Кто написал произведение чучело. Исследовательская работа по произведению В. Железникова "Чучело"

  1. внучка Лена — внучка приехала в небольшой городок, чтобы жить с дедушкой.
  2. дедушка Николай Николаевич -живет коллекционированием и все сбережения тратит на картины. Его мечта открыть музей. Когда-то его прадед был крепостным художником, и он решил найти и собрать все картины прадеда. В городке его называют «заплаточник». Он все время ходит в старом, поношенном пальто.

«Я, Чучело» — это же так весело

Лена приходит учиться в новый класс. Класс встречает новенькую насмешками. А когда дети узнают, что она «Заплаточнику» родная внучка, то ее начинают называть Чучелом. Девочка думает, что это такая шутка и что всем весело. Поэтому она тоже смеется над собой.

В классе есть сплоченная группа. Лидером этой группы является Миронова. У девочки сильная воля и она очень принципиальная. За это ее прозвали Железная кнопка. Миронова беспощадна к тем, кто, как она считает, поступает малодушно. Валя (мальчик) также входит в эту компанию.

Он считает, что в жизни нет ничего важнее денег. Их можно добывать, используя любые средства. Лохматый — самый сильный мальчик группы. Он верит только в физическое воздействие. Есть в группе и тот, над кем все смеются. Его так и зовут «Рыжий». Мальчик, действительно, рыжий. Шмакова — признанная красавица класса. Ее главные черты — изворотливость, хитрость и кокетство. Она окружает себя «рабами». Главный ее «раб» — Попов. Он верзила и недалекий человек.

Дима Сомов также гулял с этой компанией. Но он не был подчинен Мироновой. Будучи самым умным в классе, он старался держаться независимо. Шмакова, как не хотела, не могла его сделать своим «рабом». С ним и села Лена Бессольцева. Он ей сразу понравился. А еще Димка сразу заступился за Лену. Настоящий рыцарь. У ребят была классная руководительница. Ее звали Маргарита Ивановна. Женщина была занята своими личными делами и собиралась замуж. Ей некогда было вникать в детские проблемы.

В Москву, в Москву

Маргарита Ивановна сказала, что на каникулах есть возможность поехать в Москву всем классом. Дима Сомов предложил, что они не возьмут деньги у родителей, а заработают их самостоятельно. Идея всем понравилась. Класс дружно отправился на сбор яблок, дети подметали улицы и ходили на местную фабрику, где клеили игрушки.

Сомов купался в лучах славы. Он нашел большую копилку, куда ребята складывали все деньги, которые удавалось заработать. Бессольцеву допустили до группы и она стала дружить с Димой.

На фабрике с Леной произошел неприятный случай. Она решила примерить на себя голову зайца. Одноклассники также надели на себя звериные морды и окружили наивную Бессольцеву. Ей стало очень страшно. Дима ее спас всех прогнал.

Дима и Лена гуляли и увидели Вальку, который занят был отвратительным делом. Он за рубль сдавал на живодерню бродячих собак. Сомов отобрал несчастное животное у маленького мерзавца и пригрозил, что всем расскажет о том, чем он промышляет. За живодера вступился его брат.

Он был старше ребят и уже успел отслужить в армии. Лена неожиданно поняла, что Дима, про которого она думала, что он никого не боится, сильно перепугался. Его лицо от страха буквально было «перевернуто».

Скоро пришла осень. Копилку уже можно было разбивать. По расписанию в классе должен быть урок физики. Дети пришли на него и увидели, что на доске написано о замене физики на литературу. Дима сказал всем, что им нужно идти в детский сад, чтобы выполнить шефскую работу. Ребята не захотели работать бесплатно. Валька кричал громче всех.

Сомов решил, что он расскажет про этого живодера всем. Ему помешал Валькин брат, неожиданно вошедший в класс. Дима снова испугался его угроз. А потом брат Вальки взял тряпку и перед тем как удалиться, с доски стер надпись о замене уроков. Все решили, что теперь они свободны и убежали в кино.

Шмакова и ее «раб» Попов остались в классе. Лена, выйдя из школы, поранила коленку. Это заставило ее вернуться, чтобы посетить медпункт. Дима забыл копилку и вернулся в класс, чтобы ее забрать. Тут и пришла Маргарита Ивановна. Она была поражена, что на урок никто не пришел.

А Диму она назвала трусом. Тогда мальчишка решил рассказать ей правду. Шмакова, Попов (под партой) и Лена (за дверью) все слышали. Лена думала, что Дима ей все расскажет. Он молчал. Шмакова тоже промолчит.

На утро школа наполнилась радостными детьми. Всем хотелось в Москву. Маргарита Ивановна заявила, что для 6-го класса экскурсии не будет. Так их решили наказать за срыв урока литературы.

Классному руководителю был за этот случай объявлен выговор. Но ее в столицу отпустили. У нее там жил жених. Все начали возмущаться, Маргарита Ивановна в сердцах выскочила из кабинета и грохнула на пол копилку. Деньги решили разделить.

Чучелу объявляется бойкот

Железная Кнопка решила выяснить, кто предал класс. Она решила, что это Дима, который вернулся, чтобы забрать копилку. Мальчик очень был испуган. Лена ждала, что он скажет как все было.

Напряжение в классе нарастало. И тогда, видя как страшно Диме, Лена решила принять удар на себя. Не поверил в это только Васильев. Все остальные, во главе с Мироновой, объявили бойкот Бессольцевой. Классная слышала слово «бойкот». Но ей было некогда вникать в суть. Ее в Москве ждала встреча с женихом.

Класс начал травить девочку. Ее начали гонять и унижать. Когда Дима попытался за нее заступиться, то ему тоже объявили бойкот. Чучело, по-другому ее уже не называли.

Лена рассказала Диме, что она все слышала и поэтому взяла вину на себя. Мальчик пообещал ей, что признается. Но ему не хватало смелости. Шмакова задумала свою игру и велела Попову молчать.

Дедушка, когда девочка подстриглась наголо, поразился ее сходству с той девочкой, которую на картине изобразил прадед. Увлеченный своими делами, Николай Николаевич не понял, что происходит с его внучкой.

А ведь ее пугали медвежьей головой. Когда старик сдернул маску, то оказалось, что под ней Дима. Лена очень переживала, что это его заставили. А дед никакой травли не заметил.

Когда затравленная Лена, в испачканном платье, шла домой, то решила заглянуть к Диме. У него была вся компания. И никто его не пытал. Сидели, смотрели телевизор. Пили чай. Лена начала понимать, что Дима не признается никогда.

Наступил новый нерадостный день. Лена выстирала платье и хотела его повесить. Она была во дворе. Пришел Дима и неожиданно сказал, что он подлый трус. И если она потерпит немного, то он всем расскажет правду. А потом он Лену поцеловал. Валька все видел. Он украл платье и убежал.

Сцена закончилась в сарае. Здесь все собрались. Димка, как бы в шутку, признался. Все обрадовались. Теперь он будет объектом травли. Сомову пришлось еще раз сделать вид, что он пошутил.

Не надо никого бояться

Снова девочка его спасла. Она опять все взяла на себя. А мальчик трусливо промолчал. Когда Лене не отдавали платье и играли с ним, передавая друг другу, Дима тоже перекинул платье, не отдав ей. Тогда она подошла и ударила его по лицу. Тогда все решили, что Чучело надо сжечь.

Ребята нашли где-то чучело на палке. На него надели платье Лены, написали табличку «Чучело предатель» и Диму заставили поджечь. Лена бросилась тушить платье, как будто горела она сама. И в душе девочки произошла перемена. Больше она никого не боялась.

«Чучело, прости нас!»

Приехала учительница с мужем. Она даже не вспомнила это страшное слово «бойкот». Пока девочка все рассказывала дедушке, у Сомова все веселились. Бессольцевы собрались уезжать.

Васильев узнал об этом и обвинил Лену в том, что она струсила. Лена остригла волосы наголо, одела прожженное платье и, действительно похожая на чучело, пришла в дом, где все веселились. Она всем сказала, что она о них думает, гордо развернулась и ушла.

Компании стало не до веселья. Все разошлись. Остались Шмакова и Попов. И тут девочка все выложила Диме о том, что они тоже находились в классе, когда он признавался, что все ушли в кино.

Шмакова все точно рассчитала. Теперь Дима Сомов, красивый и умный, станет ее верным рабом. Попов не смог перенести такое предательство. Он, вне себя от услышанного и увиденного, все рассказал Железной Кнопке.

Николай Николаевич принял решение, что они с внучкой должны уехать из городка. Все картины он решил отдать местному музею. Бесплатно. Лена пришла на пристань и увидела, как знакомая ей компания гонит другого изгоя — Диму Сомова. Мальчик в страхе убегал, прижимаясь к забору.

Бессольцева вернулась в класс. Ее встретили с долей дружелюбия. Когда пришла Маргарита Ивановна, то бойкот объявили уже Сомову. Лена не стала в этом участвовать. Учительница с восторгом рассказала о поступке Бессольцева. Все так и ахнули.

А в это время дедушка вошел в класс. Он решил подарить школе картину «Машка», на ней была очень похожая на Лену их дальняя родственница. Раньше он хотел оставить эту картину себе, а теперь передумал.

И никому больше не захотелось устроить бойкот. И на доске большими буквами написали: «Чучело, прости нас!».

Тест по произведению Чучело

Делитесь своими результатами в комментариях!!!

Урок-диспут по повести В.Железникова «Чучело»

«О равнодушии и жестокости, доброте и душевной щедрости»

Цель:

Познакомить с творчеством В.Железникова;

Воспитать чувства доброты, душевной щедрости, честности, человеческого достоинства.

Ход урока:

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о самой известной повести В.Железникова «Чучело».

Эпиграфом к уроку мы взяли слова автора: «В детской литературе личность необходимо постоянно выделять, потому что она – наша человеческая надежда. Это именно тот персонаж, который способен раньше других понять, оценить и сохранить нравственные и духовные ценности перед наступлением всесильного, хорошо вооруженного варвара, слепо увлеченного джинсами, всевозможными шмотками, видеофильмами дурного вкуса».

1.Биография писателя

Владимир Карпович Железников родился в семье военного, детство провел в пограничных городках. Окончил артиллерийское училище. После войны начал учиться в юридическом институте, но оставил его и поступил в литературный институт им. М.Горького.

Каждое произведение Железникова – «исповедь по горячим следам», с редкой психологической достоверностью, эмоциональной насыщенностью.

Меняется время, меняются и герои писателя, но доброта как ключевое человеческое начало сохраняет для писателя свою значимость.

Писателю импонирует открытый, доброжелательный, способный ко всем «очень хорошо относиться» герой. Такова и Лена Бессольцева – «чучело» - принявшая на себя вину мальчика, который ей очень нравился.

Повесть «Чучело » (1978) – самая значительная. Тревога писателя по поводу все более ожесточающихся подростков и все большего разрыва между поколениями и тогда была не беспочвенной, и в наши дни особенно справедлива.

В одном из интервью В.Железников говорил: « Когда я пришел в детскую литературу, я считал детей замечательными созданиями. Так и писал и полагал, что все плохое, что есть в детях, идет от взрослых, взрослые лишают их детские жизни… Потом я увидел, что дети тоже обладают отрицательными свойствами характера. Они часто эгоисты, даже эгоцентристы, они не считаются с миром взрослых, они бывают бестактны. И вот тогда у меня появилось желание показать детям: какие они на самом деле, чтобы они увидели себя».

В этой повести писатель приходит к выводу о возможности в детском коллективе такой жестокости, на которую даже взрослые не способны.

Главная героиня – Лена Бессольцева- эмоциональная, романтичная, наивная и беспредельно жалостливая, «чудная» - стала объектом жестокой травли со стороны сверстников не столько за вымышленное предательство, сколько за свою неординарность. Затянувшаяся игра быстро переходит в драматическую, затем в трагическую фазу конфликта, когда героиня «пришла на костер одним человеком, а встала с земли… совсем другим». Несмотря на все разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам – «Бедные вы, бедные люди».

Когда разъяснится недоразумение, одноклассники девочки переживут потрясение, но никакое раскаяние не изменит факта, что дедушка и внучка – совесть и душа города – покинут навсегда место, где жили поколения их предков, оставив картину-напоминание – есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

Писатель обладает способностью передавать остроту и драматизм детского мировосприятия, когда пустячное для взрослых событие может вырасти в глазах ребенка до масштабов трагедии. Равнодушие, преступное невнимание окружающих старших могут при этом сыграть роль детонатора процесса, который скажется кардинальным образом на судьбах всех, в него включившихся. Замкнутый круг из равнодушия и жестокости приводит к непоправимой беде с Леной Усольцевой.

И сегодня повесть нисколько не устарела, стала еще более актуальной. Подростковая жестокость, деление детей на «бедных» и «богатых», нравственная глухота многих взрослых – эти проблемы в наши дни стали еще острее.

2.Обсуждение повести

В одном из интервью В.Железников говорил: «Чтобы тебя услышали, надо было закричать. Поэтому я написал «Чучело». О чем хотел закричать писатель, что его так взволновало?

(Его взволновала детская жестокость.)

. Как вы считаете, почему Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину?

(Она хотела выручить Диму Сомова, тем более он сказал ей, что скоро все расскажет ребятам. Кроме этого, Лена «обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них».)

Разговаривая с дедушкой, Лена призналась, что она предательница. Что она имела в виду?

(Я тоже, как Димка… предатель!.. Я тебя предала!.. Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах… Ты думаешь, что я бросилась на Димку с кулаками, когда он сказал мне, что тебя дразнят Заплаточником? Думаешь, встала на твою защиту? Думаешь, объяснила ему, что ты все деньги тратишь на картину? Нет, дедушка! Наоборот, начала тебя стыдиться…».)

. Какой девиз выбрали для себя ребята?

(А ведь главное не СОВЕСТЬ, а СИЛА!.)

. Вы согласны с этим утверждением?

Описывая ребят, издевавшихся над Леной, писатель обращает внимание на их глаза. Найдите, пожалуйста, в тексте описание и прокомментируйте.

(«У всех были одинаковые глаза: злые, колючие, чужие».)

. Почему Дима не признался ребятам в том, что по его вине сорвалась их поездка в Москву?

(Дима Сомов привык пользоваться успехом у окружающих, он эгоист и больше всего на свете боится предстать перед другими в невыгодном свете, кроме этого, он боится потерять свой авторитет у одноклассников. Он оказался слабым человеком. Поэтому струсил, поступил низко и подло. ТРУСОСТЬ рождает ПОДЛОСТЬ.)

. Как вы считаете, какую сцену в повести можно назвать переломной для Лены?

(Это сцена костра, на котором сжигали чучело. Лена все ждала, что Дима положит конец этому чудовищному действу. Но она в нем ошиблась. Вначале он не отдал ей платье, принимая игру всех. А потом поджег чучело. «Я замерла – ждала в последний раз! Ну, думаю, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не виновата… Все я!» Но этого не произошло, Димка «чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами» . Эта сцена серьезно повлияла на Лену, пелена спала с глаз, она теперь все поняла про Диму. Теперь ей нужно будет самостоятельно справляться со всеми трудностями – она стала более сильной. « Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».)

Когда правда открылась, почему Лена не поддержала ребят, когда они объявили бойкот Сомову?

(Для Лены вся эта история была большим уроком, она многое пережила, многое открылось для нее, она помнила боль и предательство друга, поэтому мести не хотела: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!».)

. Какой поступок впервые совершает Рыжий? И почему?

(Когда объявляют Сомову, Рыжий против: «Я лично отваливаю. Сомова презираю… Но объявить бойкот теперь не буду… Раз Ленка против, то и я против. Я всегда был, как все. Все били, и я бил. Потому что я рыжий и боялся выделиться. И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождено вздохнул».)

. Давайте вспомним сцену, произошедшую на дне рождения Димы Сомова. Зачем Лена пришла к ребятам?

(Пережив сцену «сожжения на костре», она уже ничего не боялась: «Ленка посмотрела на ребят и впервые, встречаясь с ними взглядом, не дрогнула ». На дне рождения она сообщила одноклассникам о своем отъезде: «Радуйтесь…вы же добились своего! Вы – победители!.. Завтра я уезжаю. Так что давайте хором: « В нашем классе больше нету Чу-че-ла!»… Помолчала. Потом серьезно и грустно сказала: « Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».)

. Какой подарок сделал дедушка Лены городу и школе и почему ребятам был непонятен этот поступок?

(Всю свою жизнь Николай иванович Бессольцев собирал картины, принадлежавшие его роду. На эти полотна он тратил все свои деньги, во всем себе отказывая.

«А сколько ему заплатили? – с любопытством спросил Валька.

- Я же объяснила – он это все подарил! – вновь радостно сказала Маргарита Ивановна.

- Даром? Все-все даром?..

Валька растерялся. Смысл жизни терял для него основу. Он хотел заработать много-много денег, он считал это самым большим счастьем, потому что на деньги он купил бы себе машину, цветной телевизор, моторную лодку и зажил бы в свое удовольствие. И вдруг «кто-то», по доброй воле, отказывается от всех своих богатств…».)

. Чем заканчивается повесть?

(Лена с дедушкой уезжают. Ребята рассматривают картину, подаренную школе, на которой была изображена Машка – в прошлом учительница словесности, жившая в этом городе 100 лет назад. Она была очень похожа на Лену. : «Голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая. Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бес корыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала из сердца и требовала выхода. Поэтому терпеть больше не было сил… Чучело, прости нас! » И класс, и город потеряли самых чистых, самых лучших людей.)

3.Заключительное слово

О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.

Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению. Царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать о последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

Я прочитал произведение В.Железникова «Чучело». Оно мне очень понравилось. Книга повествует о сложных взаимоотношениях между ребятами-подростками. В произведении автор противопоставляет смелость трусости, милосердие злопамятности, щедрость скупости.

В книге есть и положительные, и отрицательные герои. К положительным героям относятся Лена и ее дедушка Н.Н.Бессольцев. Главная героиня – нескладная девочка-подросток с длинными ногами и «с такими же длинными руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка». Лена – добрая и отзывчивая девочка, любящая справедливость. Она приезжает в маленький городок и поселяется у своего деда Николая Николаевича Бессольцева, бывшего военного. Горожане считают его чудаком за то, что он мало с кем разговаривает, ведет замкнутую жизнь, тратит деньги на картины, которые собирает, а сам ходит в заштопанном пальто. За это дети дразнят его Заплаточником.

К отрицательным героям относятся одноклассники Лены. Они презирают ее даже за то, что она – внучка Заплаточника. Ей сразу дают прозвище Чучело. Одноклассники воспринимают ее только с внешней стороны, а Лена – очень искренняя, открытая девочка. Именно поэтому для дедушки она – «красавица» и «чудный человек».

Лене нелегко влиться в новый коллектив. Многие из одноклассников кажутся ей зверями: лисами, медведями и волками. Так Шмакова, как лиса, пытается хитростью управлять классом, Валька-Живодер похож на озлобленного волка. Деньги он считает самым главным в жизни. Медвежья сила угадывается в Лохматом. Лидером класса считается Миронова по прозвищу Железная Кнопка. Для нее главное – дойти до правды, не взирая на способы достижения цели.

Лена хочет иметь друга в классе. Димка Сомов, заступившийся за нее, когда все смеялись над ней, кажется добрым и благородным рыцарем. Но Лена разочаровывается в нем. Ее друг оказывается не только трусом, но и предателем. Боясь потерять уважение Мироновской компании, он участвует в сожжении чучела.

Лена Бессольцева – очень сильная и смелая девочка. «Ленка твердо решила доказать всем, что она ничего и никого не боится». Она остриглась наголо и сыграла роль чучела. «Ей хотелось с каждым столкнуться, на каждом проверить свою храбрость». Она в одиночку решила противостоять жестокости одноклассников.

Лена называет их «бедными людьми», то есть людьми, не обладающими высокими душевными качествами. За время конфликта сама Лена стала мудрее, милосерднее даже к обидчикам. Лена сказала ребятам, что ни при каких обстоятельствах она никого и никогда не будет гонять и травить.

Лена не могла оставаться в городе, где с ней обошлись так жестоко. Она удивлена и восхищена поступком деда, который дарит свою любимую картину классу в надежде на то, что она заставит подростков задуматься и раскаяться в своих поступках.

Книга учит защищать свое достоинство, отвечать за свои поступки и не проявлять жестокости.

Недавно я просмотрела фильм "Чучело", героиня которого, девочка шестого класса Лена. Она сталкивается в своем младенческом возрасте со сложными житейскими ситуациями. Предательство, подлость, давление одноклассников, насмешки, но она справляется со всем этим благодаря своему характеру, силе. Она одна идет против всех, маленькая, беззащитная в таком взрослом и чужом мире для себя.

Она была так сказать не очень симпатичной девочкой, но очень доброй, наивной и не такая, как все. А таким людям по жизни очень не легко дается как мы знаем. Дети в этом возрасте очень злые и жестокие к людям, подобным нашей героине. Школьники не совсем понимают, что они делают и как больно человеку, прочувствовавши эту неприязнь, боль на себе.

Так и наша Леночка Бессольцева стала изгоем среди своих ровесников. В классе у нее был один только товарищ Дима. Она очень любила этого мальчика. Считала его сильным, храбрым мужчиной. Однажды из-за любви к мальчику она взяла на себя вину и тут-то началось. Класс ополчился против нее они считали ее предателем, начали издаваться, гонять по улицам, а героиня все терпела. Ведь Димочка пообещал ей рассказать всю правду классу и тогда от нее отстанут. Она всегда заступалась за него и эта не первый раз когда она все его пакости преподносит за свои. Это очень сильный духом человек, поистине храбрый.

Как оказалось Дима был слабым и трусом. Он предал ее ради того чтобы с ним общались сверстники. Я считаю это очень жалостным и низким поступком. Он хотел быть одним из лидаров в классе, чтобы его все замечали, прислушивались. Каждый помнит наверно и знает, что в любом классе есть пару таких человек, другие дети считают их лучшими и хотят быть так сказать в их компании. Для них кажется что-то невозможное общение с ними и они пойдут на все, даже на мелкие пакости. Мало кто умеет так дружить в наше время. Как говорят:"Старый друг, лучше новых двух".

Потом Лена смерившись с поступком мальчика, окончательно разочаровавшаяся в нем собирают всю свою волю и решает уехать с города. все вокруг ее называют чучелом и она идет на отважный шаг, сбривает себе волосы дабы соответствовать новому званию.

Все думали, что она решила уехать из своего города из-за боязни к одноклассникам, а это оказалось не так. Она оставила мальчика в покое, не хотела мстить ему и тогда все поняли, что победили не они, а Лена. Ребятам стало стыдно, но дороги назад уже не было. Девочка с дедушкой уехали из города и неизвестно как продолжилась ее жизнь. Дедушка перед тем как уехать дарит школе картину на которой нарисована его бабушка, а она так похожа на девочку.

Осознание к детям приходит слишком поздно и они пишут на доске "Чучело, прости нас"! Но девочка настроена решительно и не хочет больше учиться в этой школе. Я хочу сказать что не каждый переживет такое. я считаю ее примером для молодежи. Ведь другой бы не прошел мимо, а наказал этого мальчика, а она нет. Я удивляюсь ее стойкости, выдержки ведь ей всего 12 лет и неизвестно как это все могло и повлияло на ее психику. Нужно всегда оставаться человечными и не идти у кого то на поводу, иметь свое мнение и научиться высказывать его и придерживаться. Не важно как Вы одеты, красивы ли Вы главное, то что внутри Вас. Будьте добрее!

5, 6, 7 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Васи в Дурном обществе Короленко сочинение 5 класс

    В. Г. Короленко в своей эпопее «Дурное общество» описал тяжелую судьбу бедных людей. Главным персонажем произведения является мальчик по имени Вася

  • Побег Мцыри (цель, почему, причины побега) сочинение
  • Сочинение Анализ поэмы Цыганы Пушкина

    Нередко писатели черпают вдохновение из действительности и обстоятельств, в которых пребывают. Пушкин в 1824 году пребывал в ссылке в городе Кишинев и там сумел пробыть более двух недель в цыганском таборе. Этот опыт позволил ему создать поэму Цыгане

  • Анализ рассказа Зощенко Аристократка

    Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.

  • Влияние родителей на становление личности ребенка Итоговое сочинение

    Человек родился. Каждый человек на самом деле частичка своих родителей, ведь это они его создатели. Часто мы берём от родителей всё самое лучшее, но бывает, что и всё самое худшее тоже сидит в нас именно от родителей


Повесть «Чучело» Краткое содержание

Почти 40 лет назад в стране Советов свет увидела шокирующая своим содержанием повесть Владимира Железникова «Чучело». Действия, описанные автором, шли в разрез с общественными стереотипами о порядочности юных пионеров и рассказали без прикрас как обычный класс школьников безжалостно гнобил новенькую девочку.

Краткий пересказ сюжета повести «Чучело»

В обычной школе появляется новенькая - Лена Бессольцева. Класс плохо принимает девочку, её считают чудаковатой, как и её деда, который известен на весь городок. Николай Васильевич Бессольцев посвятил свою жизнь коллекционированию картин, он тратит на них всё заработанное и живёт, как бедняк. За потрёпанную одежду его прозвали «Заплаточником».

«Странная» новенькая открытый и дружелюбный ребёнок, но одета не лучше деда. Одноклассники без тени смущения обзывают её «Чучело» и открыто насмехаются над ней. Почти все. Диме, любимчику учителей и девчонок, в отличие от остальных Лена нравится. Между ними разгорается нежная дружба.

Но всё заканчивается, не успев начаться. Класс вместо урока отправляется в кино. Дима «раскалывается» под напором классной руководительницы и сознаётся, где пропадали учащиеся. Школьников наказывают, отменив давно запланированную экскурсию в Москву. Ребята пытаясь выяснить кто предал класс, обвиняют в своих бедах чучело. Лена случайно слышала, разговор между учительницей и Димой, но молчит. Она надеется, что новый друг не даст её в обиду и честно признается в предательстве. Но Дима не готов терять свой авторитет.

Лене объявлен бойкот. Травля с каждым днём всё невыносимей. В конце концов, правда открывается и жестокие одноклассники чувствуют свою вину. Они бы рады всё исправить, но поздно - Бессольцевы уезжают из города.

Список и краткая характеристика героев повести Владимира Железникова «Чучело»

Герои повести - это учащиеся шестого класса «А» в обычной средней школе 80-х годов. У каждого из них уже складывается характер, каждый имеет собственное мнение, взгляды на окружающий мир и неповторимую судьбу:

  • Лена Бессольцева — главная героиня повести «Чучело». Открытая для общения, доверчивая и добрая девочка. Она новенькая в классе. Лена пытается приспособиться к коллективу, но не умея постоять за себя в полной мере, смеётся над шутками в свой адрес вместе с обидчиками и так теряет шанс заслужить уважение ребят.
  • Миронова или Железная Кнопка — девочка-лидер с характером бойца. Принципиальная, озлобленная, властолюбивая героиня. Постоянна занята поиском справедливости, но её справедливость скорее «личное мнение», чем правда. Живёт под девизом: «вижу цель, не вижу препятствий».
  • Дима Сомов — сынок из обеспеченной семьи. Хорош внешне, любим в кругу учителей, мечта девчонок. Дима некоторое время изображает из себя благородного защитника новенькой, но будучи малодушным трусом быстро покажет себя во всей красе.
  • Васильев — один из одноклассников лены. Участия в травле девочки не принимал, но и заступиться за неё ввиду своей слабохарактерности не мог.
  • Шмакова — главная красавица в классе. Любит окружать себя поклонниками. В душе пуста и неинтересна.
  • Попов — «подкаблучник» и «раб» избалованной Шмаковой, готовый ради неё на всё.
  • Валя — корыстный и безжалостный мальчишка. Занимается отловом бездомных собак, сдаёт их на живодёрню в обмен на деньги. Ничего не боится за счёт своего старшего брата. Главная ценность - деньги.
  • Марина — девочка из неполной семьи. Скучает по отцу и конфликтует с матерью. Свою тоску вымещает на окружающих людях.

Кроме детей в повести присутствуют и «взрослые» персонажи:

  • Николай Николаевич Бессольцев — дедушка главной героини. Мягкий характером, добрый человек. Занимается коллекционированием картин. За поношенные вещи прослыл в городе «Заплаточником».
  • Маргарита Ивановна Кузьмина — классная руководительница в 6 «А». Добрая женщина, предпочитающая многого не замечать.
  • Тётя Клава — мама Марины. Парикмахер.

Краткое содержание повести Владимира Железникова «Чучело» по главам

Глава 1. Знакомство с Леной

Девочка шестиклассница бежит по улицам провинциального городка домой к деду, она мысленно обращается к нему, умоляя о срочном переезде.

Глава 2. Николай Николаевич Бессольцев - странный коллекционер

Автор рассказывает о роде Бессольцевых. Николай Николаевич возвращается в родной город, в старый дом. Его уважают, но не понимают в этом городке. Герой нелюдим, занимается реставрацией и коллекционированием картин. Однажды его замечают в сопровождении девочки. Он объявляет её своей внучкой Леной. Осенью девочка идёт в 6-й класс.

Глава 3. Ссора дедушки и внучки

Начало осени приносило Лене только радость, но в ноябре всё изменилось. Она вернулась домой в плохом настроении и попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Дед отказал, тогда девочка пригрозила украсть и продать одну из его картин. За это она получила пощёчину и убежала, так и не объяснив сути проблемы. Дед отправился вслед за ней.

Глава 4. День рождения Димы Сомова

Все ребята собираются на празднование дня рождения. Все кроме Васильева, за что он получает хорошего тумака и разбитые очки.

Ещё больше достаётся Лене, которую разгоряченные одноклассники встречают по дороге. Девочку окружают, дразнят «Чучелом» и требуют, чтобы она покинула их город. Эту сцену застаёт дедушка Лены. Он вмешивается и говорит, что нечестно идти толпой на одного. Но Николая Николаевича ждёт решительный отпор - Железная Кнопка заявляет, что он должен стыдиться своей внучки. А почему? Пусть она расскажет сама.

Компания удаляется в гости к Диме, дед и внучка идут домой. Ничто не может заглушить веселья школьников - звуки праздника не дают покоя Бессольцевым. Лена решается рассказать о своей беде дедушке.

Глава 5. История неудачливой «новенькой»

Рыжий представил Лену классу по просьбе классного руководителя. И всё сразу пошло не так. Лена широко улыбалась, желая показать, что готова к дружбе с новыми одноклассниками. Но ребята смеялись над ней и её дедом «Заплаточником». Лена смеялась с ними, решив, что они просто очень весёлые. Девочка не сразу поняла насколько озлоблены и жестоки были её новые «друзья». Исключением был красавчик Дима Сомов. Он пустил её к себе за парту и не смеялся с остальными.

Маргарита Ивановна предложила классу отправиться на каникулах на экскурсию в Москву. Дети были счастливы, они решили заработать на поездку самостоятельно и завели общую копилку. Ребята подрабатывали в саду, в совхозе, на фабрике - всё ради одной цели. Весь процесс Лене доставались насмешки, но благородный Дима защищал и оберегал её, как мог.

Однажды Дима спас собаку от живодёра Вальки. В глазах Лены он окончательно стал героем, она поцеловала его и предложила дружбу.

Глава 6. Прогул

В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок, проигнорировав записку мелом на доске. Записку стёр старший брат Вальки. Ребята разбежались, но не все. В классе спрятались Шмакова и Попов. Они стали свидетелями разговора Димы Сомова и Маргариты Ивановны. Мальчишка под давлением педагога рассказал о прогуле. Это слышала и Лена, которая стояла за дверью. Она подумала. Что Дима всё расскажет остальным. Но её друг промолчал.

Глава 7. Бойкот

На другой день школьники пришли в класс с чемоданами, но долгожданную поездку отменили. Учительница сказала, что класс наказан за сорванный урок. Деньги решили разделить.

Миронова устроила поиски предателя. Лена надеялась, что Дима сознается, но он по-прежнему молчал. Предателем чуть не объявили Сомова. Лена неожиданно взяла вину на себя. Класс объявил девочке бойкот.

Глава 8. Травля

Автобусы со школьниками отправились в Москву. 6 «А» остался во дворе. Класс окружил Лену и Диму. Ребята бросились наутёк, спасаясь от озлобленных одноклассников. Они спрятались в парикмахерской.

Глава 9. Беги, Чучело!

В парикмахерской Лена решила сделать себе причёску. Дима ушел, не дождавшись её. Когда девочка вышла. Её вновь окружили одноклассники. В неё плевали горохом, дразнили и угрожали. Не помогли замечания тёти Клавы. Ребята решили. Что Чучело должна покинуть город. Васильев помог растолкать толпу, и Лена убежала. Чуть позже мальчик признался Сомову, что Лена ему нравится.

Глава 10. Предательство

Лене удалось оторваться от погони. Она заметила, что её преследователи окружили Диму, и решила, что тот расскажет правду. Она ждала, что он придёт. Но ничего не происходило.

Когда стемнело, раздался стук в окно. Лена открыла, показалась ужасная голова медведя. Девочка очень испугалась и захлопнула окно. Пришёл дед, он радостно рассказывал внучке о своей новой картине, но она не слышала его. Вновь постучали в оконное стекло. Дед открыл окно и умудрился «оторвать» голову медведю. За маской скрывался Дима.

Лена была уверена, что его заставили. Что он сознался и теперь сам в беде. Но она ошибалась. Ребята пили чай у Димы дома. До ушей лены доносились обидные слова: «Чучело!» и «Заплаточник!»

Глава 11. Неудачное признание

Лена встретилась с Димой в своём дворе. Она повесила сушить платье. Дима просил прощения и обещал всё рассказать сегодня же. Он поцеловал Лену. Это видел Валька. Валька сорвал с верёвки платье и сказал, что отдаст его хозяйке только в обмен на медвежью голову.

Лена вынесла маску Диме. Дима спросил, в курсе ли событий дед Лены. Узнав, что Заплаточник ничего не знает, мальчик обрадовался и побежал сознаваться к ребятам. Лена испугалась последствий и бросилась следом. Она спряталась возле сарая, где собралась вся банда.

Дима требовал отдать платье. Валька рассказал про поцелуй. Диму скрутили. Завязалась драка. Дима попытался признаться Мироновой в своём доносе. Ребята угрожающе наступали на Диму. Лена вбежала в сарай и вновь подтвердила, что она «предатель». Платье бросали по кругу, когда оно оказалось в руках Димы, он не отдал его Лене, а перебросил другому. Платье надели на огородное чучело, а Дима его поджёг. Лена истошно закричала. Она схватила горящее чучело и размахивала им. Ребята в испуге разбежались. Снимая платье с чучела, Лена обожглась. Дима хотел прикоснуться к ней, но девочка отпрянула от него, как от чумы. Она ушла прочь и спряталась на реке.

Глава 12. Каникулы закончились

В первый учебный день после каникул Лена пришла в школу очень поздно и объявила, что уезжает. К ней домой пришёл Васильев и спросил, правда ли она предатель? Дедушка уверил мальчика, что Лена никого не предавала. Лена надела обожженное платье и убежала из дома. Васильев отправился за ней.

Глава 13. Разоблачение

Лена побрилась в парикмахерской наголо и явилась к Диме домой. Там она выставила напоказ свою лысую голову и каждому из ребят устроила провакационный допрос. Измученная травлей девочка вдруг заявила, что жалеет всех своих мучителей. Она ушла. Праздник закончился, ребята рассорились и разошлись.

Глава 14. «Прости, Чучело!»

Утром Лену разбудит стук. Дедушка заколачивал окна. Он принял решение покинуть дом и город. Лена увидела, что её недавние мучители гонят по улице Диму Сомова, и побежала следом. Ребята прибежали в класс. Дима запрыгнул на подоконник и пригрозил выпрыгнуть в окно.

Миронова вновь предложила бойкот, все были за, кроме Лены. Когда девочку спросили почему, она ответила, что никогда не будет участвовать в травле.

В класс вошла учительница и объявила, что дедушка Бессольцев покидает город. Он подарил его жителям свой дом и бесценную коллекцию картин. Вскоре пришёл и сам Николай Николаевич, он отдал в фонд школы свою самую любимую картину и забрал внучку.

На картине была изображена красивая девушка Маша, напоминающая Лену. Ребята со стыдом поняли, что подняли свои поганые руки не на тех людей. «Прости нас, Чучело!» - написали они на доске.

История создания и краткие выводы по повести Владимира Железникова «Чучело»

Повесть «Чучело» основана на реальных событиях. Подобная ситуация произошла в судьбе племянницы автора. Железников откликнулся на несправедливость, сначала написав пьесу «Бойкот», а уже затем в 1981 году читатель познакомился с повестью «Чучело». Спустя всего три года на экраны вышел одноимённый фильм режиссуры Ролана Быкова.

Ещё Сальвадор дали утверждал, что «самые жестокие существа на свете - дети». Это и стало основной проблемой в произведении Железникова. Ребята-одноклассники безжалостно «убивают» в новенькой веру в радости жизни и собственное достоинство. Но только мягкая, добрая и податливая девочка не сдалась под напором целого коллектива и, стерпев все насмешки и унижения, заявила во всеуслышание: «Верить надо до конца!» Эту фразу без преувеличения можно назвать основной идеей повести, мыслью, которую, взялся донести до своих юных читателей автор.