Типы аддиктивного поведения. Характерные черты аддиктивной личности

Существует много непонятных терминов в психологии, обозначающих довольно простые вещи. Одним из подобных определений можно отнести аддикцию.

Определение аддикции

Модное понятие «аддикция» подразумевает саморазрушение путем ухода от реальности, связанное с употреблением различных химических веществ, существенно влияющих на психику и разум, а также навязчивое стремление заниматься определенными видами деятельности. Проще говоря, аддиктивное поведение – это термин, который означает своего рода зависимость, пристрастие к определенным препаратам или занятиям с целью получения физического или психического удовлетворения.

Суть аддиктивного поведения выражается в постоянном стремлении аддикта (зависимого человека) использовать удовлетворить свои потребности при помощи предметов или действий, к которым и возникла нездоровая тяга.

Существует ряд теоретических выкладок о биологических механизмах развития любой зависимости:

  1. Отсутствие необходимой стимуляции центров удовольствия в головном мозгу аддиктов. Предполагается, что мозг любого здорового человека имеет центр удовольствия, активизация которого вызывает огромное чувство удовлетворения. Мозг аддиктов устроен немного по-иному – их центры удовольствия не получают должной активизации в обычной жизни, поэтому в ход идут различные синтетические вещества или навязчивые действия.
  2. Во всем виновен некий ген аддиктивности, обнаруженный в 1990 году американским ученым К. Блюмом. Этот ген выявляется у всех людей, имеющих нездоровые пристрастия, будь то психоактивные вещества или стремление к перееданию, азартным играм, частой смене сексуальных партнеров.
  3. Влияние любых психоактивных веществ на опиатные рецепторы головного мозга. В норме опиатные рецепторы возбуждаются от воздействия вырабатываемых нейромедиаторов – дофамина, эндорфина, энкефалинов, ГАМК и др. Любое химическое вещество, вызывающее необъяснимую тягу, имеет свойство замещать эти нейромедиаторы. Впоследствии мозг человека перестает вырабатывать природные вещества и при отсутствии замены начинает посылать сигналы о необходимости восстановить баланс. Так развивается физическая зависимость от психоактивных веществ.

Как бы там ни было, зависимую личность мало интересует биологический аспект формирования тяги, его навязчивое стремление уйти в иллюзорный мир вырывают человека из реальной жизни и приносят в его жизнь массу проблем, начиная от проблем во взаимоотношениях с близкими и заканчивая трудностями с законом. Проблемы аддикции связаны с тем, что многие зависимые люди заканчивают жизнь самоубийством, не мысля себя без объекта пристрастия, другие – коротают остаток жизни в психиатрических клиниках. Так или иначе, аддикция является серьезной проблемой, требующей незамедлительной коррекции, а порой и длительного медикаментозного лечения.
На видео о проблемах аддиктивного поведения:

Классификация

Для большего удобства можно систематизировать болезненные пристрастия по разным группам:

  1. Химические аддикции. Характеризуется пристрастием к сильнодействующим синтетическим или природным веществам, изменяющим физическое и психическое состояние человека до неузнаваемости. Химические аддикции наносят огромный вред здоровью человека. В это группу входят: , зависимости, .
  2. Нехимические пристрастия. Это довольно большая группа, включающая в себя:
    • тягу к азартным играм;
    • сексуальная аддикция;
    • любовная аддикция;
    • зависимость от покупок – шоппинг;
    • трудоголизм;
    • интернет-зависимость;
    • спортивная аддикция.
  3. Промежуточная группа. Сюда специалисты включают виды аддикций, связанные с перееданием и голоданием. Такие распространенные нервно-психические болезни, как булимия или анорексия, являются яркими примерами пищевых аддикций.

Причины развития

Причин формирования аддиктивного поведения, а именно негативного пристрастия к тому или иному веществу у каждого конкретного человека может быть масса: непонимание окружающих, недовольство собой, психотравмирующая ситуация и т.д.

В целом все факторы, способствующие развитию аддикции, можно разделить на 3 большие группы:

  • психологические;
  • социальные;
  • биологические.

Все эти факторы тесно связаны между собой. Мало того, у одного человека может наблюдаться целый комплекс причин, вызывающих болезненное пристрастие к определенному веществу.



К психологическим факторам развития аддиктивного поведения относятся:
  • личностные черты характера – закомплексованность, низкий интеллект, отсутствие смысла жизни и интересов и др.;
  • тяжелое психологическое состояние – стресс, психическая травма, горе;
  • обстоятельства, способствующие развитию аддикций, в важнейшие периоды становления личности – пример выпивающих родителей, отсутствие телесного и духовного контакта с матерью в ранние годы, подростковые проблемы и неумение их решать.

Социальная подоплека аддиктивных состояний выражается в большей части во влиянии семьи и учебных учреждений, низкая заинтересованность государства в решении проблемы алкоголизации общества, доступность психоактивных веществ, пищевые традиции семьи и ближайшего окружения, ненормальное воспитание – гипер- и гипоопека, влияние различных социальных групп.

К биологическим факторам развития аддикций относят физическую устойчивость к действию психотропных веществ, наследственную предрасположенность, способность вырабатывать собственные психоактивные вещества, способствующие повышению настроения.

Этапы формирования

Психологи давно заметили, что формирование любой зависимости проходит ряд ступеней.

Рассмотрим стадии развития аддикции более подробно:

  • Стадия первых проб. Здесь происходит первое знакомство с предметом пристрастия, формирование положительных эмоций в ответ на употребление, но пока сохраняется контроль над своим поведением.
  • Стадия аддиктивного ритма, которой характерно более частое прибегание к объекту аддикции, закрепление привычки, возникновение психологической зависимости.
  • Аддиктивное поведение. Тяга становится столь явной, что ее нелегко скрывать, утрачивается контроль над ситуацией. При этом зависимый резко отрицает наличие у него каких-либо проблем. Человек охвачен смятением, его мучает беспокойство и страхи, что с ним что-то не в порядке, но он боится в этом признаться окружающим.
  • Полное преобладание физической зависимости. Эффект улучшения настроения при использовании объекта зависимости исчезает, имеются стойкие изменения личности, вплоть до деградации, социальные контакты затруднены.
  • Стадия полного разрушения – катастрофа. На этом этапе происходит нарушение работы организма из-за постоянной интоксикации либо вследствие постоянного деструктивного поведения. Человек серьезно болен, его зависимость явно преобладает над базовыми потребностями. Этой фазе характерно совершение правонарушений, суицидальные мысли, эмоциональные срывы.

Наиболее ярко этапы формирования аддиктивного поведения прослеживаются на примере химических зависимостей.

Виды химических аддикций

Алкогольная аддикция наиболее распространена среди химических зависимостей. Спиртные напитки не запрещены к употреблению, более того – рекомендованы при некоторых состояниях. Тем не менее, частое злоупотребление алкоголем вызывает многочисленные нарушения в работе внутренних органов, головного и спинного мозга, нервной системы.

Употребление малых доз этанола в редких случаях, как правило, не приводит к стойкой зависимости, действует расслабляюще, повышает настроение, расширяет сосуды. Состояние аддикции развивается в тот момент, когда человек не представляет себе нормального существования без ежедневного присутствия спиртных напитков, употребление алкоголя становится сверхценной идеей, наличествует синдром абстиненции.

Алкогольная зависимость приводит к ранней инвалидности или смерти больного вследствие интоксикации, травматизации или психических нарушений.

Лекция об алкоголизме как форме аддиктивного поведения:

Наркотическая аддикция считается более серьезным явлением, развивается вследствие употребления психоактивных веществ, резко изменяющих сознание. Под воздействием химического вещества у человека возникает иллюзорное ощущение полного отсутствия проблем, резко повышается настроение, мир видится в радужных красках. Желание повторить приятные моменты приводит к развитию психической зависимости уже с первого применения.

Для достижения желаемого состояния наркозависимому требуется все большая дозировка вещества, постепенно аддикты переходят с более легких психотропных препаратов на серьезные тяжелые наркотики, вызывающие многочисленные нарушения психической сферы и поражения организма. Все это практически мгновенно приводит к полной изоляции наркомана, тяжелым заболеваниям – передозировке, ВИЧ-инфекции, гепатиту С, а также суициду.

Постепенно зависимые от употребления наркотиков люди начинают употреблять химические вещества не только для достижения состояния кайфа, но и с целью достижения хорошего самочувствия.

Наркотик, встраиваясь в систему обмена, становится необходимым для жизни, в результаты отмены препарата наступает сильная абстиненция – физические боли сменяются тяжелым депрессивным состоянием и нежеланием жить.

Наркотической аддикции свойственны постоянные рецидивы из-за неумения жить в социуме, неспособности получать удовольствие от простых вещей, явно выраженной потребности в изменении сознания.

Табачная аддикция характеризуется наличием тяги к никотину, вызываемой постоянным табакокурением. Развитие табачной аддикции наступает вследствие нерешенных психологических и социогенных проблем. Сигарета на время помогает переключиться с проблемной ситуации, отрешиться от нее, тем самым вызывая ложное чувство расслабления и способности взглянуть на ситуацию под другим углом.

Совместные перекуры помогают нерешительным людям установить контакт, начать знакомство. Курение табака вызывает не только психологическую зависимость, но и в значительной степени физическое пристрастие. В результате поступления никотина извне организм перестает вырабатывать собственный, эндогенный никотин, что в результате отказа от курения вызывает негативное состояние: депрессию, раздражительность, бессонницу, головные боли.

Клинические проявления

Распознать наличие какой-либо зависимости у родного человека очень непросто, в особенности, если больной находится на первых двух этапах формирования аддикции.

Однако, существуют общие признаки, благодаря которым возможно понять, имеется ли у человека зависимость:

  1. Самоуверенность и хорошая переносимость жизненных трудностей при явно плохом моральном состоянии в случае бытовой рутины. Это один из основных признаков развития аддикции – стремление к комфортному существованию и заставляет аддиктов искать острых ощущений.
  2. Лживость и вечное стремление переложить ответственность на чужие плечи.
  3. Низкая самооценка и закомплесованность, при этом внешнее стремление казаться лучше окружающих.
  4. Боязнь эмоционально привязаться к кому-либо.
  5. Стереотипное мышление.
  6. Тревога.
  7. Желание манипулировать другими людьми.
  8. Нежелание брать на себя ответственность за свои поступки.

Диагностика

Выявить склонность к аддиктивному поведению или уже имеющееся патологическое пристрастие может опытный нарколог и психолог. В ходе первичной беседы специалист может распознать некоторые особенности личности, позволяющие сделать вывод о подверженности человека к аддиктивному поведению.

Уже имеющиеся химические аддикции диагностируются на очном приеме у опытного врача-нарколога. Существуют определенные критерии для выявления химических аддикций.

К ним относятся:

  • непрекращающееся желание употребить психитропное вещество;
  • постоянное употребление, несмотря на сопутствующие проблемы – наличие хронических болезней, психические расстройства, факты передозировки;
  • увеличение дозировки;
  • развитие и употребление психоактивных веществ для его купирования;
  • нежелание иного досуга, нежели принятие химического вещества, отсутствие увлечений и хобби, все имеющееся свободное время тратится на употребление стимуляторов или восстановление после их применения;
  • отсутствие контроля над употреблением.

Если три или более симптомов наблюдались у человека в течение года, то можно смело говорить о наличии у него аддикции.

Лечение

Справиться с зависимостью возможно только при осознании человеком тяжелой проблемы и стремления избавиться от пристрастия. Выйти из порочного круга зависимости в одиночку практически невозможно, всем зависимым необходима помощь психотерапевта, а в случае наркомании и алкоголизма – квалифицированного нарколога.

Больные тяжелыми формами наркомании и алкоголизма непременно госпитализируются в стационар с целью снятия абстиненции, восстановления разрушенного здоровья и снятия влечения к психотропным веществам. Все это время с больным работает психолог, помогающий предотвратить развитие рецидива болезни и социализироваться после выхода из стационара.

С учетом развития современной фармакологии купировать физическое влечение к наркотикам или алкоголю не составляет особого труда. Гораздо тяжелее справиться с психической зависимостью к изменению сознания, этот этап является очень сложным, менее поддающимся терапии. Психическая тяга к употреблению может сохраняться всю жизнь.

Профилактика

Такое сложное состояние, как аддикция, проще выявить на ранней его стадии и далее предупредить его развитие и переход на крайнюю стадию.

Для профилактики используются следующие способы:

  1. Диагностика – выявление детей и подростков, личностные характеристики которых дают возможность предполагать склонность у них к аддиктивному поведению. Беседы с детьми из группы риска помогают выявить наличие имеющихся проблем в семье, внутренние переживания, низкую самооценку, способствующих в будущем развитию пристрастий.
  2. Донесение информации. Крайне важно распространять среди детей и молодежи как можно большее количество информации о вредных привычках, их последствиях, методах противодействия стрессовым ситуациям, учить грамотному общению.
  3. Коррекция. В данном случае работа психолога направлена на исправление сформировавшихся негативных взглядов, отношению к себе, формирование навыка справляться с трудными жизненными ситуациями.

К вторичной профилактике можно отнести обнаружение людей с уже имеющимися проблемами и их терапию, а к третичной – реабилитацию и социализацию аддиктов, находящихся в стойкой ремиссии.

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в сильной зависимости от чего-либо.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

1. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.)

2. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.)

3. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Посадив человека на "эмоциональный крючок" им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются алкогольная аддикция, наркотическая аддикция, токсикомания, лекарственная аддикция, табакокурение, игровые аддикции, трудоголизм, компьютерная аддикци, секс-аддикции, пищевые зависимости.

Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания и это придаёт им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести от поведения граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.

Главная причина всех аддиктивных расстройств – спорная тема, нераскрытая до сих пор.

Аддиктивное поведение с точки зрения классического психоанализа (Зигмунд Фрейд)

«Классический психоанализ рассматривает поведение индивида как результат взаимодействия трех ключевых субсистем личности: ид, эго и суперэго». Где ид – «бессознательное, психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь - сексуальной. Эго - психика связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с требованиями реальности. Суперэго – система ценностей, социальных норм, этики». Когда требования Эго, Ид и Суперэго, не совпадают друг с другом. И более того противоречат друг, другу возникает личностный конфликт. И если Эго не может рационально справиться с этим конфликтом, то человек включая механизмы психологической защиты. Если же механизмы психологической защиты не помогают, то человек использует объекты способные утешить его (увести в мир иллюзий, где нет проблем). Постепенно он привыкает к ним и становится зависимым от них. Так же, для понимания зависимого поведения, психоаналитики обращаются к сексуальным стадиям развития личности Так «у людей, имеющих такие проблемы, как переедание, курение, болтливость, злоупотребление спиртными напитками, психоаналитики отмечают фиксацию на оральной стадии сексуального развития (оральную фиксацию удовольствия)». А такой феномен как наркомания психоаналитики рассматривают «как мастурбацию, которая является основной формой сексуальной активности в подростковом возрасте».

Аддиктивное поведение с точки зрения эго-психологии (Э.Эриксон)

Центральной, для созданной Эриком Эриксоном, теории эгопсихологии является положение о том, что: человек за свою жизнь проходит через восемь, универсальных для всего человечества стадий. Каждая стадия наступает в определенное для нее время (так называемый критический период), а полноценно функциональная личность формируется только путем прохождения через все стадии развития. Характерная же модель поведения человека зависит от того, каким образом, он будет решать кризисы на данной стадии развития С позиций эгопсихологии зависимое поведение объясняется как неразрешенный конфликт зависимость – независимость (автономность). Так же на возникновение зависимого поведения с точки зрения эгопсихологии, влияет проблема идентификации своего Я.

Аддиктивное поведение с точки зрения индивидуальной психологии (Альфред Адлер)

«А. Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования». Он считал, что для того, что бы понять поведение человека, надо выяснить, в чем человек чувствует себя неполноценным и как он преодолевает свою неполноценность, а также какие цели он ставит при ее преодолении. Аддиктивное же поведение с точки зрения индивидуальной психологии – это бегство от реальности, вызванное стремлением человека преодолеть свой комплекс неполноценности.

Аддиктивное поведение с точки зрения феноменологического направления гуманистической психологии (Карл Роджерс)

Феноменологическое направление отрицает, что окружающий нас мир есть нечто, существующее само по себе, как неизменная действительность, сама по себе. Утверждается, что материальная или объективная действительность, это реальность сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком, в данный момент времени. Поэтому поведение человека нужно рассматривать через призму его субъективного восприятия и понимания действительности. Соответственно на возникновение аддиктивного поведение, влияет субъективная способность постигать действительность.

Аддиктивное поведение с точки зрения с точки зрения трансактного анализа (Э.Берн)

Трансактный анализ (от англ. transaction - сделка) - психотерапевтический метод, разработанный американским психиатром Эриком Берном. Берн разработал понятие «психологическая игра». Игра в трансактном анализе – это форма поведения, со скрытым мотивом, при которой один из субъектов получает психологическое или другое преимущество. Аддиктивное поведение на его взгляд, тоже является не чем иным, как своего рода психологической игрой. Например «Употребление спиртного позволяет человеку манипулировать чувствами и действиями окружающих. При этом употребление спиртного важно не само по себе, а как процесс, ведущий к состоянию похмелья».

Аддиктивные расстройства : одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Основным мотивом: личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной, в силу ее обыденности и однообразности. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер - в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он [начинает] проявлять недюжинную активность для достижения цели.

Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

1. Сниженная переносимость трудностей повседневной наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций

2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

4. Стремление говорить неправду.

5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.

6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.

7. Стереотипность, повторяемость поведения.

8. Зависимость.

9. Тревожность.

Обыватель : Классическим антиподом аддиктивной личности выступаетобыватель - человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими.

Жажда острых ощущений : У аддиктивной личности отмечаетсяфеномен «жажды острых ощущений» , характеризующийся побуждением в риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

Виды голода человека :

Голод по сенсорной стимуляции

Голод по признанию

Голод по контакту и физическому поглаживанию

Сексуальный голод

Структурный голод, или голод по структурированию времени

Голод по инцидентам

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворение чувства голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарностью поступков (в том числе, сексуальных), заполненности времени событиями.

Социализация: Вместе с тем, объективно и субъективноплохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у аддиктивных личностейскрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что неспособны «жить как люди». Однако, такой временно возникающий«комплекс неполноценности» оборачивается гипер-компенсаторной реакцией.

От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих».

Вследствие этого, он научается формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываются обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человекстрашится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Мотивом поведения «закоренелого холостяка» (категорического отказа связать себя узами брака и иметь потомство) в случае преобладания аддиктивных форм поведения может бытьстрах ответственности за возможную супругу и детей и зависимости от них.

Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Таким образом, основным в поведение аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

Уход от реальности: совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. В соответствии с концепцией, существует четыре вида «бегства» от реальности:

    «Бегства в тело» происходит замещение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост или хобби, изменение иерархии ценностей обыденной жизни, переориентация на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями (т.н. «паранойя здоровья»), сексуальными взаимодействиями (т.н. «поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления.

    «Бегство в работу» характеризуется дисгармоничным фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время, становясь трудоголиком.

    Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бегства в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится до минимума.

    «бегством в фантазии» Склонность к размышлениями, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность называется«бегством в фантазии». В рамках подобного ухода от действительности появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

У каждого второго человека в мире есть от чего-то зависимость. Однако мало кто задумывается, что это может привести к серьезным последствиям и повлиять не только на их собственную жизнь, но и на жизнь детей и родных. Сегодня вы узнаете о таком виде расстройства, как аддиктивное поведение, о причинах развития такой проблемы, о видах аддикций в науке и профилактике этих зависимостей.

Что такое аддикция

В психологии понятие «аддикция» – это форма расстройства, которое влечет за собой деструктивное поведение. Изучается – клинической социологией и психологией. Из-за жизненных трудностей или отношений в семье человек стремится уйти из реальности в виртуальный или нереальный мир. Зависимость начинается с обычного пристрастия и, после эмоционального удовлетворения, оно становится зависимостью. Человек, склонный к аддикции, начинает употреблять разные вещества, чтобы изменить собственное психологическое состояние.

Признаки аддиктивного поведения

Аддиктивность - это очень сложное расстройство. Чтобы прийти родному и близкому человеку на помощь, необходимо определить, зависимый он или нет. Выявить это сложно, особенно когда человек находится между «двух огней», то есть на первых этапах расстройства. Чтобы узнать, на каком этапе развивается данная проблема, рассмотрим характерные признаки расстройства:

  • Ложь. Это либо патологическая личностная особенность человека, либо приобретенная. Человек скрывает правду и пытается передать ответственность другому.
  • Комплексы. Человек начинает закрываться, постоянно ищет способы унизить себя. Внешне больной пытается найти способ выглядеть и вести себя лучше других.
  • Боязнь привязаться. Человек избегает любых проявлений внимания к своей особе, предпочитает оставаться одиноким и не искать себе вторую половинку.
  • Тревожность. У пациента наблюдается параноидальная тревога, из-за которой он может находиться подолгу возле предмета своей зависимости. Предчувствия какой-либо беды не дает человеку выйти на улицу.
  • Манипуляция. Из-за того, что у пациента наблюдаются разные комплексы, он пытается манипулировать своими близкими, угрожая расправой или самоубийством, желая добиться желаемого.
  • Стереотипное мышление. Грубо говоря, зависимый человек пытается подражать «стаду», то есть, своему близкому окружению. Происходит это независимо от желания больного аддикцией. Мысли других людей – его мысли. Пациент не может выражать собственное мнение, закомплексован, считает, что его точка зрения ничего не значит.
  • Нежелание нести ответственность за свои поступки. Пациент с таким расстройством не желает отвечать за свои действия, поступки, боится критики или осуждения.

Характерные черты аддиктивной личности

В современном мире определить девиантное поведение человека сложно, даже учитывая все вышеперечисленные признаки. Дело в том, что социум и социальная жизнь людей постоянно меняются. Из-за этого возникают трудности общения, а личность не может до конца раскрыть свой потенциал, просто не успевает. Отсюда возникают комплексы, ощущение собственной неполноценности, стереотипное мышление и другое.

Причины

Если для вашего близкого человека свойственны азартность, одиночество, стремление выделиться из общей массы, психологическая неустойчивость, неблагоприятные житейские обстоятельства и другие - он в зоне риска. Аддиктивное поведение проявляется тогда, когда ребенок или человек живет в семье, которая находится в сложной ситуации. То есть любые негативные эмоции и попытки самовыражаться за счет психологически слабого ребенка или человека приводят к таким последствиям.

Аддикция может проявляться через поколения, от родителей к ребенку. Таким расстройством страдают дети из аморальных или неполных семей, еще, где проявляется насилие, скандалы или присутствуют криминальные наклонности. На развитие расстройства может влиять и общественное место (школа, университет, работа). В таких учреждениях превыше всего стоит напряженный труд и получение знаний, но никак не отношения между сверстниками.

Зависимое поведение подростков

К сожалению, на сегодняшний день большая часть подростков страдает аддиктивным расстройством. Проблема заключается в том, что в подростковом возрасте ребенок пытается влиться в коллектив сверстников, которые могут оказаться плохой компанией. Он неосознанно начинает пить, курить или принимать наркотики для того чтобы доказать, что он такой же, как и другие.

Временная вредная привычка постепенно превращается в постоянную. К зависимости может привести и семья, в которой ребенок не чувствует себя нужным и любимым. Он бежит от проблем, закрываясь в себе, играя в игры или выпивая со сверстниками во дворе. Если вовремя не заметить признаки аддиктивного расстройства, ребенок может погубить себя: в этот период его эмоциональный порог очень высокий.

В чем проявляется разрушительный характер аддикции

Разрушительный характер аддикции проявляется в эмоциональных отношениях с неодушевленными предметами или явлениями. С людьми больные не контактируют, постепенно теряют свою значимость. Аддиктивная реализация заменяет любовь и дружбу и становится целью жизни. Человек постоянно уходит от реальной жизни к виртуальной или нереальной. Предмет занимает главное место в жизни человека, который больше не проявляет к другим людям любви, сочувствия, жалости, поддержки и симпатии.

Этапы формирования аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение делят на пять этапов. На первых двух человека еще можно спасти, сводив его к психологу, чтобы определить основные причины появления расстройства и принять меры во избежание последующего развития пристрастия. На последнем этапе личность человека полностью разрушается, что может привести к другим более серьезным психическим расстройствам. Далее рассмотрим этапы подробнее:

  • Этап 1. «Первые пробы». На этом этапе человек впервые знакомится с предметом, который вызывает аддиктивную зависимость.
  • Этап 2. «Аддиктивный ритм». Этот этап считается «перевалочным пунктом». В зависимости от тяжести проблем, человек решает – идти ему дальше или прекратить все.
  • Этап 3. «Аддиктивное поведение». На данном этапе пациент не признает своей зависимости. У него появляется тревога, беспокойство и другие реакции аддикции. Если на втором этапе человек еще сомневается, то на третьем внутри больного начинается конфликт между « Я прежний» и «Я настоящий».
  • Этап 4. «Полное преобладание аддиктивного поведения». Прежнее «Я» человека разрушено, предмет зависимости не приносит прежнего удовольствия.
  • Этап 5. «Аддиктивная катастрофа». На этом этапе аддикционного нарушения личность человека полностью разрушена в психическом и биологическом плане.

Виды аддикций

Проблема аддиктивного расстройства в современном мире стала значительной. Дело в том, что причины появления этого расстройства пополняются. Пристрастия появляются в зависимости от появления новых гаджетов, спиртных напитков, наркотиков и других предметов, которые вызывают зависимость. Аддиктивные расстройства делятся на химические и нехимические типы зависимости.

Химические

Химические виды аддиктивного расстройства требуют определенного вещества, что вызывает зависимость. К ним относятся такие варианты зависимости, как: алкогольная зависимость (алкоголизм), наркомания, токсикомания, курение. Далее обсудим признаки химического аддиктивного расстройства. Их всего семь, однако, только на первой стадии можно еще как-то помочь человеку:

  • теряется мера употребления вещества;
  • провалы в памяти;
  • физическое страдание, изменение речи;
  • отрицание;
  • мысли направлены на удовлетворение своих потребностей касательно зависимости;
  • прием веществ ради улучшения самочувствия;
  • проблемы в окружении.

Нехимические

Нехимические виды аддикции не требуют какого-то определенного вещества, которое вызывает зависимость. К поведенческим зависимостям относятся такие варианты деятельности, как: компьютерная зависимость, аддикция отношений, трудоголизм, интернет-зависимость, спортивная аддикция, шопоголизм, переедание или голодание, прокрастинация, азартные игры. Признаки нехимического аддиктивного расстройства:

  • игрок постоянно находится в игре;
  • круг интересов меняется;
  • потеря контроля над собой;
  • появление раздражения и беспокойства;
  • потеря сил на противостояние.

Как узнать, есть ли аддиктивная склонность

Для того чтобы определить, есть ли у вас аддиктивная склонность, следствием которой является аддиктивное поведение, существует несколько видов тестов, которые можно найти в интернете. Можно посетить психологические центры, где вы сможете в спокойной обстановке пройти тест на склонность к аддиктивному расстройству, затем отдать ответы опытным специалистам и получить результаты с рекомендациями.

Лечение аддиктивного поведения

С зависимостью можно справиться только тогда, если больной осознает сложность проблемы и стремится избавиться от зависимости. Качество лечения зависит от желания пациента. Однако это возможно, если его будет поддерживать семья или близкие люди. Практическое лечение назначает психолог или нарколог. В случае наркотической зависимости, пациента помещают в специальные наркологические центры для дезинтоксикации организма.

Профилактика зависимостей

Профилактика аддиктивного поведения заключается в диагностике (выявление детей и подростков, у которых склонность к аддиктивному расстройству), донесении информации (консультации, уроки, лекции касательно вредных привычек, их последствий, методов противодействия), коррекции нарушения (психолог работает с пациентом, исправляет его негативные взгляды касательно своей личности и формирует навыки справляться с трудными ситуациями в жизни).

Видео

В статье можно познакомиться с понятием "аддиктивное поведение", формами поведения; особенностями подросткового возраста как фактора риска. А также рекомендую провести тестирование среди обучающихся 8-10 классов. Результаты обсудить на Совете по профилактике.

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г.Селье, говоря об адаптации, пишет: “Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни”. “Есть два способа выживания: борьба и адаптация” (21).

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. “Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации”(11).

Формы аддиктивного поведения.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Алкоголизм. “По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только в медицинском аспекте, занимает третье место после сердечно – сосудистых и опухолевых заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально – экономических последствий” (10).

Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. “Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его “воспроизведению”, для чего усиленно прибегает к алкоголю”.

Наркомания. В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества.

Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические - приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов.

Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Эффект заключается в том, что развивается состояние “напоминающее опьянение, головокружение “взлёта”, повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций” (10).

Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию.

Работогольная аддикция представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов.

Аддикции к еде. О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).

Другая сторона пищевой аддикции – голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей “слабостью”. Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой “борьбы” с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

Особенности подросткового возраста как фактор риска

формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований “в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.”. (13). Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям.

В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы и осознанности выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество “мягких” проявлений аддикций, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т. к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Нормальная линия развития подростка : Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.

Аномальная линия: Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Потеря трудовой активности. Смешение форм ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках (4).

В связи с проблемой ухода от реальности актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса. Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий. Личность подростка претерпевает “либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение” (19). Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Подростковый возраст – это период, в котором увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:

Повышенный эгоцентризм;

Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;

Стремление к неизвестному, рискованному;

Обостренная страсть к взрослению;

Стремление к независимости и отрыву от семьи;

Незрелость нравственных убеждений;

Болезненное реагирование на пубертатные изменения;

Склонность преувеличивать степень сложности проблем;

Негативная или несформированная Я-концепция;

Гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения;

Низкая переносимость трудностей;

Предварительный просмотр:

Методика по выявлению аддиктивного поведения.

Методика, разработанная В.Д.Менделевичем, позволяет выявить психологическую склонность индивида к развитию у него алкогольной и наркотической зависимости.

Опросник состоит из 116 утверждений, 41 из которых отражает склонность личности к наркотической зависимости, 35 - к алкогольной зависимости, остальные 40 высказываний нейтральны.

Инструкция

«Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений:

1 - совершенно не согласен (совсем не так);

2 - скорее не согласен (скорее не так);

3 - ни то, ни другое (и так, и не так);

4 – скорее согласен (скорее так);

5 - совершенно согласен (именно так)».

Текст опросника

1. Я склонен разочаровываться в людях.

2. Верить в приметы глупо.

3. Часто бывает, что я обижаюсь на родителей или друзей.

4. Нередко я опаздываю на учебу (работу) или на встречу из-за непредвиденных случайностей в пути.

5. Окружающие часто удивляют меня своим поведением.

6. Мои родители часто пытаются обращаться со мной как с маленьким ребенком.

7. Я люблю планировать свое время до мелочей и с точностью до минут.

8. Мне кажется, что я чувствую происходящее вокруг более остро, чем другие.

9. Родители сами виноваты в том, что их дети начинают принимать наркотики («колоться»).

10. Для меня не существует абсолютных авторитетов.

11. В детстве был период, когда я страстно любил что-либо подсчитывать (количество окон, ступеней, номера машин).

12. Если бы родители или другие взрослые больше говорили с детьми о вреде наркотиков, то мало кто становился бы наркоманом.

13. Мне легче перенести скандал, чем однообразную размеренную жизнь.

14. Я верю в порчу и сглаз.

15. Прежде чем что-либо предпринять, я стараюсь предусмотреть все опасности, которые могут подстерегать меня.

16. Если я чем-то увлеченно занят, то часто даже не замечаю, что происходит вокруг.

17. Я живу и поступаю в соответствии с поговоркой: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему».

18. Меня нелегко убедить в чем бы то ни было.

19. Меня нередко обманывали (обманывают).

20. Неизвестность для меня очень мучительна и тягостна.

21. Меня раздражает, когда на улице, в магазине или в транспорте на меня пристально смотрят.

22. Жизнь малоинтересна, когда в ней нет опасностей.

23. Я не уважаю тех, кто отрывается от коллектива.

24. Некоторые люди одним прикосновением могут исцелить больного человека.

25. Жизнь должна быть радостной, иначе не за чем жить.

26. Я хорошо ориентируюсь во времени и, не глядя на часы, могу точно сказать, который сейчас час.

27. Если я захочу что-нибудь сделать, но окружающие считают, что этого делать не стоит, то я готов отказаться от своих намерений.

28. В детстве я часто отказывался оставаться один.

29. Мне нередко бывает скучно, когда нечем себя занять.

30. В жизни надо попробовать все.

31. Я легко могу заснуть в любое удобное время (и ночью, и днем).

32. После того, как я схожу в лес за грибами, у меня долго могут со-храняться воспоминания о грибах.

33. Я люблю помечтать о том, на что я потрачу возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком.

34. Часто думаю: «Хорошо бы стать ребенком».

35. Мне часто трудно находить правильные слова для моих чувств.

36. Для меня несложно дать знакомому денег взаймы на покупку спиртного.

37. Я склонен жить, стараясь не отягощать себя раздумьями о том, что может произойти со мной в будущем.

38. Я люблю, когда мне гадают на картах или но руке.

39. Мне хорошо удается копировать мимику и жесты других людей.

40. Когда меня будят ночью или рано утром, то я долго не могу понять, что происходит вокруг.

41. Музыку я люблю громкую, а не тихую.

42. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.

43. Человек должен стараться понимать свои сны, руководствоваться ими в жизни и извлекать из них предостережения.

44. Меня трудно застать врасплох.

45. Все известные мне «чудеса» объясняются очень просто - обман и фокусы.

46. Меня считают наивным человеком, поскольку мне часто случается попадать впросак.

47. Наркотики бывают «легкими», и они не вызывают наркомании.

48. Я иногда чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставлял меня совершать какие-либо поступки.

49. Мои знакомые считают меня романтиком.

50. Я верю в чудеса.

51. Даже психически здоровый человек иногда не может отвечать за свои поступки.

52. Меня часто озадачивает поведение и поступки людей, которых я давно знаю.

53. Никому нельзя доверять - это правильная позиция.

54. Самое счастливое время жизни - это молодость.

55. В детстве я боялся, что мама может бросить меня, уйти из дома и не вернуться.

56. Я склонен лучше помнить реально происшедшие со мной неприятные события, чем собственные прогнозы по поводу возможности их появления.

57. Я люблю советоваться с друзьями (или взрослыми) о том, как по-ступить в сложной ситуации.

58. Я бы согласился пожить пусть мало, но бурно.

59. Я бы мог на спор ввести себе в вену наркотик (героин).

60. Часто меня не оценивали по заслугам.

61. Я всегда точно могу сказать, сколько денег я потратил и сколько у меня осталось.

62. В детстве я долго не мог привыкнуть к детскому саду (яслям) и не хотел туда из-за этого ходить.

63. Своим друзьям или подругам я доверяю полностью и убежден, что они меня никогда не обманут и не предадут.

64. Опасность употребления наркотиков явно преувеличена.

65. В жизни все-таки мало ярких событий.

66. Я не люблю длительные поездки в поезде или на автобусе.

67. Меня раздражает грязное стекло, потому что весь мир тогда кажется грязным и серым.

68. Когда мне скучно, я обычно ложусь поспать.

69. Часто родители (или взрослые) упрекают меня в том, что я слушаю излишне громкую музыку.

70. Очень мучительно чего-либо ждать.

71. Я мог бы после некоторых предварительных объяснений управлять маленьким (спортивным) самолетом.

72. Я нередко просыпаюсь утром за несколько секунд или минут до звонка будильника.

73. Если бы случился пожар и мне надо было бы из окна пятого этажа прыгнуть на тент, развернутый пожарниками, я бы, не задумываясь, сделал это.

74. Мне жалко наивных людей.

75. Меня смущает, когда люди долго и пристально смотрят мне в глаза.

76. Рисковать всем, например в казино, могут только сильные люди.

77. В том, что подросток становится наркоманом, виноваты те, кто продает наркотики.

78. Я люблю очень быструю, а не медленную езду.

79. Я доверяю предсказаниям гороскопов и следую содержащимся в них рекомендациям.

80. Меня очень интересуют лотереи.

81. Прогнозировать будущее - бесполезное дело, так как многое от тебя не зависит.

82. Я способен с легкостью описывать свои чувства.

83. У меня в жизни бывали случаи, когда я что-то делал, а потом не помнил, что именно.

84. Считаю, что любопытство -? не порок.

85. Бывает, что меня пугают люди с тромким голосом.

86. У меня было (есть) много увлечений (интересов, хобби).

87. Когда я остаюсь дома, то мне часто бывает не по себе от одиночества.

88. Я не суеверен.

89. Мне говорили, что у меня неплохие способности имитировать голоса или повадки людей.

90. Есть люди, которым я верю безоговорочно.

91. Случается, что во время разговора с заикающимся я сам начинаю говорить сбивчиво и с запинками.

92. Самое тягостное в жизни - это одиночество.

93. Если я начинаю играть в какую-нибудь игру, то меня нередко нелегко оторвать от нее.

94. Бывает, что я могу сделать назло даже то, что мне самому окажется невыгодным.

95. Меня всегда притягивала и притягивает таинственность, загадочность, мистика.

96. Бывало, что я на улице соглашался на игру с «наперсточниками».

97. Я знаю многих ребят, кто употребляет или употреблял наркотики.

98. Я, как правило, ставлю будильник так, чтобы не только все успеть сделать до ухода из дома, но и иметь несколько минут в запасе.

99. В своей жизни я часто сталкиваюсь (сталкивался) с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств.

100. Я готов полностью подчиниться и даже доверить свою судьбу, но только тому, кого действительно уважаю.

101. Я люблю рисковать.

102. Среди моих знакомых есть люди, которые обладают даром убеждать.

103. Меня часто невозможно оторвать от интересного дела, игры, занятия.

104. Я мог бы прыгнуть с парашютом.

105. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

106. Меня многое в жизни удивляет.

107. Я могу переспорить кого угодно.

108. Я вошел бы вместе с укротителем в клетку со львами, если бы он мне сказал, что это безопасно.

109. Если меня о чем-то просят, мне трудно отказать.

110. Мне легче придумать свои собственные примеры, чем выучить наизусть примеры из учебника.

111. Мне никогда не бывает скучно.

112. Часто я сам от себя не ожидаю какого-либо поступка.

113. В детстве у меня какое-то время были тики или разнообразные повторяющиеся движения.

114. Я люблю помечтать.

115. Меня влечет все новое и необычное.

116. Со мной нередко происходят «несчастные случаи» и случаются всяческие происшествия.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка данных заключается в суммировании баллов отдельно по каждой шкале, при этом обращается внимание на характер обработки значений по прямым и обратным вопросам. Для прямых вопросов баллы подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены испытуемыми («5» - 5, «4» - 4, «3» - 3, «2» - 2, «1» - 1), для обратных вопросов баллы подсчитываются наоборот «5» - 1, «4» - 2, «3» - 3, «2» - 4, «1» - 5).

Шкала склонности к наркозависимости: прямые вопросы - № 1, 3, 4, 16, 19, 24, 26, 48, 50, 52, 54, 59, 76, 79, 80, 89, 91, 96, 97, 100, 107, ПО, 116; обратные вопросы - № 2, 12, 29, 30, 41, 45, 53, 61, 65, 67, 69, 72, 77, 78, 81, 86, 112, 114.

Шкала склонности к алкогольной зависимости: прямые вопросы № 3, 5, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 24, 26, 30, 43, 48, 76, 79, 84, 91, 95, 97, 100, 107, 112, 113, 116; обратные вопросы - № 21, 29, 38, 41, 44, 64, 65, 67, 75, 77, 81.

Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со сле-дующими критериями.