и Н. Фигурина показали , что грудной ребенок по форме на ощупь определяет бутылочку , соску, материнскую грудь. Зрительно дети начинают различать форму предметов с 5 месяцев . При этом индикатором различения являются движения рук, корпуса по направлению к экспериментальному объекту и схватывание его (при пищевом подкреплении) .

    В других исследованиях выявлено, что, если предметы отличаются цветом , то ребенок 3-х лет выделяет их форму только в том случае , если предмет знаком ребенку из практического опыта (опыт манипуляций, действий) .

    Это доказывает и тот факт, что ребенок одинаково узнает прямые и перевернутые изображения (может рассматривать и понимать знакомые картинки, держа книжку «вверх ногами» , предметы , окрашенные в несвойственные цвета (черное яблоко, но квадрат, повернутый на угол, т. е. в виде ромба, не узнает, так как исчезает непосредственное сходство формы предмета , которого нет в опыте.

    2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

    Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие . Восприятие помогает отличить один предмет от другого , выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него.

    Первичное овладение формой предмета Форма предмета , как таковая, не предмета предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны.

    Исследования психолога С. Н. Шабалина показывают, что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно. Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы , имеющие цилиндрическую форму , то в его восприятие включается знание геометрических форм . У дошкольника происходит обратное явление.

    В 3-4 года дети опредмечивают геометрические фигуры , так как они в их опыте представлена нераздельно с предметами , не абстрагированы. Геометрическая фигура воспринимается детьми как картинка , как некоторый предмет : квадрат - это платочек, кармашек; треугольник - крыша, круг - колесо, мячик, два круга рядом - очки, несколько кругов рядом - бусы и т. п.

    В 4 года опредмечивание геометрической фигуры возникает только при столкновении ребенка с незнакомой фигурой : цилиндр - это ведро, стаканчик.

    В 4-5 лет ребенок начинает сравнивать геометрическую фигуру с предметом : про квадрат говорит «это как платочек» .

    В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру , сравнивать предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник, учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета , в их речи появляются слова «квадрат» , «круг» , «квадратный» , «круглый» и т. п.

    Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах :

    В плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов ;

    В смысле познания особенностей их структуры , свойств, основных свя-зей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометри-ческого материала .

    Контур предмета это общее начало , которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия . Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.

    Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета , как таковая, не воспринимается отдельно от предмета , она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям.

    Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремятся, прежде всего, захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно - двигательно знакомятся с предметами . Значение практических действий остается главным. Отсюда следует вывод о необходимости руководить развитием перцептивных действий двухлетних детей. В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня. Ребенка начинают интересовать различные признаки предмета , в том числе и форма . Однако он еще долго не может выделить и обобщить тот или иной признак, в том числе и форму разных предметов .

    Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть , узнавать формы , наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи , видеть ее и в других вещах . Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур . Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой ) форму разных предметов .

    Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре - свидетельство этому.

    Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар : квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют дети пятого и шестого года жизни.

    Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны , с помощью которых познание структуры предмета , его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением , но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

    Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов . Чтобы лучше познать предмет , дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование , осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов ; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники) .

    В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом рас-познавания формы . Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие , но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины, ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры , сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины) . Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры , дети находят уже общность между ними («У куба есть квадраты» , «У бруса - прямоугольники, у цилиндра - круги» и т. д.).

    Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части . Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов .

    3. Особенности обследования и этапы обучения обследованию детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

    Известно, что в основе познания всегда лежит сенсорное обследование, опосредованное мышлением и речью. В исследованиях Л. Венгера с детьми 2-3 лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка .

    По исследованиям С. Якобсон, В. Зинченко, А. Рузской дети 2-4 лет лучше узнавали предметы по форме , когда предлагалось сначала ощупать предмет , а потом найти такой же. Более низкие результаты наблюдались тогда, когда предмет воспринимался зрительно .

    Исследования Т. Гиневской раскрывают особенности движений рук при обследовании предметов по форме . Детям завязывали глаза и предлагали ознакомиться с предметом путем осязания .

    В 3-4 года – движения исполнительные (катают, стучат, возят) . Движения немногочисленны, внутри фигуры , иногда (однократно) по осевой линии, много ошибочных ответов, смешение разных фигур . В 4-5 лет – движения установочные (зажимают в руке) . Количество движений увеличивается в два раза; судя по траектории, ориентированы на размер и площадь; крупные, размашистые, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций, относящихся к наиболее характерным признакам фигуры ; дают более высокие результаты. В 5-6лет – движения обследовательские (прослеживание контура, проверка на упругость) . Появляются движения, прослеживающие контур, однако они охватывают наиболее характерную часть контура, другие части оказываются необследованными; движения внутри контура, количество то же, высокие результаты; как и в предыдущий период , наблюдается смешение близких фигур . В 6-7 лет – движения по контуру, пересечение поля фигуры , причем движения сосредотачиваются на наиболее информативных признаках , наблюдаются отличные результаты не только при узнавании, но и при воспроизведении .

    Таким образом, для того, чтобы ребенок выделил существенные признаки геометрических фигур , необходимо их зрительное и двигательное обследование. Движения рук организовывают движения глаз и этому детей необходимо научить.

    Этапы обучения обследованию

    Задача первого этапа обучения детей 3-4 лет - это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур .

    Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления » .

    «Геометрическое мышление » вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний » у детей прослеживается несколько различных уровней.

    Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое , ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами , каждую из них воспринимает обособленно .

    На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами , однако еще не осознает общности между фигурами .

    На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур , связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление .

    Познание геометрических фигур , их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов , что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке) .

    Большое значение в развитии геометрического мышления и про-странственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).

    Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начала геометрического мышления детей , формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

    Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур . Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

    Библиографический список

    1. Белошистая А. В. Знакомство с геометрическими понятиями / А . Белошистая // Дошкольное воспитание . - 2008. - № 9. - с. 41- 51

    2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988.- 144с.

    3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни : книга для воспитателя детского сада / (А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.) ; под ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

    4. Габова М. А. Знакомство детей с геометрическими фигурами / М . А. Габова // Дошкольное воспитание . - 2002. - № 9. - с. 2- 17.

    5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : (пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера). - М.: Просвещение, 1978. - 203 с.

    6. Кербс Е. В. Математические досуги / Е. В. Кербс // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 3. - с. 21- 23.

    7. Математика в детском саду : (пособие для воспитателя дет . сада / составитель Г. М. Лямина). - М.: Просвещение, 1977. - С. 224 - 228.

    8. Метлина Л. С. Математика в детском саду : (пособие для воспитателя дет . сада) / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение, 1994. - 256 с.