Почему многие из нас ведут себя жестоко по отношению к близким людям? Почему люди такие жестокие? Почему добрые люди становятся жестокими

(387 слов) Жестокость – это злое и равнодушное отношение к окружающим людям, которое чаще всего проявляется в агрессии и насилии. Вряд ли ее можно назвать врожденным качеством – она имеет свои корни. Зачастую жестокость начинается с семьи или же круга общения. Если в момент выбора между добром и злом, честностью и подлостью человек отдает предпочтение второму, он тем самым позволяет жестокости войти в его сердце. Чтобы наиболее полно охарактеризовать это понятие, обратимся к отечественной литературе за примерами.

Так, олицетворением этого качества можно считать А. Швабрина, одного из отрицательных героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Молодой офицер, с которым встречается Петр Гринев в Белгородской крепости, изначально не кажется читателю злым и бесчестным. Однако впоследствии обнаруживается, что Швабрин мелочен, мстителен и готов на все ради своей собственной выгоды. Проявления жестокости Алексея можно найти, например, в сцене дуэли между ним и Гриневым: он воспользовался моментом, и когда главный герой отвлекся, ранил его. Из этого можно сделать вывод, что молодой человек проявил жестокость. Другой, уже более масштабный пример – это захват Пугачевым Белгородской крепости. Циничный офицер сразу же переходит на сторону врага и становится одним из его командиров, участвуя в расправах и самосуде над пленниками. Именно такое поведение характеризует жестокого героя, ведь он не только делает людям больно, но и не видит в этом проблемы. К своей цели он идет по трупам и не испытывает угрызений совести.

Другим примером может служить главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Родион Раскольников. Он – воплощение рефлексии, колебания и даже яростного поиска смысла жизни. Запутавшись в своих рассуждениях, герой совершил роковой поступок – он довольно жестоко убил старую процентщицу, исходя из убеждения, что на такой шаг способен только гуманный и сильный духом человек. Несмотря на то, что убитая им женщина не была воплощением добродетелей, вскоре Раскольников понимает, какую ужасную ошибку он допустил в своих суждениях. То, что он считал проявлением гуманности к обществу, оказалось всего лишь актом агрессии по отношению к нему. Убийство – оружие жестокого человека, и когда главный герой осознает эту истину, он претерпевает глубокие душевные страдания и муки совести. Жестокость, проявленная им при преступлении, становится его же наказанием.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод: жестокость – это агрессивное, равнодушное и злое отношение к окружающим людям, которое человек проявляет, выбирая неправильные приоритеты в жизни. Если он решает, что его нужды стоят выше законов морали, этических принципов или религиозных канонов, то его сердце непременно ожесточится.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жестокость – совокупность компонентов поведенческой логики, характеризующейся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу.
Словарь Суккубов

Жестокость (бесчеловечное, грубое и оскорбительное отношение к другим живым существам) – это морально-психическая черта личности, которая проявляется в нанесении морального или физического ущерба, в грубом и деспотичном отношении, а так же в получении внутреннего удовольствия от страданий людей или животных. Жестокость – это понятие близкое к агрессии, однако она является более устойчивой личностной структурой. Жестокость предполагает полное безразличие к нуждам и страданиям другого человека или живого существа. Она не допускает мысли о том, что ему может быть больно, плохо, грустно, обидно, досадно. Человеку, проявляющему жестокость, «не больно за другого». Жестокости сопутствуют бесчувственность, эмоциональная холодность, безразличие, отсутствие милосердия. Обратной стороной жестокости является чрезмерная ранимость. Нередко эта деструктивная морально-психологическая черта появляется в результате перенесенной психотравмы или под влиянием длительного воздействия психотравмирующей ситуации. Человек, заковывается в жестокость, как в броню, а внутри его остается страдающее Я. Оно амбивалентно. С одной стороны оно совершенно не готово признать значимость другого человека, а с другой стороны оно хочет, чтобы его любили, жалели и ласкали. То есть жестокость - это своего рода прикрытие от страха, противоречия между чувством собственной неполноценности и высокими притязаниями общества.

Проявление милосердия, любви к людям и животным, признание ценности человеческой жизни, сочувствие и сопереживание – вот основные пути преодоления жестокости. Если смотреть еще глубже – то это глубинная работа над собственными страхами и комплексами.

  • Жестокость – это немилосердность, бесчувственность, бесчеловечность.
  • Жестокость – это проявление крайней неудовлетворенности жизнью и собой.
  • Жестокость – это неудачная попытка скрыть свои комплексы и личностную ранимость.
  • Жестокость – это ложный путь демонстрации собственной силы и величия.
  • Жестокость – это неуважительность, умноженное на гордыню.

Недостатки жестокости

  • Жестокость делает человека извергом.
  • Жестокость трудно остановить; она может стать причиной преступления.
  • Жестокость нарастает как снежный ком и приводит к еще большей жестокости.
  • Жестокость приносит зло самому человеку, его родным и близким, а также обществу.
  • Жестокость является ненадежным и деструктивным прикрытием собственной неполноценности.

Проявления жестокости в повседневной жизни

  • Социальная реклама. В проекте социальной рекламы «Новое пространство России» был выпущен плакат «Преодолеть жестокость мы можем только вместе». Он призван культивировать вечные культурные и семейные ценности российского народа и бороться с социальной жестокостью.
  • Фильм «Жестокость». В 2007 году в кинопрокате появился новый продукт российского кинематографа под названием «Жестокость». Это история о девочке тинэйджере, с трудным детством и изломанной судьбой, и о женщине Зое, успешной в жизни, но неудачнице в любви. Слоган фильма «Это не любовь – это жестокость». Картина повествует о гневе, агрессии, чувстве мести, о жестокости сердца. Можно ли переступить через любовь и дружбу? Можно! Но что будет потом? Чтобы ответить на этот вопрос, и стоит посмотреть фильм.
  • Детская жестокость как феномен. Детская жестокость на определенном этапе является нормальным возрастным психологическим образованием. Ведь подрастающий малыш еще только учится контролировать свои эмоции, и этот механизм еще не отлажен. Здесь важно понимание и правильное поведение со стороны родителей. Нужно давать выход эмоциям. Активные игры, спорт, прогулки, животные, «бой подушками» - вот помощники в борьбе с агрессией. Однако сегодня социальные работники и психологи озабочены неконтролируемой, возрастающей детской и подростковой жестокостью. Что движет этими детьми? http://www.vesti.ru/videos?vid=540108
  • Культ жестокости. В некоторых религиях или видах спорта даже существует культ жестокости. Считается, что проявление жестокости – это демонстрация собственной силы и могущества. Морально-этическая сторона вопроса остается за скобками.

Как преодолеть жестокость

  • Принятие и осознание. Важнейший этап в борьбе с жестокостью – это осознание проблемы и ее принятие. Только понимание того, что жестокость – величайшее зло, может помочь избавиться от нее.
  • Любовь к самому себе и признание общечеловеческих ценностей. Поскольку в основе жестокости лежит нелюбовь, неуважение и отрицание самого себя, то и работу над этим качеством следует начинать с восстановления любви к себе и избавления от глубинных страхов. Очень важно понять и принять ценность жизни человека как таковую. Ценность своей жизни и жизни других людей.
  • Сочувствие и милосердие. Если вы обнаружили в себе проявления жестокости и хотите от них избавиться, то старайтесь тренироваться в милосердии. Старайтесь думать над страданиями других людей, жалеть и кормить бездомных животных, подавать милостыню. Не упускайте момента помочь другому человеку, совершив акт милосердия.
  • Формирование своей силы и успешного стиля. Обычно жестокость проявляют люди, чувствующие свою ущербность в той или иной сфере жизни. Это люди, внутренняя самооценка либо занижена, либо завышена. А это обратные стороны одной и той же медали. Поэтому борьбе с жестокостью способствует выравнивание самооценки, формирование успеха и удовольствия от социального принятия и одобрения. Старайтесь добиться успеха и общественного признания. Позитив со стороны других людей сделает вас более терпимым человеком.

Золотая середина

Жестокость

Сострадательность

Жертвенность

Крылатые выражения о жестокости

Чем достойнее человек, тем большему числу живых существ он сочувствует. - Френсис Бэкон - Всякая жестокость происходит от немощи. - Луций Сенека - Неуверенность рождает злость. - Вячеслав Бучарский - Жестокость и страх пожимают руки друг другу. - Оноре де Бальзак - Ария Нейер / Военные преступления: жестокость, геноцид, террор и борьба за справедливость Книга интересна конкретными примерами и анализом проблемы жестокости на социальном уровне. Здесь приведены факты, касающиеся борьбы с жестокостью в разных странах и на разных уровнях государственности. Уильям Голдинг / Повелитель мух Это художественное произведение является признанной классикой мировой литературы. Она повествует о добропорядочных мальчиках, которые получив приличное воспитание, оказались на необитаемом острове. Что случается тогда, когда люди забывают о любви и милосердии? Случается непоправимое. Книга принесет подлинное удовольствие, раскроет проблему жесткости и заставит задуматься о серьезных вещах.

Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод.
Джордж Элиот

Жажда наслаждений делает жестоким.
Пьер Буаст

Трусость – мать жестокости.
Мишель Монтень

Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду.
Мария Эбнер Эшенбах

Кого лучше встретить в лесу: доброго волка или жестокого зайца?
Антоний Ходоровский


Сенека

Чрезмерная власть всегда порождает жестокость. Это верно по отношению к деспотам, солдатам и любовникам.
Этьен Рей

Многим не хватает только благосклонности судьбы, чтобы сравняться жестокостью, и честолюбием, и жаждой роскоши с самыми худшими. Дай им силы на все, чего они хотят, и ты узнаешь, что хочется им того же.
Сенека

Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
Фридрих Ницше

В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным.
Марк Туллий Цицерон

Жестокость - это порождение злого ума и часто трусливого сердца.
Л. Ариосто

Жестокость и страх пожимают руки друг другу.
О. Бальзак

Жестокость человека - отвратительна.
Н. Бердяев

Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми.
Ж. Бернарден

Жестче всего тот, кто мягок из корысти.
Л. Вовенарг

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
К. Гельвеций

Жестоки с нами дети, но заметим,
Что далее на свет родятся внуки,
А внуки - это кара нашим детям
За нами перенесенные муки.
И. Губерман

Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.
В. Гюго

Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие.
Конфуций

Жестоко, враждебно и несправедливо все, окружающее нас. Всюду воздвигнуты преграды против естественных побуждений, на каждом шагу наталкиваешься на низкую злобу, и приходится защищаться и защищаться, чтобы не быть уничтоженным.
Г. Лаубе

Тот, кто не имеет сострадания, жесток.
Б. Мандевиль

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.
К. Маркс

На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам.
А. Моруа

Соблазнить того, кто нас любит, чтобы он сделал что-нибудь такое, за что ему стыдно было бы перед самим собой и перед нами, - вот самый жестокий поступок жестокого.
Ф. Ницше

Чем больше скупость, тем больше жестокость.
Ф. Петрарка

Жестокого человека слезы не трогают, а радуют.
Публилий Сир

Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью.
Н. Рерих

Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество - мягкость мозгов.
Т. Рузвельт

Всякая жестокость происходит от немощи.
Сенека Младший

Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.
Сенека Младший

Жестокость не может быть спутницей доблести.
М. Сервантес

Из всех видов жестокости я считаю самым ненавистным тот, который надевает на себя маску милосердия.
Ч. Фокс

Жестокость и ее наиболее опасная форма - особая жестокость, вызывают самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Данные понятия часто путают, что приводит к ошибке этического, политического и юридического характера. Однако между ними очень много общего и в первую очередь то, что жестокость всегда реализуется с помощью агрессии, т.е. без нее жестокости не бывает. Поэтому понять природу, причины и механизмы проявления жестокости невозможно, если игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, если не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

Агрессия и жестокость представляют собой проявления насилия, но по сравнению с жестокостью агрессивность - более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Поэтому можно сказать, что жестокость - особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) природного характера, то жестокость - чисто человеческого, социального происхождения, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области - социальной.

Многие животные агрессивны, и в этом их способ существования, но они никогда не жестоки, и вообще жестокость как нравственная категория к ним неприменима. Однако поведение многих животных, на человеческий взгляд, может выглядеть жестоким, даже очень жестоким и поэтому вызывать резко негативное отношение. Тем не менее, это не дает оснований считать животных жестокими.

Агрессия является неотъемлемой чертой многих видов деятельности, существенным требованием к ним, соответственно агрессивными должны быть и люди, занятые в подобной деятельности, например воин, футболист. Многие агрессивные действия в нравственном плане нейтральны и не только не наказуемы, но и социально одобряемы. Но агрессивность сразу же перестает быть таковой, как только достигает иного качества - жестокости. В нем, в зависимости от конкретного ущерба и иных важных обстоятельств, она, как правило, наказуема - от морального осуждения и желтой карточки футбольного судьи до смертной казни. Но в некоторых, сравнительно редких случаях даже особая жестокость поощряется, чаще государством, реже обществом, например при пытках. Даже из отечественной истории известно, что в 30-е годы пытки предписывались. Жестокость - это отвращение к жизни и наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или система отчуждены от конструктивных ценностей. Поэтому ненависть выступает способом компенсации и уничтожения того, что демонстрирует ей ее же недостаточность и ущербность.

Видный немецкий психолог X. Хекхаузен раскрывает понятие слова «агрессия» объясняя, что на обыденном языке оно означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие (хотя и не все) виды агрессивных действий подлежат к тому же регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия.

X. Хекхаузен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда, причем возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустрацию, а возникают «самопроизвольно» из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.

Следовательно, под агрессивностью можно понимать особенность (черту) личности, группы или государства, а под агрессией - соответствующее поведение.

В самом общем виде агрессия и жестокость могут пониматься как демонстрация силы, угрозы ее применения либо использование силы в отношении отдельного человека или группы лиц. Оба явления могут носить индивидуальный и коллективный характер, и всегда направлены на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные действия, жестокие в том числе, всегда имеют свой внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, выигрыша, не всегда явного и ясно понимаемого другими и самим действующим субъектом. Так, с помощью жестокости, причинив страдания и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим поступком и своими переживаниями. Поэтому, проявления жестокости, как и агрессивности, с субъективной, личностной стороны никогда не бывают бессмысленными.

Жестокое поведение может быть определено как намеренное и осмысленное причинение другому объекту мучений и страданий ради них самих или достижения других целей либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть, что подобные последствия могут наступить. Если агрессивность - это черта личности, а агрессия - проявление этой черты, то жестокость тоже можно рассматривать в качестве личностной особенности, которая реализуется в жестоких действиях. Жестокой личностью может быть названа такая, которая характеризуется безжалостностью, бесчеловечностью, отсутствием сопереживания и сострадания и в то же время склонностью совершать жестокие поступки, предпочитая их для разрешения возникающих жизненных проблем. Жестокость же следует относить к числу личностных черт только в том случае, если она стабильна и фундаментальна для данного человека, внутренне присуща ему.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что жестокость всегда агрессивна, т.е. без агрессии, нападения, насилия она не может иметь место. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий - агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т.е. иметь место лишь на словах, а также носить воображаемый характер. В последнем случае, например, человек, жаждущий отомстить или причинить вред другому, способен живо представить себе, как мучается от его жестоких действий, недруг или тот, кто вызывает в нем враждебность, гнев или антипатию. Поэтому вполне допустимо, что жестокость как личностная фундаментальная черта, во многом определяющая мироощущение данного человека, никогда не воплотится в его поступках.

Необходимо всегда отличать личность от ее поведения. Если этого не делать, будет трудно понять и то, и другое. Поступок - всегда нечто внешнее по отношению к индивиду, и то, что он, казалось бы, исчерпывающе говорит о человеке, далеко не всегда верно. Многие люди, которые, защищаясь от насилия, наносят нападающему тяжкие повреждения, не являются агрессивными. Уголовный закон наказывает не за то, что данный человек агрессивен или жесток, а за то, что он совершил агрессивные или жестокие действия. Присущие преступнику негативные личностные черты (та же жестокость) ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность, хотя и способны повлиять на характер уголовного наказания .

Насилие может соответствовать, закону, а может противоречить ему и морали тоже. Жестокость же, за исключением мазохизма, всегда аморальна, но, как и агрессия, далеко не каждое насилие жестоко. Вообще, агрессия и насилие столь близки друг другу, так часто сливаются, что вполне правомерно использовать их как синонимы.

В различных обществах, на различных тапах развития одного и того же общества уровень насилия будет разным, что зависит от характера существующих в данное время общественных отношений. Поэтому знание таких отношений является необходимым условием понимания корней насилия и насильственной преступности в том числе.

Жестокость - наихудшее качество насилия, но и в самой жестокости можно выделить особые слои, разные степени ее общественной опасности. Жизненная практика и уголовный кодекс различают простую и особую жестокость, причем последняя оценивается законом в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. По общему правилу лицо, совершившее подобные действия, наносит человеку и обществу наибольший ущерб и несет в себе исключительную угрозу базовым социальным ценностям, хотя удельный вес таких деяний в общей массе преступлений невелик. Не случайно именно деяния вызывают наиболее острую реакцию среди населения и общественности, а виновные в их совершении сурово караются.

Сами особо жестокие действия не обязательно должны быть совершены в отношении человека. Исключительный по силе эмоциональный удар может быть нанесен тяжким мучительством животным, например любимой собакой, или путем уничтожения ценных в духовном плане для данного человека вещей, связанных с дорогими для него воспоминаниями, надругательством над памятью усопшего и т.д. Кроме того, особая жестокость может проявляться в бездействии, а также не только в физических действиях, но и в словах.

Жестокость вообще и особая жестокость в частности - оценочные этические и правовые, а также психологические категории. Отнесение того или иного деяния к «просто» или особо жестокому либо вообще не жестокому зависит не только от оценок субъекта, его социальной принадлежности и общественного положения, моральных принципов и воззрений, интеллигентности, культуры и т.д. Решение этого вопроса зависит и от нравственно-психологической атмосферы в обществе и ее ценностей, от уровня нравственности и представлений о добре и зле, пределах насилия в той социальной группе, к которой принадлежит то должностное лицо, которое должно дать на него ответ.

В целом к особо жестоким преступлениям могут быть отнесены действия или бездействие, совершаемые путем физического или (и) психического насилия, когда потерпевшему (потерпевшим) доставляются особые мучения и страдания ради самих мучений и страданий, из корыстных соображений и по другим мотивам либо в случаях, когда их реальное причинение носит явный характер, но игнорируется виновным. Во многих случаях заранее определить, какие деяния «просто» жестокие, а какие особо, не представляется возможным. Это зависит от конкретных обстоятельств дела, в том числе физической и психической уязвимости жертвы, и в оценочной позиции следователя и суда, которым принадлежит исключительное право отнести те или иные поступки к разряду особо жестоких, в чем им могут помогать, например, эксперты. Ими же могут быть лишь действительно особые, из ряда вон выходящие мучения и страдания потерпевшего. К числу таких всегда могут быть отнесены, например, пытки и причинение множества телесных повреждений.

Наиболее сложными для психологического понимания представляются те случаи, когда рассматриваемый вид жестокости имеет место только с целью причинить жертве особые мучения и страдания, тем более, если это переплетается с корыстной мотивацией и сексуальными моментами.

Существенный ущерб обществу наносится тем, что к совершению преступления подстрекается несовершеннолетний или он привлекается к участию в преступлении. Этот ущерб становится еще больше, если подросток привлекается для учинения особо жестоких действий. Тем самым ему может быть нанесен немалый психологический и моральный урон, однако здесь в первую очередь надо думать о том, что перенес потерпевший. Следует отметить, что некоторые молодые люди в силу эмоциональной тупости, холодности и отсутствия сопереживания могут и не воспринимать свое поведение как исключительно жестокое. Молодой человек, учиняющий особо жестокие действия, становится на путь полного пренебрежения человеческой жизнью и здоровьем, достоинством и честью личности, формируется его особое отношение к другим людям, его антиобщественная позиция к ним, происходит общее огрубление и «озверение» подростка.

Несовершеннолетний получает урок циничности и жестокости, который хорошо усваивается им потому, что он находится в сенситивном, т.е. наиболее «восприимчивом» для внешних влияний и уроков, возрасте. Естественно, рецидив таких и близких к ним действий становится весьма возможным.

/ / / В чем причины жестокости?

Человек ничего не делает просто так, всему есть своя причина. Бессердечие тоже не возникает внезапно и из ниоткуда. Жестокость – это негативная черта личности, проявляющаяся в грубом поведении к живым существам: причинение боли, грубом или оскорбительном поведении, посягательство на чью-либо жизнь. Причин для жестокости может быть масса: обида, зависть, ревность или трусость. Мне кажется, что избравшие путь бессердечия – слабые люди. Очень сложно быть добрым, потому что доброта предполагает помощь другим, нежное и заботливое отношение. Жестокие люди делят мир на черное и белое, а так не бывает.

В литературных произведениях очень часто поднимается тема доброты и жестокости. Герои находятся на распутье: пойти по дороге добра и причинить вред себе, или ступить на путь жестокости и извлечь выгоду для себя. Русские и зарубежные писатели философствуют над природой добра и жестокости, особенно они задумывались над бессердечием, которое причиняют близким и родным людям. В романе «Отцы и дети» Базаров жестоко поступает по отношению к своим родителям. Он не обращает на них внимания, редко приезжает к своим старикам. В чем причина его жестокости? Его жестокость взращена на нигилистических убеждениях. Его философия заставляет так поступать по отношению к родителям. Он испытывает теплые чувства к «старикам», но хранит их глубоко в сердце и не показывает. Только на смертном одре Евгений понимает, что его родители – самые лучшие люди на свете, он пожалел, что так небрежно к ним относился в течение своей жизни.

Жестокой можно назвать и Настю, героиню рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». Женщина позабыла свою мать, живущую в деревне. Бесчеловечность здесь - это отстранение от родной матери, которая нуждалась в помощи и заботе. Только после смерти матери Настя осознала, что долг дочери – это не перевод денег для беспомощной матери, а человеческая забота. Почему же Настя так поступила? Мне кажется, она хотела начать новую жизнь в городе, а мать, живущая в деревне, ее как-то сдерживала. Она хотела казаться независимой для коллег и не быть привязанной к больной матери. Автор учит нас, что в семье не может быть места для жестокости.

Причин для жестокости может быть масса. Проблема в том, что человек сам выбирает, как ему поступать: человечно или нет. Все зависит от людей, а не от обстоятельств. Жестокость к родителям чаще всего – это проекция отношения родителей к ребенку в детстве. Человек должен стремиться к добру, не проявлять жестокость, несмотря на искушение или обиду. Даже сказки с детства учат нас, что добро победит зло, а жестокие герои всегда будут наказаны. Бесчеловечное отношение к окружающим нельзя оправдать никакими причинами.