Формирование однопартийной системы власти. Установление Советской власти в России. Формирование однопартийной системы

Октябрьская революция не положила начало непосредственной мировой революции, но она несомненно простимулировала глобальные реформистские преобразования на Западе, в результате которых трудящиеся добились значительных социальных завоеваний, а сам капитализм впоследствии принял весьма цивилизованный благопристойный вид общества «социального партнерства». Большевики всеми силами обеспечивали большинство в Советах рабочим и членам партийной элиты как самой пролетарской, в результате чего советская власть начала приобретать черты однопартийной диктатуры. Главным орудием строительства новой государственности был Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным, который с самого начала освободился от контроля Советов и начал формирование специфического большевистского политического режима власти. В январе 1918 г. было разогнано Учредительное собрание. Контуры советской государственности определялись первой Конституцией РСФСР, принятой в июле 1918 г., которая одновременно стала самой первой конституцией в России в целом. Основной закон отразил влияние недавней революции и начинавшейся гражданской войны. Бывшие эксплуататоры лишались гражданских прав, исключались из политической жизни нетрудовые элементы и предусматривались неравные права для избирателей города и села. Выборы были многостепенными, что обеспечивало нужный состав всех Советов.

Вплоть до смерти В. И. Ленина в партии и государстве сохранялся режим относительного коммунистического плюрализма, допускавший известную свободу мнений в рамках коммунистической доктрины. Но уже в это время шла деформация политического режима, против чего пытались бороться «рабочая оппозиция», группа «демократического централизма», оппозиция Троцкого и др. Формирование однопартийной полит. системы резолюция “О единстве партии” запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Введя единомыслие в своих рядах, большевистское руководство принялось за своих полит. оппонентов. В декабре 1921 г. по предложению Дзержинского ЦК ВКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами. Суд состоялся в июне-августе 1922 г. трибунал ВЦИК обвинил арестованных в организации заговоров с целью свержения сов. власти, в контрреволюционной пропаганде и агитации. В июне 1923 г. была разработана секретная инструкция “ О мерах борьбы с меньшевиками”, в которой ставилась задача разбить партию меньшевиков. Полит. оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование.

Образование СССР. По предложению Ленина 6 октября 1922 г. ЦК РКП (б) одобрил проект Федеративного договора, по кот. всем республикам гарантировал равные права внутри образуемого СССР, теоретически предоставлялось право свободы выхода из Союза. 30 декабря 1922 г. в день открытия 1 съезда Советов СССР, принявшего реш. об образовании СССР, уже парализованный Ленин продиктовал письмо “К вопросу о национальностях или об “автономизации””. Здесь он изложил свое понимание интернационализма, подчеркивал необходимость сохранения и укрепления. СССР. Образование СССР 30 декабря 1922 г. произошло в составе 4-х республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. В январе 1924 г. была принята Конституция СССР. Высшим законод. органом согласно ей был съезд Советов СССР. Он избирался на основе непрямого избир. права депутатами губернских и республиканских Советов. При этом права голоса лишались т.н. “нетрудовые элементы”, выборы не были тайными, проводились на собраниях трудовых коллективах. М/у съездами Советов три раза в год собирался ЦИК. Он состоял из двух законод. палат: Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК избирал Президиум ЦИК и назначал СНК (исполн. и административный орган с рядом законодательных. ф-ций). Т.о., нэп в целом включала админ.-рыночную сис-му хоз-ва при гос. собств-ти на крупную и значит. часть промышленности, транспорта, банки, с неэквивалентным обменом с деревней и авторитарным полит. Режимом Авторитаризм отличается строго иерархической структурой власти, не допускающей никакой полит. оппозиции, при наличии однако в экономике различных форм собственности. Отсюда внутр. противоречивость авторитарных режимов, кот. приводит к тому, что их развитие ведет либо к постепенной демократизации полит. сферы и правовому общ-ву, либо происх. огосударствление экономики с дальнейшим ужесточением контроля со стороны гос-ва над политикой, идеологией и личной жизнью граждан, в результате все “новшества” нэпа потребовали отмены принудит. труда и вв. рынка рабочей силы, реформирования сис-мы з/п (была введена тарифная система оплаты труда). Была проведена денежная реформа, итогом кот. стало вв. в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом, - “золотого червонца”, кот. высоко ценился на мировом валютном рынке. Наиболее быстро приспос. к нэпу мелкая пром-ть, розничная торговля и деревня. Более медленными темпами шло восстановление тяжелой пром-ти. После страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г. с/х стало постеп. увел. свои объемы. Введение нэпа вызвало изм-е соц. структуры и образа жизни людей. Олицетворением новой экон. пол-ки были яркие, социально-разнородные типы: красные наркомы, директора.

1) Установление Советской власти в России

С конца октября 1917 г. по февраль 1918 г. Советская власть утвердилась (в основном мирным путем) на большей части территории бывшей Российской империи.

В конце 1917 – начале 1918 г. одновременно с ликвидацией старых органов власти шло создание нового госаппарата. Высшим законодательным органом стал съезд Советов. В перерывах между съездами эти функции исполнял ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет). Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров (правительство) во главе с В. И. Лениным.

После разгона 5 января 1918 г. Учредительного собрания, которое на своем первом заседании отказалось поддержать Октябрьскую революцию, был проведен III съезд Советов. На этом съезде Россия была объявлена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР).

Новая организация власти была закреплена в Конституции РСФСР, принятой на V съезде Советов в 1918 г.

Левые эсеры были единственной партией, которая вступила в правительственный блок с большевиками. Однако уже в марте 1918 г. блок распался: левые эсеры вышли из правительства в знак протеста против заключения Брестского мира.

После исключения эсеров и меньшевиков из ВЦИК и местных Советов (июнь 1918 г.) можно говорить о фактическом установлении в Советской республике однопартийной системы.

Одним из ключевых вопросов молодой Советской власти был вопрос, связанный с заключением Брестского мира, по которому развернулась даже большая внутрипартийная борьба.

Приступив к грандиозному преобразованию России, большевики остро нуждались в спокойствии на внешних границах. Продолжалась мировая война. Страны Антанты проигнорировали большевистский Декрет о мире. Было очевидно, что российская армия воевать не в состоянии, началось массовое дезертирство.

Пришлось вести переговоры о сепаратном мире с Германией. Проходили они в Брест-Литовске. Условия, предложенные противником, были унизительными: Германия требовала отторжения от России Польши, Литвы, Курляндии, Эстляндии и Лифляндии. Троцкий сорвал переговоры. 18 февраля 1918 г. немцы возобновили военные действия. 23 февраля (день рождения Советской Армии) немцы предъявляют еще более тяжелые условия мира, по которому от России отторгаются Финляндия, Украина и некоторые районы Закавказья. Наконец 3 марта 1918 г. договор подписывается.

Надо сказать, что Брестский мир все-таки был вынужденной мерой, он был необходим молодой Советской республике для удержания у власти большевиков.

2) Формирование однопартийной системы

О формировании в нашей стране однопартийной системы можно говорить с июля 1918 г., потому что левые эсеры, не участвуя в правительстве в октябре-ноябре 1917 г. и марте-июле 1918 г., располагали местами в Советах всех уровней, руководстве наркоматов и ВЧК, при их заметном участии создавались первая Конституция РСФСР, важнейшие законы Советской власти. Активно сотрудничали в Советах в то время и некоторые меньшевики.

Подавление плюрализма началось сразу же после Октябрьской революции. Декретом «Об аресте вождей гражданской войны против революции» от 28 ноября 1917 г. была запрещена одна партия - кадеты. Сила кадетов заключалась в их интеллектуальном потенциале, связях с торгово-промышленными и военными кругами и поддержке союзников. Но как раз это запрещение партии подорвать не могло, скорее всего это был акт мести некогда самому влиятельному противнику.

Реальными соперниками большевиков в борьбе за массы были анархисты. Они приняли активное участие в установлении и упрочении Советской власти, но представляли угрозу большевикам с их требованием централизма. Они выражали стихийный протест крестьянства и городских низов против государства, от которого они видели только налоги и всевластие чиновников. В апреле 1918 г. анархисты были разогнаны. Предлогом к их разгрому послужила их несомненная связь с уголовными элементами, что дало власти повод называть всех без исключения анархистов бандитами. Часть анархистов ушла в подполье, другая - влилась в партию большевиков.

С другой стороны с большевиками соперничали правые меньшевики и эсеры, выражавшие интересы более умеренных слоев рабочих и крестьян, жаждавших политической и экономической стабилизации в целях улучшения своего материального положения. Большевики делали ставку на дальнейшее развертывание классовой борьбы, перенеся ее в деревню, что еще более увеличило разрыв между ними и левыми эсерами, образовавшийся в связи с заключением Брестского мира. В результате в июне - меньшевики и правые эсеры, а после июля - левые эсеры были исключены из Советов. В них оставались еще эсеры-максималисты, однако ввиду своей малочисленности существенной роли они не играли.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в зависимости от изменения политики партий меньшевиков и эсеров по отношению к власти Советов они то разрешались, то вновь запрещались, переходя на полулегальное положение. Попытки как с той, так и с другой стороны к условному сотрудничеству развития не получили.

Курс на искоренение политического плюрализма и недопущение многопартийности был подтвержден резолюцией XII Всероссийской конференции РКП(б) в августе 1922 г. «Об антисоветских партиях и течениях», которой все антибольшевистские силы объявлялись антисоветскими, т.е. антигосударственными, хотя в действительности большинство их посягало не на власть Советов, а на власть большевиков в Советах. Против них должны были быть направлены прежде всего меры идеологической борьбы. Репрессии не исключались, но официально должны были играть подчиненную роль.

Организованный летом 1922 г. процесс Боевой организации Партии социалистов-революционеров был призван сыграть прежде всего пропагандистскую роль. Проводившийся в Колонном зале Дома Союзов в Москве в присутствии многочисленной публики, иностранных наблюдателей и защитников, широко освещавшийся в прессе, процесс был должен представить эсеров как безжалостных террористов. После этого легко прошел Чрезвычайный съезд рядовых членов ПСР, объявивший о самороспуске партии. Затем о своем самороспуске объявили грузинские и украинские меньшевики. В литературе последнего времени преданы огласке факты о роли РКП(б) и ОГПУ в подготовке и проведении этих съездов.

Таким образом, на многопартийности в 1922-1923 гг. был окончательно поставлен крест. Думается, с этого времени можно датировать завершение процесса формирования однопартийной системы, решающий шаг к которому был сделан в 1918 г.

21. Гражданская война в России: причины, этапы, итоги, последствия.

После Октябрьского восстания в стране сложилась напряженная социально-политическая ситуация, которая привела к Гражданской войне.Причины Гражданской войны: свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания большевиками; внутренняя политика большевистского руководства; стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свои привилегии; отказ меньшевиков, эсеров и анархистов от сотрудничества с советской властью. Своеобразие Гражданской войны в России заключалось в тесном переплетении ее с иностранной интервенцией. В интервенции приняли участие Германия, Франция, Англия, США, Япония, Польша и др. Они снабжали антибольшевистские силы оружием, оказывали финансовую и военно-политическую поддержку. Политика интервентов определялась стремлением покончить с большевистским режимом и предотвратить "расползание" революции, вернуть утерянное имущество иностранных граждан и получить за счет России новые территории и сферы влияния. В 1918 г. сформировались основные центры антибольшевистского движения в Москве и Петрограде, объединившие кадетов, меньшевиков и эсеров. Сильное антибольшевистское движение развернулось среди казаков. На Дону и Кубани их возглавил генерал П.Н. Краснов, на Южном Урале - атаман П.И. Дутов. Основой белого движения на юге России и Северном Кавказе стала Добровольническая армия генерала Л.С. Корнилова. Весной 1918 г. началась иностранная интервенция. Германские войска оккупировали Украину, Крым и часть Северного Кавказа, Румыния захватила Бесарабию. В марте в Мурманске был высажен английский корпус. В апреле Владивосток был занят японским десантом. В мае 1918 г. восстали солдаты чехословацкого корпуса, находившимся в плену в России. Восстание привело к свержению советской власти в Поволжье и Сибири. В начале сентября 1918 г. войска Восточного фронта под командованием И.И. Вацетиса перешли в наступление и в течение октября-ноября вытеснили противника за Урал. Восстановлением советской власти в Приуралье и Поволжье завершился первый этап гражданской войны. В конце 1918 - 1919 гг. белое движение достигло максимального размаха. В 1919 г. был создан план одновременного удара на советскую власть: с востока (А.В. Колчак), юга (А.И. Деникин) и запада (Н.Н. Юденич). Однако осуществить комбинированное выступление не удалось. Войска С.С Каменева и М.В. Фрунзе остановили наступление А.В. Колчака и вытеснили его в Сибирь. Два наступления Н.Н. Юденича на Петроград закончились поражением. В июле 1919 г. А.И. Деникин захватил Украину и начал наступление на Москву. Был образован Южный фронт под командованием А.И. Егорова. В декабре 1919 - начале 1920 г. войска А.И. Деникина потерпели поражение. Советская власть была восстановлена на юге России, Украине и Северном Кавказе. В 1919 г. интервенты были вынуждены вывести свои войска. Этому способствовало революционное брожение в оккупационных частях и общественное движение в Европе и США под лозунгом "Руки прочь от Советской России!" Главными событиями завершающего этапа Гражданской войны в 1920 г. стали советско-польская война и борьба с П.Н. Врангелем. В мае 1920 г. польские войска вторглись в Белоруссию и на Украину. Красная армия под командованием М.Н. Тухачевского и П.И. Егорова в мае 1920 г. разгромила польскую группировку и начала наступление на Варшаву, которое вскоре захлебнулось. В марте 1921 г. был подписан мирный договор, по которому Польша получила земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Генерал П.Н. Врангель, избранный "правителем юга России", сформировал в Крыму "Русскую армию" и начал наступление на Донбасс. В конце октября 1920 г. войска Красной армии под командованием М.В. Фрунзе разбили армию П.Н. Врангеля в Северной Таврии и оттеснили ее остатки в Крым. Поражение П.Н. Врангеля ознаменовало конец гражданской войны. Большевики победили в гражданской войне и отразили иностранную интервенцию. Эта победа была обусловлена рядом причин. Большевикам удалось мобилизовать все ресурсы страны, превратить ее в единый военный лагерь, большое значение имела международная солидарность, помощь пролетариата Европы и США. Политика белогвардейцев - отмена Декрета о земле, возвращение земли прежним владельцам, нежелание сотрудничать с либеральными и социалистическими партиями, карательные экспедиции, погромы, массовые расстрелы пленных - все это вызвало недовольство населения, вплоть до вооруженного сопротивления. В ходе гражданской войны противникам большевиков не удалось договориться о единой программе и едином лидере движения. Гражданская война была страшной трагедией для России. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать.

Начало формирования однопартийной политической системы

В январе 1918 ᴦ. состоялся III Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он поддержал большевиков. Съезд утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Социалистической республики (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции страны.

10 июля 1918 ᴦ. V Съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Конституция провозглашала пролетарский характер Советского государства, федеративный принцип государственного устройства РСФСР и курс на построение социализма. Избирательного права лишались представители бывших эксплуататорских классов, священнослужители, офицеры и агенты полиции. Вводилось преимущество рабочих по сравнению с крестьянами в нормах представительства при выборах в органы власти (1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам крестьян). Выборы были не всœеобщими, не прямыми, не тайными и не равными. Конституция закрепляла систему центральных и местных органов власти.

Конституция декларировала введение политических свобод (слова, печати, собраний, митингов, шествий). При этом на практике это не имело реального подтверждения. Более того, первая советская Конституция не предусматривала возможность участия имущих классов и их партий в политической борьбе.

До Октября 1918 ᴦ. В.И. Ленин выражал твердую уверенность в том, что народные массы через Советы способные управлять государством. Но очень скоро оказалось, что практика расходится с прогнозом. В 1919 ᴦ. В.И. Ленин: ʼʼИз-за российской специфики, ᴛ.ᴇ. бескультурья, массы вовсœе не могут управлять государством. ʼʼДиктатура пролетариатаʼʼ в нашей стране с самого начала стала означать власть узкого слоя компартииʼʼ. Выборы в Советы проводились всœе более формально, отобранные кандидатуры заранее назначались на депутатские должности. На практике "Советская власть" и "большевистская власть" всœе более сливались. В РСФСР начала складываться однопартийная политическая система.

Экономические преобразования.

Временное правительство за короткий срок своего пребывания у власти не могло решить основные социально-экономические, политические и национальные проблемы страны. Все эти нерешенные проблемы теперь встали перед Советской властью.

До прихода к власти большевики представляли себе социалистическую экономику, как экономику без частной собственности, директивную, где государство должно взять в свои руки всœе товары и выдавать их населœению по мере крайне важно сти.

По этой причине сразу же после Октября 1917 ᴦ. большевики стали проводить линию на уничтожение частной собственности. Уже с ноября 1917 ᴦ. власть организовала "красногвардейскую атаку на капитал" Был национализирован ряд крупных предприятий и отраслей промышленности. Далее были приняты декреты о национализации банков, желœезнодорожного транспорта͵ введена монополия на внешнюю торговлю. Было положено начало создания государственного сектора в экономике. В декабре 1917 ᴦ. для руководства государственным сектором в экономике был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Переход предприятий под контроль государства закладывал основы "государственного социализма".

Весной 1918 ᴦ. началась реализация Декрета о земле. Крестьяне безвозмездно должны были получить 150 млн. десятин земли, принадлежавшей помещикам, буржуазии, церкви, монастырям. Был аннулирован 3- млрд. долг крестьян банкам. Проведение в жизнь Декрета о земле бедное крестьяне встретило одобрительно. Земля делилась поровну между всœеми группами крестьян, сохранялось индивидуальное мелкое хозяйство крестьян. В стране уничтожалась помещичья собственность на землю, и вместе с ней прекращал существование и класс помещиков.

Аграрная политика большевиков вызвала социальную напряженность в деревне, так как Советская власть поддерживала бедноту. Это вызвало недовольство зажиточных крестьян-кулаков. Кулаки стали придерживать товарный (на продажу) хлеб. В городах возникла угроза голода. В связи с этим СНК перешел к политике жесткого давления на деревню. В мае 1918 ᴦ. была введена продовольственная диктатура. Это означало запрещение хлебной торговли и изымание запасов продовольствия у зажиточных крестьян. В деревню посылались продовольственные отряды (продотряды). Οʜᴎ опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды), созданных в июне 1918 ᴦ. вместо местных Советов. "Черный передел" земли наносил удар по крупным хозяйствам помещиков, зажиточных крестьян (отрубников, хуторян), ᴛ.ᴇ. уничтожались положительные стороны аграрной реформы П.А. Столыпина. Уравнительное распределœение вело к падению производительности труда и товарности сельского хозяйства, к худшему использованию земли.

Продовольственная диктатура не оправдала себя и потерпела неудачу, т.к. вместо запланированных 144 млн. пудов хлеба собрано было всœего 13, а также привела к выступлениям крестьян против власти большевиков

Социальные преобразования.

Демократические преобразования были проведены в социальной сфере. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины и титулы. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят Декрет о 8-часовом рабочем дне, кодекс законов о труде, который запрещал эксплуатацию детского труда, гарантировал систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашалась свобода совести. Церковь отделялась от государства и от системы образования. Большая часть церковного имущества была конфискована.

Национальная политика Советского государства определялась "Декларацией прав народов России", принятой Совнаркомом 2 ноября 1917 ᴦ. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределœение и образование самостоятельных государств. (См. Дополнительный хрестоматийный материал 1 и 2) В декабре 1917 ᴦ. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 ᴦ. - Польши, в декабре - Латвии, Литвы, Эстонии, в феврале 1919 ᴦ. - Белоруссии. Самоопределœение народов становилось реальностью. Национальные движения возглавлялись интеллигенцией, предпринимателями, духовенством, буржуазными и умеренными партиями, которые выдвигали ярких политических лидеров. Свою независимость провозгласила и Закавказская демократическая федеративная республика; после ее распада (в июне) возникли Азербайджанская, Армянская и Грузинская буржуазные республики.

В мае 1918 ᴦ. националистическое правительство Северного Кавказа ("Союз Объединœенных горцев Кавказа"), возникшее до Октябрьских событий, заявило о независимости Северо-Кавказского государства и отделœения его от России. В сентябре 1919 ᴦ. было создано независимое "Северо-Кавказское эмиратство" в Нагорной Чечне. Осенью 1918 ᴦ. из земель, входивших в состав Германии, Австро-Венгрии и России была восстановлена польская государственность.

Первая Советская Конституция РСФСР (принята 10 июля 1918 ᴦ.) закрепила принцип унитарности нового государства, но народы России получили право на областную автономию. Народы Российского государства в рамках автономии могли реализовать свои национальные интересы.

В 1918 ᴦ. первыми национальными областными объединœениями были: Туркестанская Советская республика, Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крыма). В марте 1919 ᴦ. была провозглашена Башкирская Автономная Советская республика, а в 1920 ᴦ. автономными республиками стали Татарская, Киргизская. К автономным областям присоединились Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская, Чувашская. Трудовой Коммуной стала Карелия. В 1921-1922 годах создаются Казахская, Горская, Дагестанская, Крымская автономные республики, Коми-зырянская, Кабардинская, Монголо-Бурятская, Ойротская, Черкесская, Чеченская автономные области.

Право на автономию было лишено казачество, формировавшееся в течении нескольких веков за счёт русского, украинского, калмыцкого, башкирского, якутского и других народов России и проживавшее компактно. В данном случае центральная власть проявила опасение по отношению к казачеству как "социально-опасному элементу". Не учтены были и интересы русского населœения.

При этом в своей практической деятельности большевистское руководство стремилось преодолеть дальнейший распад России. Используя местные партийные организации, оно способствовало установлению Советской власти в национальных районах, оказывало финансовую и материальную помощь советским республикам Прибалтики.

Брестский мир

26 ноября 1917 ᴦ. большевики приняли "Декрет о мире", в котором в числе прочего содержался призыв к народам и правительствам воюющих стран заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. Тогда Советское государство не признало ни одно государство в мире. Лишь Германия находилась на грани поражения и откликнулась на Декрет о мире.

2 декабря с Германий было подписано перемирие. После этого в ᴦ. Брест-Литовске (ныне ᴦ. Брест) начались переговоры о мире. Советская делœегация предложила заключить мир без аннексий и контрибуций. Германия стремилась воспользоваться слабостью и изолированностью Советского правительства. 1 января 1918 ᴦ. Германия предъявила России жесткий ультиматум: требуя передать ей огромную территорию - Польшу, часть Прибалтики, Украины, Белоруссии - площадью в 150 тыс. кв. км.

В большевистском государстве ультиматум вызвал острые разногласия. Так, меньшинство членов ЦК вместе с В.И. Лениным настаивало на безоговорочном принятии немецких условий, т.к. на продолжение войны сил у большевиков не было. Но большинство членов ЦК считало, что подписывать мир на таких унизительных условиях нельзя, так как это отодвинуло бы мировую революцию на неопределœенный срок. Нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий и его сторонники выступили за отказ от подписания мира на переговорах, предлагая сделать это лишь после того, как немецкие войска перейдут в наступление, и возникнет прямая угроза гибели Советской власти. Οʜᴎ предложили для Брест-Литовска следующую формулу: "Ни мира, ни войны". Н.И. Бухарин и его сторонники (получили название "левые коммунисты") считали, что Советское государство, заключив сепаратный мир с Германией, станет "пособником" германского империализма. Οʜᴎ требовали прекратить переговоры и объявить революционную войну международному империализму и спровоцировать революционный кризис в Европе.

Большевики решили затянуть мирные переговоры. Л.Д. Троцкий в феврале 1918 ᴦ. выступил со знаменитой формулой: "Мир не подписываем, войну не ведем, а армию распускаем". В ответ 18 февраля германские войска перешли в наступление по всœему фронту.

Возникла прямая угроза Советскому государству. Большевики приняли условия германского ультиматума, но немцы ужесточили свои требования. Теперь они хотели отторгнуть от России территорию в 750 тыс. кв. км. С населœением в 50 млн. чел.: всю Прибалтику, Белоруссию и часть Закавказья (Ардаган, Карс, Батум) в пользу Турции. Будущую судьбу отторгнутых от России территорий, по мирному договору, будет "определять" Германия. Россия должна была выплатить контрибуцию в 3 млрд. руб. (сумма могла быть увеличена Германией в одностороннем порядке), прекратить революционную пропаганду в центрально - европейских странах.

Никакой военной угрозы для Германии со стороны России на тот момент не существовало. Дело в том, что теоретическое обоснование крайне важно сти уничтожения России Германией было подготовлено для руководства рейха еще в 1915 - 1916 гᴦ. Программа германской экспансии на восток за счёт России стала к тому времени неотъемлемой составной частью политического мышления германской элиты. Выдвигая "разбойничьи" условия мирного договора, германский рейх приступил к первой ступени по уничтожению независимого российского государства.

3 марта 1918 ᴦ. российская делœегация без дискуссий подписала договор о прекращении состояния войны с кайзеровской Германией и ее союзников.

Спасти независимое Советское государство могла только полная победа стран Антанты над Германией.

Ноябрьская революция в Германии 1918 ᴦ. привела к крушению кайзеровской Германии. 11 ноября 1919 ᴦ. германские войска капитулировали на Западном фронте. Это позволило Москве в тот же день аннулировать Брестский мир и вернуть большую часть утраченных по нему территорий. Немецкие войска ушли с территории Украины. В Литве, Латвии, Эстонии устанавливалась советская власть. Предпосылки сохранения российской государственности были восстановлены. ("Разбойничий" характер Брестского мирного диктата во многом определил жесткость условий Версальского мирного договора, который большинство немцев восприняло как национальное унижение, хотя условия Версальского мирного договора были намного цивилизованнее, чем условия Брестского).

Вопрос 45. Гражданская война и политика военного коммунизма

Военный коммунизм (политика военного коммунизма) – название внутренней политики Советской России, проводимой во времяГражданской войны 1918-1921 годов.

Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ были ориентированы новые власти. Для военного коммунизма были характерны такие черты, как:

· крайняя степень централизации управления всœей экономикой;

· национализация промышленности (от мелкой до крупной);

· запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений;

· государственная монополизация многих отраслей сельского хозяйства;

· милитаризация труда (ориентация на военную промышленность);

· тотальное уравнительство, когда всœе получали равное количество благ и товаров.

Именно на базе этих принципов планировалось построить новое государство, где нет богатых и бедных, где всœе равны и всœе получают ровно столько, сколько крайне важно для нормальной жизни. Ученые полагают, что введение новой политики было крайне важно для того, чтобы не только выжить в условиях Гражданской войны, но также быстро перестроить страну на новый тип общества.

Начало формирования однопартийной политической системы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Начало формирования однопартийной политической системы" 2017, 2018.

Гражданская война в России: причины, ход, результаты.

Начало гражданской войны обычно относят к 25 октября 1917 года . Однако до середины 1918 года оппозиция большевизму из монархических и буржуазных партий надеялась избежать начала гражданской войны и решить судьбу мирными средствами, преимущественно парламентскими. До середины 1918 года наблюдаются вооруженные выступления отдельных частей под руководством военных и политических лидеров (Керенский, Духонин, Краснов ). С мая 1918 года складываются белые армии и сопротивление большевизму приобретает организованный характер. В ход гражданской войны вмешались иностранные державы (США, Англия, Франция, Япония), осуществив интервенцию и финансово-техническую помощь белым армиям. Эти страны стремились остановить распространение большевизма на свои территории и вернуть вложенные в экономику России деньги.

Периодизация Гражданской войны:

4) III этап февраль 1919 – весна 1920;

Становление однопартийной системы в стране. 1918 – конец 20-х гг.

О формировании в нашей стране однопартийной системы можно говорить с июля 1918 г., потому что левые эсеры, не участвуя в правительстве в октябре-ноябре 1917 г. и марте-июле 1918 г., располагали местами в Советах всех уровней, руководстве наркоматов и ВЧК, при их заметном участии создавались первая Конституция РСФСР, важнейшие законы Советской власти. Активно сотрудничали в Советах в то время и некоторые меньшевики.

Подавление плюрализма началось сразу же после Октябрьской революции. Декретом «Об аресте вождей гражданской войны против революции» от 28 ноября 1917 г. была запрещена одна партия - кадеты. Сила кадетов заключалась в их интеллектуальном потенциале, связях с торгово-промышленными и военными кругами и поддержке союзников. Но как раз это запрещение партии подорвать не могло, скорее всего это был акт мести некогда самому влиятельному противнику.

Реальными соперниками большевиков в борьбе за массы были анархисты. Они приняли активное участие в установлении и упрочении Советской власти, но представляли угрозу большевикам с их требованием централизма. Они выражали стихийный протест крестьянства и городских низов против государства, от которого они видели только налоги и всевластие чиновников. В апреле 1918 г. анархисты были разогнаны. Предлогом к их разгрому послужила их несомненная связь с уголовными элементами, что дало власти повод называть всех без исключения анархистов бандитами. Часть анархистов ушла в подполье, другая - влилась в партию большевиков.

С другой стороны с большевиками соперничали правые меньшевики и эсеры, выражавшие интересы более умеренных слоев рабочих и крестьян, жаждавших политической и экономической стабилизации в целях улучшения своего материального положения. Большевики делали ставку на дальнейшее развертывание классовой борьбы, перенеся ее в деревню, что еще более увеличило разрыв между ними и левыми эсерами, образовавшийся в связи с заключением Брестского мира. В результате в июне - меньшевики и правые эсеры, а после июля - левые эсеры были исключены из Советов. В них оставались еще эсеры-максималисты, однако ввиду своей малочисленности существенной роли они не играли.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в зависимости от изменения политики партий меньшевиков и эсеров по отношению к власти Советов они то разрешались, то вновь запрещались, переходя на полулегальное положение. Попытки как с той, так и с другой стороны к условному сотрудничеству развития не получили.

Курс на искоренение политического плюрализма и недопущение многопартийности был подтвержден резолюцией XII Всероссийской конференции РКП(б) в августе 1922 г. «Об антисоветских партиях и течениях», которой все антибольшевистские силы объявлялись антисоветскими, т.е. антигосударственными, хотя в действительности большинство их посягало не на власть Советов, а на власть большевиков в Советах. Против них должны были быть направлены прежде всего меры идеологической борьбы. Репрессии не исключались, но официально должны были играть подчиненную роль.

Организованный летом 1922 г. процесс Боевой организации Партии социалистов-революционеров был призван сыграть прежде всего пропагандистскую роль. Проводившийся в Колонном зале Дома Союзов в Москве в присутствии многочисленной публики, иностранных наблюдателей и защитников, широко освещавшийся в прессе, процесс был должен представить эсеров как безжалостных террористов. После этого легко прошел Чрезвычайный съезд рядовых членов ПСР, объявивший о самороспуске партии. Затем о своем самороспуске объявили грузинские и украинские меньшевики. В литературе последнего времени преданы огласке факты о роли РКП(б) и ОГПУ в подготовке и проведении этих съездов.

Таким образом, на многопартийности в 1922-1923 гг. был окончательно поставлен крест. Думается, с этого времени можно датировать завершение процесса формирования однопартийной системы, решающий шаг к которому был сделан в 1918 г.

Борьба за власть в России в 1917 году - это ключевое событие для истории государства, итогом которого было установление однопартийной системы в стране.

Во время событий в феврале 1917 года была свергнута абсолютная монархия, на смену ей пришло Временное правительство, которое по оценкам, было слабым и нерешительным, вследствие чего оно было свергнуто в Октябрьскую Революцию радикальными социалистами, большевистской фракцией социал-демократической партии, которые отделились и сформировали «Российскую коммунистическую партию (большевиков)». К лету 1918 года произошел окончательный этап формирования однопартийного правительства под предводительством В.И. Ленина. Стоит отметить, что большинство современных исследователей сходятся на том, что создание именно такой модели государства большевиками изначально не планировалось и стало чистой импровизацией в условиях жёсткой борьбы за власть.

После прихода к власти перед большевиками встали несколько альтернатив дальнейшего государственного строительства: власть Советов с образованием в них «однородного социалистического правительства» из разных социалистических партий, растворение Советов в партийной организации с передачей государственной власти непосредственно партии, сохранение Советов с подчинением их партии. Был избран третий вариант, и центр принятия решений перемещается из советских органов в партийные, из ВЦИК и СНК в ЦК РСДРП(б).

V Съезд Советов принимает Конституцию 1918 года. Конституция окончательно зафиксировала, что единственной властью в России являются Советы. Система Советов была унифицирована, также окончательно закреплено лишение избирательных прав бывших «цензовых элементов», круг которых был определён следующим образом:

1. лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

2. лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

3. частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

4. монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

5. служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

Также избирательных прав были лишены лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой: лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В общей сложности избирательных прав было лишено около пяти миллионов человек.

Курс на утверждение однопартийной политической системы (такой системы, при которой сохраняется единственная и, следовательно, правящая партия) полностью соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие и систематически применяющая его в отношении «враждебных классов», не допускала и мысли о возможности политического соперничества и оппозиции со стороны других партий. Столь же нетерпимым для данной системы было существование инакомыслия, альтернативных группировок внутри правящей партии. В 20-е гг. формирование однопартийной системы завершилось. Нэп, в экономической сфере допускавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохранил и даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».

К 1923 г. были ликвидированы остатки многопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей коммунистической партии, поставил точку в более чем двадцатилетней истории партии. В 1923 г. затравленные и запуганные меньшевики объявили о самороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии; монархические и либеральные партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917 г.

С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было покончено. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В.И. Ленин после завершения Гражданской войны считал ключевым, «вопросом жизни и смерти». X съезд РКП(б) в 1921 г. принял по его настоянию знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную деятельность. В не менее знаменитых последних работах 1922-1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников хранить единство партии «как зеницу ока»: в расколе ее рядов он видел главную угрозу.

Между тем внутрипартийная борьба, обострившаяся еще при жизни Ленина, после его смерти (январь 1924) разгорелась с новой силой. Ее движущими силами были, с одной стороны, разногласия о том, в каком направлении и как двигаться дальше (что делать с нэпом; какую политику вести в деревне; как развивать промышленность; где взять деньги на модернизацию экономики и пр.), и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолютную власть - с другой.

Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.:

1923-1924 гг. - «триумвират» (И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев) против Л.Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное уси^-ление Сталина.

1925 г. - Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защищает старый лозунг «мировой революции» и критикует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппозиции» с Троцким.

1926-1927 гг. - Сталин, Бухарин, Рыков, Томский и др. против «объединенной оппозиции» Зиновьева, Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.

1928-1929 гг. - Сталин против «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержание: Сталин выдвигает курс на форсированную индустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и др. развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции». http://www.portal-slovo.ru/history/35430.php

Таким образом, внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.

С момента победы большевиков в ожесточенной борьбе за власть, прохождение через Гражданскую войну, уничтожение и подавление оппонирующих партии, можно говорить о том, что с 1920 года коммунистическая партия была единственной легальной в СССР.

В 30-е гг. ВКП(б) являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло cocтояться без одобрения партийных ячеек.

Комсомол, профсоюзы и общественные организации в основном просто связывали партию к массами. Профсоюзы для рабочих, комсомол для молодежи, пионерская организация для детей и подростков, творческие союзы для интеллигенции), они, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - «тройки», Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.), использование которого принесло миллионы жертв среди народа.

Итогом этого периода можно считать принятие конституции в 1936 году. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал. Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Данный период характеризуется большими изменениями в организации государственного единства. Заметно возрастает централизация: компетенция Союза расширяется, соответственно сужаются права союзных республик.

В период Великой Отечественной Войны в государстве происходит перестройка на военный лад, что выражалось в том, что 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе с фашистским агрессором. Была проведена перестройка государственного аппарата. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.

Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства, вследствие чего в 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. В период же 50-60 годов происходит изменение государственного аппарата с целью демократизировать государственную структуру и убрать централизм. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Можно сказать, что принятые меры не прошли даром, жизнь в Советах оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением. Также, стоит отметить, что в 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности. Были проведены меры по улучшению правопорядка и законопослушности, проведена реформа судебной системы. Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. - М., 1996.

С середины 60-х годов СССР входит в период замедления темпов общественного развития, проявляется тенденция к отказу от тех нововведений в государственном управлении, которые были проведены перед этим.

Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.

С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.

С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий, в конечном счете, по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.

Можно сказать, что реформирование дало результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, так как отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. - Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений. Все о КПСС // http://www.kpss.ru/

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.

Таким образом, логичным завершением кризиса стал такой процесс как «перестройка», начиная с 1986 года и окончательный развал СССР. В «перестроечном» периоде выделяют три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Начальный период Перестройки характеризовался признанием отдельных недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») - антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А.Н. Яковлев, Е.Т. Лигачёв, Н.И. Рыжков, Б.Н. Ельцин, А.И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей». Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991гг. - М., 1992.

Второй этап (январь 1987 - июнь 1989). «Золотой век» Перестройки. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989-1991). Заключительный этап Перестройки, берущий своё начало от I Съезда народных депутатов СССР. В этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.