От Воскресения До Вознесения. Явления Христа После Воскресения. Византийская Иконография. Распятие Иисуса Христа. На какой день воскрес Иисус после распятия

Казнь через распятие на кресте была на Востоке самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Так в древности казнили только отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Кроме нестерпимой боли и удушья, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

По приговору синедриона, утверждённому римским прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, Господь Иисус Христос, Сын Божий, был осуждён на распятие.

Смерть пришла в мир вместе с грехом Адама. Христос Спаситель - Новый Адам - не имел греха, но взял на себя грехи всего человечества. Чтобы избавить людей от смерти и ада, Господь Иисус Христос шёл на смерть добровольно.

Когда Спасителя привели на место казни, на Голгофу, то римские воины, исполнители казни, давали Ему пить уксус, смешанный с желчью. Этот напиток притуплял чувство боли и несколько уменьшал мучительные страдания распинаемых. Но Господь отказался. Он желал испить всю чашу страданий в полном сознании.

С Христа сняли одежды, и последовал самый ужасный момент казни - прибивание ко Кресту. "Был час третий, - свидетельствует евангелист Марк, - и распяли Его." По нашему времени это было около девяти часов утра.

Когда воины подняли Крест, то в этот ужасный момент раздался голос Спасителя с мольбой за Своих безжалостных убийц: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают".

Рядом с Христом распяли двух разбойников - одного по правую, а другого по левую сторону.

Между тем воины, распявшие Иисуса, делили между собой Его одежды. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части. А нижняя - хитон - была не сшитая, а цельнотканая. Поэтому воины бросили о нём жребий - кому достанется. По преданию, этот хитон был выткан Пречистой Матерью Спасителя. Враги Христа - книжники, фарисеи и старейшины народные - не переставали злословить Господа, висящего на Кресте. Насмехаясь, они говорили: "Если Ты Сын Божий, сойди с креста… Других спасал… спаси Себя Самого".

Разбойник, распятый слева от Христа, также хулил Божественного Страдальца.

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Мы осуждены справедливо… а Он ничего худого не сделал". Сказав это, разбойник обратился к Иисусу: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!"

Милосердный Господь принял сердечное раскаяние этого грешника и ответил благоразумному разбойнику: "Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю". Около Креста были не только враги Христовы. Здесь стояли Его Пречистая Матерь, апостол Иоанн, Мария Магдалина и ещё несколько женщин. Они с ужасом и состраданием смотрели на муки Распятого Спасителя.

Увидев Матерь Свою и любимого ученика, Господь Иисус Христос сказал Ей: "Жено, вот Сын Твой". Затем, обратив Свой взор на Иоанна, произнёс: "Вот, Матерь твоя". С того времени апостол Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и до конца Её жизни заботился о Ней.

Начиная с шестого часа, солнце померкло, и тьма объяла всю землю.

Около девятого часа по иудейскому времени, то есть в третьем часу пополудни, Иисус громко воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" Это переживание богооставленности было самым страшным мучением для Сына Божия.

"Жажду", - произнёс Спаситель. Тогда один из воинов наполнил губку уксусом, надел её на трость и поднёс к иссохшим губам Христа.

"Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!". Исполнилось обетование Божие. Совершилось спасение человеческого рода.

Вслед за тем Спаситель воскликнул: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой", - и, "преклонив главу, испустил дух".

Сын Божий умер на Кресте. И земля содрогнулась. Завеса в храме, закрывавшая Святое Святых, раздралась надвое, тем самым отверзая людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное. И как знамение победы Господа Иисуса Христа над смертью, многие тела усопших святых воскресли и по Воскресении Господнем вошли в Иерусалим.

Видя происшедшее на Голгофе, все жители Иудеи были объяты страхом. И даже для распинателей-язычников стала очевидной великая истина Божества Христова.

РАСПЯТИЕ И СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА

Долго бесчеловечные воины издевались над невинным Страдальцем. Наконец, они положили Ему на плечи громадный крест и велели нести на Голгофу. Истерзанный и окровавленный Спаситель понёс по гористой дороге крест, на котором должны были Его распять. Едва-едва шёл Он, сгибаясь и падая под тяжестью ноши. Воины не позволяли Ему отдохнуть и, чуть Он останавливался, снова начинали подгонять Его кнутами и палками.

Толпы народа сопровождали Иисуса Христа и громко плакали.

Но вот и Голгофа. Воины поставили крест и начали своё злодеяние. Они сорвали со Христа одежды и Его руки и ноги прибили ко кресту большими острыми гвоздями, для насмешки надели Ему на голову корону из колючего тёрна, а сверху прибили дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». А по правую и левую сторону от креста Господня воины распяли ещё двух разбойников.

Вы знаете, дети, что Христос есть действительно Сын Божий и Царь всего мира. Но евреи не верили этому и смеялись. А первосвященники с книжниками и фарисеями, глядя на униженного и распятого Господа, громко злорадствовали и торжествовали свою победу. Кругом были злоба и месть.

Страшные боли переносил Спаситель, но ни одним словом Он не оскорбил мучителей. Напротив, Он молился за них и говорил:

– Боже, прости им, они не понимают, что делают.

Такие мучения претерпел Сын Божий, чтобы и нас научить кротости и терпению, научить прощать обиды и любить всех людей. И если мы поступаем так, то Христос радуется. Если же мы злы и поступаем дурно, то и Он скорбит и страдает, потому что злых людей Он не может взять к Себе в Небесное Царство.

Распятие Иисуса Христа

Страдая на кресте, Спаситель слышал, как воины смеялись над Ним. Даже один из разбойников, висевший на кресте рядом с Ним, сказал Ему:

– Если Ты Сын Божий, сойди с креста и спаси Себя и нас!

Но другой разбойник ответил ему:

– Неужели ты не боишься Бога? Мы наказаны за наши злые дела, а этот Праведник не сделал ничего плохого.

– Помяни меня, Господи, когда придёшь в Своё Небесное Царство.

Спаситель видел, что этот разбойник раскаялся в грехах и верует, что Он Сын Божий, а потому ответил ему:

– Истинно говорю тебе, сегодня же ты будешь со Мною в раю.

Во время распятия возле креста Христова неотлучно находилась Матерь Божия. Она рыдала при виде страданий возлюбленного Своего Сына. Сердце Её разрывалось от скорби. Спаситель любил Свою Пречистую Матерь. Он не хотел оставлять Её одинокою на земле, и потому, указав глазами на ученика Иоанна, сказал Ей:

– Пусть он будет Твоим сыном, – и затем сказал Иоанну: – Это – Матерь твоя.

После этого, чувствуя приближение смерти, Спаситель произнёс:

– Отче, в руки Твои отдаю душу Мою! – и тотчас умер.

К вечеру этого дня благочестивый человек, по имени Иосиф Аримафейский, снял тело Господа с креста, завернул его в чистое полотно и похоронил в новой пещере в своём саду, в Гефсимании.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Распятие и Крестная смерть Иисуса-Агнца Божия. Мф. 27: 34-50; Мк. 15: 23-37; Лк. 23: 33-46; Ин. 19: 18-30 Перед распятием осужденным предложили выпить вино, смешанное со смирною. Этот напиток был наркотическим и несколько смягчал нестерпимую боль распятия. Но Спаситель мира не пожелал ни

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

4) Распятие - смерть Христа (19:16-30) Суд над Иисусом формально заканчивается вынесением приговора Пилатом «Ibis ad сrucem» («Пойдешь на крест»). Сразу после этого Иисус попадает под охрану отряда палачей, состоящего из четырех римских солдат. Приговоренного заставляли нести не

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1-6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7-12). Избрание 12-ти учеников (13-19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20-30). Истинные родственники Иисуса Христа (31-85) 1 Об исцелении

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава XV. Христос на суде у Пилата (1-16). Насмешки над Христом, отведение Его на Голгофу, распятие (16-25а). При Кресте. Смерть Христа (25б-41). Погребение Христа (42-47) 1 (См. Матф. XXVII, 1-2). - Евангелист Марк во всем этом отделе (1-15 ст.) опять говорить только о самом выдающемся в

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

17. Распятие и смерть Христа 19. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. 20. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески,

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Распятие и смерть Иисуса Христа Долго бесчеловечные воины издевались над невинным Страдальцем. Наконец они положили Ему на плечи громадный крест и велели нести на гору Голгофу. Истерзанный и окровавленный Спаситель понёс по гористой дороге крест, на котором должны были

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Глава 5 РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА Высокое значение крестной смерти Христа, теоретическое и нравственно-практическое, вызывало всегда особенно живой интерес к этому предмету, а между тем по крайней мере до V в. распятие Христа не появлялось в христианском искусстве. В этой

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Распятие и смерть Господа Иисуса Христа В 6-м часу дня (по-нашему в 12-м часу утра) Иисус Христос был распят, и над головой Его по приказанию Пилата была прибита дощечка с надписью: «Иисус Назорей, Царь иудейский».Когда распинали Господа, Он молился за Своих врагов:– Отче,

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

ГЛАВА 44. Шествие на Голгофу. Распятие. Иисуса и двух разбойников. Смерть Иисуса. Снятие тела Иисуса со креста и погребение Его. Приставление стражи ко гробу Когда Пилат решил быть по прошению первосвященников и Иисуса предал в их волю (Лк. 23, 24–25), воины взяли Иисуса, сняли с

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

Распятие и Крестная смерть Господа Иисуса Христа Перед распятием осужденным предложили выпить вино, смешанное со смирною. Этот напиток был наркотическим и несколько смягчал нестерпимую боль распятия. Но Спаситель не пожелал ни смягчения страданий, ни потемнения

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

РАСПЯТИЕ И СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА Долго бесчеловечные воины издевались над невинным Страдальцем. Наконец, они положили Ему на плечи громадный крест и велели нести на Голгофу. Истерзанный и окровавленный Спаситель понёс по гористой дороге крест, на котором должны были Его

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Смерть Иисуса Христа Прошло уже несколько часов, как люди распяли Спасителя. Руки и ноги его отекли, а раны, пробитые гвоздями, приносили ему невероятные страдания.Иисус Христос был как будто в забытьи. Вдруг в третьем часу он громко воскликнул:– Бог мой, Бог мой! Зачем ты

Из книги автора

Из книги автора

РАСПЯТИЕ И СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА Долго бесчеловечные воины издевались над невинным Страдальцем. Наконец они положили Ему на плечи громадный крест и велели нести на гору Голгофу. Истерзанный и окровавленный Спаситель понес по гористой дороге крест, на котором должны были

Из книги автора

XXIX Распятие, крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа Распятие было самым ужасным и позорным видом смертной казни в древности, – настолько позорным, что само название его, как говорит Цицерон, «никогда бы не должно приближаться к мыслям, глазам или ушам

Распятие

Злые люди распяли Иисуса на Кресте. Они прибили Ему руки и ноги гвоздями. Так наказывали только страшных разбойников. Иисус Христос был лучше всех на земле, но многие этого не понимали, потому что завидовали Ему. Ведь Его все любили, а их нет.

Иисус Христос умер на Кресте. Небо потемнело, солнце перестало светить, и земля потряслась. Деревья и камни плакали об умершем Господе.

Один богатый человек, по имени Иосиф, снял с Креста тело Иисуса, обернул в белую ткань и положил в пещеру, в каменный гроб, высеченный в скале. Пещера находилась в большом и красивом саду. Вход в пещеру закрыли огромным камнем, чтобы никто не мог войти.

Иосиф был учеником Спасителя, но раньше никто не знал об этом. Он никого не побоялся и сам устроил Христу погребение.

Воскресение Христово

Ученица Христа Мария Магдалина пришла к пещере, где лежал Иисус. Стояло раннее утро. Было тихо. Кто-то уже отодвинул тяжелый камень от входа. Мария вошла внутрь. Но в пещере было пусто. Где же Господь, любимый Учитель? Его здесь нет.

Мария заплакала. И вдруг увидела двух юношей в белых одеждах. Это были Ангелы. Они сидели там, где раньше лежало тело Иисуса.

Почему ты плачешь? - спросили Ангелы.

Кто-то унес Его, а я даже не знаю куда, - ответила Мария, утирая слезы. Она и не думала, что беседует с Ангелами, потому что раньше никогда не видела их.

Тут Мария обернулась и увидела Человека. Это был Христос, но Мария не узнала Его. Она подумала, что это садовник.

Это ты взял Его? Расскажи мне, куда ты положил Его.

Иисус сказал:

И она вдруг узнала Его. Учитель стоял перед ней живой. Значит, Он не умер?

Пойди, расскажи всем Моим друзьям и братьям, что ты видела, - велел ей Господь.

Мария Магдалина побежала в город. Ученики Иисуса сидели дома и горько плакали. Они думали, что больше никогда не увидят Его. Мария вошла и сказала:

Не плачьте. Христос воскрес!

Но ученики не особенно ей поверили. Потому что трудно поверить, что человек мог воскреснуть после смерти.

Чудесный улов

Петр проголодался и сказал: - Пойду ловить рыбу.

И мы с тобой, - сказали другие апостолы. Всю ночь они ловили рыбу, но ничего не поймали. Утром они подплыли к берегу и увидели Человека. Он стоял на берегу и ждал их. Апостолы не поняли, что это Христос. Иисус спросил их: - Дети! Сколько рыбы вы поймали за ночь?

Они ответили: - Ни одной. - Закиньте сеть с правой стороны лодки, и поймаете. Они закинули сеть с правой стороны и уже не могли втащить ее в лодку - столько рыбы попалось туда. - Это Господь, - прошептал Иоанн. Он догадался. Тогда Петр бросился с лодки в море и поплыл.

Ему хотелось поскорее оказаться рядом с Учителем. Остальные ученики поплыли к берегу в лодке и вскоре вышли на землю. На берегу горел костер и готовился обед. Петр вытащил из лодки сеть с рыбой. Рыб было очень много - сто пятьдесят три.

Он вспомнил, что такое уже случалось однажды, три года назад, когда Господь позвал их с братом за Собой. Только тогда сеть порвалась, а в этот раз осталась цела. - Идите обедать, - сказал Христос апостолам. Он дал им печеную рыбу и хлеб. И Сам ел вместе с ними. Никто не спрашивал Его, Кто Он. Все поняли, что это Господь.

Это случилось уже после того, как Иисус воскрес из мертвых. А потом сорок дней Он являлся апостолам и другим Своим ученицам и ученикам. Господь хотел, чтобы они поверили, что Он и правда воскрес из мертвых, и рассказали об этом всем.

Недоверчивый Фома

Фома тоже был учеником Иисуса. Он ходил за Ним, слушал Его слова и очень любил Его. Но не во все, что говорил Христос, Фома мог поверить. Он часто сомневался, мысли его двоились, и апостолы прозвали его «Близнец». Когда Воскресший Господь явился ученикам в Иерусалиме, Фомы не было в городе. Но вот Близнец вернулся, и апостолы сразу же рассказали ему, что Господь воскрес и благословил их, пройдя сквозь запертые двери.

Но Фома только мотал головой: - Не может быть. Разве из мертвых воскресают? Разве можно пройти через запертую дверь? Вам это просто приснилось. Прошло восемь дней, и Иисус снова явился ученикам. Он вновь прошел сквозь запертые двери, встал среди апостолов и сказал: «Мир вам!» На этот раз Фома тоже был с ними. - Подойди и вложи пальцы в Мои раны, взгляни на Мои руки и следы от гвоздей. И будь верным, - сказал Господь.

Но Фома не двинулся с места. Ему стало стыдно. Христос видел его сердце и знал, что он не поверил в воскресение. - Господь мой и Бог мой! - воскликнул Фома. С тех пор он стал один из самых верных учеников Христовых.


Вот мы и подошли к последнему уроку в этом квартале. С одной стороны, это самый трагичный момент во всей истории Вселенной – смерть Сына Божьего. С другой стороны – совершен план искупления, и Христос не только умер, но Он и воскрес. Это вас радует? Меня - тоже. Давайте рассмотрим этот урок подробно.

I Власть на небе и на земле


Читаем текст Писания:

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

Этот текст дан как памятный к уроку. Эти слова сказал Иисус перед самым вознесением на небо. Почему Иисус произнес эти слова? Что послужило стимулом для высказывания именно этих слов? Разве ученики в чем-то усомнились?

Матфей ничего не сообщает ни о явлении Иисуса десяти ученикам вечером того же дня, как это делает Иоанн (Ин. 20:19-23), ни о явлении Его на 8-ой день одиннадцати ученикам (Ин. 20:24-29). Но вот о явлении воскресшего Христа в Галилее, где Он обещал встретить учеников, у Матфея записано (Мф. 26:32 сравните с 28:7,10). Неизвестно, на какой именно горе встретился Иисус с учениками, но они увидели Его. И, увидев… поклонились Ему; а иные усомнились, пишет Матфей.

Поскольку Его уже видели ранее и удостоверились в том, что это Он, не в факте воскресения Его усомнились ученики, а скорее в том, Он ли явился им и на этот раз. Поскольку ранее явлениям Его сопутствовали необычные обстоятельства, а теперь все произошло «просто» (судя по евангельскому повествованию), ученики могли испытать своего рода удивление или сомнение.

Но неуверенность их не могла не рассеяться, когда Иисус заговорил к ними как Существо высшего порядка: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле», - произнес Он. Эта «власть» (греческое слово «эксус`иа» буквально означает «официальное право» или «официальная власть») дана была Иисусу Христу Отцом Небесным, и вот теперь Он, на основании данной Ему власти, повелевает ученикам: Идите! Идите ко всем народам (ко всем, а не только к Израилю).

Они должны были идти и учить, т. е. провозглашать истину об Иисусе Христе, чтобы люди из всех народов могли пойти за Христом, как это сделали они сами. Уверовавших же в Спасителя следовало крестить в воде. Откликнувшихся на благую весть следовало далее учить и наставлять относительно тех истин, которые были переданы Иисусом Его одиннадцати ученикам.

Конечно, не всё, что говорил Он им, было ими передано обращенным, но в первую очередь те конкретные истины, которые касались грядущего века Церкви и действия в нем благодати Божией; их-то и понесли они во все пределы земли. Поручение Христа ученикам сводилось, по сути дела, к одному: «Приобретайте Мне последователей!» И выражено это тремя глаголами в повелительной форме: «идите, крестите, учите!»

Последними в Евангелии от Матфея звучат слова обещания Иисуса Христа: И се, Я с вами во все дни до скончания века. Хотя физически Иисус и не остался с Одиннадцатью, духовно Он был с ними все то время, пока они выполняли на земле Его задание. Апостолы свято соблюдали эти последние слова Господа и действовали по ним: в какие бы страны ни шли, они повсюду возвещали историю своего Мессии Иисуса Христа.

Это мы раскрыли суть слов Христа, которые даны нам как эпиграф к этому уроку. Они были даны ученикам как эпилоговые перед тем, как Христос оставил их и вознесся на небо. Хороший итог служения Христа на земле, но давайте возвратимся к самым мучительным и ответственным часам служения Иисуса, это момент экзекуции и распятие.

II Экзекуция

Вообще-то само слово экзекуция означает «телесное наказание». Наказывали кого? Провинившегося. А в чем провинился Иисус? Даже Пилат мог засвидетельствовать:

«вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин. 19:4).

Но экзекуция состоялась. Мы читаем:

26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие (Мф.27:26-31).

Матфей момент экзекуции описывает очень кратко: «бив, предал на распятие». Потом он описывает издевательства и насмешки солдат. Слово «бив» в других переводах стоит более конкретно «предал бичеванию». Греческое слово φραγελλόω фрагэлл`о означает буквально – бичевать.

В общем-то, Матфей упоминает лишь первое бичевание; его цель, в данном случае, показать все, касающееся Пилата, прежде, чем перейти к действиям воинов. Издевательства на самом деле предшествовали основному бичеванию и преданию на распятие. Бичевали, фактически, Иисуса дважды; первый раз ради того, чтобы вызвать сострадание толпы и ее одобрение к Его освобождению (сравните, как об этом описывает Лука и Иоанн); второй раз распятию предшествовала экзекуция (телесное наказание) по обычаю, так как перед распятием всех осужденных били плетками.

Вот как Баркли описывает эту ужасную процедуру: «Римское бичевание было ужасной пыткой: жертву раздевали, ей связывали назад руки и привязывали ее к столбу в согнутом положении, с тем, чтобы спина была хорошо открыта для бичевания. Сам бич представлял из себя длинную, кожаную плеть, на которой были закреплены заостренные куски кости и свинца. Такое бичевание всегда предшествовало распятию, и оно превращало оголенное тело в клочья сырого мяса и в кровоточащие рубцы. Люди умирали под таким бичом, теряли разум и лишь немногие не теряли сознание до конца бичевания».

Пилат видел, что ничто не помогает и сознавал серьезность доносившихся до него угроз пожаловаться Цезарю (Ин. 19:12). Его отношения с правившим в то время Римом императором Тиберием оставляли желать лучшего, и он опасался, что до того дойдут слухи о некоем «царе», появившемся в Иудее, в котором Тиберий мог увидеть соперника; тем более опасался он, что весть об освобождении этого царя им, Пилатом, достигнет Рима. И губернатор принял решение: он взял воды и умыл руки пред народом, символизируя тем свое желание принародно освободиться от ответственности за предание смерти невинного человека. Однако ни этот жест, ни слова Пилата: невиновен я в крови Праведника Сего - не сняли с него вины, потому что вся эта пародия на суд была допущена именно им.

Между тем, иудеи с готовностью приняли ответственность, переложенную на них Пилатом (стих 24). Кровь Его на нас и на детях наших! - заявили они. Слова их обернулись горькой действительностью: многих из них (и детей их) настиг суд Божий, когда в 70 году по Р. Х. римляне разрушили Иерусалим и храм и привели народ к рассеянию.

Что касается Пилата, то, несмотря на четырежды провозглашенную им невиновность Иисуса (Лк. 23:14,20,22; Ин. 19:4), он отпустил народу Варавву, а Иисуса бив предал на распятие.

Иисус был отведен в преторий (огромный двор, окружавший здание суда), где толпилось множество римских воинов (именно так надо понимать вторую часть стиха 27). Считается, что их было там человек 600 (в греческом тексте сказано – «когорта»). Преторий мог быть частью резиденции Пилата (так называемого Замка Антония). Но некоторые думают, что она располагалась на территории дворца Ирода.

Воины, раздев Иисуса, принялись над Ним издеваться: а) они облачили Его в пурпуровое одеяние, подобное царскому; б) на голову Ему возложили венец, сплетенный из колючего терна и в) вместо скипетра, вложили Ему в правую руку трость. И, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! Какую же трагическую фигуру являл Собою Иисус в тот момент! Его мучители плевали на Него и били тростью по голове.

Не ведая того, они исполняли пророчество Исаии о Спасителе, записанное в Ис. 52:14. Ибо Иисус был столь жестоко избит римскими солдатами, что немногие могли бы узнать «обезображенный лик» Его. Целиком предавшись воле Отца, Он молча сносил все эти издевательства. Натешившись, солдаты вновь одели Его в одежды Его и повели Его на распятие.

III Распятие и смерть

У Матфея записаны лишь некоторые из событий, происшедших на пути Иисуса к месту распятия и в процессе его. Он пишет, что некоего Киринеянина по имени Симон (человек этот был из Кирина, города в Северной Африке, где жило много евреев) заставили нести крест Иисуса, когда Тот, истерзанный побоями, более не мог нести его Сам. В конце концов процессия достигла места под названием Голгофа, что значит: «лобное место» (точнее в переводе с арамейского «голгофа» означает «череп», «место, похожее на череп»). Но оно не было ни местом «погребения черепов», ни кладбищем, ни местом казней, а просто возвышенным местом, напоминавшим своей конфигурацией человеческий череп.

На Голгофе Иисусу предложили выпить уксуса, смешанного с желчью. Это питье, одурманивавшее чувства и несколько облегчавшее страдания распинаемого, но Он не захотел его пить, чтобы не утратить контроля над Своим состоянием даже на кресте.

Сам по себе акт распятия описан Матфеем кратко. Он не упоминает о том, что в руки и ноги Господа вбивали гвозди. Но вот о том, что солдаты делили одежды Его, бросая жребий, он говорит. Над головой распинаемого человека обычно писали, за что он подвергся казни. Надпись над головой Спасителя гласила: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Именно в этом Он был обвинен.

Распят был Иисус между двух разбойников (Мф. 27:38); у Луки они названы «злодеями» (Лк. 23:33).

Проходившие мимо креста оскорбляли Иисуса. В издевательском тоне они вспоминали, как Он говорил о разрушении храма и созидании его в три дня. Конечно же, этот человек – «лжевождь», думали они, потому что его хваленая способность разрушить храм так ни в чем и не выявилась! А если бы Он был Сыном Божиим, то должен был бы совершить чудо, сойдя с креста. Неспособность Его сделать это, -рассуждали они, - доказывает несостоятельность Его претензий. Прежде Он других спасал, а теперь Себя Самого не может спасти. «Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него», - говорили они. «Если Он угоден Богу, если Он Его Сын, пусть Бог избавит Его». Сомнительно, однако, чтобы они уверовали, даже если бы произошли вещи, о которых они говорили столь скептически и язвительно.

У Матфея читаем, что не только проходившие мимо (27:39-40) и религиозные вожди (стихи 41-45), но и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Лука, однако, утверждает, что один из «разбойников» изменился в сердце своем (Лук. 23:39-43).

Горькая ирония происходившего состояла в том, что Иисус действительно мог совершить все то, к чему призывала Его толпа. И сойти со креста и физически спасти Себя – Он мог бы, но это было бы против воли Небесного Отца! Сыну Божию необходимо было умереть за других. И потому Он терпеливо сносил страдания и оскорбления.

У Матфея нет ссылки на то, когда казнь началась, но у Марка читаем, что она началась в «третьем часу» (Мр. 15:25), т. е. около 9 часов утра. Матфей точно указывает, когда тьма покрыла всю землю; это было от шестого часа до часа девятого (т. е. с 12 часов дня до 3-х часов дня). Именно в этот период времени сделался Иисус Жертвоприношением за мир, и в этом качестве был оставлен Отцом.

Время это близилось к концу, но и силам Иисуса наступал предел. Он не мог более выносить разделения с Отцом и возопил громким голосом: Или, Или! лама савахфани? Эти арамейские слова означают: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Этими словами Он выразил терзавшее Его чувство такой отделенности от Отца, какой никогда прежде не знал; ведь от Сына, взявшего на Себя грех мира, Отец должен был отвернуться полностью.

Некоторые из стоявших там не поняли слов Иисуса. «Или» они приняли за «Илию» (стих 47). Решив, что у Него горло пересохло, а потому Он неясно произносит слова, один из них взял губку, наполнил ее уксусом и дал Ему пить. Другие же говорили: «постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Таким образом люди издевались над Христом.

И вот с последним громким воплем Иисус испустил дух, предав его в руки Своего Отца (Лк. 23:46). До последнего момента контролировал Он Свою жизнь и умер именно в ту минуту, когда это должно было совершиться. Никто из людей не мог бы отнять у Него жизнь, Он Сам распорядился ею. Иисус отдал жизнь в соответствии с планом Отца, чтобы затем вновь принять ее в воскресении.

В минуту смерти Иисуса мгновенно, одно за другим, произошли три события. Во-первых, завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу. Эта завеса отделяла Святое святых в храме от остального его помещения. То, что завеса разорвалась сверху донизу, свидетельствует о том, что ее разорвал Сам Бог, поскольку человек рвал бы ее в обратном направлении - снизу доверху. Это было событие-знамение, которым Бог показывал, что отныне свободный доступ к Нему открыт любому человеку - не только первосвященнику в соответствии с ветхозаветным ритуалом.

Во-вторых, в момент смерти Христа произошло сильное землетрясение, так что и камни расселись (Мф. 27:51). Смерть Его - событие огромной духовной силы - потрясла землю и в переносном и в буквальном смыслах слова. О третьем событии пишет только Матфей. «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (стих 52; речь тут, по-видимому, идет о иерусалимском кладбище). Сопоставляя эту информацию с другими евангелистами, мы приходим к выводу, что эти «святые» воскресли в момент смерти Христа, но в Иерусалим они вошли именно по воскресении Его.

Говоря о смерти Христа, мы должны ясно понимать, что это не просто смерть, которой умирают все люди, Христос принял на Себя вторую смерть, как возмездие за грех. Распятый на кресте, Иисус не знал, что Его ждет. Ему казалось, что Его смерть – это навсегда. И от этого Он страдал больше, чем от физической боли. Он прошел «ад», который заслужили мы. Неважно, где и как мы умрем, потому что знаем, что Он победил вечную смерть ради нас. Поэтому мы с великой верой ждем, что однажды наше желание увидеться с Богом лицом к лицу станет реальностью.

IV Воскресение и вознесение


В Евангелии от Матфея Иисус представлен долгожданным Мессией. Иудеям было трудно поверить в то, что их Царь умрет насильственной, позорной смертью, которая ждала только самых отъявленных преступников и врагов государства. Зная Писание и принимая участие в обрядах, они все же не смогли узнать своего Мессию. Обряды, жертвоприношения и праздники были символом Божьей работы по осуществлению плана спасения. После того, как Иисус умер, и завеса разорвалась надвое, больше не было смысла приносить в жертву животных, так как они указывали на жертву Иисуса. Однако это не означало, что Его труд полностью завершен.

Еще одним символом исполнившегося пророчества стал праздник первых плодов. До того, как созреет весь урожай, малая часть его поспевает раньше. Во время празднования Пасхи евреи собирали первые поспевшие колосья, вязали их в сноп и отдавали священнику. На следующий день после субботы священник возносил его пред Господом как благодарственное приношение (см. Лев. 23:9–14). Первый плод являлся символом того, что скоро пора будет собирать полноценный урожай.

Воскресение и вознесение Иисуса к Отцу стало первым снопом грядущего урожая. Христос – это первый плод нетленного урожая искупленных, который будет собран при первом воскресении. Смерть Иисуса была принята. Он одержал победу. В Адаме все умирали, а во Христе все оживут и станут новым творением (см. 1 Кор. 20–23). Какое прекрасное обетование мы имеем. Тленное облечется в нетленное, а смертное облечется в бессмертное! Христос воскрес. Грядет обещанный сбор урожая.

Средоточием христианской веры является не только Голгофский крест, но и пустая гробница. Большинство людей в мире, включая нехристиан, считают, что человек по имени Иисус из Назарета действительно умер на кресте. Спустя короткое время после смерти Иисуса появились исторические свидетельства, как, например, запись римского историка Тацита: «Нерон предал наиболее изощренным казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат» (Тацит, Анналы 15:44).

По поводу того, был ли исторический персонаж по имени Иисус осужден и распят, споры не велись и не ведутся. Но с воскресением все обстоит иначе. Куда сложнее признать, что Иисус из Назарета умер в пятницу днем и ожил в воскресенье утром. Именно с этим многие люди не согласны. В конце концов, никого нельзя было удивить рассказом о еврее, распятом римлянами в Иудее. Но повествование о еврее, воскресшем из мертвых после распятия, никак не укладывается в привычные рамки!

Тем не менее без этой веры в воскресшего Иисуса христианская религия существовать не может. Павел пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:14, 19). За смертью Иисуса должно было последовать Его воскресение, потому что в Его воскресении мы имеем гарантию нашего воскресения.

Читая повествование о воскресении Иисуса, мы можем воспринимать его по-разному. Либо считать эту историю сентиментальным вымыслом малочисленных учеников Иисуса, тосковавших по своему Учителю и желавших сохранить память о Нем. Либо можем принять историю воскресения буквально как рассказ из первых уст об экстраординарном событии, которое позднее было истолковано как имеющее значение для каждого человека, когда-либо жившего на Земле.

Но тем не менее, Иисус воскрес, являлся ученикам и дал повеление: «Итак, идите, научите...» (Матф.28:19). Воскреснув, Христос получил неограниченную духовную власть. Поэтому Он просит, чтобы мы приглашали всех и всюду следовать за Ним. Враг Христа окончательно повержен. На нашем пути могут встречаться случайные препятствия. Мы можем переживать временные потери. Но окончательная победа нам обеспечена. В центре Великого поручения находятся ученики, которые откликнулись на Божий призыв, поскольку ничто не может сравниться с тем, что Христос совершил на Голгофе и в гробнице Иосифа. Разве можно желать чего-то большего, чем мир в жизненных трудностях, уверенность при встрече со смертью и гарантированную вечную награду?

Донесите эту удивительную весть до других людей, сделайте их учениками Иисуса, приобретайте друзей для вечности, провозглашайте освобождение из рабства! «Идите!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читая историю о миссионерских путешествиях Павла, мы осознаем, что у него не хватило бы сил продолжать идти вперед, если бы он не верил во что-то намного более сильное, чем испытываемые им боль и страдания. Встреча с живым воскресшим Иисусом побудила Павла отправиться благовествовать о спасении всем, кто станет его слушать. Великое поручение дается каждому, кто следует за Христом. «Идите» и научите всех. Эти слова звучат и к каждому из нас лично. На этом изучение Евангелия от Матфея мы закончили.

До встречи на следующем уроке субботней школы в новом квартале. Нам предстоит изучить материал на тему: «Роль церкви в обществе».

Сразу могу сказать, чего не делать. Нельзя ни взрослым, ни детям показывать фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», где с безобразным натурализмом человек, дерзающий изображать Христа-Спасителя, кривляется, подменяя Христовы страдания неизвестно чем. Это оставляет в душе убийственное впечатление, совершенно разоряет ум и сердце, лишает православного христианина молитвенного духа.

А вот общаться с детьми и взрослыми, пересказывать им Евангелие наши прабабушки, арины родионовны, умели всегда.

Большое заблуждение – считать, что с пяти-шестилетними малышами надобно сюсюкать, адаптируя Священное Писание и прибегая к каким-то уменьшительным суффиксам. Это – удел протестантов, которые не носят в себе ни духа разума, ни духа любви.

Опыт свидетельствует, что и годовалые малыши навостряют свои глазёнки и принимают благодать не посредством интеллекта, ещё не развившегося в них, но своим чутким и чистым сердцем, которое, как губка, впитывает всё светлое, изящное, высокое и подлинное.

Вот почему не ошибались те мамы, которые читали вслух Евангелие над годовалыми малышами, спящими в люльке или в манеже. Потому что, повторяю, Божья благодать действует на бессмертную человеческую душу вышеестественно.

«Итак, милые дети, садитесь поближе ко мне. Прежде, чем вы отойдёте ко сну, послушайте-ка, друзья, о том, что свершилось в Великий Четверток, четверг, по-нашему», – рассказывает современная интеллигентная просвещённая христианским ведением бабушка.

«Христос-Спаситель приводит Своих учеников – Петра, Иоанна, Матфея, Варфоломея – запомните эти имена – в большую комнату, которая называется в Евангелии Сионской горницей. Находится она в Иерусалиме. В этой комнате было зажжено много свечей, пол и стены устланы коврами. А Христос-Спаситель, от Которого исходит и любовь, и мир, и красота, препоясавшись белым льняным полотенцем, подход к апостолам – Иуде, Петру, Матфею – опускался на колени и мыл их ноги, запылённые после путешествия в Иерусалим из окрестных селений».

Владеть нужно русским литературным языком, господа и дамы. И педагогический, и пастырский, и родительский опыт показывает, что слова, исходящие из глубины души, слова, которые мы черпаем в сердечной шкатулке, – простые и незамысловатые, ясные и прекрасные, словно манна небесная, снисходят и остаются в памяти наших слушателей – и простецов, и мудрецов.

И у нас бы не было ни Пушкина, ни Достоевского, ни Чехова, ни Лермонтова, если бы они в малом возрасте не получали вот таких открытых уроков, который мы с вами сейчас попробовали произвести. Так что, унося из золотого детства эти воспоминания, гении русской словесности впоследствии обогатили мировую литературу собственными шедеврами. Чего и вам желаю.

Протоиерей Артемий Владимиров

ажный вопрос возникает в семьях, когда мы должны открыть тайну жизни и смерти своим детям. Когда самым любимым нашим чадам мы должны говорить о самом страшном в нашем существовании – об окончании нашей жизни.

И, наверное, смерть и страдания Христовы могут стать способом приоткрыть эту тайну тем маленьким, которые ещё не знакомы со смертью.

Есть такое общее и, наверное, правильное представление, что ребёнок не ощущает смерти. У него есть ощущение вечной жизни. И оно правильное – потому что смерти на самом деле нет.

Есть смерть только одного рода – смерть тела, временная, неокончательная. Ведь душа человека остаётся живой, чувствующей, любящей или ненавидящей. Ребёнок ощущает именно это.

Но с возрастанием он видит, что люди уходят из этой жизни – бабушки, дедушки, а, может быть, кто-то и помладше. И вот страдании и смерть Христовы могут стать подведением ребёнка к глубокому переосмыслению, переживанию смерти – не как окончательного ухода человека, не как бесконечной трагедии, как ощущает её человек, живущий плотски.

Объяснять тут едва ли что-то нужно – нужно потихонечку приоткрывать тайну нашего спасения.

В чём она состоит? В том, что мы несовершенны, греховны и даже можем быть отвержены. Но есть Тот, Кто возлюбил нас даже до смерти, и до смерти крестной.

Христос, Который возлюбил нас, явным образом умирает, как живой человек. Как человек, который не хочет умирать, который хотел бы не умереть, но умирает, потому что так надо для нас.

Ребёночку, который что-то начинает понимать в этом, можно так и сказать. Не нужен натурализм, как, например, в фильме, который снял Мэл Гибсон, – думаю, что и не всякому взрослому по силам это смотреть.

Но именно в этих скупых выражениях ребёнку, который на самом деле – существо очень вдумчивое и восприимчивое, можно сказать: Да, Он жил для нас. И Он умер за нас. Да, это было больно и страшно. (А что такое «больно» и «страшно» каждый ребёнок понимает). Но Он так нас любил, что сделал это не сомневаясь в том, что это надо было сделать.

Да, Он переживал, страдал, но сделал это, не задумываясь, потому что это – решение нашей проблемы.

Если бы у нас была какая-то другая проблема – не проблема вечной смерти, которая стоит перед всеми нами, а что-то более решаемое и земное, наверное, для этого не нужно было бы умирать Христу.

Но случилось так, что мы должны были умереть. А Он умер за нас. А мы будем жить. А Он воскрес, и мы воскресаем.

Приоткрывая эту тайну постепенно, можно донести основы христианства и ребёнку, и тем взрослым, которые ещё далеки от каких-то богословских тем, довольно непростых.

Потихонечку, постепенно, через любовь. Ведь смерть сама по себе бессильна и порой бессмысленна. А когда это происходит через любовь, когда человеку открывается именно эта истина – величайшей любви Божией к нам. Тогда всё можно объяснить.

Иерей Димитрий Туркин

Конечно, бывают разные дети, разные родители, разный духовный опыт, разные обстоятельства, поэтому тут нет универсальности. Но, в любом случае, говорить надо с благоговением. Ребенок должен чувствовать, что мы благоговейно к этому относимся. Для нас это очень значимо, очень важно.

Как детям рассказать о страданиях Христа? Они просто не понимают, если ребенку пять или шесть лет. Не понимает, он по-детски мыслит совершенно. Он еще не страдал никогда, и дай Бог, чтоб он побольше в радости в детской своей пожил.

Но ребенку надо рассказывать с благоговением. И если что-то не понимает, то всё это откладывается в сердце его, в памяти сердца. Но, прежде всего, откладывается в памяти сердца благоговение перед святыней, перед Христом, перед священной историей.

Ребенок потом, постепенно возрастая, вспоминая, укладывая всё это в памяти и пользуясь своим жизненным опытом, добавляет к этому и благоговение, которое он запомнил еще с детских лет.

И тогда вера становится живой, тогда он относится к этому, как к святыне, а не как просто к истории какой-то, которая когда-то была рассказана мамой или папой.