Классный руководитель: что входит в его функции? Начинающему классному руководителю

В классах одной параллели могут быть совершенно разные дети. Одни - весёлые, дружные и активные, другие - грустные, безразличные и инертные. Первые ходят в школу с радостью, вторые - только потому, что «мама с папой велели». Мать двух дочерей Мария Королёва уверена, что всё дело - в классном руководителе. И только он может сделать так, чтобы ребёнок бежал в школу с радостью.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Терпеть не могу разговоры в духе: «Вот раньше были и учителя настоящие, и дети хорошие, и школы правильные. Не то, что теперь!». Люди остались прежними. Изменилось время, скорость, окружение, но вряд ли люди. А в таком консервативном месте, как школа, вообще все изменения как в замедленной съёмке (да простят меня учителя). К чему это предисловие? Сейчас расскажу.

Про «классных» классных руководителей

Жизнь большого и маленького ребёнка даже в самом лучшем казённом учреждении во многом зависит от взрослого, который рядом. Назовём его классным руководителем. Они всегда и у всех были разными. Мне повезло, моей младшей дочке спустя почти 30 лет - тоже. А вот старшей - увы.

Не буду пускаться в воспоминания, хотя есть что вспомнить: и поездки, и вечеринки, и походы в кино, и просто ощущение защищенности какой-то. Когда, например, живот болит или на колготках дырка, или урок не выучил. Во всех случаях мы бежали в кабинет классного руководителя и находили помощь и участие. Впрочем, о настоящем.

Моя лучшая подруга - учитель английского языка c классным руководством. За 20 лет работы в школе она ни разу не отказалась от него, хотя у неё на то есть объективная причина: трое собственных детей.

В школе ребёнок всегда так или иначе зависит от классного руководителя

Что такое классное руководство? Это однозначно дополнительный геморрой. Во многих школах России учителя до сих пор живут под гнётом тонны бумаг (за МКАДом уж точно). Плюс основные функции: подготовка и проведение уроков, внеурочка, надомники, заполнение бумаг и прочей отчётности, педсоветы, аттестации на разряд, проверка тетрадей и тому подобное. Всё это отнимает невероятное количество энергии. На общение с детьми вне уроков и вне школы нет ни времени, ни сил (желание - дело индивидувльное).

К вышеперечисленному попробуйте добавить должностные обязанности классного руководителя. Их формальный перечень подскажет гугл, я же не первый год наблюдаю неформальную жизнь подруги, которая уже давно не делится на школьную и личную. Было бы странно, если бы желающие взять класс и получать за свой каторжный труд 10% от зарплаты стояли в очереди.

Что отличает хорошего классного руководителя

Его видно в мелочах. Даже в том, как он кормит детей в столовой. Ведь это целое дело - довести, раздать порции, лишние поделить, бесплатные талончики отдать «вечно голодным».

Хороший классный руководитель даже при плохом директоре хороший. Будто он не часть той рыбы, которая гниёт с головы

Он - доверенное лицо учеников, причём даже тех, кто этого не осознаёт, и чьи родители уверены, что их ребёнок самодостаточен, силён и в помощи не нуждается.

Хорошего классного руководителя не пугает, что «конца рабочего дня» не существует. Родители звонят по любому вопросу и вечером, и утром, и в выходные. А сам он обзванивает учеников, чтобы те вовремя были дома. Клянусь, моя подруга так делает!

Рабочий день классного руководителя не заканчивается с выходом за порог школы

Он несёт ответственность за успеваемость класса (существуют всякие внутришкольные и внешние рейтинги), за жизнь в школе и вне школы. Например, если ребёнок нарушил комендантский час, классного руководителя вызывают «на ковёр», делают выговор, а могут и материально наказать. Потому что «плохо провёл беседу» (родители-то тут при чём?).

Отдельное «удовольствие» - походы в неблагополучные семьи и разговоры с часто нетрезвыми родителями.

А ещё нужно разглядеть в каждом ребёнке талант и дать возможность его проявить, создать в классе благоприятную дружественную атмосферу, поддержать робких и не допустить травлю ни в каком виде. В общем, чисто педагогическая история. И человеческая. Поездки, вечеринки, походы - это по желанию. Но у хороших классных это желание по умолчанию. И спасибо, что они такие!

Про «не классных» руководителей

Не все, кто согласился взять класс, стал классным руководителем. Это правда. У многих эта нагрузка сводится к заполнению бумажных форм и звонкам родителям с бесконечными жалобами. Как в случае с моей старшей дочкой. Её учительница звонила лишь для того, чтобы сказать, что ребёнок на полминуты опоздал на дежурство или урок. Это бесило. Ну просто потому, что кроме опозданий и жалоб её в детях вообще ничего не интересовало. В любых конфликтах она умудрялась принять такую сторону, чтобы быть против всех учеников сразу. Дети её ненавидели, и у нас даже не было выпускного.

Некоторые классные руководители работают «для галочки», выполняя норму нагрузки

Старшая всегда завидовала сестре, которая с классом объездила все музеи, фабрики и города не только Московской области. А ещё походы - это отдельная тема! Стоит ли говорить, что даже при самом плохом раскладе (контрольная или нелюбимый урок) младшая бежит в школу, а старшая, слава богу, уже убежала из неё?

Отличительная черта всех плохих классных руководителей - абсолютное незнание детской и подростковой психологии

Отсюда вечное желание поставить ребёнка перед всем классом и ругать его за что-нибудь. А за что - найдётся всегда.

Можно ли выжить в школе с не классным классным? Ну моя дочь выжила же. Вопрос - с какими потерями она из неё ушла. И с какими воспоминаниями. Так что раньше или сейчас - не важно. Всё зависит только от того, на своём ли месте человек.

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. Они были обязаны вникать во все жизненные события вверенных им ученических коллективов, следить за взаимоотношениями в них, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагогу надлежало служить примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе..

В настоящее время институт классного руководства существенно изменился, поскольку имеется несколько типов классного руководства: а) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; б) освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции; в) классный куратор (попечитель), которому поручено наблюдение за какой-либо работой; г) тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя ряд организаторских функций педагога.

Основными функциями классного руководителя являются:

Воспитательная (социальная защита ребенка);

Организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся);

Координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями, общественностью);


Управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).

Приоритетной среди них является функция социальной защиты ребенка, под которой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка. Работа классного руководителя в данном направлении – это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги. Выполняя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, ограждать ребенка от возможных проблем и трудностей.

Объектом социальной защиты и социальных гарантий являются все дети независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Однако особенно важно выполнение данной функции по отношению к детям, оказавшимся в особо трудном положении: детям из многодетных семей, детям-инвалидам, сиротам, беженцам и т. п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важна на этом уровне функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения во внутренний мир детей, понимания их переживаний и мотивов поведения. В этих целях он изучает школьников не только на уроке, но и во внеурочное время, при посещении семей учеников, во время экскурсий и походов.

Координирующая функция классного руководителя проявляется прежде всего в том, что он осуществляет воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса (микропедколлективом класса). С одной стороны, он использует информацию, которую получает о детях от учителей, а с другой – обогащает представления педагогов о ребенке, предлагая им свою информацию, которая поможет отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Классный руководитель является связующим звеном между учителями и родителями ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками. Особое внимание классный руководитель должен уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива и отдельных учеников, а также с требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающей единство действий и способствующей выработке единых подходов к воспитанию, является педагогический консилиум, на котором формируется всесторонний взгляд на ребенка.

В рамках управленческой функции классный руководитель осуществляет диагностику, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию воспитательной деятельности. Реализация диагностической функции предполагает выявление исходного уровня воспитанности учащихся и постоянное отслеживание изменений. Она направлена на исследование и анализ индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива. Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя.

Основная цель функции контроля и коррекции – обеспечение постоянного развития воспитательной системы класса. Реализация функции контроля предполагает выявление как положительных результатов, так и причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля проводится коррекция работы классного руководителя либо с классом в целом, либо с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя. В воспитательной системе школы классный руководитель выступает как административное лицо, наделенное соответствующими правами и обязанностями, а именно:

– получать информацию о психическом и физическом здоровье каждого ребенка;

– контролировать успеваемость каждого ученика;

– контролировать посещаемость детьми учебных занятий;

– координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога, социального педагога);

– организовывать воспитательную работу с учащимися класса: проводить «малые педсоветы», педагогические консилиумы, тематические мероприятия и т. п.;

– выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

– приглашать в школу родителей (или лиц, их заменяющих), для решения вопросов, связанных с воспитанием и обучением учащихся, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;

– получать помощь от педагогического коллектива школы;

– определять индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной ситуации;

– отказываться от поручений, лежащих за границами содержания его работы;

– вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности;

– организовывать учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– оказывать помощь ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

– устанавливать контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классный руководитель - архитектор классного коллектива .

Соответствовать статусу удается не каждому

Он душа компании и строгий наставник, умница, завораживающе вещающий о неизвестном, и неугомонный затейник, заботливый опекун и эталон для подражания. Классный руководитель - человек, с которого спрос велик, а претензий воз и маленькая тележка. Чтобы объяснить, каким должен быть идеальный классный руководитель , ученые разрабатывают критерии, которым необходимо неуклонно следовать.

Архитектор, творец и помощник

Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом во всех сферах жизнедеятельности. Особая роль принадлежит классному руководителю.

Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, который становится для ребенка посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий. Его можно сравнить с архитектором, так как он выстраивает отношения сотрудничества со всеми членами школьного сообщества. Он создает оптимальную развивающую микросреду и благоприятный морально-психологический климат в классе. Координирует совместные действия педагогов, семьи и социума. Классный руководитель всегда рядом, всем своим педагогическим арсеналом он способствует развитию ребенка . Причем не одного, а каждого индивида в классе.

Работа классного руководителя объемна и требует высокой психолого-педагогической подготовки и дополнительного напряжения сил.

Выполнима ли миссия?

Цель исполнения данной миссии (создание детского коллектива) - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь и восхождении к мировой культуре.

Исполнение обозначенной миссии требует создания определенных организационных условий, обеспечение которых и возлагается на классного руководителя: - координация жизнедеятельности отдельной группы учеников с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей; - содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося; - обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечивающей разносторонность развития; - установление связи с родителями и взаимодействие с семьей на основании единой заботы о максимальном развитии каждого учащегося; - ведение документации, отражающей процесс развития личности каждого ученика группы; - педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и соответствующее педагогическое корректирование физического и духовного развития каждого ученика вверенной группы.

Человек - это звучит гордо

Организация и воспитание классного коллектива - это основная обязанность классного руководителя. Организуя и сплачивая коллектив, он создает условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Классный руководитель обеспечивает тесное сотрудничество учителей своего класса, добивается единства требований и педагогических воздействий. Антон Макаренко справедливо указывал на то, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. Каждый учитель и все вместе руководствуются едиными требованиями к учащимся, вместе с тем осуществляют индивидуальный подход к ним.

Классный руководитель призван проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. В тесном содружестве с учителями своего класса он способствует становлению и развитию у школьников духовно-нравственных ценностей как основы мировоззренческих ценностей, формирует у детей сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществляет контроль за тем, как учатся его воспитанники, как посещают занятия, как участвуют в жизнедеятельности класса и школы в целом.

Разносторонняя и многоплановая внеклассная воспитательная работа ложится в основном на плечи классного руководителя.

Значительное место в деятельности классного руководителя занимают вопросы воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе. Уже с первых дней учебных занятий устанавливаются твердый режим и четкий внутренний распорядок, происходит разъяснение «Правил для учащихся», приучение к дисциплине и порядку.

В содружестве школы и семьи отражается демократизм российской системы образования. Связь школы с семьей осуществляется главным образом и в первую очередь через классных руководителей. Классный руководитель общается с родителями как равный с равными, как коллега с коллегами, и он, и они равнозаинтересованные союзники. Основной тон таких взаимоотношений: «Давайте посоветуемся», «А как думаете вы?»

Воспитанность учащихся класса оценивается по уровню их социально-культурного развития . О работе классного руководителя следует судить не по количеству и разнообразию мероприятий, а потому, какие отношения в классе и каков интеллектуальный и нравственный уровень в нем.

Какой он - идеальный классный руководитель?

В идеале – это человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Никогда нельзя повторяться. Настоящий классный руководитель должен быть способен из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей.

Во - вторых, идеальный классный руководитель – это человек мудрый. Всегда стоял вопрос, насколько классные руководители зрелы для педагогического просвещения и для работы с родителями, ведь мудрым человек может стать и в 16, и в 20, в 30 лет, может и в 60. А может и вообще не стать.

Есть и еще одно негласное педагогическое правило. Нормальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих». Нужно попытаться найти взаимопонимание даже с самым последним хамом. Нельзя провоцировать ученика на недостойный поступок, а потом ругать. Нельзя отвечать насилием. Эти этические нормы известны были педагогам еще и 1000, и 2000 лет назад. Именно на них следует опираться.

Основными функциями, определяющими содержание работы классного руководителя, являются:

1. аналитическая;

2. прогностическая;

3. организационно - координирующая;

4. коммуникативная;

5. контрольная

Аналитическая функция

2. Изучение и анализ развития личности ребенка и ученического коллектива.

3. Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.

4. Изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, работающего с классом.

5. изучение индивидуальных особенностей воспитанников;

Прогностическая функция

· Предвидение результатов воспитательного воздействия на школьников.

· Прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся.

· Прогнозирование хода формирования классного коллектива, его деятельности.

· Построение модели системы воспитательной работы в классе.

· Планирование воспитательной работы в классе.

Организационно-координируюшая функция :

· - формирование классного коллектива;

· - организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе;

· - оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;

· - поддержание связей семьи и школы, школы и социума;

· - содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне ее;

· - защита прав учащихся;

· - создание условий для безопасности жизни и здоровья детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

· - организация индивидуальной работы с учащимися;

· - участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики школы;

· - ведение документации классного руководителя и классного журнала.

Коммуникативная функция

· Помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде.

· Содействие в построении оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик».

· Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

· Коррекция поведения школьников.

· Содействие в установлении и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе.

Контрольная функция

· - контроль за результатами успеваемости каждого обучающегося;

· - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Режим работы классного руководителя

· Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

· Минимальное рабочее время , которое классный руководитель должен посвящать детям в течение недели, - 6 час. В дни дежурства классный руководитель дежурного класса находится в школе в течение всего учебного времени.

· Классный час проводится один раз в неделю. Его формы могут быть самыми разнообразными.

· Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.

· Количество классных родительских собраний - одно в четверть (или 2 в семестр). Два собрания в год должны быть тематическими.

· Классный руководитель представляет отчет администрации о проделанной работе по окончании полугодия и учебного года в форме анализа и результатов диагностики. Контроль деятельности классного руководителя осуществляет заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе

Определение специфики работы с родителями

Успех воспитания заложен в триединстве: учитель - ученик - родитель. И хо­тя в этом триумвирате родитель стоит на последнем месте, он играет далеко не по­следнюю роль.

Пример из практики. Специфика работы с родителями опре­деляется тем, что состав родителей класса может быть достаточно благополучный: уделяется должное внимание ребенку, образовательный и интеллектуальный уровень родите­лей достаточно высок.

Изначально необходимо поставить задачу: сформировать из родителей коллектив единомышленников. Работу с ними надо начинать с того, что на первом родительском собрании предложить своеобразную памятку: «Как добиться успеха в воспитании своих детей»:

Уважаемые родители!

Вы хотите быть успешными в воспитании своих детей? Добиться успеха вам, вероятно, помогут следующие советы:

    Дети учатся тому, чему их учат. Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно пом­нить, что родительский пример в этом деле незаменим. Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью ежедневной жизни. Следует приучать ребенка к самоконтролю. Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения. Наибольшая неразбериха с наказаниями возникает из-за неудачных попы­ток родителей правильно очертить границы дозволенного. Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздра­жение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей. Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глаза­ми ребенка, попытаться почувствовать то, что чувствует он. Помните, что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе. Одна из них - самооценка человека, его отношение к себе. Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.

Обсуждение памятки на первом родительском собрании поможет хотя бы в какой-то степени сформировать единые взгляды на воспитание.

Затем можно предложить родителям анкету, в которой необходимо указать, в каких делах класса они могут принять активное участие. На основе этой анкеты составить план участия родителей во внеурочной жизни класса. Реализация этого плана может дать очень многое. Родители не только традиционно смогут помочь в проведении экскурсий, вечеров, праздников, но и будут являться активными участниками культпоходов, поездок, вечеров отдыха, творческих дел.

И еще есть один принцип работы с родителями. Вместе проводятся только радостные и интересные общие дела. Если же у какого-то ребенка возникают проблемы, неудачи, кто-то совершает неблаговидный посту­пок, имеет трудности в учебе, в любом из этих случаев работа с родителями только индивидуальная. О хорошем - всем, о плохом - только родителю, при этом береж­но и тактично.

Классный руководитель на родительском собрании .

Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать - задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

Педагог в роли фасилитатора

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога - ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора.

В самом примитивном толковании, фасилитатор - это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

Чтобы вас услышали

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

Начало разговора

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т. п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Изложение информации

Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть - в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место - учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они - бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки - рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т. д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции - от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть, что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история...

Приложение -1

Приемы знакомства учителя с родителями на первом собрании

На первом родительском собрании учитель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом.

Игра в имена . Участники по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договорённости, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, лёгок на подъём, ем только сырые овощи, голубоглазый.

История имени. Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили своё имя и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии. Это очень интересная информация не только для родителей, но и для детей.

Моё имя и Я. Участники собрания встают или садятся в круг. Учитель называет своё имя и свою значимую социальную роль: «Я учитель».

Затем по порядку по кругу каждый родитель называет свою социальную роль.

Усложнённый вариант игры-знакомства - назвать предыдущих участников в соответствующей последовательности, при возможности повторяя их интонацию и жесты.

Буквы моего имени . Предлагается пофантазировать, на что похожи буквы имён участников, какой они имеют характер, какого они цвета, добрые или злые и т. д. Можно при анализе одной и той же буквы использовать разные подходы - чем их больше, тем интереснее и тем лучше запоминается образ человека, представившего своё имя. Желательно при повторении букв подбирать каждый раз новый образ.

Какой Я. При такой игре используется имя прилагательное , желательно с визуализацией образа: «Я скромный», «Я сильный», «Я страшный и грозный», «Я романтичный» и др.

Имена и хобби. Имена представляются в связке с любимым делом на сказочный манер: «Марья-искусница», «Илья-пророк», «Данила-мастер», «Петро-сказитель» и др.

Бинго. Лист бумаги делится на 8-10 частей. В каждой части записывается фраза. Эти фразы могут быть заготовлены заранее классным руководителем, а могут быть составлены самими участниками родительского собрания. Свободно общаясь друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чём-то на них похожих. Например, «родился в январе», «люблю шумную компанию», «имею большую библиотеку», «нравится зима», «люблю купаться» и т. д. Участникам надо найти как можно больше людей, которые имеют сходные с ними качества.

Любимые животные. Каждый участник рисует или называет своё любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером. Можно сопровождать ситуацию действиями и движениями, характерными для данного животного.

Любимое занятие. Предлагается как можно интереснее рассказать о своём любимом занятии, чтобы всем захотелось это делать.

Представление самого себя и своего соседа. Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать малые группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем малая группа представляет своих членов всей группе родителей.

Предмет моего детства. На столе раскладываются различные предметы. Это могут быть камешек, мячик, игрушка, записка и другие предметы. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Кино моего детства. Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они бы хотели экранизировать, какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссёров и актёров они бы пригласили? Почему? Перечень вопросов можно продолжить.

Игра в мяч. Родителей учитель встают в круг. Учитель берёт мяч и бросает его одному из участников. При этом он должен назвать имя того участника, которому бросает мяч, и своё имя. Примерно так: «Вас зовут..., а меня...». Если кто-нибудь ошибётся, то это воспринимается с доброжелательной иронией и с соответствующими поправками. Игра продолжается до тех пор, пока не будут представлены все участники.

Затем можно предложить родителям, не разговаривая, выстроится в ряд друг за другом по алфавиту , объединиться в группы, если имена начинаются с одной буквы и т. д.

Знакомство - представление. Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обращать внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.

Презентация соседа. Каждый родитель выбирает себе пару среди присутствующих. Далее идёт общение по принципу журналистского интервью. Представление соседа происходит с учётом регламента (1-2 минуты), юмористический компонент в сообщении поощряется, В завершении представления определяется пара-победитель.

Хобби глухих. Каждый изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Каждый должен, используя только наглядное представление, найти партнёра, то есть того, у кого сходные с ним интересы. Далее идёт презентация друг друга с определением точности совпадения невербальных и вербальных компонент.

Узелки. Участникам раздаются нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что его объединило с другими.

Приложение

Если к вам пришли родители…

1. Старайтесь внимательно слушать Вашего собеседника.

2. Проявляйте интерес к разговору - кивайте головой, проговаривайте "да", "угу", воздержитесь от замечаний в ходе разговора, а после монолога собеседника задайте несколько уточняющих вопросов.

3. Уточните, какую просьбу или требование Вас просят выполнить. Если просьба или требование на Ваш взгляд не реальны, попробуйте найти "золотую середину" в решении ситуации. Если родитель продолжает настаивать на своем требовании, попробуйте довести предлагаемую ситуацию до абсурда . "Каждому человеку дан разум, который им руководит, и хотеть, чтобы каждый рассуждал так, как я, все равно, что хотеть, чтобы каждый был моего роста и моего сложения".

5. Если после разговора у Вас остался неприятный осадок, попробуйте следующее:

вымойте доску;

подвигайте, подровняйте парты;

Хоть опыт и приходит с годами, есть немало способов овладеть некоторыми педагогическими премудростями уже в начале профессионального пути. По признанию самих учителей, одного только стажа недостаточно, чтобы наладить необходимый контакт с учеником. Каждое новое поколение хоть немного, но отличается от предыдущего. И учитель, даже самый опытный и заслуженный, может испытывать трудности в отношениях с детьми. Наверное, это тоже миссия педагога – быть «своим» в мире ребёнка.

Молодой классный руководитель

Обычно начинающие классные очень волнуются, переживают, ведь помимо детей мерить оценивающим взглядом их будут и родители. Такой категории классных руководителей стоит прибегнуть к ряду простых, но действенных советов:

  • Законспектируйте план своего знакомства с классом, с родителями. Из-за волнения итак могут возникнуть неловкие паузы, подсказка должна быть под рукой.
  • Не пытайтесь сразу заигрывать с ребятами. Они могут принять это за вашу слабость, которая является отличным поводом отсутствия авторитета и подчинения. Вы должны быть дружелюбны, открыты, но при этом же строги. Дети очень хорошо это чувствуют. Сразу определите ту дистанцию, которая поможет вам руководить классом, а не выстраивать более-менее беспроблемные отношения. Но и в строгости не переусердствуете. Класс вас будет просто бояться и, мягко скажем, недолюбливать.
  • Оговорите правила ваших взаимоотношений. Дети любого школьного возраста остаются детьми и любят играть в ролевые игры. Им всё ещё нужны правила игры. Дайте ребятам понять, как вы видите уважительные доверительные отношения. С первой встречи они должны осознать, что вы идёте с ними на реальный контакт.
  • Ваши первые встречи не должны состоять из одних формальностей. Обязательно проявляйте интерес ко всем и каждому. Их много и каждый хочет заявить о себе. Да и вам будет проще понять, что представляет из себя каждый ваш ученик.
  • Ведите дневник. Для молодого классного руководителя это реальная возможность контролировать процесс. В начале работы вам тяжело будет держать в голове огромное количество информации, ведь у каждого ученика будут какие-то текущие учебные вопросы. Часто молодой педагог даже не представляет себе, как широко понимаются его обязанности. Он должен знать о состоянии учёбы ребёнка, о его поведении, взаимоотношениях с классом и учителями, обстановкой в семье и т.д.

Как заслужить авторитет у класса?

Ребята не должны видеть ваше равнодушие ни в каком его проявлении. Кредит доверия будет исчерпан в ту же секунду. Даже если у вас нет времени для решения возникшей проблемы, ребёнок должен видеть вашу готовность помочь.

Конечно, не стоит выделять «любимчиков». Вы должны сохранять разумный нейтралитет. Старайтесь стимулировать детскую активность примерами других ребят, но делайте это тонко. Каждый ребёнок должен видеть чей-то успех, чьи-то достижения как реальную цель для себя.

Одна из ваших главных задач – сплочение коллектива. В ваших силах объединить даже класс, состоящий из маленьких группировок. Самый верный способ – коллективная победа. Ничто так не объединяет, как общий дух радости, удовлетворения, значимого достижения. Для начала этого могут быть школьные конкурсы и мероприятия, которых немало в плане воспитательной работы. Затем вы можете воспользоваться благами современного общества: немало интересных конкурсов или проектов проводится в Интернете. Ребятам интересно выйти за рамки своей школы, сделать что-то новое и яркое, а значит, отличиться. Увидев вашу инициативу, дети отметят для себя, что вы действительно их друг и помощник.

Старайтесь следить за изменениями в жизни каждого ученика. Не стесняйтесь поздравлять ребят с семейными праздниками, отслеживайте их внешкольные успехи. Ребят трогает такое внимание, к тому же не все получают его в достатке от занятых родителей.

Портрет современного классного руководителя

Первое условие – современный классный не должен стоять на месте. И самообразования это касается прежде всего. Вы должны иметь представления о психологических особенностях возраста ребят вашего класса. В вас они должны видеть интеллигентного и грамотного человека. Поймите, они дети своего сверхтехнологичного времени. Они больше общаются в Интернете, имеют больше доступа к всевозможной информации, а это может иметь как положительный, так и отрицательный отклик. Замечательно, если и в вас они будут видеть человека современного. На классных часах поднимайте темы, которые важны для них сегодня. Будьте откровенны и ищите ответного отзыва. Будьте тактичны и деликатны, цените неповторимость личности каждого ребёнка.

Устраивайте совместные просмотры актуальных фильмов, обсуждайте вместе с ними. Направляйте их на взаимодействие с младшими школьниками, поощряйте шефство.

Действуйте в одной цепи с родителями. Ваши воспитательные старания должны быть объединены одной целью и двигаться в одном направлении. Приобщайте родителей к общеклассным делам. И даже если сначала это будет нелегко, такой опыт чрезвычайно полезен.

Ну и, конечно, любите детей. Без этого условия вряд ли можно быть хорошим классным руководителем.

Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Профессиональный классный руководитель в современной школе

Воспитание есть усвоение хороших привычек .
Платон

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.

Классный руководитель сегодня - это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.

Эдуард Асадов

Функции классного руководителя: организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива. Координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями) управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель - лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:

1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий; 3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников; 4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами; 5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе; 6) получать помощь от коллектива сотрудников школы; 7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей; 8)проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики; 9) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников; 10) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем; 11) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

Каким должен быть классный руководитель?

Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?

Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!

Классный руководитель - это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся: 1)духовным образцом человеческой культуры; 2) защитником от безнравственности; 3) инициатором сплочения ученического коллектива; 4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; 5) помощником социализации ребёнка; 6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; 7) консультантом по профориентации; 8)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь : 1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями; 2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности; 3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания; 4) планировать свою деятельность; 5)организовывать воспитательные мероприятия; 6)использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе; 7) внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Классный руководитель и педагогический коллектив .

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

Хорошей и продуктивной формой взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.


Классный руководитель и родители учащихся на родительском собрании.
Классный руководитель - профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту - школьные психологи.

Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы - психолого-педагогические.

Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.

Сегодня я слово хочу сказать
Всем тем, кому золотых семнадцать,
Кому окрыленных, веселых двадцать,
Кому удивительных двадцать пять.

По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.

Эдуард Асадов

Чтобы вас услышали


Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Начать разговор нужно в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

"Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Арт-Онг Джумса

Источники