Как сделать подшив крыши в деревянном доме. Подшивка кровли: глаза боятся, а руки делают. Софиты из пластика

Когда закончен монтаж кровельного покрытия, начинается работа по обшивке свеса крыши. Делается это не только для защиты фасада и обеспечения вентиляции кровли, но и для придания законченного внешнего вида строению. В статье будет рассказано о том, какие материалы используются для этих целей и как производится подшивка карниза крыши своими руками софитом, профнастилом и деревянной вагонкой.

Устройство карниза кровли

Карнизный свес - это выступ стропил за пределы фасада дома. Он может быть как простым, так и с выносом. Первый более прост в исполнении, и при сильном ветре в нем не будет неприятно гудеть, чего не скажешь о втором варианте.

Узел свеса кровли

1- Желоб водостока;

2- капельник;

3- фартук из металла на лобовой доске;

4- саморез;

6- брусок 5х5 см;

7- стропильная нога (кобылка);

8- подшивной материал;

9- брейка;

10- доски являющиеся основой карнизного свеса;

11- опорный брусок для фиксации брейки.

Существует два вида карнизного свеса - боковой и фронтальный.

Фронтальный карниз крыши

Фронтальный нужен для защиты фасада дома. Он представляет собой боковые края наклонных скатов кровли. Соответственно у вальмовой (четырехскатной) крыши они отсутствуют.

Устройство фронтального свеса обыкновенной двухскатной крыши выполняется путём выпуска несущих перекладин, закреплённых на стропилах. Нередко можно встретить, когда фронтальный карниз образуется досками обрешетки, которые укладываются на пароизоляцию под кровельный материал. На них крепится карнизная доска, которая в дальнейшем будет обшиваться профнастилом или софитом.

Боковой карниз крыши

Боковой свес имеют все наклонные кровли. Он образуется стропилами, которые выдаются за пределы стены дома. Расстояние их выступа рассчитывается из высоты дома и ширины отмостки, зачастую это порядка 50-70 см.

Хоть и считается, что минимально допустимый размер свеса составляет 50 см, но встречаются и более узкие.

  • В этом случае стена дома обязательно должна иметь хорошую ветрозащиту, так как под косым дождем она будет сильно намокать.
  • Второй вариант исправить положение - установить кобылки, тем самым нарастив длину стропил. Но это довольно трудоемкий процесс, и при уже сделанной крыше, мало кто хочет все вскрывать и заново переделывать. Поэтому важно еще на этапе строительства предусмотреть необходимый размер свеса кровли.

Стропила соединяются между собой досками по всей длине карниза. В дальнейшем они будут закрыты облицовочным материалом.

Создание правильной вентиляции кровли через карнизы

Основной функцией любого карниза является защита крыши от атмосферных воздействий. Но при этом, он не должен препятствовать естественному вентилированию подкровельного пространства. Важно это не только для жилых мансардных этажей, но и для холодных крыш. Более теплый воздух, поднимающийся от земли, должен беспрепятственно проходить сквозь карниз и продвигаясь между пароизоляционным и кровельным материалом уходить через конек наружу. Именно по этой причине при подшивке карниза запрещено использовать различные герметики и монтажные пены. В противном случае будет образовываться конденсат, который приведет к намоканию кровельного утеплителя.

Но здесь есть исключения - вентилируемыми делаются карнизы только под скатами крыши, а все фронтальные свесы закрываются «наглухо».

Выбор материалов для подшивки свесов крыши

На сегодняшний день существует широкий ассортимент материалов для подшивки кровельного карниза. Безусловно, каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, но все они в полней мере защищают его от влажности, обеспечивают утепление и вентилирование кровли. Делая выбор в пользу того или иного материала, следует руководствоваться не только его красивым внешним видом, но и продолжительностью эксплуатационного срока.

Профнастил

Это оцинкованная сталь с разноцветным полимерным покрытием. Он устойчив к механическим повреждениям и перепадам температур, имеет необходимую жесткость, а также не боится ветровых нагрузок. Чтобы обеспечить необходимую вентиляцию, делается зазор между профнастилом и стеной дома равный высоте его волны.

Софиты

Это наиболее популярный материал, специально предназначенный для подшивки карнизов. По сути - это пластиковые панели, внешне напоминающие сайдинг, но уже имеющие вентиляционные отверстия. Также от обычного сайдинга они отличаются и тем, что в их составе присутствуют УФ-стабилизаторы, которые защищают софиты от негативного влияния солнечных лучей.

Медные софиты

Это долговечный материал, внешне очень эстетичный и презентабельный, но и довольно дорогостоящий. Софиты из меди обладают высокими огнестойкими и прочностными характеристиками.

Алюминиевые софиты

Они очень легкие, пожаростойкие, эластичные, а при необходимости их ремонт не составит труда. Также имеют высокую стойкость краски, благодаря чему насыщенность цвета не меняется под воздействием ультрафиолета.

Недостатком является только скудность цветовой гаммы - их производят белого или коричневого цвета.

Оцинкованные софиты

Они долговечны и не нуждаются в дополнительном уходе. Это прочные софиты, которые не боятся влаги и огня. Но имеют довольно большой вес, что в некоторой степени делает их монтаж более трудоемким.

Виниловые софиты

Это недорогой и самый популярный вариант софитов для подшивки кровельных карнизов. Они обладают легким весом, прекрасно защищают от воздействий внешней среды, имеют благородный внешний вид, просты в установке, а также создают бесшовное полотно, обеспечивая полноценную вентиляцию подкровельного пространства.

На сегодняшний день их изготавливают из огнестойкого пластика, который, к тому же способен выдерживать серьезные нагрузки. Выпускаются трех видов:

  • сплошной трехполосный без вентилируемых отверстий;
  • полностью перфорированный;
  • трехполосный с перфорированной центральной полосой (самый популярный).

Независимо от выбранного материала софитов, все они довольно легко монтируются, и такая работа не составит труда даже для новичка в строительстве. Основное правило при их установке заключается в том, что располагаются они перпендикулярно стене, а не вдоль.

Деревянная вагонка и обрезная доска

До сих пор нередко можно встретить, что для подшивки карнизного свеса выбирается настоящая древесина. Так как она устанавливается снаружи дома и подвергается агрессивному влиянию окружающей среды, к выбору материала надо подходить ответственно. Нельзя экономить и покупать слишком тонкую вагонку, ее оптимальная толщина составляет 2 см. Также она должна быть средней влажности (не подойдет слишком влажная, так как ее может «повести», но и очень сухая тоже не лучший вариант).

Для обеспечения вентиляции, доски прибиваются с отступом от стены в 2 см.

Подшивка кровельного свеса по стропилам

Этот способ рационален для крыш с небольшим углом наклона. Сложность такого исполнения обшивки заключается в том, чтобы все края стропил образовывали ровную плоскость.

Но навсегда этого можно добиться, тогда выходом из положения станут небольшие доски, которые крепится на стропила. Их длина равна расстоянию от стены дома до края свеса. Чтобы установить их ровно, вначале прикручивается по одной доске с каждого края карниза и между ними натягивается шпагат. По полученному ориентиру крепятся все остальные отрезки досок. Обшивка к такому каркасу крепится на металлические уголки или шурупы.

Подшивка кровельного свеса по деревянному коробу

Этот способ идеально подходит для крыш с большим наклоном. Для обустройства такого короба берется обрезная доска толщиной 4 см и крепится между стеной дома и краем стропил. Если одни ее край устанавливается непосредственно к стропильной ноге, то для фиксации второго края потребуется монтаж примыкающей к стене доски, которая сверху прикручивается к стропилам.

Возможен и второй вариант, когда вместо дополнительной вертикальной доски к стене дома крепится брус на дюбели.

На этом каркас короба закончен, и к нему можно крепить обшивку. Для обеспечения необходимой жесткости всей конструкции, крепить все следует не на гвозди, а на шурупы или уголки.

Подшивка карнизных свесов софитами

Этапы работ:

  • Софиты комплектуются двумя специальными планками, которые имеют формы буквы J или F. Она из них крепится к подготовленной на стене дома деревянной рейке, а вторая со стороны свеcа. В качестве креплений используются саморезы. Все планки должны крепиться абсолютно ровно по отношению друг к другу, поэтому рекомендуется, вначале произвести разметку.
  • Затем измеряется ширина карнизного свеса кровли и от полученного результата вычитается 6 мм. Делается это для того, чтобы создать необходимый зазор, который компенсирует тепловое расширение материала. Софиты нарезаются полосками нужной длины.
  • Подготовленные пластины слегка сгибаются и вставляются в пазы установленных профилей. Где они фиксируются саморезами.

  • Для того чтобы подшить угол карниза, длину планок софитов требуется плавно уменьшать, отрезая одну из сторон под углом в 45 градусов.

Для их соединения используются H-профиль или два J-профиля.

Более подробную инструкцию о том, как подшить карниз крыши софитами можно посмотреть на представленном ниже видео.

Важные моменты в работе с софитами

  • Крепится софит только под прямым углом и через специальные отверстия;
  • обязательно должен оставаться зазор, чтобы панель могла беспрепятственно расширяться или сжиматься;
  • оптимальный размер креплений: длина ножки 3 мм, ширина шляпки 8 мм. Они не должны быть прикручены плотно, а иметь зазор между шляпкой и поверхностью софита равный 1 мм;
  • расстояние между местами креплений равняется 40 см (можно чаще);
  • режут софиты с помощью циркулярной пилы с полотном, на котором зубья расположены в обратную сторону. Также можно воспользоваться ножницами по металлу или ножом. В последнем случае лучше всего начертить им место надреза, и сгибая по ней панель, отломить необходимый отрезок;
  • хранить и транспортировать софиты надо на ровной поверхности невысокими стопками (пачек 10-15);
  • несмотря на то что производителя заверяют возможность монтажа софитов даже в зимнее время, не рекомендуется проводить работы, если температура ниже отметки в 15 градусов.

Подшивка карнизов крыши профнастилом

  • Вначале на стену в горизонтальном положении прибивается брусок по уровню края свеса. На одном уровне с ним крепится второй брусок вдоль края стропильных ног;
  • профнастил нарезается нужной длины (не забывая про тепловой запас материала и необходимость вентиляционного зазора) и на саморезы прикрепляется к установленным брускам;
  • место стыка профлиста и стены закрывается планкой внутреннего угла, а соединение внешнего края со стропилами декорируется аналогичной планкой внешнего угла.

На этом монтаж профнастила завершен.

Подшивка кровельного свеса деревянной вагонкой или доской

Подшивку кровельных свесов удобнее всего производить снизу, стоя на строительных лесах или на стремянке.

Важно! Подшивать карниз следует только после того, как стены дома полностью утеплены снаружи, сделана пароизоляция и закончен монтаж облицовочного материала.

Перед обшивкой свесов вагонкой, все стропила на боковых карнизах, должны быть не только одной длины, но и быть точно параллельны стене дома. К ним крепятся обвязочные ветровые доски.

Когда все это выполнено, начинается монтаж крепления обшивки.

  • Вначале одна доска прикручивается к стене вертикально, нижний ее край должен находиться на уровне края стропил - на рисунке выше (1).
  • Вторая доска крепится между стропилами и доской номер 1 по их нижним краям (2). Она должна быть параллельно земле. Таким образом, и получается основа, на которую будет устанавливаться обрешетка.
  • Когда каркас подготовлен, начинается монтаж самой обшивки.
    • При обшивке кровельного карниза досками, между ними и стеной необходимо оставлять небольшой зазор. Сами доски выбираются ровные, хорошего качества и толщиной 1-2 см.
    • Чтобы обеспечит необходимое вентилирование подкровельного пространства при обшивке деревянной вагонкой, по всему периметру рекомендуется установить вентиляционные решетки с шагом в 1,5 метра.

Но зачастую, полагаясь на свойства древесины «дышать», большинство строителей не придерживаются этих правил.

Возведение крыши - это заключительный этап строительства дома. Завершающей стадией отделки является подшивка карнизов крыши софитом. Делается это для защиты стен от воздействия атмосферных осадков, а также препятствует проникновению в подкровельное пространство влаги и мусора. Кроме этого, карниз закрывает внутреннее пространство кровли и придает ей законченный вид. Сегодня мы поговорим о том, как правильно подшить карниз крыши своими руками, чтобы сэкономить на привлечении рабочих и при этом сделать все аккуратно.

Грамотно спроектированный карнизный свес способствует циркуляции воздуха в чердачном пространстве. В случае, если свес плотно забить доской и не оставить пространства для поступления воздуха, осуществляться не будет.

Если же подшивку не делать – под кровлю беспрепятственно залетят птицы, насекомые, проникнут мыши, а стропила постоянно будут находиться под воздействием влаги от атмосферных осадков. Кроме того, ветер, при отсутствии защиты кровли, может сорвать кровельный материал при сильных порывах (при открытых карнизах крыша будет играть роль паруса).

Кроме функциональных преимуществ, подшитые свесы придают кровле законченный внешний вид, а правильно подобранный материал и цвет софитов будет подчеркивать красоту строения.

Материалы для подшивки карнизов крыши

Ассортимент материалов для отделки карнизных свесов довольно широк, причем все они полностью защищают от влаги, обеспечивают вентилирование и утепление кровли. Наиболее распространенные на рынке материалы сегодня это:

  • Доска. Является экономичным вариантом. Для работ применяется обрезная или строганая доска хвойных пород дерева толщиной до 22 мм, которая перед отделкой обрабатывается антисептиком. Вентиляция подкровельного пространства обеспечивается промежутком между досками. Минусом является сравнительная недолговечность по сравнению с пластиковыми или металлическими материалами.

  • Профнастил. Оцинкованная сталь, из которой изготавливаются листы, имеет высокую прочность и жесткость. Волнообразная конструкция обеспечивает хорошую вентиляцию кровли, полимерное покрытие гарантирует стойкость к коррозии, а широкая цветовая гамма позволяет подобрать наиболее подходящее сочетание с кровельным материалом.

  • ПВХ сайдинг. Легкий материал, обеспечивающий подшивку свесов при минимальных затратах. В продаже имеются готовые варианты, лучшим из которых считается виниловый, так как он прекрасно переносит ветровую нагрузку, а также обеспечивает эффективную вентиляцию подкровельного пространства. Минусом дешевой ПВХ подшивки является выгорание и изменение цвета при воздействии солнечных лучей.

  • Вагонка. Материал, являющийся самым доступным, но при этом имеющий недостатки, к которым относятся потеря внешнего вида по причине воздействия атмосферных осадков и солнца, а также проблемное обеспечение вентиляции в связи с плотным прилеганием элементов друг к другу.

  • Софит. Современный материал, специально предназначенный для подшивки карнизов крыши. Софиты изготавливаются из пластика, меди, алюминия и оцинковки. При этом самые дешевые – пластиковые, а наиболее долговечными и прочными являются медные. Независимо от материала, софиты снабжены перфорацией, обеспечивающей превосходное вентилирование кровли, имеют высокую прочность, красивый внешний вид и не требуют особого ухода. Еще одним преимуществом материала является простота монтажа, позволяющая подшить карниз своими руками.

Подшивка карнизов крыши софитом – пошаговая инструкция

В самом процессе отделки свесов нет ничего сложного и требующего специальных знаний. Крепеж может производиться как по стропилам, так и по уровню горизонта. При подшивке по стропилам главное условие — наличие общей ровной плоскости у нижних концов стропил для ровного крепления софит. Этот способ прекрасно подходит для крыш, имеющих малый уклон и вынос не более 0,5 м, например, для . Материал крепится на обрешетку из досок, прикрепленным к стропилам.

Горизонтальный вариант уместен для крыш с крутым скатом. Монтаж при этом производится быстро, а также экономится материал. Этот способ является наиболее распространенным, осуществляемым в несколько этапов


Для наглядной демонтстрации подшивки карнизов кровли предлагаем посмотреть небольшую подборку роликов:

Ошибки при подшиве карнизов крыши

Как правильно подшить карниз и не повлечь неприятные последствия? Нарушения при проведении работ, описанные ниже, могут привести к неприятностям и свести на нет все потраченные усилия и средства. К таким ошибкам можно отнести:

  • Игнорирование дополнительного крепежа софитов к обрешетке, что может привести к разрушению софита по причине порывов ветра.
  • Подшив карнизов крыши софитом перед монтажом водостоков и отделки дома облицовочным материалом. Сделать эти работы после подшивки будет сложно.
  • Использование крепежа, изготовленного не из нержавеющей стали, ржавчина с которого впоследствии передастся на панели и древесину. Эта ошибка не является фатальной, но приведет к порче внешнего вида.
  • Отсутствие зазора при монтаже, необходимого для компенсации температурного расширения. Это также может привести к расширению и вылету элементов из своих посадочных мест.

Знание подобных ошибок поможет избежать возможных оплошностей при такой несложной работе, а следование правилам, описанным в инструкции, сэкономит ваше время и деньги.


Обустройство частного дома во многом зависит от маленьких и не совсем маленьких деталей отделки.

Когда закончены основные работы – возведены стены, уложено перекрытие, смонтированы и подключены основные системы, устроена крыша, наступает время, когда можно сделать передышку и подумать именно над такими деталями.

Устройство свесов крыши, их польза и назначение

Само устройство крыши, как инженерной конструкции подразумевает не только установку стропильной системы, укладку гидроизоляционного материала, монтаж кровельного покрытия подвес водостоков, но и оборудование выходящих за пределы здания карнизных свесов.

Основным материалом до недавнего времени служили деревянные доски, не совсем эстетичный, но вполне приемлемый по цене материал.

Постепенно, когда прогресс добрался и до карнизных свесов в виде деревянной вагонки, а позже и винилового сайдинга качество и функциональность этого элемента постепенно стала превращаться в один из стандартов внешнего обустройства дома.

Сегодня такое решение, как обшивка здания сайдингом, в обязательном порядке потребует более практичного и легкого решения обшивки карнизных свесов – их устройство с помощью софитов для крыши.

Как правило, современные дома возводятся с учетом всех рекомендаций и проекта, в котором четко указываются все необходимые параметры и размеры конструкций и элементов.

Поэтому, зачастую кровля крыши выходит за наружные размеры стен дома на 50 – 70 сантиметров, такое решение отлично обеспечивает отвод осадков за пределы фасада, защищая его от дождевой и талой воды.

Такая конструкция образует свес, сверху – кровельный материал крыши, а снизу – подшивается другим материалом. Правильно оборудованный свес крыши позволяет намного больше продлить срок эксплуатации дома, решив тем самым проблему вентиляции пространства под кровлей.

Необходимость подшивки крыши

Необходимость подшивки крыши во многом вызвана не только сугубо эстетическими потребностями: да, с красиво сформированными свесами крыши внешний вид здания намного приятнее. Однако существует и более важная причина подшивки свеса – технологическая.

Сегодня, когда строительные технологии позволяют по максимуму функционально использовать все внутренне пространство здания, в большинстве домов для индивидуальной постройки используются мансардные или чердачные типы кровель из современных материалов.

Снижение теплопотерь дома в таком случае достигается за счет устройства теплоизоляции – в домах с мансардой устройством теплоизоляции между стропилами, а при чердачном варианте на площади перекрытия .

В любом случае возникает проблема вентиляции кровельного пространства и отвода влажного пара таким образом, чтобы он не задерживался в утеплителе.

Во многом решить проблему вентиляции может решить устройство вентиляционного канала с естественной циркуляцией воздуха. Такое решение позволит избежать переувлажнения утеплителя, деформации и гниения балок и стропильной системы, коррозию металлических конструкций.

И поэтому оптимальным вариантом в таком случае будет устройство кровельного свеса, при котором воздух будет свободно проходить через вентиляционные отверстия свеса по направлению к коньку.

Понятие софита для подшивки крыши

В строительном деле софитами принято назвать панели как монолитные, так и сборные, которые используются при обшивке всевозможных элементов горизонтальных поверхностей, обращенных вниз.

По своей сути софиты для наружной отделки зданий это та же вагонка или сайдинг, но с определенными особенностями – перфорацией, предназначенной для:

  • пропускания воздуха во внутренние конструкции крыши;
  • защиты пространства под кровлей от проникновения насекомых или птиц.

Софиты крепятся свесу крыши на специально устроенную обрешетку, они имеют скрытое замковое соединение для быстрого и эффективного монтажа. Длина софитов может быть различной – от 3 до 3,6 метра (американский стандарт). Ширина колеблется от 22 до 30,5 см. Такой разброс в размерах панелей зависит от технических условий конкретного производителя.

Виды софитов для подшивки крыш

Во многом выбор материала софита зависит от варианта использования панелей в подшивке кровли. Правильно выбрать материал, оценив его в варианте соотношения – цена/качество, позволит существенно облегчить монтаж и последующий уход за конструкцией.

ПВХ – софиты

ПВХ–панели. Самый доступный и распространенный вид панелей на рынке.

Панели из ПВХ обладают хорошими характеристиками отличное качество, устойчивы к воздействию внешних факторов, не теряют формы при перепадах температуры, не повержены гниению и удобны при монтаже.

Цветовая гамма пластиковых софитов соответствует основным цветам винилового сайдинга, что позволяет с легкостью подобрать софиты под цвет сайдинга, создав отличное сочетание.

Алюминиевые софиты

Алюминиевые панели сегодня все больше и больше занимают лидирующие позиции на рынке современных отделочных материалов.

Это очень легкий и в то же время доступный в плане стоимости материал, он практичен. Прекрасно подходит к любым кровельным и стеновым материалам, устройство монтажа и подвесные элементы алюминиевых софитов создают впечатление элегантности и легкости.

Алюминий сегодня незаменимый материал во многих дизайнерских решениях и авторских проектах.

Легкий металл является основным козырем таких софитов, расширяя спектр применения от одноэтажного частного домостроения до высотных зданий. Алюминиевые софиты могут быть как окрашенные так и анодированные, в обоих случаях срок службы таких элементов исчисляется десятилетиями.

Металлические софиты

Софиты из металла сегодня являются наиболее прочным материалом для подшивки свеса. Простота изготовления и большая гамма цветов окраски позволили металлу стать довольно популярным материалом.

Преимуществом металла, кроме того, является возможность заказать и купить софиты вместе с кровлей. Металлические софиты, как и металлочерепица имеет несколько видов окраски и покрытий, от полимерного покрытия до окраски порошковой краской.

Металлические софиты могут быть представлены как с перфорацией, так и без нее.

В любом случае металлические конструкции способны выдержать большую нагрузку и длительную эксплуатацию. Минусом металлических панелей является строгое выполнение инструкций по монтажу и умение пользоваться слесарными инструментами для подгонки размеров.

В целом металлические панели в соотношении цена/качество способны конкурировать с ПВХ и алюминиевыми софитами.

Медные софиты

Медь по праву является королевой кровельных материалов. Медные софиты в этом виде тоже принадлежат к королевской семье кровельных материалов.

  • Во-первых, медные изделия прослужат намного дольше чем остальные материалы – до 100 лет.
  • Во-вторых, обладая уникальными свойствами медь способна противостоять коррозии, она покрывается оксидной пленкой и со временем приобретает неповторимый оттенок.
  • В-третьих, медь часто используют как внутри, так и снаружи помещений, внутри софиты имеют цельную конструкцию, для наружных целей имеют перфорацию.

Как выбрать материал?

При выборе материала следует учесть особенности здания, его конфигурации и элементов внешней отделки. Немаловажную роль в выборе материала будет играть материал кровли и отделки стен:

  • для металлочерепицы больше подходят свесы из металлических софитов;
  • черепичная кровля будет красиво дополнена медными панелями;
  • отделка стен виниловым сайдингом подразумевает устройство свесов из ПВХ панелей;
  • кирпичная кладка будет неплохо сочетаться с алюминиевым профилем и панелями, подчеркивающими строгость и четкость линий.

Как подшить крышу софитами?

Варианты и способы подшивки крыши

Варианты решения подшивки крыши в основном зависят от типов карнизных свесов:

  • свесов заподлицо;
  • открытого свеса;
  • закрытого свеса;
  • фронтального свеса;

Свес заподлицо применяется когда стропила не выводятся за фронтальную плоскость стены. Карниз монтируется на горизонтальную доску под водосточный желоб.

Открытый свес – вариант расположения свеса когда стропила выходят за фронтон здания, подшивка крепится по нижнему краю стропил.

Закрытый свес – вариант свеса, когда часть стропил, которая выступает за границу стены, закрывается карнизом со специальными пазами для крепления других элементов.

Фронтальный свес – выступающие за стену элементы кровельной конструкции с последующей обшивкой.

Подготовительная работа

  • Необходимо утеплить кровлю теплоизолирующими материалами.
  • Вдобавок обязательно нужно применять пароизоляционную плёнку закрепив её металлическими скобами.
  • Основательно утеплив крыши можно приступить к подготовке поверхности стропил.
  • Нижнюю часть стропил необходимо подготовить под подшивку софитов.
  • Если поверхность стропил неровная нужно выровнять её при помощи деревянных дощечек.
  • Тщательно измерить горизонтальность с помощью уровня и при необходимости выставить на ноль.
  • Желательно обработать нижнюю часть стропил антисептиком при помощи волосяной кисти.
  • После высыхания первого слоя можно нанести второй и третий слой. Покрытие древесины антисептиком защитит её от гниения и вредителей.

Подшивка крыши по стропилам пошаговая инструкция

Подшивка крыши софитами подходит для любых видов кровель, но современные виды материалов наиболее удачно сочетаются.

  • Для начала измеряется, точные размеры софитов и выполняется разметка на верстаке.
  • С помощью электрического лобзика распиливаются софиты по размерам с небольшим припуском.
  • Теперь при помощи стремянки нужно обшить софитом от края и прикрутить металлическим шурупом.
  • Крепятся софиты дрелью со специальной насадкой, обеспечивающей закручивания шурупов.
  • Последующие софиты стыкуются одна к другой и закрепляются.
  • Очень важно чтобы между софитами не образовывался зазор, что приведёт к гниению стропил.

Горизонтальная подшивка пошаговая инструкция

Горизонтальная подшивка софитами обычно применяется для современной кровли строения. Металлочерепица, профнастил, ондулин – это такие материалы, которые отлично сочетаются с горизонтальными видами софитов.

  • Нужно хорошо замерить ширину карниза и провести разметку материалов.
  • Крепление такого материала лучше выполнять вдвоём, чтобы не допустить его поломки.
  • При выполнении этой работы лучше использовать строительные леса. Один рабочий удерживает материал софита, а другой закрепляет его с помощью шурупов. Этот материал необходимо тщательно протянуть металлическими шурупами в нескольких местах добиваясь прочного крепления софита.

Как подшить крышу софитом на открытом и закрытом свесе?

При монтаже профиля на открытом свесе сначала устанавливают профили, оба профиля устанавливают так, чтобы они были параллельны друг другу. Одни из профилей крепится к деревянной балке по срезу открытых стропил, второй специальный доработанный J-профиль к стене или доске короба.

При закрытом свесе, когда уже сделана подшивка (чаще всего при ремонте зданий почтенного возраста) делается вентиляционные отверстия в деревянном софите или он вообще демонтируется, в остальном монтаж производится так как и при открытом свесе.

Некоторые особенности подшивки крыши

Несмотря на то что устройство подшивки скатов является не слишком сложной работой, однако требует особого внимания и осторожности, если Вы взялись подшить своими руками, поскольку производится на высоте.

В основном подшивка софитами карнизов производится двумя способами – по стропилам, или на специальную конструкцию короба, сооружаемого в плоскости стропил и стены.

Подшивка по стропилам будет иметь вид угла, совпадающего с углом стропил . Такой вариант не требует дополнительных конструкций, он прост и надежен. Единственным моментом здесь является то, что наиболее подходит такой вариант для подшивки скатов с небольшим углом наклона.

Вторым вариантом решения является подшивка скоса от стропила до стены с использованием конструкций прикрепленных к стропилам и стене дома. Подшивка в таком случае будет иметь горизонтальный вид, панели крепятся горизонтально, образуя пространство под скосом кровли.


При устройстве свеса следует:

  • произвести промер всех поверхностей;
  • сделать разметку и крепление досок короба;
  • связать короб в жесткую конструкцию и окончательно закрепить;
  • смонтировать направляющие профили и профиль лобовой планки;
  • разметить и разрезать панели необходимого размера;
  • в случае когда монтируются скосы по всему периметру, начать монтаж от одного угла в две стороны, установив угловые софиты по обе стороны от направляющей угла, а позже продолжив монтаж одной из сторон по периметру здания.

Достоинства софитов для подшивки кровли

Принимая решение об устройстве свесов крыши различными материалами, следует брать во внимание следующие преимущества софитов:

  • прочность . Софиты выполненные из различных материалов обладают намного большей прочностью в отличие от пластиковой вагонки или винилового сайдинга.
  • долговечность, немаловажный фактор, позволяющий сохранить на долгий период вид и качество отделки. Софиты не гниют, не выгорают, не подвергаются воздействию солнечных лучей и высокой температуры, с легкостью переносят повышенную влажность.
  • универсальность применения. Представленные на рынке образцы софитов имеют большую цветовую гамму и прекрасно сочетаются как с новыми кровельными материалами, так и с традиционными. Софиты с легкостью могут быть применены как в помещениях, так и для подшивки кровельных свесов.
  • простота монтажа и последующего ухода. Для правильного монтажа софитов достаточно внимательно прочитать инструкцию по монтажу, и сделать монтаж первой панели, этого будет вполне достаточно для приобретения навыков монтажа софитов. А для поддержания безупречного вида софитов их просто необходимо периодически мыть водой.
  • внешний вид. Использование софитов – отличная возможность скрыть коммуникации. Замковое соединение позволяет легко и эффективно соединить панели, между собой закрыв места крепления к обрешетке и другим комплектующим конструкции.
  • стойкость к различным факторам. Софиты в большинстве своем изготавливаются из полимерных или различных металлических материалов, поэтому не подвержены гниению, не покрываются плесенью и грибком.
  • безопасность. Представленные на рынке панели изготавливаются из высококачественных видов пластика, они нетоксичны, обладают повышенной стойкостью к температурам, могут длительное время выдерживать нагрев до 120-150 градусов Цельсия.

Общие свойства софитных панелей

Несмотря на такое разнообразие материалов софитных панелей у них имеются много общего, при этом все виды панелей выпускаются трех типов:

  • сплошные софитные панели. Наиболее часто используется для подшивки потолочных поверхностей открытых пространств – навесов, веранд, беседок или крыльца.
  • полностью перфорированные панели используются для крыш, с покрытием из полимерных материаловбитумной черепицей или другими рулонными материалами. Перфорированные софиты используются для подшивки свесов кровли при ее большой длине, что обеспечивает больший приток воздуха для вентиляции внутренних поверхностей.
  • с частичной перфорацией или перфорацией по центру. Такое решение используется для выступающих частей кровли, оно более эстетичное, поскольку состоит из центральной перфорированной поверхности и двух сплошных поверхностей по краям.

Все виды панелей выпускаются во всех цветовых решениях, и имеют одинаковую стоимость, что позволяет комбинировать их при подшивке скосов.

Если хотите, чтобы ваша крыша смотрелась красивой и аккуратной со всех сторон, а стропильные части были защищены, её нужно отделать. Для этого и подшивают свесы крыш. Дом будет защищённым и станет смотреться как завершённая конструкция. Рассмотрим подробнее какие материалы популярные и как подшить карниз крыши.

В этой статье

Зачем подшивают карнизы?

Конструкцию из стропил полностью собирают, укрепляют и только тогда производится подшивка карнизов крыши. Но это делают до того, как установлен обрешёточный каркас для окончательно покрытия сооружения, избранным кровельным материалом. До того как приступать к подшивке ваших карнизов, полностью сделайте гидроизоляцию кровли и утеплите чердак. До начала обшивки ваших карнизов, стены не утепляйте. Тогда вы не нарушите чистовую отделку их поверхности.

До начала монтажа осмотрите стропильную конструкцию. Если какие-то детали выступают, когда не должны, их нужно отпилить. Для скатной кровли нужно так зашить свесы, чтобы было место для установки водосточных труб с вентиляцией для пирога крыши. Какой материал выбрать для обшивки? Приобретайте его на своё усмотрение и любой подходящей конфигурации.

Подшивка карнизов

Обвесы обшивают, следуя таким схемам:

  1. Когда кровля имеет небольшой наклон либо нужно увеличивать в высоту дом, то обшивают прямо по стропилам. До этого вы уже должны провести работы, когда ноги стропильные выравниваются и находятся в одинаковой плоскости. Теперь на краях с 2 сторон устанавливайте планки, чтобы подшивать карниз. Протяните от одной к другой нить для разметки. Ориентируясь на них, крепите оставшиеся детали для оформления обвеса.
  2. Для 2 случая нужно вертикальное с горизонтальным выравнивание стропильных ног. Внизу на стропила прибейте доску, а к стене прикрепите брус (на 1 см выше ранее приделанной доски). Благодаря этому влага будет нормально стекать. Ваш свес более 450 мм? Посередине дополнительно установите доску.

Если работы осуществляете самостоятельно, то требуется создать короб свеса. Свой короб для разных видов обшивки делают одинаковым. Доску нашивают на обрешётку, двигаясь вдоль нашего фронтона. Теперь отмеряйте от неё такое расстояние, какой ширины ваши свесы. Доску на постоянное место прибывают параллельно, ориентируясь на стену фронтона.

Софитами подшиваем свесы

Софиты с необходимыми деталями могут делать из разных материалов и различные фирмы. Потому и способы крепления отличаются. Когда приобретёте материал, ознакомьтесь с инструкцией как производитель рекомендует его крепить. Рассмотрим подшивку карниза крыши софитами из винила.

Софиты устанавливаю чаще всего горизонтально. Бывают случаи, когда их крепят у ног стропильных. Чтобы уложить горизонтально, нужны обрешётка. На неё укладываются нужные материалы. Рассмотрим технологию:

  1. Требуется J-профиль нужного размера. Его необходимо приложить поперёк нашего свеса и сделать там метки.
  2. Профиль необходимого размера можно отрезать, используя болгарку. Сделаете вы это быстро, а место среза выйдет ровным.
  3. Используя саморезы. Закрепите профиль к каркасу из дерева.
  4. Закрепляйте так по всей площади профили. Хотите знать, какой толщины должна быть планка из софита? Замеряйте расстояние между 2 из профилей. Вот такие софитные планки и нарезайте.
  5. Чтобы установить планку. Её нужно завести сначала к свесу у стены, а потом в карнизный. К обрешётке из дерева крепите её саморезами.
  6. Когда осуществляется подшивка карниза крыши не пользуетесь J-фаской. Софитами нужно обшить и лобовую область.

Так, осуществляется обшивка карниза софитами.

Как обшить карниз вагонкой либо доской?

Не забудьте до обшивки доску или вагонку пропитать антисептиком, смесью, препятствующей возгоранию материала и водоотталкивающей. Материал прослужит намного дольше, чем без подобных пропиток.

Какой длины понадобятся доски? Подходящие под длину свеса. Одну доску от другой крепите на расстоянии 1 см. Эти зазоры нужны для вентиляции. Если выбрали для монтажа вагонку, то делайте соединения шип-аз. Требуется шаг в 1,5 м и там крепите решётки для вентиляции.

Подшивка профнастилом

Рассмотрим технологию как оптимально сделать прошивку. Используя профнастил:

  • Прибывайте горизонтально брусок и ориентируйтесь при этом на уровень краешка свеса. Теперь параллельно, ориентируясь на кромку ног стропильных, прибивайте 2 брусок;
  • Нужно нарезать профнастил на куски требуемой длины. Не забудьте дать запас на тепловое расширение и зазоры для вентиляции. Крепят материал к ранее монтированный брускам саморезами.
  • Между стеной и профлистом будут зазоры. Закройте их планками для внутренних углов. При соединениях на внешних краях аналогично будут зазоры. Их закрывают планками для внешних углов.

С подшивкой карниза крыши вариантомпрофнастил вы справились.

Внимание! Когда на подшивку идёт профнастил из металла, не забудьте, что этот материал ржавеет и служит меньше деревянного с пропитками.

Нюансы при работе с софитами

Рассмотрим особенности, возникающие при использовании этого материала:

  • Софит нужно крепить через определённые отверстия и располагать их под прямым углом;
  • Зазоры между материалом нужны для расширения в жаркую погоду. Вхолодную материал немного сжимается;
  • У этих креплений такой размер считается оптимальным: 8 мм шириной шляпка, 3 мм длиной ножка. Не требуется их прикручивать слишком плотно. Оставляйте зазор в 1 мм;
  • Между креплениями пусть будет расстояние 40 см. Можно крепить материал чаще;
  • Режьте софиты. Используя пилу циркулярную, имеющую полотно. На ней зубья стоят в другую сторону. Можете использовать нож, режущий металл, ножницы. Ножом прочертите там, где будете сгибать сколько нужно и отламывать, требуемого размера кусок от куска;
  • Если собираетесь хранить или перевозить софиты, то складывайте их в стопки от 10 до максимум 15 штук. Укладывайте материал на ровную поверхность ;
  • Производители утверждают, что работать с материалом можно и зимой, но мастера не рекомендуют заниматься строительными работами, укладывая этот материал, когда на улице мороз ниже 15 градусов.

Подшивать карнизы крыши вы можете вагонкой или доской, другим материалом, но специалисты рекомендуют использовать софиты. Материал удобно укладывать, карнизы с ними смотрятся эстетично и долго служат. Не забывайте о нюансах и придерживаясь вышеизложенных технологий. Теперь вы знаете как подшивать карниз крыши своими руками самостоятельно.

После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:

  • она придаст дому законченный вид;
  • обеспечит вентиляцию крыши;
  • защитит фасад.

Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.

Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:

  • фронтальным;
  • боковым.

Рассмотрим каждый из них.

Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.

Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).

Боковой свес

Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.

Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:

  • надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет;
  • установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).

Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования .

По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.

Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков . Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.

Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик , иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.

Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.

О выборе материалов для свеса

Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.

Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.

Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов , защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.

Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.

  1. Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельност ь, но вместе с тем и высокая стоимость. Такие софиты очень прочные и негорючие.

  2. стоят меньше, поэтому и пользуются большей популярностью при подшивке свесов. У них незначительный вес и приятный внешний вид, тем не менее они эффективно защищают кровлю от влаги. Процедура монтажа достаточно проста. В результате получается бесшовное полотно, которое обеспечивает хорошую вентиляцию. Сегодня существует несколько типов виниловых софитов – сплошные на три полосы, перфорированные и перфорированные на три полосы.

  3. Оцинкованные софиты хороши тем, что не требуют постоянного ухода за собой. Они характеризуются прочностью, огне- и влагоустойчивост ью. Недостатком можно считать только большой вес, из-за чего процедура установки может быть достаточно трудоемкой.

  4. отличаются легкостью и эластичностью, в случае необходимости их можно легко отремонтировать. Кроме того, краска, которая наносится на алюминиевую поверхность, очень стойкая, из-за чего цвет не блекнет даже при длительном воздействии солнечных лучей. Единственным минусом софитов из алюминия является неразнообразная палитра, состоящая лишь из коричневого или белого цветов .

Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева . В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.

Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».

Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.

Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:

  • по стропилам;
  • по коробу из дерева.

Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы .

Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.

С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.

Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.

Процедура установки состоит из следующих этапов.

Первый этап . Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.

Второй этап . Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.

Третий этап . Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.

Что нужно знать при установке софитов

  1. Нежелательно проводить работы при температуре ниже 15°С, пусть производители и твердят о возможности монтажа даже зимой.
  2. Софиты нужно монтировать лишь под углом в 90°С.
  3. Софиты должны храниться только на ровной поверхности, стопками по 15-20 штук.
  4. Всегда нужно оставлять зазор, о котором говорилось выше.
  5. Для резки софитов нужно использовать «циркулярку» с обратным расположением зубьев (можно использовать и специальные ножницы по металлу).
  6. Длина саморезов должна составлять минимум 3 миллиметра.
  7. Шаг между креплениями должен быть максимум 40 сантиметров.

Технология подшивки профнастилом

Первый этап . Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.

Второй этап . Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.

Третий этап . Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.

Собственно, установка профнастила завершена.

Технология подшивки вагонкой

Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.

Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.

Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.

Первый этап . Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.

Второй этап . Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.

Третий этап . Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.

Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.

Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».

Заключение

В итоге хотелось бы отметить, что по окончании монтажа установленный материал обязательно нужно обработать антисептическим средством – оно будет дополнительная защита для него. Если следовать всем приведенным здесь инструкциям по выбору и установке, то карниз простоит достаточно долго и будет выглядеть великолепно.

Видео – Подшивка крыши софитом