Правила поведения христианина в церкви. Правила поведения в храме и церковный этикет. Куда нужно ставить свечи

Православный храм - это Дом Божий, место встречи человека с Богом, «небо на земле». Наше поведение в храме должно соответствовать его святости и величию.

Все церковное здание делится на алтарь, храмовый зал и притвор. Алтарь отгорожен от храмового зала иконостасом. В алтарь ведут царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священника и то лишь через северные или южные двери. Через царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея - возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон - центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею подниматься не разрешается.

Перед тем, как войти в храм, необходимо трижды перекреститься и поклониться (обычно поясным поклоном), со словами: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» (также делается и при выходе из храма). Осенять себя крестным знамением нужно следующим образом: большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются так, чтобы концы их были сложены ровно — в знак равенства Лиц Святой Троицы, два остальных пальца — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутые к ладони пальца означают веру в то, что Сын Божий Иисус Христос имеет два естества (две природы): божественную и человеческую, Он есть Бог и человек.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей, вновь трижды перекреститься и поклониться (обычно поясным поклоном). Также – и выходя из храма.

Одеваться для посещения храма необходимо пристойно и опрятно, что и подобает этому святому месту. Подбирать одежду нужно таким образом, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. Например, мужчинам не разрешается приходить в храм в шортах и майках, а женщинам — в мини-юбках, брюках, платьях с декольте и т. п. Нужно различать, куда Вы идёте: на пляж, в театр, в спортзал или храм, который является местом особого присутствия Божия, или как ещё часто говорится, что это Дом Божий. Поэтому, нельзя не думать о своём внешнем виде. Поясним на таком примере. Вы готовитесь к встрече с человеком, от которого зависит Ваша жизнь. Подумаете Вы тогда, в какой одежде прийти к нему на встречу? Обязательно! И, конечно, эта встреча не может быть «мимоходом», раз она судьбоносна! А каждая встреча с Богом является для нас крайне важной! Как же не позаботиться о своём внешнем виде?!

Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор (платочек, шапочка, шляпка, и т. д.).

Хорошо, когда женщина входит в храм с не накрашенными губами, в противном случае она не сможет в храме приложиться к святыням и иконам.

Заранее (ещё на пути к храму) необходимо отключить звук мобильных телефонов.

Курить на территории храма не разрешается. Для этого необходимо выйти за церковную ограду.

О церковной свече

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить на подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска и парафина), стремление человека к обо жению (горение свечи). Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча - это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь, благоволение, к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

Без любви к Богу, без любви к ближнему, как к самому себе, без исполнения заповедей Господних - не нужны наши свечи! Никто не требует их от нас. Бог просит, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его.

Его святым угодникам угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу, чтобы мы подобны им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам Креста Христова.

Если же в нашей душе тьма беспроглядная, если наша жизнь - грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки?! Ровно ничего!

Сердце чистое - вот лучшая жертва Богу! С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: свечи не спасут нас, если мы сами не заботимся об этом; они не принесут милостей от Бога, если мы не возлюбим Его всей душой.

Не забывайте также, что все наши молитвы, все жертвы Господу Богу не угодны Ему, если мы в своём сердце имеем зло против кого-нибудь или находимся во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, немирно живёшь,- то напрасна и жертва твоя Богу».

Преподобный Серафим, великий наш сомолитвенник Господу за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею много особ, усердствующих ко мне и благотворящих монахиням Дивеевского женского монастыря. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться о них. Вот, когда я читаю правило своё, то и поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имён, я не могу повторять их на каждом месте молитвенного правила, где следует, да тогда бы и времени мне недостало на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжёг Тебе я убогий, эти свечи и кандила (то есть лампады)». А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое моё усердие, ни на чём Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот почему Святая Церковь Божия приняла в обычай возжигать в святых храмах и домах верных христиан свечи и кандила (лампады), пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек, Богу благоугодивших».

Как мы видим, церковная свеча - священное достояние Православия. Она - символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Свечи за здравие ставят на подсвечники, которые располагаются перед иконами.

Свечи за упокой ставятся на специальном подсвечнике в виде стола (называется «канун») , узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия.

Зажигать свою свечу нужно от свечи, уже стоящей на подсвечнике (от лампады нежелательно) , оплавить низ свечи (это делается для устойчивости, ведь когда опаляется нижняя часть свечи, расплавленный воск прочнее удерживает свечу в месте её поставления) и затем поставить в гнездо подсвечника. Если не получилось с первого раза, оплавьте низ ещё раз и снова поставьте в гнездо. Ставя свечу, следует два раза перекреститься, делая поклоны (обычно поясные) , поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон. Если все гнезда подсвечника заняты, то нужно положить свечу в специальный ящичек рядом — в этом случае церковнослужители сами зажгут её позже, поставив на освободившееся место. И даже когда в день большого праздника дежурный по храму угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не смущайтесь: ваша жертва уже принята Всевидящим Господом.

Некоторых волнует вопрос, можно ли самим потушить чужую догорающую свечу, чтобы поставить свою. Обычно этим занимаются служащие храма, и вам самим делать этого не стоит.

Обязательных правил о том, куда и сколько свечей следует ставить, нет. Покупка свечей - малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая свеча отнюдь не «угоднее Богу», чем маленькая (вспомним хотя бы Евангельскую притчу о жертве вдовицы - Евангелие от Луки, 21-я глава, стихи 1-4). Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе на аналое посреди церкви (в просторечии - «празднику»), к образу Спасителя или Божией Матери и на канун о упокоении усопших. Можно поставить свечку к любой иконе того святого или святых, кого вы особо почитаете, к кому особенно усердно молитвенно обращаетесь. Безусловно, желательно поставить свечу перед особо почитаемой в храме иконой (святыней).

Главное – это все же молитва. После того, как свеча установлена, вы должны помолиться, затем перекреститься и поклониться изображенному на иконе святому.

Не стоит думать, что поставленная перед иконой свеча автоматически исполнит вашу просьбу. Главное, это не зажигание свечи, а искренняя молитва Богу и ваше чистое сердце.

Если храм полон - не пробирайтесь к подсвечнику, чтобы самому поставить свечу. Уместно передать ее стоящим впереди людям. Свеча - символ пламенной молитвы, но она не должна подменять собой наше живое обращение к Богу в покаянии и смирении!

Иконы

В храмах и в домах есть иконы. На них – изображения Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и священных библейских событий.

Слово «икона» значит «образ».

Воздаём почтение не самой иконе, а изображенному на ней лицу. Перед иконами творим поклоны и возжигаем свечи.

Иконы напоминают нам о Боге и о Его присутствии.

Если службы нет, то разрешается подойти к любой иконе, дважды осенить себя крестным знамением и дважды поклониться, приложиться к нижней части образа и перекрестившись в третий раз, поклониться.

К иконе, даже если на ней изображено несколько угодников Божиих, прикладываются однократно.

Не принято прикладываться к лику святого.

О совершении поклонов и крестного знамения

Не спеша, правильно и благоговейно совершайте крестное знамение и поклоны. Не следует креститься и кланяться одновременно: сначала надо совершить крестное знамение и только потом — поклон. Также не следует допускать беспорядочного и многократного совершения крестного знамения.

Не полагается во время богослужения самочинное падение ниц и произношение громких восклицаний. Евангелие учит скрывать от окружающих своё молитвенное настроение.

Поминальные записки

Церковная поминальная записка — это список имён живых или усопших православных христиан, которых мы желаем помянуть в церковной молитве.

Записки могут быть двух родов: «О здравии» — для молитвенного поминовения живущих на земле, и «О упокоении» — для поминовения тех, кто отошёл в иной мир.

Если над усопшим православным христианином не совершено таинство Отпевания, то это необходимо сделать, а уж затем подавать записки «О упокоении».

В записку «О упокоении» нельзя вписывать имена самоубийц.

Имена вписываются «в столбец» по одному имени на строку.

В записках «О здравии» и «О упокоении» пишутся только имена крещёных православных христиан. Имена надо писать полностью, в родительном падеже (например, Ольги, а не Олю), аккуратным почерком. Нехристианские имена (Эдуард, Октябрина и т. д.) не пишутся, а пишутся имена, которые были даны при Крещении.

Поминовение, совершаемое 40 богослужебных дней подряд, называется «Сорокоуст». Записки могут подаваться и на больший период времени, в зависимости от вашей возможности внести рекомендуемую сумму пожертвования.

Записки подаются в церковной лавке на прилавок, который именуется «свечной ящик», где на пожертвованные деньги можно также получить свечи, книги и проч.

Деньги, которые мы, подавая записку, передаем сотруднице церковной лавки (свечного ящика) , являются не ценой в торговом смысле слова, а нашим пожертвованием храму Божьему. Помните, что если вы не имеете возможность внести в полном объёме рекомендуемую сумму пожертвования (или совсем не можете ничего пожертвовать) за совершение того или иного церковного таинства, за поминальную записку, свечу и т. п., то об этом необходимо сказать сотруднику церковной лавки, и всё это будет предоставлено вам за посильный для вас размер пожертвования или совсем безвозмездно!

О молитвенной тишине в храме

В храме принято знакомых приветствовать легким поклоном, отложив беседы на внебогослужебное время.

Не следует подпевать хору, чтобы не смущать стоящих рядом прихожан. За богослужением разрешается петь только тогда, когда поют все молящиеся в храме (например, «Символ Веры», «Отче наш», «Воскресение Христово видевше», «Царю Небесный»).

Зачастую, современному человеку трудно выстоять на ногах всю службу целиком, особенно если нет соответствующего навыка. Разумеется, в случае сильной усталости или плохого самочувствия христианин может позволить себе присесть, выйти на свежий воздух, но есть ряд моментов богослужения, во время которых это делать нежелательно. Например, не принято сидеть и ходить во время важнейших моментов богослужения: чтения Евангелия, на Литургии от пения «Херувимской» песни до «Отче наш», во время Причастия.

Благословение священника

Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.

Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Стоит помнить, что через целование руки священника воздаётся честь Богу, служителем Которого священнослужитель является.

Принимая благословение, следует складывать ладони рук крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя. Креститься перед этим не надо.

Если в обществе находятся несколько священников (епископов), то брать благословение следует у того из них, кто находится на самой высокой иерархической ступени.

Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословлять могут только священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений, отличительной чертой которых является крест на груди.

Церковный этикет (формы обращения к духовенству)

1. Обращение к лицам духовного звания в официальной обстановке:

К Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси - Ваше Святейшество;

К митрополиту или архиепископу - Ваше Высокопреосвященство;

К епископу - Ваше Преосвященство;

К архимандритам, игуменам, игумениям и протоиереям (протоиерей — старший священник ) - Ваше Высокопреподобие;

К иеромонахам и иереям - Ваше Преподобие;

К протодиаконам, иеродиаконам и диаконам - Ваше Боголюбие.

Пример: «Ваше Преосвященство , благословите» или «Ваше Преподобие , благословите» , и — подойти под благословение.

Но можно при встрече с носителем духовного сана приветствовать его и лёгким поклоном, не протягивая ему руки для рукопожатия.

2. В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

Патриарха - Святейший Владыка;

Митрополита, архиепископа и епископа - Владыка;

Священника - Батюшка;

Игумению - Матушка;

Диакона - Отец диакон.

Жену священника (диакона) принято именовать Матушкой.

Священническая иерархия

Три степени священства:

1. Диакон.

2. Священник (синонимы — иерей, пресвитер ).

3. Епископ (синоним – архиерей) . По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами , столичные же епископы называются митрополитами, т. к. столица называется по-гречески митрополией . Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя, Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

Есть понятия: «Белое духовенство» и «Черное духовенство» (т. е. монашествующие).

Дорогие братья и сёстры! Относительно возникающих недоумений и вопросов есть совет: «Когда вам бывает что-то непонятно, старайтесь спрашивать у священников, и тогда не будет нелепых ошибок».

Бывают такие случаи, когда душа человека, крещенного, верующего, но не посещающего храм,просит посетить церковь. Конечно, чаще всего это случается, когда человек хочет покаяться в грехах своих, или просить у Господа помощи в делах, или поблагодарить за что-то… А бываети такое, что вдруг захотелось, и всё. Человекуже мысленно соберётся, решится, но вдруг подумает: «Я ведь не знаю, как правильно в храм войти, что говорить, как вести себя в храмеи что там делать. Не пойду…»

Как говорят сами священнослужители, ничего страшного в этом нет, нельзя осуждать человека не совсем знающего порядок действий в храме. Можно расспросить об этом священнослужителя,почитать специальную литературу, или просто спроситьтех людей, которые тоже пришли в храм помолиться. Вряд ли кто-то откажет в такой просьбе.

Мы тоже подробно рассмотрим правила поведения в храме (церкви).

Правила поведения в храме (церкви)

правила

пояснения//исключения

Внешний вид

необходимо

запрещено

Женщине положено одевать длинную юбку или платье, а голову покрыть платком или шарфом.

Мужчина должен снять головной убор.

Всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

Женщине одевать брюки, использовать косметику, особенно губную помаду.

Всем : спортивные костюмы, шорты

Большинство современных священнослужителей считают, что женщина может войти в храм в брюках, если ее решение зайти в церковь не было запланировано заранее.

Это правило завещал сам апостол Павел, который писал: «Всякому мужу глава – Христос, жене – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаясяили пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая… Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа… Жена должна иметь на голове своей знак власти над ней» (1 Кор., XI , 3-10).

О том, чточеловек должен выглядеть опрятно, и говорить не стоит.

Приходитьв храм надоза 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам, заказать поминовение.

Если же опоздал, то надо быть аккуратным,чтобы не помешать молитве других.

Входя в храм во время чтения шестопсалмия Евангелия или после Херувимской на литургии (в это время совершаетсяпреосуществление Святых Даров), постой у дверей до окончания этих важнейших частей службы

Подходя к храму и глядя на купола его, верующие совершают крёстное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова осеняют себя крестным знамением.

Входить в храм надо спокойно, молча, с благоговением. При этом не надо стучать или топать ногами.

Стуком при ходьбе по храму нарушается молитва других.

На пороге храма читают «Молитву идущего в церковь» или «Отче наш», а при их незнании сказать «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя»

Когда вы вошли в храм , совершите три земных поклона (в праздники – три поясных поклона), после этого надопоклониться молящимся в правую и левую сторону.

Такие правила иногда практически невозможно соблюсти в полной прихожанами церкви, поэтому разрешается немного пройти в сторону и три раза осенить себя крестом, совершив при этом три поясных поклона.

Не стоит в храме во время богослужения переходить с места на место.

В некоторых церквях до сих пор соблюдается древнее правило, по которому во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой, оставляя проход напротив алтаря.

Когда крестимся не во время молитвы, то надо мысленно говорить: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь»

Слово «Аминь» означает «истинно, правда, да будет так»

Крестное знамение и поклоны надо совершать одновременно со всеми.

Во время богослужения принято креститьсяво время словословий – Святой Троице и Спасителю Иисусу Христу, во время ектиний на любое возглашение «Господи, помилуй», «Подай, Господи», а так же в начале молитвы, во время молитвы,в конце молитвы,при приближении ко всему святому.

Креститься и преклонять голову нужно, когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, образом или святой чашей.

Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову.

Если службы нет, разрешается подойти к любой иконе, дважды осенить себя крестом, приложиться к нижней части образа и перекреститься в третий раз.

Во время богослужения не следует смотреть по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жевательную резинку, держать руки в карманах, здороваться за руку со знакомыми, разговаривать по телефону. Лучше всего отстоять службу до конца. Также нужно следить за своими детьми: они должны придерживаться общих правил.

Телефон лучше вообще отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим.

Миряне, кроме церковных сторожей, не должны входить в святой алтарь, не выходить из храма, особенно после Херувимской песни до самого конца богослужения.

Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, то можно тихонько попросить передать свечи через других людей.

В храмах запрещено проведение фото- и видеосъемок. Разрешаются они только после благословления священнослужителей в особенных случаях, связанных с церковными таинствами.

Несколько слов о свечах . Лучше всего приобретать их в церквидо начала службы; деньги тоже следует приготовить заранее, чтобы ничем не мешать остальным молящимся. Ставить свечку допускается любой рукой. Очень хорошо поставить первую свечу перед главной святыней храма.

К церковной свече надо относится благоговейно, ведь она – символнашего молитвенного горения перед Господом. Зажигают их одну от другой и ставят прямо.

Свечи во здравие ставят в особенные подсвечники, которые располагаются под образами.

Свечи за упокой ставятся на специальном канонике, узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия.

Очень важно помнить о том, что ставить свечку перед святыней нужно с искренней молитвой.

Если вы хотите поставить свечку какому-нибудь святому или помолиться ему, следует два раза перекреститься, поясно поклониться, поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон. Если все места заняты, оставьте свою свечу рядом, церковнослужители сами поставят ее на освободившееся место.

Прикладываться к иконам надо перед или после богослужения.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во времячтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и в дни памяти особо чтимыхсвятых)

В случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть.О немощи телесной хорошо сказал святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежелистоя – о ногах».

Во время службы святители осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Во время благословения священник складывает свои пальцы так, что они изображают «Ис.Хс.», то есть Иисус Христос. Это значит, что через священниканас благословляет Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священника мы должны приниматьс благоговением.

Когда в храме мы слышим слова общего благословения «Мир всем» и другие, то в ответ надо поклониться, не крестясь.

Если мы хотим получить лично для себя благословение священника, тогда надо сложить руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуемкак бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

Правила этикета существуют не только в светском обществе. Нормы поведения в церкви - тоже можно отнести к особому этикету, называемому религиозным. Посещая церковь, вы должны придерживаться ее канонов и соблюдать религиозные нормы и правила. Ведь даже те люди, которые не соблюдают в повседневной жизни все предписания вероисповедания, хотя бы иногда посещают церковь. Поэтому каждому надо знать, как вести себя в церкви, о чем мы расскажем вам в нашей статье.

Основные правила посещения церкви.

Охватить тему «Как вести себя в церкви» полностью в рамках одной статьи невозможно, но, хотя бы основные требования церковных служителей к прихожанам можно обозначить.

Как вести себя перед посещением церкви.

    1. Вы не должны приходить в храм после того, как приняли алкоголь.
    2. Запрещается, посещая церковь, брать с собой животных.
    3. Когда вы собрались в церковь, вы должны быть одеты скромно и аккуратно. Для женщин непристойной считается одежда: короткие юбки и платья выше колена, шорты, майки, рукава должны быть обязательно, длиной не выше локтя. Тем более, нарушением религиозного этикета считается пляжные костюмы. Не рекомендуется перед посещением церкви украшать себя всякого рода драгоценностями.
    4. Женщинам следует быть в женской одежде. Им не следует приходить в храм с накрашенными губами и яркой косметикой на лице. И уж тем более, никаких духов и другой парфюмерии, даже со слабо выраженным запахом.
    5. Категорически запрещается женщинам посещение церкви в критические дни до полного их завершения.
    6. Следуя в храм, постарайтесь отвлечься от мирских проблем. Если вы выведены чем-то из равновесия, попробуйте успокоиться, прежде чем переступите порог церкви.
    7. Если вы хотите попасть на Богослужение, вам следует придти до начала его минут за двадцать. За это время вы сможете купить свечи, постоять у икон, приложиться к мощам.
    8. Прежде чем войти на территорию храма положено три раза перекреститься. Мужчинам необходимо при этом снять головной убор. После этого, по желанию, мужчина может снова надеть его, а при входе в храм - снять. К женщинам это правило не относится. Наоборот, они должны входить на территорию храма и в сам храм только в головном уборе. И надеть платок или что-то еще следует перед тем, как перекреститься.
    9. Помните, что креститься (совершать Крестные знамения) нужно без перчаток. Если в момент посещения вами храма нет поста, то с поклонами в пояс, если есть, то по религиозному этикету крестятся с земными поклонами.

Как себя вести на территории церкви.

    1. Категорически запрещается на территории храма курить, оставлять мусор, громко смеяться и шуметь, а также плевать и сморкаться на землю.
    2. Не разрешается на территории церкви выгуливать домашних животных.
    3. Если вы хотите сделать фото или видео обряда или записать что-то на диктофон, вы должны попросить на эти действия разрешения настоятеля храма.

Как вести себя в церкви.

    1. Как и на территории, в самой церкви правилами религиозного этикета запрещается громко разговаривать, смеяться, что-то жевать. Руки нельзя держать в карманах или за спиной.
    2. Не поворачивайтесь спиной к алтарю и не ходите по храму без надобности, как в музее.
    3. Если вы хотите поставить свечу или приложиться к мощам или святым образам, сделайте это так, чтобы не побеспокоить других молящихся людей.
    4. Разговаривать в храме следует только по необходимости. Увидев знакомых, поздоровайтесь с ними кивком головы, все разговоры оставьте до окончания посещения церкви. И еще: в храме не приняты рукопожатия при встрече.
    5. Посещая храм с детьми, вы должны объяснить им, как себя следует вести в церкви, что там нельзя бегать, шуметь, громко смеяться и баловаться. Если ваш ребенок заплакал, постарайтесь его успокоить или выйдите с ним из церкви.
    6. Если у вас появилась потребность подпеть церковному хору, вы должны это делать тихо, чтобы не отвлекать окружающих от молитвы. И ни в коем случае не пытаться перекричать других людей при общенародном пении.
    7. Во время Богослужения в церкви дозволяется сидеть только тем, кто не может стоять из-за болезни или сильной усталости. Но даже сидя, вы должны помнить, что религиозным этикетом не допускается поза «нога на ногу».
    8. Когда священник читает Евангелие, во время «Херувимской» и на Литургии нельзя перемещаться по храму и разговаривать.
    9. Правила религиозного этикета не рекомендуют делать замечания людям, которые ведут себя неправильно, лучше следить за своим поведением. Если уж возникла крайняя необходимость, то сделать это нужно тактично и деликатно, не привлекая всеобщего внимания.
    10. Не следует покидать церковь до окончания Богослужения без серьезной на то причины.
    11. Когда вы уходите из храма, на выходе повернитесь к нему лицом и совершите Крестные знамения. Выходя за калитку с территории, сделайте то же самое.

Как вести себя со священнослужителями.

Согласно правилам религиозного этикета, в беседах со священнослужителями, к ним следует обращаться по имени так, как оно звучит в церковнославянском языке. Например: Иван - Иоанн, Алексей - Алексий и так далее. Запомните, что, обращаясь к священнослужителю, нельзя допускать фамильярностей, только на «Вы», несмотря на то, что, в молитвах к Богу, мы говорим «ты»: «благослови», «помилуй». Не следует обращаться к духовенству, не называя имени. Например, слово «отец» само по себе, без имени, несет другую смысловую нагрузку. В данном случае звучит фамильярно.

Среди духовенства существуют свои ранги и обязанности. У диакона, к примеру, нет благодатной силы, которая присуща священнику, даваемая ему во время рукоположения. Поэтому диакон не может совершать таинства, совершать требы без священника. Религиозный этикет не рекомендует обращаться к нему с просьбами об этом. Однако, обратиться за помощью или советом вполне допустимо. К диакону обращаются без упоминания имени: «отец диакон».

Переступая порог церкви, забудьте на время светские приветствия: «Здравствуйте или добрый день». Приветствуют священнослужителей словами: «Благословите!». При этом ладони надо сложить правую над левой, чтобы получить благословение священника, который налагает на вас Крестное знамение и произносит одну из двух фраз: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», накрывая ладони прихожанина своей правой рукой, которую последний целует. Существуют и другие виды благословения. Прихожанин должен поцеловать руку священника, щеку его и опять руку, но это приемлемо только для мужчин. Или священнослужитель накладывает Крестное знамение на склоненную голову прихожанина и совершает возложение ладони. Благословение возможно и на расстоянии.

Люди, не часто посещающие церковь, совершают такую ошибку: они накладывают на себя Крестное знамение, прося благословения у священника. Получается, что они на него крестятся. Если вы хотите знать как правильно вести себя в церкви, вам следует помнить, что это неправильно, что у испрашивания благословения и его преподания разные значения. Умение просить благословения и ответная положительная реакция служителя - есть основа религиозного этикета.

Религиозные нормы.

Основное значение большинства религиозных норм - это их моральное содержание, вспомним заповеди. История помнит времена, когда религиозные нормы были равноправны с юридическими. Они были в основе государственного и политического регулирования и служили весомым аргументом в правовых, процессуальных и семейных отношениях.

Каждая религия имеет свой свод правил - религиозных норм, которые лежат в основе религиозного этикета. Религиозные нормы описаны в священных книгах: Ветхий и Новый Завет, Коран и так далее в зависимости от вероисповедания. Кроме того, они содержатся в различной духовной литературе. Эти нормы регламентируют всю деятельность религиозных сообществ, в них описано как должно происходить отправление обрядов, и каков порядок проведения церковных служб.

В некоторых мусульманских странах и в наше время Коран и Сунна регулируют не только религиозные нормы, но и остальные стороны жизни: правовые и моральные. Православная церковь сейчас не имеет такого большого влияния в христианских странах. Каждый человек вправе решить для себя верить или нет в Бога, соблюдать или нет церковные каноны.

По правилам религиозного этикета, каждый верующий человек должен соблюдать определенные нормы, а именно: не нарушать заповедей, постоянно посещать храм, молиться каждый день, соблюдать церковные праздники и посты. А еще все важные события в жизни: крещение, венчание, похороны, должны быть проведены строго по церковным правилам.

Религиозный этикет и религиозные нормы - строгий регламент. Но бывают случаи, когда они противоречат нормам государства и общества. Возьмем к примеру такую ситуацию, когда большой церковный праздник совпадает с будним календарным днем. Или нужно зайти в церковь, а одежда не соответствует церковному этикету. При желании всегда можно найти компромиссное решение этих нестыковок.

Икона в вашем доме.

В каждом доме, где живут верующие люди, должна быть икона. Какая это будет икона, одна или несколько, каждый решает сам. Для веры не существует разницы между иконами, будь то изображение на бумаге или ценная икона в роскошном окладе.

А вот место, где находится икона - важно. Это место должно быть почетным в доме. Правило, которое пришло к нам из стародавних времен, предписывало отвести место для иконы в красном углу. Что такое красный угол? Это правый угол комнаты напротив входа. Если нет возможности расположить икону на в этом месте, например, мешают какие-то коммуникации, то можно сделать специальные полочки и поставить на них иконы.

Не следует размещать иконы вблизи телевизора или ставить их на холодильник. Последнее возможно только при отсутствии других вариантов и только если обустроить для них место. Если красный угол комнаты занят, то допускается поместить икону на стене. Иконы должны присутствовать во всех комнатах жилища.

1 . По дороге в храм повторяй молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

2 . В храме по обычаю мужчины должны стоять с правой стороны, а женщины — с левой.

3. В храм надо приходить в скромной одежде с длинным рукавом. Женщинам следует быть с покрытой головой, ненакрашенными губами, в юбке приличной длины.

4. Христианин всегда должен носить на себе нательный крест.

5. Войдя в храм, сотвори три поясных поклона с крестным знамением (изображением на себе креста).

6. В храм входят до начала богослужения: подай поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставь свечи, приложись к иконам. Перед целованием иконы принято положить перед ней два поясных поклона с крестным знамением, а третий после целования. Почитая икону, мы кланяемся тому, кто на ней изображен, воздавая через образ поклонение первообразу.

7. Когда проходишь мимо Царских врат (на любом расстоянии от них), приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением.

8. Нежелательно во время службы ходить по храму, ставить свечи, ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона подобает хранить благоговейное молчание, нельзя беспокоить других вопросами и просьбами передать свечу.

9. В храме не любопытствуют, не рассматривают молящихся, а вникают в богослужение, участвуют в общей молитве. Если слова молитв и песнопений не понятны тебе, твори про себя молитву Иисусову.

10 . Приучай детей молиться, ходить в храм, вести себя в храме благочестиво.

11. В православном храме должно стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий, а также болящим и крайне утомленным.

12. В храме никого не осуждай, замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочиние, мешает общей молитве. Соблюдай в сердце своем мир, храни молитву, помни свои грехи, молись за тех, кто грешит.

13. Не нужно покидать храм до конца богослужения.

14. Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах - исповеди и разрешительной молитвы священника (исключение делается детям до 7 лет). Готовящиеся к Причащению должны как минимум 3 дня соблюдать пост (воздерживаться от мясной, молочной и рыбной пищи); быть накануне на вечернем богослужении; придя домой, прочитать из Молитвослова полное правило ко Причащению, которое состоит из: 1) канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, 2) канона молебного ко Пресвятой Богородице, 3) канона Ангелу-хранителю, 4) последования ко Святому Причащению; с 12 часов ночи ничего не есть и не пить.

15 . Перед Причащением руки сложи на груди крестом (сверху правая), с верой и любовью ко Христу причастись Его Святых тела и крови, поцелуй низ чаши, но не крестясь, и отойди к столику запить Причастие теплотой. После выслушай (прочитай) Благодарственные молитвы.

Православный храм – это место особого присутствия Славы Божией и Его Благодати и пребывать в ней следует с благоговением и любовью. Подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас.
Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.
В Священном Писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5)
Мужчинам нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной, рабочей и неопрятной одежде. Перед входом в храм они обязаны снять головной убор.
Женщины не должны приходить в Церковь в коротких юбках или брюках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Господь зрит не на лица, а на сердца людей. Голова женщины должна быть покрыта платком, шарфом или косынкой
Всем прихожанам, несмотря даже на теплую погоду, рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

2. У входа в храм

Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы успеть подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.
Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. Если поклон малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом (земном) поклоне нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.
Крестное знамение следует изображать на себе с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог – есть Троица Единая и Равночестная. Остальные два сложенных и пригнувших к ладони перста – в ознаменование того, что Иисус Христос – есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) нужно полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть и освятил наши чувства, а после – на правое и на левое плечи для освящения наших сил телесных.

Затем необходимо произнести краткую молитву:
Боже, милостив буди мне, грешному (поклон).
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, прости мя! (поклон).

3. Отношение к нищим у храма

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), – писал святой Августин, – не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.
Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие.
Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: хлеб, яблоко, печенье, и т.д. Преподобный Амвросий на вопрос, зачем он подает пропойцам, отвечал: «Чтобы спасти их еще от одного греха – воровства».

4. В храме

Входить в святой храм нужно с духовной радостью и помнить, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).
Войдя в храм, прихожане покупают свечи и подают записки о здравии и упокоении людей, крещеных в Православной Вере. После, принято прикладываться к “праздничной” иконе, лежащей на аналое посреди церкви, и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба).
До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в “свечном ящике” – это наша малая лепта – жертва Церкви.
Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем – соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.
Нужно приучать детей ходить в храм (Мф. 19, 14), учить их молиться и вести себя в храме благопристойно. Родители, пришедшие в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.
Непосредственно к иконостасу примыкает солея - возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон - центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.
В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли.
Запрещено входить в храм с животными и птицами.
Курить запрещается даже на улице в пределах церковной ограды.
Бывая в храме Божием, нужно помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.

5. Обращения

Существуют определенные церковные правила обращения к священникам и мирянам (сотрудникам храма и прихожанам).
«Брат», «сестра» – наилучшее обращение к мирянам. Мы все – дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.
«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, через которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Игорь». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец Настоятель».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.
Жен-служителей алтаря, а также пожилых женщин называют ласковым словом «матушка».
К архиереям (Патриарху, митрополитам, епископам) нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.
При обращении к священнослужителю письменно, иереев следует именовать «Ваше преподобие»,
протоиереев – «Ваше Высокопреподобие»,
епископов – «Ваше Преосвященство»,
архиепископов и митрополитов – «Ваше Высокопреосвященство»,
Патриарха – «Ваше Святейшество».

6. Благословение священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником (или епископом) испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.
Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

7. Иконы и свечи

Прикладываться к иконам, честным мощам и Святому Евангелию следует не спеша и не теснясь, оставить в стороне объемные сумки и полагать по два поклона перед целованием и один после целования святыни. Так как чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, то целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.
Прикладываясь к иконам Спасителя, нужно целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву:

«Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают следующую молитву:

“Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,
и Святое Воскресение Твое славим».
Перед иконой святого:
«Святый угодниче Божий (имя Святого),
моли Бога о мне грешном (грешной),
да простит мне Господь вся прегрешения моя
и святыми твоими молитвами сподобит достичь
Царствия Небесного».

Нужно благоговейно относиться к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу. Свечи поэтому следует приобретать только в том храме, куда вы пришли молиться. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов Которых верующий ставит свою свечу. И если нет этой любви, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Некоторые из нас вспоминают о Боге и святых, лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут. Напрасно думать, что достаточно поставить перед иконой свечу, и долг выполнен, мы сделались чистыми и праведными, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами, не следует ради собственной свечи гасить чужую, уместнее попросить служителя поставить ее позже. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечу погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.
Нет обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако, по сложившейся традиции, в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого вы носите), а уж потом за здравие или за упокой. Если иконы вашего небесного покровителя в храме нет, то ставится свеча перед образом Всех святых.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное». О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах, см. .

8. Во время Литургии

В обязанности христиан входит посещение храма для участия в Божественной Литургии в воскресные дни, включая Всенощное бдение накануне, и в праздники.

Установление и соблюдение церковных праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере и через покорность и благоговение к Богу приносят душе покой и радость.
«К службе церковной непременно должен ходить… – увещевал преподобный Амвросий Оптинский. – …будешь ходить, здоров и трезвеннее будешь».
«Верный признак омертвения души, – говорил другой Оптинский старец, преподобный Варсонофий, – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».
Опаздывая к началу Божественной Литургии или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно покинуть Богослужение, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.
Если началась служба или Вы пришли в храм уже во время Литургии, нужно встать на определенное место и сосредоточенно слушать чтения и песнопения. Увидев знакомых, не торопиться здороваться с ними за руку, а лишь молчаливым поклоном приветствуйте их.
Не разрешается вести разговоры во время Литургии. Слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в Храме Господь посылает скорби».
В Православной Церкви разрешается сидеть только во время чтения кафизм (Псалтири) и паримей (чтений из Ветхого и Нового Завета на Великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальном – не принято сидеть в присутствии Божием, а молиться стоя; ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть можно только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели, стоя – о ногах». Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии нужно стоять.
Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. В церкви во время Богослужения полагается стоять лицом к алтарю, во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться к алтарю спиной.
Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время Елеопомазания, Исповеди, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.
Не надлежит в храме протискиваться сквозь молящихся, переходить с места на место, разговаривать, ставить свечи перед иконами. Свеча – жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва – «дух сокрушен», смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
Старайтесь воздерживаться от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. В таких случаях замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.
Особенно важно соблюдать тишину, не передвигаться, не покупать и не ставить свечи и не прикладываться к иконам во время важных моментов Литургии, таких как:

  • при выходе священника с кадилом,
  • при чтении Шестопсалмия,
  • при выносе Евангелия и во время его чтения,
  • при пении «Милость мира…» до возгласа священника «В первых помяни..»
  • при пении Символа веры и «Отче наш»,
  • при выносе Святой Чаши (Потира).

Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.

9. Поклоны и Крестное знамение

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние.

Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. На всех службах при чтении или пении “Приидите поклонимся…”, при троекратном “Аллилуиа…”, на “Святый Боже…”; на “Буди Имя Господне…”; на “Слава в вышних Богу” и при возгласе священника “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе” полагается сделать поклон. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение.
Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон: во время ектений при возгласе “Господи, помилуй” или “Подай, Господи” вместе со священнослужителем; когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.
При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.
Когда священник произносит: “Мир всем”, “Благодать Господа нашего Иисуса Христа…”, “Главы ваша Господеви приклоните”; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову.
Во время открытия Царских врат надо поклониться.
Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя голову, а когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и трикирием) или когда священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову; лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос Воскресе!» – все крестятся и восклицают: «Воистину Воскресе!» Этим мы благоговейно отвечаем на действие священнослужителя, освящающее нас силою благодати Божией. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, что характерно для иудеев, – только правую, через которую преподается благословение.
Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы “Тебе поем”; в конце молитвы “Достойно есть”; в начале молитвы “Отче наш”, при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами; возгласе “Всегда, ныне и присно и во веки веков” и “Богородицу и Матерь света…”
Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.

10. Святое Причастие

Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника).

Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову 3 канона: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю и последование ко Святому Причащению. Желательно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также обязательно нужно ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.
Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками – правая поверх левой – с великим благоговением и страхом Божиим и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй Чашу, но не крестясь и осторожно, чтобы случайно не толкнуть ее, затем отойди к столику запить Причастие теплотой.

После Причастия следует выслушать (или прочитать) со вниманием благодарственные молитвы. По окончании Литургии подойти и приложиться ко кресту, который дает верующим священник около алтаря.

11. Правило о поклонах во время чтения великопостных часов и на Литургии Преждеосвященных Даров.

Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Перед Литургией читаются Великопостные часы (3-й, 6-й и 9-й), они начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш…»

На 3-ем часе читаются 16-й, 24-й и 50-й псалмы, затем чтец произносит: Слава и ныне… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне… Затем он читает рядовую кафизму. Во время чтения кафизм можно сидеть. После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благйй, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». На каждом часе постовой тропарь часа поется троекратно, с земными поклонами. В конце каждого часа читается молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва сопровождается земными поклонами, которые следует делать тогда же, когда их делает священник. После поклонов читается заключительная молитва часа и начинается следующая служба: после третьего часа – служба шестого часа, затем девятого часа, аналогичные службе третьего часа с некоторыми отличиями (на 6-м часе читаются псалмы 53-й, 54-й и 90-й, на 9-ом – 83-й, 84-й и 85-й. После постового тропаря 6-го часа читается паремия (отрывок) из книги пророка Исаии). Богослужение продолжается Великой Вечерней , но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!» , такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы , в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению. «Миром Господу помолимся» - первые слова ектении. «Господи, помилуй» - отвечает хор, а вместе с ним и молящиеся после каждого прошения совершают . По окончании ектении и возгласа священника чтец начинает читать 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133) , называемых «песнями восхождения». После этого диакон произносит «малую» ектению . «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» - отвечает хор, а вместе с ним и молящиеся после каждого прошения совершают поясной поклон с крестным знамением . В это время следует молитва священника: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава». Затем читается вторая часть чтения 18 кафизмы , в это время священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и земной поклон перед престолом. Снова произносится «малая» ектения , во время которой священником читается молитва: «Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…» Читается последняя, третья часть кафизмы, во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник . Молящиеся , отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени . После перенесения Святых Даров на жертвенник можно встать с колен. Священник наливает вино в чашу, покрывает святые сосуды, но ничего при этом не произносит. Завершается чтение третей части кафизмы, снова произносится «малая» ектения и возглас священника. Хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов : «Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!» и положенных на этот день стихир. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение – это символ возносимых нами молитв Богу. Во время пения стихиры на «И ныне» священнослужители совершают торжественный вход . Предстоятелем читается молитва: «Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу». Священнослужители выходят на солею (возвышение перед входом в алтарь), и Предстоятель благословляет Святой Вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!» Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!» «Прости» - значит «станем прямо, благоговейно». Хор поет древний богослужебный гимн «Свете Тихий» . Далее поется прокимен –стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Он предшествует паремиям чтению из Священного Писания . Перед паремией при возгласе: «Бытия чтение…» или, например, «Притчей чтение…» совершается крестное знамение без поклона, а во время чтения принято стоять, наклонив голову . Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!» , тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». По установившейся традиции в этот момент молящиеся опускаются на колени . После произнесения слов священником можно встать с колен. После второго чтения из Ветхого Завета полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма , начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» Во время пения «Да исправится…» молящиеся стоят на коленях , а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По окончании пения все встают . Затем священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, - молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва сопровождается земными поклонами , которые следует делать тогда же, когда их делает священник. Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня ; далее следует сама литургия Преждеосвященных Даров . Диаконом или священником возглашается сугубая ектения: « Рцем вси…», далее также, как и на полной Литургии. Затем наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол . Хор начинает петь особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится». Во время перенесения Святых Даров все должны благоговейно опуститься на колени . Священник в алтаре, с воздетыми вверх руками, трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Священник в Царских вратах, по установившейся традиции, тихом голосом произносит: «С верою и любовью приступим» и ставит Святые Дары на престол, покрывает их, но ничего при этом не произносит. После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами . Царские врата закрываются (при открытии и закрытии царских врат совершается поклон без крестного знамения ), завеса закрывается наполовину. Диакон или священник произносит просительную ектенью: « Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…» За этим следует молитва Господня «Отче наш» , возглас диакона – «Вонмем» , т.е. будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, возгласно произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!». Это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. В это время обычно совершают земной поклон . Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь» . Затем диакон отверзает царские врата, с благоговением и вниманием приемлет из рук священника потир и, обратясь к молящимся, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите…». Все совершают земной поклон . Священник читает молитву пред причащением и причащает мирян (на литургии Преждеосвященных Даровмладенцев обычно не причащают). Далее следуют Благодарение по Причащении. Священник, поклонившись и взяв потир, идет к царским вратам, произнося тайно: «Благословен Бог наш..», и затем вслух к молящимся возглашает в царских вратах: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков..». Причастившиеся делают поясной поклон, кто не причащался – земной.

Затем священник читает заамвонную молитву и отпуст (слова, завершающие службу, благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

После этого священник говорит проповедь, дается для целования Святой Крест, причастники благодарят Бога за причащение (чтец читает благодарственные молитвы, все слушают и молятся). Служба окончена.

12. По выходе из храма

Завершением утреннего богослужения является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую крест.

Принимая благословение священника, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии. Отойдя, нужно поклониться священнику.
Выходя их храма, нужно сотворить три поясных поклона с крестным знамением.
Если придется выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, – помните, что уходить с Богослужения без крайней необходимости – грех перед Богом. Благочестивые христиане просят за это прощения у Господа и исповедуются в этом грехе на исповеди священнику.
Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености – вычеркивал. Особо старайтесь не выходить из церкви во время Литургии.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Надо не забывать, что мы приходим в храм с целью спасения души, а не получить какие-либо привилегии у Бога или у близких. Поэтому по возвращении из храма необходимо найти силы полноценно включиться в домашнюю жизнь, не требуя ни от кого снисхождения на нашу усталость.

Главное - это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.