Как можно читать евангелие дома. Люблю красиво одеваться и привлекать внимание мужчин. Что в этом плохого? Я же не изменяю мужу, а женщине всегда приятно быть в центре внимания. Иногда в определенной противоречивой ситуации не знаешь как поступить и не с

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть». Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею». Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней. Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем. Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное. И читая, либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие. Поэтому очень важно читать Новый Завет КАЖДЫЙ ДЕНЬ. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день. На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт. Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после. Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета. ПЕРЕД…«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».----её тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири. Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь». Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в КАКОЙ-НИБУДЬ СКОРБИ ИЛИ НЕПРИЯТНОСТИ На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 06.04.2010 7:29:57

Здравствуйте батюшка, у меня болят ноги от долгого стояния и можно ли читать Евангелие сидя? Спасибо.

Христос Воскресе!

Здравствуйте, Надежда.

Начнем с того, что читать Священное Писание необходимо, прежде всего, как можно чаще и внимательнее. Перед чтением помолиться, прося Господа благословить Вас на чтение Слова Его и наставить Вас в правильном понимании Слова и помочь применить Слово в жизни. Хорошо читать с толкованиями, чтобы правильно понять прочитанное. Читать стоя или сидя - как Вам удобнее, но не в коем случае лежа. Самое главное, чтобы Слово сеялось в Вашу душу.

Для больных можно и лежа. Но непременно такое чтение должно быть благоговейным и сосредоточенным: нельзя совмещать чтение Священного Писания с музыкой, телевидением, едой, разговорами. Книгу нужно соблюдать в чистоте и опрятности. Перед чтением и после него хотя бы и кратко но помолиться (можно и про себя).

1. Поскольку оно есть дорогой Божий дар, должно читать или слушать его с благоговением, охотой и усердием.

3. Скрыть его в сердце как сокровище, хранить и поучаться в нем день и ночь (Пс.1, 2) и так питать им душу, как тело - хлебом.

Ибо как светильник без масла, так и вера без слова Божия угасает.

"Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10, 17).

5. Не смотреть на других, что они делают, но держаться единого слова Божия; ибо день ото дня вера и любовь умаляются в людях и умножаются соблазны, колеблющие сердце наше.

6. И начинать читать и оканчивать чтение подобает с молитвою. Начинающему читать или слушать можно молиться так: "открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего" (Пс. 118, 18) или "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Отверзи мой ум разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси".

7. Окончив чтение или слушание, должно благодарить милосердного Бога, что благоволил нам возжечь сей светильник истины".

К словам святителя Тихона добавим и слова преподобного Серафима Саровского:

"Очень полезно заниматься чтением Слова Божия, и в уединении прочитать всю Библию разумно. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. Евангелие и послание Апостолов должно читать, стоя пред святыми иконами, а псалмы можно читать сидя ". Сам преподобный Серафим постоянно прочитывал за неделю весь Новый Завет.

Кроме церковных служб, обязательно ежедневно читать одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола, также по ряду, начиная с деяний Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса, причем последние семь глав Апокалипсиса читать по одной в сутки; тогда последняя из них читается в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинать вновь с первых глав новый круг чтения.

Домашнее чтение Евангелия можно предварять следующей молитвой:

Господи, Иисусе Христе, Боже мой, словесами Божественнаго Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и грехов моих и даруй мне силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Про жизнь Иисуса Христа можно узнать из ряда сочинений под названием Евангелие. В нём идёт речь о жизни сына Божьего, о его деянии на земле. Новый Завет Библии состоит из четырёх частей. Но перед тем как прочесть один из разделов, церковь рекомендует читать молитву. Проводить чтение писания можно в домашних условиях, главное, верить в то, о чём читаете.

Молитва до и после чтения евангелия: как правильно читать евангелие?

Евангелие - это не что иное, как Добрая весть. Читая, эту священную книгу человек получает уникальную возможность познать Бога и полюбить его. Поэтому во время его чтения становится, возможным освободиться от греха и понести наказания за него.

В евангелии, возможно, выделить несколько основных положений .

  1. То, что окружает нас, включает людей, сотворил Творец - Бог.
  2. Бог является святым и у него не имеется грехов.
  3. Люди должны слушаться Бога, так как он является их создателем.
  4. За проделанные , человека ожидает вечное наказание.
  5. Избежать наказания, возможно, при помощи добрых дел.
  6. Воскрешение Иисуса Христа.
  7. Доверительные отношения между Иисусом Христом и человечеством. Готовность идти вслед за ним при любых сложившихся обстоятельствах.

Как читать евангелие дома и когда читать молитвы?

Евангелие - это не простая книга, а священная . Поэтому для того, чтобы получить максимальную выгоду от неё нужно делать это правильно. Для того, чтобы молиться перед чтением нужно придерживаться некоторых основных правил.

  1. Относиться серьёзно к этому делу. В том случае, если вы берёте священную книгу, то вы должны искреннее верить тому, что там написано. При непредвзятом отношении к чтению должные результаты не будут получены.
  2. Желание человека изучать библию. Человек должен хотеть читать священную книгу, в противном случае он не поймёт что там написано. Евангелие - это святое писание, книга не является художественной литературой.

Читать святое письмо можно одному или в группе людей, но обязательно нужно прочесть молитву . Молитва перед чтением евангелия может быть адресована за ваших близких или родных. Стоит отметить, что, взяв в руки святую книгу, стоит прочитать как минимум одну главу. При этом не стоит прерываться на середине текста. Нужно дочитать её полностью, до конца!

Многие желающие понять всем сердцем евангелие, конспектируют суть прочитанного, выделяя для себя важные пункты. По церковным правилам евангелие читают только стоя. Но в домашних условиях лучше всего принять ту позу, которая позволит отвлечься от посторонних дел и погрузится в суть Священного Писания. Если человек слушает евангелие в храме, то ему стоит опустить руки.

Как правильно читать евангелие и когда?

Церковь рекомендует молиться ежедневно. Но для того, чтобы изучение святой книги прошло успешно, рекомендуется попросить благословение в церкви у своего духовного наставника . Оптимальными способами изучения для себя священной книги могут стать:

  • Ежедневное прочтение по главе в день.
  • Чтение писания согласно православному календарю. Ежедневно, просматривая какую главу сегодня, читают в церкви, и изучать его.

Первый способ является оптимальным для тех, кто не знает основ истории евангелии. Но вместе с этим понадобится много времени для того, чтобы прочесть одну главу. Второй вариант оптимален для осознания писания. В следующий раз, когда человек придёт, в храм он будет внимательно и осознанно слушать то, что говорит священнослужитель.

Но для того, чтобы не возникало дополнительного непонимания того о чём читают. Лучше всего знать исторические моменты. Церковь рекомендует читать дополнительную церковную литературу, которая представляет правильное толкование писания Божьего. Рекомендуется к прочтению следующих церковных пояснений .

  1. Толкователь от Иоанна Златоуста.
  2. Толкование от Феофилакта Болгарского.
  3. Рекомендуется прочесть епископа Михаила Лузина, а также Аверкия.
  4. Авторитетным является объяснение профессора Александра Лопухина.

Прочитав первых двух авторов, может показаться, что толкование неясное и недоступное для простого человека. Священнослужители предлагают первоначально прочесть Серафима Слободского, а лишь после этого приступать к изучению Златоуста и Болгарского. Для лучшего понимания евангелия рекомендуется изучать его на своём языке. Ведь церковнославянский иногда считается сложным к восприятию.

Как правильно читать молитву до и после евангелия дома и когда?

Для того, чтобы правильно понимать, то, что вы читаете в слове божьем рекомендуется читать молитву до и после прочтения . Стоит отметить, что сразу же необходимый результат не придёт. Вам понадобится уделить эту вопросу достаточное количество времени. Для лучше понимания евангелия нужно начинать жить по заповедям божьим.

Многие отмечают, что при чтении евангелия не приходит осознание того, о чём читается, а также не всегда хочется продолжать начатое. Церковные деятели отмечают рассказ Игнатия Брянчанинова об ученике. Он длительное время читал Евангелие и не понимал то, что он читает. Тогда он пришёл к своему учителю с вопросами, как быть, если читаешь и ничего не понимаешь?! Учитель ему ответила на это, то, что слово божье очищает мысли человека и его жизнь. Поэтому читать евангелие необходимо для самоочищения. Кроме этого, важно осознавать какую книгу вы держите в руках. Молиться нужно перед и после прочтения священной книги в домашних условиях. На прочтение евангелия дома лучше всего попросить благословения в церкви.

Многие священники дают некоторые рекомендации для того, чтобы можно было усилить эффект прочтения молитвы и Священных Писаний. Применяя, простые правила у вас получится в довольно короткие сроки достичь очищения и позволить улучшить в свою жизнь. Главным в этом является вера в то, что читаешь и вера в Бога . Рассмотрим основные советы, которые предлагает церковь.

Как правильно читать молитвы для себя и для близких и когда?

Евангелие - это неотъемлемая часть основы жизни христианского человека. Существует множество духовной литературы, которую рекомендует церковь. Но первым источником и основой, является слово Божье , которое должно постоянно звучать в сердце человека. Именно поэтому производить чтение евангелия и молитв нужно каждодневно и обязательно.

Ещё в древности появилась традиция прочтения евангелия. Оно может быть разным . Люди по-разному воспринимают, священную книгу и каждый для себя выбирает как ему лучше произносить молитву и как лучше читать священную книгу. Некоторые начинают по главе в день вычитывать священные слова. Другие, наоборот, читают только отрывки, которые звучат в Божественной , следуя церковному году.

Многие рекомендуют после молитвы читать в день по три главы Нового Завета и одной главе Евангелии. Некоторые люди ещё практикуют читать по две главы из Апостола, а после производить молитву. Кроме того, главным правилом христианина является прочтение псалтыря. Читать нужно по одной кафизме в день или по одной из частей. При этом нужно читать не в зависимости от потребностей человеческого сердца. Каждый из нас сможет найти несколько минут для прочтения одной или нескольких глав Священного Писания.

Молитва в жизни человека и когда читать её?

Помимо этого, священники настаивают на том, что жизнь человека должна проходить под прочитанным . Серафим Саровский, утверждал, что ум человека должен вращаться вокруг писания. То есть всё то, что человек читает, откладывается на бессознательном уровне. Библию можно перечитывать ежедневно по несколько раз и с каждым прочтением будет открываться новый смысл.

В том случае, если человек начинает день с молитвы и прочтения писания, то в течение дня он обязательно будет использовать на практике то, что было донесено до его сердца. Для того, чтобы получить духовную пользу понадобится постоянно помнить о том, что было прочитано. А также прилагать максимальные усилия для того, чтобы в жизни воплотить то, что было сказано Богом.

Молиться необходимо до и после любого дела . В молитвенном слове можно найти молитвы, которые необходимо произносить пред тем, как начинать читать священную книгу. Но в случае, если нет возможности, то можно попросить у бога благословения своими словами. Кроме этого, стоит попросить у него разумения и помощи в любых других делах. И особенно в осознании и понимании святого писания.

Кроме этого, церковь настаивает на том, чтобы праведный человек ежедневно прочитывал Ветхий Завет. Несмотря на то что Ветхий и Старый Завет читается довольно сложно. Принять и понять их можно со специальными толкованиями. Узнать о том, какие лучше всего толкования подойдут для вас можно у вашего наставника в церкви. Незнание Ветхого Завета, как основы не представляется возможным понять, о чём идёт речь в Новом Завете.

Человеку могут быть предложены разные способы для прочтения Ветхого Завета. Простым из них является чтение от начала и до конца . Проделывать это нужно спокойно и не останавливаться на каких-то подробностях. Особенно если речь идёт об истории еврейского народа. Если есть возможность пропустить эту часть, то это будет оптимальным для вас. Но, несмотря на это, вам понадобится полностью изучить старую часть священной книги.

Вы должны самостоятельно решить нуждаетесь ли вы в постоянном прочтении ежедневном Ветхого Завета. Стоит отметить, что желательно прочитывать его от начала до конца. Потому что там много полезного и назидательного. Кроме того, человек может узнать из этого много поучительного. Многие христиане восхищаются тем, что написано в старой части книги священной.

Стоит отметить, что перед каждым прочтением Ветхого и Нового Завета рекомендуется читать молитву . Главным в этом считается то, что между Ветхим и Новым Заветом можно провести линию между душей человека и Бога. При этом существуют замечательные образы, которые могут помочь человеку стать на путь истинный и объяснить, ему как поступать нельзя.

Ветхий Завет - это поучительная часть жизни, в которой можно найти для себя свой особенный смысл. Но со временем человеку становится неинтересна эта часть старой книги. При этом христианину можно черпать из неё много полезного. Ветхий Завет положительно действует на каждого из нас.

Молитвы, чтение священной книги - это то, что должен делать ежедневно верующий человек. Поэтому прежде, чем стать на путь истинный и погрузится, в этот вопрос рекомендуется прийти в церковь и попросить благословение у наставника. Он же и поможет, а также даст советы, как поступить в той или иной ситуации, а также направит вас на путь истинный. Обязательно прочтите молитву до и после прочтения евангелия для того, чтобы осознание писания прошло лучше.

Люди, которые совсем недавно приобщились к церкви, не знают, как правильно читать Евангелие дома, и поэтому задают подобные вопросы . Чтение Писания, обычно, сопряжено с рядом сложностей. И их стоит рассмотреть подробнее.

Трудности при освоении Евангелия

Некоторые верующие отмечают, что вначале читать Писание крайне трудно. И связано это не только с непривычным стилем изложения, но и с тем, что многих неуклонно тянет в сон при его чтении.

Священнослужители считают, что данный феномен связан с проявлениями тонкого мира, где находятся не только ангелы, но и демоны. Именно темным силам не нравится, когда человек занимается изучением Священного Писания. И они стараются всячески помешать такому действию.

У воцерквленных людей сложностей с чтением Евангелия меньше, ведь они крепче духом. И их вера больше и глубже, чем у новичков. Поэтому все искушения и трудности в освоении Священной книги проходят со временем, если человек прилагает усилия к этому.

Существует ряд правил, относящихся к чтению Писания. В них содержится следующая информация:

  • Читать необходимо стоя;
  • Первое чтение должно быть проведено от начала и до конца книги. Далее можно читать любимые отрывки. Но это не значит, что читать нужно беспрерывно;
  • Во время чтения нельзя отвлекаться или спешить.

Помимо общих правил, в современном мире присутствуют мифы, связанные с чтением Евангелия. Среди них есть такие, как:

  • Те, где говорится о том, что женщине обязательно нужно иметь определенную форму одежды и покрытую голову для чтения. В домашней обстановке можно читать и без этих формальностей;
  • Те, где упоминается о том, что если информация не запоминается, то достаточно просто молиться. Усвоить все из Евангелия даже за десятки чтений практически невозможно. Поэтому стоит продолжать читать даже тогда, когда в голове совершенно не откладывается прочитанное. Подобно тому, как река очищает заложенное в нее человеком, и сам человек, читая, очищается.

Чем дольше изучается Священное Писание, тем больше новых смыслов открывает для себя христианин в итоге. На вопрос о том, как правильно читать Евангелие дома, сложно дать однозначный ответ.

На каком языке изучать Писание?

Современные люди не знают старославянский язык, и мучить себя его чтением не рекомендуется. Лучше всего разбирать духовные тексты на том языке, который является для человека родным.

Как приобщать к чтению Евангелия детей?

В православии существует множество прекрасных книг для детей, где в доступной форме излагаются библейские сюжеты. Можно приобрести одну из них, чтобы читать об этом детям. Но и чтение «взрослого» Евангелия также приветствуется.

Недопустимо использовать для чтения современные стилизованные под сказки варианты. Ребенок должен понимать всю важность процесса, и не путать его с детской забавой.

Из-за нехватки церковных знаний, верующий может не понимать некоторые отрывки из Писания. Тогда необходимо прибегнуть к официальным толкованиям, разрешенным церковью или личным духовником.

Необходимо ли освещать духовную литературу?

На этот вопрос священнослужители дают отрицательный ответ. В церковной практике нет чина освящения литературы. А Евангелие само по себе уже является священной книгой. И в дополнительном освещении не нуждается.

Так, как правильно читать Евангелие дома? Делать это нужно в спокойной обстановке. Можно читать в уединении, а можно организовать чтение для всей семьи. Если возникают трудности, то перед чтением можно помолиться Господу. Попросить его о даровании мудрости для изучения Священного Писания. Вдумчивость и усердие - вот основные аспекты постижения одной из главных книг в христианстве. Во время чтения рекомендуется делать записи в отдельной тетради. Там можно записывать возникающие вопросы, важные мысли и полюбившиеся цитаты. Такой подход помогает систематизировать полученные знания.

23 октября в культурном центре «Покровские ворота» состоится вечер памяти митрополита Антония , а главной темой обсуждения станет возможность разговора, подлинного диалога верующего с неверующим. В вечере примут участие люди, знавшие владыку лично, известные журналисты (Александр Архангельский, Ксения Лученко), протоиерей Павел Великанов и протоиерей Алексий Уминский. На вечере будут представлены две книги митрополита Антония, которые вышли этой осенью «Бог: да или нет? Разговор верующего с неверующим» и «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка».

Представляем вашему вниманию введение и фрагмент беседы на Евангелие от Марка митрополита Антония Сурожского (публикуется в сокращении).

Введение

Хочу дать и некоторые практические советы. Ведь очень важно, приступая к делу, знать возможно лучше, как это дело выполнить. Сначала укажу, как читать Евангелие, по возможности, в одиночку, самостоятельно, а затем попробую указать способ дискуссий и изучения Евангелия в группе.

Первое условие для извлечения действительной пользы от последовательного чтения Евангелия - это, конечно, честное отношение к делу; т. е. надо к нему приступить с такой же честностью, добросовестностью, с которой человек приступает к изучению какой-либо науки: без предвзятых взглядов, стараясь понять, о чем идет речь, что тут сказано, и только потом отозваться на то, что было услышано или прочитано. Поэтому необходимо приступить к чтению Евангелия с единственным желанием - открыть истину, понять, что там сказано. И во-вторых, отнестись к этому занятию столь же серьезно и добросовестно, как должно относиться ко всякому научному делу.

Надо быть готовым к тому, что некоторые места окажутся нам чуждыми, некоторые заденут нас как-то болезненно, и лишь немногие дойдут до нас глубоко. Но, вчитываясь в Евангелие, вдумываясь в то, что мы слышали, как бы мы ни отнеслись к этому, мы постепенно вспахиваем свою душу к новому пониманию. Есть место в Евангелии, где сказано, что когда сеятель бросает семя на землю, то одно падает на дорогу, другое - в кусты придорожные, какое-то - на каменную почву и, наконец, некоторое - на добрую почву, способную принести плод. Каждый из нас является в каждый момент либо тем, либо другим-либо каменной дорогой, либо такой почвой, которая может принять Евангелие. И поэтому если сегодня ничего не получилось из чтения, если все проходило мимо, если была рассеянность, если была неспособность глубоко вчитаться - вчитайся завтра, вчитайся послезавтра: в какой-то момент вдруг окажется, что на самом-то деле семя упало на добрую почву, но упало в такую глубину, которая еще не позволяет тебе заметить, как прорастает травинка. Лишь спустя какое-то время ты увидишь, что то, что тебе казалось чуждым, непонятным, вдруг начинает прорастать; зеленеет луг, начинает подниматься жатва. Это первое.

Второе: надо вникать в смысл Евангелия, т. е. удостовериться в том, что, когда ты его читаешь, ты понимаешь то, что сказано. Если что-то непонятно, если, например, слова чуждые, устарелые, надо самому задуматься, или посмотреть в словарь, или кого-то спросить, лишь бы только установить точное значение этих слов, потому что от того, как глубоко ты понимаешь слово, зависит, доходит ли оно до тебя глубоко или воспринимается поверхностно.

А теперь я хочу перейти к тому, как читать Евангелие сообща. И первый вопрос: надо ли читать сообща? Зачем нам вместе читать то, что относится ко мне так лично? Бог ведь говорит мне лично… Да, но Он говорит лично и всем другим, которые в Него верят и которые читают Евангелие или слышат его. Евангелие является благой вестью не только обо мне и для меня, но обо всех. Каждый из нас может воспринять тот же евангельский текст, одни и те же слова - с равным вдохновением, но с более или менее глубоким пониманием. И поэтому надо вчитываться в Евангелие в одиночку, надо вдумываться, вживаться в него, как говорил святой Феофан Затворник, вчувствоваться в него, надо начать жить согласно ему; но вместе с тем надо помнить, что Евангелие дано нам всем и что каждый из нас, вслушиваясь, вдумываясь, вчитываясь, живя Евангелием, может понимать его с новой и новой глубиной. Поэтому очень важно, чтобы, где только есть такая возможность, люди собирались маленькими группами, читали Евангелие вместе и делились своим опытом понимания его.

Я уже сказал, что надо предварительно тот или другой отрывок самому прочесть и продумать и прочувствовать; но вместе с тем необходимо и делиться этим опытом - не для того, чтобы обогатить свой ум, а потому что, когда ты делишься тем, что является для тебя самым драгоценным, самым святым, самым животворящим, ты совершаешь дело любви; а все Евангелие от начала до конца говорит о любви, о том, как нас любит Бог и как мы должны любить друг друга и Его. Поэтому надо собираться небольшими группами, по четыре, пять, шесть, восемь человек, предварительно прочитав определенный отрывок, помолиться вместе, помолчать, как бы вмолчаться в собственную тишину или в ту тишину, которую составляет совместное молчание; молчать достаточно долго, чтобы молчание нас глубоко проникло, и потом прочесть этот отрывок - негромко, внимательно, без драматичности, трезво, зная, что мы никогда не сможем слова Христовы произнести так, как Он их произносил, - и поэтому читать сдержанно, благоговейно. После этого помолчать немного, ожидая, пока кто-нибудь захочет что-то сказать. Надо дать время каждому отозваться. Тот, кто руководит этим собранием, должен быть готов, если никто сразу не отзовется, поставить какой-нибудь вопрос. Именно - не давать ответы на те вопросы, которые, как ему кажется, зародились в душах других людей, а поставить вопрос, который зародился в его душе.

Вот я прочел этот отрывок, я недоумеваю: как может быть, что Христос заповедует нам и при этом говорит, что мы должны быть готовы оставить самых дорогих людей для того, чтобы последовать за Ним?.. Много таких мест есть, которые будут вызывать недоумение. И затем ждать: может, кто-нибудь, у кого есть опыт, или кто продумал это, или прочел нечто на эту тему, сможет отозваться и сказать: «Знаешь, я, может быть, не все понимаю, но вот как я понимаю этот отрывок, вот как мне его объясняли, вот как его объясняет тот или другой духовный писатель». И так можно вместе вчитываться в Евангелие, помогая друг другу понять прочитанное, но также в конечном итоге поддерживая друг во друге решимость и готовность не только умом понимать, не только сердцем отзываться, но всей волей укрепляться в решимости жить согласно Евангелию - согласно тому, что каждому лично и вместе нам стало понятно в нем.

Вот если так приступить к чтению Евангелия, сообща, то, как говорится в Писании, брат братом укрепляемый - как гора Сион, не подвигнется вовек. Поддержка единомышленников, поддержка друзей, поддержка людей, которые на одном с тобой пути в Царство Божие, может оказать большую помощь, и от нее не надо отказываться. Значит, нужно вчитываться в Евангелие в одиночку, и с любовью делиться с другими своим пониманием, и из этого общения черпать силы жить.

Фрагмент из толкования митрополита Антония на Евангелия от Марка

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3: 13–17).

Я хочу сказать нечто о крещении Иисуса Христа.

Люди приходили к Иоанну креститься, исповедуя свои грехи. Они приходили к Иоанну, потрясенные его проповедью, тем, что есть правда на земле, что есть правда небесная, что есть суд на земле, суд совести, а в вечности - суд Божий; и что тот, кто не примирится со своей совестью на земле, безответным станет перед судом Божиим. Иоанн Предтеча говорил о покаянии именно в этом смысле: обратитесь к Богу, отвернитесь от всего того, что вас пленяет, что вас делает рабами ваших страстей, ваших страхов, вашей жадности. Отвернитесь от всего того, что недостойно вас и о чем ваша совесть говорит вам: нет, это слишком мало, ты слишком большое существо, слишком глубокое, слишком значительное, для того чтобы просто предаться этим страстям, этим страхам… Но можно ли сказать нечто подобное о Христе?

Мы знаем, что Христос был Сын Божий не только в каком-то переносном смысле слова, но в самом прямом смысле этого слова. Он был Бог, Который облекся в человечество, воплотился. Вся полнота Божества, как говорит апостол, в Нем обитает телесно; и можно ли себе представить, что человеческое существо, пронизанное Божеством, как железо бывает пронизано огнем, может одновременно быть грешным, т. е. холодным, мрачным? Конечно, нет; и поэтому мы утверждаем, мы верим, мы знаем опытно, что Господь наш Иисус Христос и как человек был безгрешен, а как Бог - во всем совершенен. Зачем же Ему было креститься? Какой в этом смысл? Этого Евангелие не объясняет, и мы имеем право задавать себе вопросы, и мы имеем право недоумевать, мы имеем право глубоко задуматься над тем, что это значит.

Вот объяснение, которое мне когда-то дал пожилой протестантский пастор Южной Франции. Я тогда был молод и ставил ему этот вопрос; и он мне отвечал: «Знаешь, мне представляется, что, когда люди приходили к Иоанну, исповедовали свои грехи, свою неправду, всю свою нечистоту душевную и телесную, они как бы символически ее омывали в водах реки Иордана. И его воды, которые вначале были чисты, как всякие воды, постепенно становились оскверненными водами (как, знаете, в русских сказках говорится, что есть воды мертвые, воды, которые потеряли свою жизненность, которые могут передавать только смерть). Эти воды, насыщенные человеческой нечистотой, неправдой, человеческим грехом, человеческим безбожием, постепенно становились мертвыми водами, способными только убивать. И Христос в эти воды погрузился, потому что Он хотел не только стать человеком совершенным, но хотел, как совершенный человек, понести на Себе весь ужас, всю тяжесть человеческого греха.

Он погрузился в эти мертвые воды, и эти воды передали Ему мертвость, смертность, принадлежавшую тем людям, которые согрешили. Эти воды несли в себе смерть как оброки греха, т. е. возмездие за грех (Рим. 6: 23). Это момент, когда Христос приобщается - не греху нашему, а всем последствиям этого греха, включая самую смерть, которая, в каком-то отношении, ничего общего с Ним не имеет, потому что, как говорит святой Максим Исповедник, не может быть, чтобы человеческое существо, которое пронизано Божеством, было смертным. И действительно, церковная песнь, которую мы слышим на Страстной седмице, говорит: О Свет, как Ты потухаешь? О Жизнь вечная, как Ты умираешь?.. Да, Он - вечная жизнь, Он - свет, и Он потухает нашей темнотой, и Он умирает нашей смертью. Поэтому Он и говорит Иоанну Крестителю: оставь, не препятствуй Мне погрузиться в эти воды, нам надо исполнить всю правду, - т. е. все, что справедливо, все, что должно быть сделано для спасения мира, должно нами быть сейчас исполнено.

Но почему же тогда Он приходит на воды крещения тридцати лет, а не раньше или не позже? Тут снова можно задуматься над тем, что это могло значить.

Когда Бог стал человеком в утробе Божией Матери, был совершен односторонний акт премудрости и любви Божией. Телесность, душевность, человечество рождающегося Христа были как бы взяты Богом без того, чтобы они могли воспротивиться. На это дала согласие Божия Матерь: «Вот, Я Раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему» . И родился Ребенок, который был в полном смысле человеком, т. е. самовластным, с правом выбора между добром и злом, с правом выбора между Богом и Его противником. И в течение всей жизни - детства, юности, более взрослых лет - Он созревал в полной Своей отдаче Богу. По Своему человечеству, как человек Он принимал на Себя все то, что Бог на Него возложил через веру Божией Матери, через Ее отдачу Себя и Его. И Христос пришел креститься в этот момент, чтобы и как человек взять на Себя все, что на Себя взял Бог, Сын Божий, когда в Предвечном Совете Он принял решение сотворить человека, и - когда этот человек падет - понести все последствия Своего первичного акта творения и того страшного дара свободы, который был дан человеку. В славянском тексте Ветхого Завета, в пророчестве Исайи о Христе говорится, что от Девы родится Младенец, Который, раньше чем сумеет отличать добро от зла, выберет добро, потому что и в человечестве Своем Он совершенен.

И вот этот Человек Иисус Христос, возрастая до полноты Своего человечества, полностью берет на Себя то, что возложил на Него Бог, что возложила на Него вера Пречистой Девы Богородицы. Погружаясь в эти мертвые воды иорданские, Он, как чистый лен, погружаемый в красильню, вступает белоснежным и выходит, как говорится у того же Исайи, в окровавленной одежде, в одежде смерти, которую Он должен на Себе понести.

Вот о чем говорит нам крещение Господне: мы должны понять, какой подвиг заключен в нем, какая любовь к нам. И перед нами ставится вопрос - не впервые, а снова и снова, настойчиво: как же мы ответим на это?