Эмоциональный интеллект — ключ к успешному взаимодействию с другими людьми

Полагаем необходимым в нашем курсе дифференциальной психологии установить и вполне нынче известное понятие эмоциональный интеллект, ибо заметна его роль не только в понимании нашего различия друг от друга, но и в общем осознании собственных эмоций.

Эмоциональный интеллект (англ.Emotional intelligence ) - психологическая концепция, возникшая в 1990 г.. и введенная в научный обиход американскими учеными П. Салоувеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет.

— по определению Майера и Салоувея — группа ментальных способностей, которые стимулируют осознание и понимание собственных эмоций и эмоций окружающих . Этот подход, считающийся наиболее ортодоксальным, получил название модели способностей.

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие эмоциональный интеллект :

  • восприятие и выражение эмоций;
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
  • понимание своих и чужих эмоций;
  • управление эмоциями.

Эта иерархия основывается наследующих принципах.

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций дня решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика -MSCEIT . В каждой задаче, решение которой отражает развитие одною из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами — основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).

Теперь о смешанной модели эмоционального интеллекта.

По мнению американского психолога Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект — это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих эмоционального интеллекта (EQ):

  • самосознание;
  • самоконтроль;
  • эмпатия;
  • навыки отношений.

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психологи Рэйвен и Бар-Он начали свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Вышеупомянутый Д. Гоулман выделяет пятую составляющую: мотивация.

Все специалисты по эмоциональному интеллекту, говоря о наших различиях в этом аспекте, выделяют и биологические предпосылки его:

  • уровень EQ родителей;
  • правополушарный тип мышления:
  • свойства темперамента.

И социальные предпосылки развития:

  • синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка);
  • степень развития самосознания;
  • уверенность в эмоциональной компетентности;
  • уровень образования родителей и семейный доход;
  • эмоционально благополучные отношения между родителями;
  • андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков);
  • внешний локус контроля;
  • религиозность.

Таким образом, структура эмоционального интеллекта выглядит так:

  • осознанная регуляция эмоций;
  • понимание (осмысление) эмоций;
  • различение и выражение эмоций;
  • использование эмоций в мыслительной активности.

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) - умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.

Эмоциональный интеллект может быть улучшен в любой период жизни.

Однако между изучением эмоционального интеллекта и его применением на практике есть большая разница. Вы можете понимать, что должны сделать определённые шаги, но это не означает, что вы их совершите, особенно если находитесь в стрессовом состоянии. Для того, чтобы изменить свои поведенческие привычки, необходимо научиться справляться со .

Эмоциональный интеллект обычно состоит из пяти составляющих:

  • Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
  • Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
  • Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
  • Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.

Почему эмоциональный интеллект так важен

Жизнь показывает, что далеко не всегда умные люди добиваются успеха и высокого социального статуса. Наверняка и вы припомните парочку людей, которые имеют блестящие академические знания, но вместе с тем являются социально некомпетентными как на работе, так и в личной жизни.

Высокий IQ не даёт гарантии на успех в карьере и семье. Да, он поможет поступить в престижное учебное заведение, но только эмоциональный интеллект выручит, когда нужно будет унять эмоции перед выпускными экзаменами. В тандеме IQ и EQ усиливают друг друга.

Таким образом, эмоциональный интеллект влияет на:

  • Успеваемость в школе и продуктивность на работе. Эмоциональный интеллект поможет вам сориентироваться в сложных социальных связях на рабочем месте, стать лидером и мотивировать других, преуспеть в карьере. Многие компании оценивают эмоциональный интеллект кандидатов на собеседовании, считая его не менее важной характеристикой, чем профессиональные компетенции.
  • Физическое здоровье. Если вы не в состоянии управлять своими эмоциями, вы, вероятно, не умеете контролировать стресс. Это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Неконтролируемый стресс повышает давление, подавляет иммунную систему, повышает риск сердечного приступа, способствует бесплодию и ускоряет старение.
  • Психическое состояние. Неконтролируемые эмоции и стресс влияют на психическое здоровье, что делает нас уязвимыми перед тревогой и депрессией. Если вы не управляете собственными эмоциями, вы не сможете выстроить прочные отношения. В итоге придёт чувство одиночества и изоляции.
  • Отношения. Понимая и управляя собственными эмоциями, вы научитесь выражать своё , ощущать окружающих. Это позволит более эффективно общаться и налаживать доверительные отношения.

Что поможет сформировать эмоциональный интеллект

1. Самопознание

Психологи утверждают, что текущие переживания являются отражением более раннего эмоционального опыта. Это означает, что ваша способность воспринимать гнев, печаль, страх и радость, скорее всего, зависит от качества и насыщенности эмоций на ранних этапах жизни.

Если в прошлом вы оценили и поняли свои эмоции, они станут ценными активами в будущем. Если же переживания были болезненными и запутанными, вы, вероятно, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них. Однако не стоит отстраняться даже от негативных чувств, ведь принятие и осознание своего эмоционального состояния - ключ к понимаю того, как переживания влияют на ваши мысли и действия.

Задайте себе несколько вопросов:

  • Сопровождаются ли эмоции физическими ощущениями в желудке, горле или грудной клетке?
  • Испытывали ли вы чувства, которые явно отражались на вашей мимике?
  • Можете ли вы испытывать сильные чувства, которые целиком поглощают ваше внимание и внимание других?
  • Следите ли вы за своими эмоциями, когда принимаете решения?

Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.

sorsillo/Depositphotos.com

Вот самые верные способы улучшить самопознание:

  • Тренируйте осознанность. То есть намеренную фокусировку внимания на настоящем моменте. Осознанность часто связывают с в буддизме, однако большинство религий мира практикуют нечто подобное в форме молитвы. Она снимает озабоченность, успокаивает и настраивает, воспитывает характер.
  • Заведите дневник. В конце каждого дня записывайте, что с вами случилось, как вы чувствовали себя и справлялись со сложностями. Периодически оглядывайтесь назад и анализируйте типичные ситуации, отмечайте, где вы не дожали или переусердствовали.
  • Спросите у близких, кем они видят вас. Отзывы от нескольких людей оголят ваши сильные и слабые стороны. Не забудьте всё зафиксировать и найти закономерности. Главное, не спорить и не возражать. Вам важно посмотреть на себя чужими глазами.

2. Самоконтроль

Осознание чувств - это первый шаг к эмоциональному управлению. Вы должны использовать эмоции, чтобы принимать конструктивные решения и выстраивать линию поведения. Когда вы становитесь чрезмерно напряжены, вы можете потерять контроль над собой и утратить вдумчивость.

Вспомните, легко ли рационально думать в состоянии перенапряжения. Вероятно, нет. Это происходит потому, что мозг отстраняется от мыслительных процессов и переключается на переизбыток чувств.

Эмоции являются важными фрагментами информации, они говорят нам о себе и о других. Однако в условиях стресса мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Научитесь справляться со стрессом. Так вы сможете контролировать чувства и поведение, управлять отношениями, брать инициативу в свои руки, следовать обязательствам и адаптироваться к изменчивому миру.


Sericbvd/Depositphotos.com

Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе - посчитать до десяти, когда сердишься.

Не всегда получается подавить гнев или депрессию, тем не менее физический толчок будет к месту. Чувствуете усталость - сделайте несколько упражнений. Не можете собраться с силами - врежьте себе пощёчину. В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.

3. Эмпатия

Мы постоянно сосредотачиваемся на том, что наиболее важно именно для нас. Однако наши эмоции - лишь половина отношений. Все остальные люди тоже имеют свои собственные чувства, желания, триггеры и страхи. Поэтому сопереживание - крайне важное жизненное умение.


bacho123456/Depositphotos.com

Попробуйте на практике несколько советов, которые помогут вам стать эмпатом:

  • Меньше говорите, больше слушайте. Это золотое правило любого искренне сопереживающего человека. Конечно, вы не можете пропустить через себя всю гамму чувств другого человека, но можете попытаться его услышать. Просто позвольте человеку выговориться, не перебивая его своими соображениями. Это трудно, особенно в том случае, если присутствуют сильные негативные эмоции. Однако практически любая связь станет крепче только из-за того, что вы , прежде чем вступить в разговор.
  • Примите противоположное мнение вопреки собственной позиции. Чтобы понять, что движет человеком, необходимо оказаться на его месте. Если вы считаете, что ваш босс пребывает в безрассудном состоянии, попробуйте оправдать его в своей голове. Возможно, вы поступили бы аналогично, если бы очутились в его шкуре.
  • Поймите разницу между словами «я знаю» и «я тебя понимаю». Первое указывает на то, что вы якобы имели аналогичный жизненный опыт. Второе же говорит о том, что вы обдумали ситуацию и проиграли её от своего лица. Разумеется, понимание чужих проблем - более доверительный и правдивый уровень взаимоотношений.

Эмпатия подразумевает вашу реакцию, однако она должна поступить вовремя. Если кто-то готов разрыдаться или разрывается от глубокой боли, не пытайтесь приглушить чувства. Человек должен выплеснуть эмоции, и ему понадобится ваша помощь.

4. Мотивация

Когда мы говорим о мотивации как о составляющей эмоционального интеллекта, подразумевается внутренний стержень, а не психологические силы, чтобы поднять своё тело с кровати. Как говорят психологи, наш стержень находится в префронтальной коре головного мозга. Она начинает активную деятельность при одной мысли о выполнении значимой задачи.

Целью может быть карьера, семья, произведение искусства и всё что угодно, лишь бы оно имело весомое значение в вашей жизни. Когда мотивация берётся за дело, она объединяется с реальностью, и мы совершаем реальные поступки. Чтобы создать семью, мотивированные люди начинают встречаться. Чтобы продвинуться по службе, мотивированные люди берутся за самообразование.


pertusinas/Depositphotos.com

Как найти свой стержень? В первую очередь необходимо выяснить собственные ценности. Многие из нас настолько заняты, что не успевают покопаться в себе и определить приоритеты. Ещё хуже, если человек делает работу, которая прямо противоречит его мировоззрению и принципам.

Во-вторых, стоит перенести свою цель на бумагу и расписать её в деталях. При этом необходимо понимать, что большой успех сильно растянут во времени. Он состоит из маленьких побед и горечи поражений.

5. Социальные навыки

Социальные навыки - это умение понимать , которые окружающие люди постоянно адресуют вам. Эти сигналы дают чёткое представление о том, что человек испытывает и что для него действительно важно. Для того, чтобы принять невербальные сигналы, необходимо приостановить свои мысли, не думать о целях и задачах, которые вы преследуете, находясь рядом с человеком.


racorn/Depositphotos.com

Социальные навыки не могут работать на вас, если вы думаете о чём-то другом, а не о текущем событии. Когда мы погружаемся в воспоминания или переносимся в будущее, нас попросту нет в настоящем. Уловить тонкие невербальные сигналы из-за этого становится проблематичным.

Не стоит питать иллюзий о многозадачности. Да, мы можем переключаться между темами очень быстро, но при переходе теряется тонкий эмоциональный сдвиг, который помогает понять других людей.

Социальные навыки хорошо совершенствовать, разрешая разногласия:

  • Уделите время друг другу, а затем вернитесь к проблеме. В романтических отношениях необходимо напомнить партнёру, что за критикой стоит забота и любовь.
  • Убедитесь, что обе стороны точно представляют причину конфликта. Предложите взаимовыгодное решение, которое учитывает обоюдные желания и исключает дополнительные требования.
  • Закончите на одной ноте, даже если она не совсем позитивная. Пусть ваш начальник, коллега или вторая половинка знают, что вы двигаетесь в одном направлении, хоть и с разными точками зрения.

Наряду с разрешением конфликтов, необходимо научить себя знакомиться, поддерживать беседу, играть. При этом желательно заранее изучить менталитет людей разных наций.

Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта.

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта,описывающие структуру ЭИ и разъясняющие суть понятия. Само словосочетание изначально появился в конце 20 века на страницах академической психологической зарубежной литературы. Сегодня, мы уже свободно употребляем это понятие, т.к. оно стало неотъемлемой составляющей жизни современного человека.

Ученые разрабатывают новые теоретические конструкты, способы диагностики уровня эмоционального интеллекта, практические психологи разрабатывают различные тренинги, направленные на рост и повышение уровня ЭИ для людей разных возрастов. Для того, чтобы поговорить об ЭИ, о его значимости в жизни человека, о том, как его тренировать и какие существуют способы иследования уровня развития ЭИ, необходимо для начала разобраться в том, что же в себя включает данное понятие, какие известные модели ЭИ существуют, в чем их сходства и отличия друг от друга.

Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе – понимание эмоций, как особого типа знаний было выдвинуто понятие "ЭИ".

За последние 20 лет психологи провели массу исследований, целью которых является создание наиболее полной модели ЭИ и изучение его потенциала. На сегодняшний день существует несколько определений ЭИ, ведь недаром говорят: сколько ученых, столько и мнений. Ученые будут долго еще спорить о том, что же такое ЭИ, что он в себя включает, и насколько это научное понятие. Однако, изначально термин "ЭИ" включал в себя способности к 1) переработке информации, содержащейся в эмоциях, 2) определение значения и связи между различными эмоциями, 3) применение полученной эмоциональной информации как основы для мышления и принятия решений.

В первой половине 20 века Дэвид Векслер (1943) предложил классическое представление об интеллекте как о глобальной способности индивида целенаправленно действовать, рационально мыслить, и взаимодействовать с окружением эффективным образом. Д. Векслер выделял "интеллектуальные" (рациональные способности) и "неинтеллектуальные" элементы интеллекта (социальные, коммуникативные навыки). И несмотря на то, что Векслер предположил, что "неинтеллектуальные" способности имеют приоритетное значение для определения способности личности в достижении успеха, данная группа факторов осталась практически без внимания, в отличие от когнитивной составляющей. Это привело к тому, что интеллект долгое время представляли как некий конструктор, для решения логических и математических задач.

Еще в конце 30-х годов прошлого столетия Роберт Торндайк выдвинул концепцию "социального интеллекта". Однако, работы этих авторов долгое время не получали развития. И только в 1983 году Ховард Гарднер (автор одной из современных концепций интеллекта) заявил о "множественном интеллекте". Х. Гарднер выделил семь форм интеллекта:

  • Логико-математический;
  • Вербальный (лингвистический);
  • Визуально-пространственный;
  • Телесно-кинестический;
  • Музыкальный;
  • Межличностный (эмоциональный);
  • Духовный (экзистенциальный).
Х. Гарднер считал, что межличностный (эмоциональный) интеллект и духовный (экзистенциальный) интеллект также важны, как и традиционно измеряемый IQ (вербальный и логико-математический).


Концепция интеллекта Х. Гарднера стала основой для создания Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира и Питером Сэловеем из Йельского университета понятия а, позднее и первой модели эмоционального интеллекта.

Первая модель эмоционального интеллекта , разработанная Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо в 1990 году, определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. Авторы концепции представили эмоциональный интеллект как конструкт, составляющими которого являлись способности 3-х типов:

  • способности к идентификации и выражению эмоций;
  • способности к регуляции эмоций;
  • способности к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Первый тип способностей делится на 2 компонента:

1. Направлен на собственные эмоции (в него включены вербальный и невербальный субкомпоненты);
2. Направлен на эмоции другихлюдей (в него включены субкомпоненты невербального восприятия и эмпатия).

Второй тип способностей также делится на 2 компонента:

1. Направлен на регуляцию своих эмоций;
2. Направлен на регуляцию эмоций других людей.

Третий тип способностей подразделяется на следующие компоненты:

1. Гибкое планирование;
2. Творческое мышление;
3. Перенаправленное внимание;
4. Мотивация.

Приведенная выше структура эмоционального интеллекта позже была доработана авторами. Основой для усовершенствованного варианта модели ЭИ стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми. В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу.

Усовершенствованная модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента:

1. Идентификация эмоций (восприятие своих эмоций и эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, различение подлинности эмоций);
2. Осмысление эмоций (понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, причины возникновения эмоций, вербальную информацию об эмоциях);
3. Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для направления внимания на важные события, способность вызывать эмоции, способствующие решению задач);
4. Управление эмоциями (снижение интенсивности отрицательных эмоций, решение эмоционально нагруженных задач без подавления связанных с ними отрицательных эмоций).

Поскольку работы Джона Майера, Питера Сэловея и Дэвида Карузо были опубликованы лишь в академических изданиях, широкая публика о них практически ничего не знала. Дэниел Гоулман оценил идеи об эмоциональном интеллекте, расширил их и в 1995 году написал книгу об эмоциональном интеллекте, ставшую бестселлером в США. Это послужило толчком для обширного изучения и разработки этой темы. В своей книге Д. Гоулман уделил особое внимание практическому применению теории ЭИ в жизни и на работе. Он предложил внедрять программы обучения ЭИ в школах и на предприятиях, заявляя, что эмоциональный интеллект более значим, чем академический интеллект.

Модель эмоционального интеллекта по Гоулману принято относить к смешанным моделям ЭИ. В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта:

Самосознание – способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;

Саморегуляция – способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса.

Мотивация – способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу.

Социальные навыки – способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их.

Позднее Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В сегодняшний день она состоит из четырех компонентов:

  • Самосознание;
  • Самоконтроль;
  • Социальное понимание;
  • Управление взаимоотношениями.
Важно отметить, что эта структура имеет отличия применительно к различным категориям людей.

По мнению Д. Гоулмана, в развитии ЭИ лидеров важными являются следующие составляющие и навыки, связанные с ними:

Личностные навыки

1. Самосознание (Эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе);
2. Самоконтроль (контроль эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм).

Социальные навыки

Социальная чуткость (Сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность)
Управление отношениями (воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, содействие изменениям, урегулирование конфликтов, укрепление личных взаимоотношений, командная работа и сотрудничество).
Как видно, среди составляющих эмоционального интеллекта, которые выделяет Гоулман, есть не только эмоциональные способности, но и социальные навыки, волевые качества личности, а также характеристики самосознания.

Еще одной известной трактовкой эмоционального интеллекта является модель, разработанная Рувеном Бар-Оном. Именно Бар-Он ввел обозначение EQ (emotional qujtinent) – коэфициент эмоциональности. EQ определяется автором как совокупность всех некогнитивных способностей, знаний и компетенций, позволяющие человеку развивать возможности для решения различных жизненных задач.

Структура эмоционального интеллекта по Рувену Бар-Ону предствляет собой пять выделенных сфер компетенции, которые включают в себя 15 способностей.

Внутриличностная сфера

  • Самоанализ;
  • Ассертивность;
  • Самооценка;
  • Самоактуализация;
  • Независимость.
Сфера межличностных отношений
  • Эмпатия;
  • Межличностные отношения;
  • Социальная ответственность;
Сфера адаптивности
  • Гибкость
  • Решение проблем
  • Оценка действительности
Сфера управления стрессом
  • Стрессоустойчивость
  • Контроль импульсивности
Сфера общего настроения
  • Удовлетворенность жизнью
  • Оптимизм
Отечественных исследователей тоже интересует тема эмоционального интеллекта, которая разрабатывается такими авторами как Д.В. Люсин, И.И. Андреева, Д.В. Ушаков, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и многих других.
Психолог Д.В. Люсин в 2004 году предложил новую модель эмоционального интеллекта. Автор определяет эмоциональный интеллект как способность (совокупность способностей) к понимаю своих и чужих эмоций и управлению ими.

Способность к пониманию эмоций, может быть направлена на свои эмоции и на эмоции других людей и означает, что человек:

  • Может распознать эмоцию;
  • Может идентифицировать эмоцию и вербализовать ее;
  • Понимает причины возникновения данной эмоции, и следствия, к которым она приведет.
Способность к управлению эмоциями, может быть направлена на свои эмоции и эмоции других людей и означает, что человек:
  • Может контролировать интенсивность эмоций;
  • Может регулировать внешнее выражение эмоций;
  • При необходимости может произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Способность к пониманию и управлению эмоциями, по мнению Д.В. Люсина, непосредственно связана с общей личностной направленностью на сферу эмоций, склонностью к анализу психологических причин поведения, с ценностями определяемыми эмоциональными переживаниями.

В концепции Д.В. Люсина "эмоциональный интеллект" – это свойство психики, которое формируется в течение жизни под влиянием различных факторов, обуславливающих его специфические индивидуальные особенности и уровень.

Можно выделить три группы факторов, обуславливающих специфические индивидуальные особенности и уровень эмоционального интеллекта:

1. Когнитивные способности (включают в себя точность и скорость переработки эмоциональной информации);
2. Представления об эмоциях (как о ценном и важном источнике информации);
3. Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость и эмоциональная чувствительность).

Поскольку Д.В. Люсин не вводит в структуру эмоционального интеллекта личностные характеристики, данная модель имеет принципиальное отличие от смешанных моделей эмоционального интеллекта. Автор допускает только такие личностные характеристики, которые оказывают прямое влияние на индивидуальные особенности и уровень эмоционального интеллекта.

Мы описали несколько самых известных моделей эмоционального интеллекта.

Первой была модель Дж. Майера, П. Сэловея и Д.Карузо. Она включает в себя только способности, которые связаны с переработкой информации (когнитивные способности), в связи с этим, данная модель была определена авторами, как модель способностей. Их теория называется "Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.". Затем в своей теории эмоциональной компетентности Д. Гоулмен дополнил модель способностей Сэловея и Майера, он добавил к когнитивным способностям личностные характеристики.

Такого рода модели, в которых смешаны много признаков, не связанных с эмоциями и интеллектом, и главную идею эмоционального интеллекта смешивают с множеством других черт личности, назвали смешанными моделями эмоционального интеллекта. Еще одной смешанной моделью эмоционального интеллекта считается модель эмоционального интеллекта Бар-Она в его некогнитивной теории эмоционального интеллекта. Модель эмоционального интеллекта в двухкомпонентной теории ЭИ Люсина Д. В. имеет принципиальное отличие вышеперечисленных моделей (она не относится ни к первому, ни ко второму типу).

На основе анализа вышеуказанных теорий эмоционального интеллекта можно определить ЭИ как совокупность эмоциональных и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в социальной сфере, эффективны в общении и успешны в достижении своих целей.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации London Psychometric Laboratory Image caption Человек может проверить свой эмоциональный интеллект, оценив себя по ряду факторов теста "черты эмоционального интеллекта", включая способность сопереживать и испытывать счастье

    Эмоциональный интеллект - понятие, вызывающее споры. Одни называют его недостаточно научным, другие видят в эмоциональном интеллекте ключ к успеху во всех сферах жизни: от повышения зарплаты до счастливых отношений Так ли это?

    О том, что такое эмоциональный интеллект и почему он важен, Русская служба Би-би-си поговорила с Константином Петридесом - профессором психологии и психометрии Университетского колледжа Лондона.

    Способность объединить ум, логику и эмоции

    Би-би-си: Что такое эмоциональный интеллект? Когда впервые о нем стало известно?

    Константин Петридес: Эмоциональным интеллектом называют способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач.

    Интерес к эмоциональному интеллекту возник в начале XX-го века из-за неспособности классических IQ-тестов (коэффициент интеллекта) объяснить особенности мотивации и поведения людей.

    Однако еще древние греки задумывались над эмоциональным интеллектом, полагая, что мудрый человек - это тот, который способен объединить ум, логику и эмоции. Несмотря на то, что это было две с половиной тысячи лет назад, вопрос человеческих эмоций остался тем же.

    Еще в 1870-м году в книге "О выражении эмоций у человека и животных" Чарльз Дарвин сделал попытку изучения человеческих эмоций через внешние проявления. Концепция эмоционального интеллекта (или сокращенно EQ) в современном его понимании возникла в начале XX -го века.

    В 1920 году американский психолог Эдвард Торндайк впервые ввел понятие социального интеллекта как способности человека разумно действовать в отношениях с людьми.

    В 1983 году Говард Гарденер предложил теорию множественного интеллекта, разделив интеллект на внутренний (свои эмоции) и межличностный (эмоци и окружающих).

    Журналист Дэниэл Гоулм а н популяризировал понятие, издав книгу "Эмоциональный и нтеллект" в 1995 году.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Исследователи считают, что занятия медитацией необходимы для развития эмоционального интеллекта

    Как показывают исследования, существует несколько диагностик эмоционального интеллекта.

    К примеру, модель способностей (Ability model), которая рассматривает эмоции как генетически заложенное качество или талант, который можно объективно измерить, как способность к математике или языкам.

    Модель "черты эмоционального интеллекта," исследованием которой занимается наша лаборатория, считает, что эмоциям невозможно дать количественную оценку.

    Программа изучает восприятие человеком собственных эмоций, позволяя тестируемому дать оценку своим чувствам, пройдя тест.

    Дать оценку эмоциям

    Би-би-си: В чем смысл теста? В чем его практическое применение?

    К.П.: Тест состоит из 15 компонентов, или "черт" эмоционального интеллекта, включая способность адаптироваться к обстоятельствам, умение эффективно принимать решения, сопереживать и испытывать счастье.

    Человек оценивает каждый параметр и получает картину своего эмоционального состояния, что позволяет ему обратить внимание на личностные недостатки, о которых он раньше и не задумывался.

    Недавно к нам обратились из подразделения Лондонской полиции. Один из сотрудников, талантливый служащий, который при этом совершенно не умел ладить с коллегами, отличался прямолинейностью и авторитарным характером.

    На работе не знали, что с этим делать.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption По результатам исследования, женщины с высоким эмоциональным интеллектом более довольны своей внешностью

    Полицейский прошел тест, фокусируясь на мотивации, умении принимать решения и взаимоотношениях. Это помогло ему осознать собственное поведение и улучшить отношения с коллегами по работе.

    Эмоциональный интеллект может измерить не только тестируемый, но и близкие ему люди. К примеру, мужчина считает себя оптимистом и вполне счастливым. Но, если попросить пройти тест его супругу, может оказаться, что она видит его пессимистом, неспособным контролировать эмоции.

    Часто люди воспринимают себя не так, как о них думают другие.

    Осмысление эмоций - первый шаг к переоценке поведения.

    В отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно повысить

    Би-би-си: В чем отличие эмоционального интеллекта от IQ (коэффициент а интеллекта)?

    К.П.: Известно, что уровень IQ - объективный показатель умственных способностей, который нельзя изменить. Коэффициент интеллекта предопределяет успех в школе, на работе.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Исследователи отмечают, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на способность работать в коллективе

    Эмоциональный интеллект - это умение человека воспринимать собственные эмоции, которое в том числе влияет на способность работать в коллективе и улавливать настроения коллег.

    В отличие от IQ, который заложен генетически, человек может регулировать и повышать свой эмоциональный интеллект на протяжении жизни.

    Важно понимать, что показатель социальных навыков не менее важен для личного успеха, чем способность логически мыслить или решать математические задачи.

    Факторы высокого эмоционального интеллекта (По результатам исследования "черты эмоционального интеллекта") :

    • Высокий эмоциональный интеллект позитивно влияет на работоспособность
    • Женщины с высоким эмоциональным интеллектом более довольны своей внешностью. Они так же менее склонны к преувеличению "индекса массы тела" - разницы между желаемым весом и действительным.
    • Люди с высоким эмоциональным интеллектом способны более четко определять эмоции через мимику лица.
    • Ученики с высоким уровнем эмоционального интеллекта пропускают меньше занятий в школе по неуважительным причинам.

    Би-би-си: Какую роль играет эмоциональный интеллект для бизнеса и компаний?

    К.П.: Работодатели обращают внимание на то, что высокие умственные способности не всегда являются критерием, определяющим успех человека на работе.

    Например, нанимают человека с широким послужным списком и высоким показателем IQ, а он оказывается тираном, не способным ладить с командой.

    Именно поэтому все больше крупных компаний обращается к специалистам эмоционального интеллекта за помощью: достаточно поискать в интернете "эмоциональный интеллект для бизнеса", чтобы убедиться в этом.

    Би-би-си: Какой эмоциональный интеллект у политиков?

    К.П.: Есть большая вероятность того, что большинство современных политиков получат высокий балл в тесте "черты эмоционального интеллекта".

    Это связано с завышенным эго и нарциссизмом, которые позволяют лидерам высоко оценивать себя и свои личностные способности.

    Однако это вовсе не указывает на высокий эмоциональный интеллект.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Несмотря на президентский пост, многие считают, что у Трампа отсутствует эмоциональный интеллект

    Можно достичь вершин власти, пользоваться авторитетом и при этом быть неспособным наладить отношения в семье.

    Если обратиться к историческим примерам, образцом мудрого правителя был индийский император Ашока, который обладал сильным эмоциональным интеллектом. Махатма Ганди - другой пример лидера, способного к эмпатии (одной из главных составляющих эмоционального интеллекта).

    Вопрос политики - в мотивации людей у власти. В политической верхушке должны стоять мудрые правители, способные к сопереживанию, а не те, кто стремится реализовать себя за счет управления другими.

    Би-би-си: Как понять, что у меня низкий эмоциональный интеллект?

    К.П.: Чтобы понять, есть ли основания говорить о низком эмоциональном интеллекте, следует обратить внимание на повседневные мысли, поcтупки и эмоции.

    Главные моменты, которые могут быть индикаторами низкого EQ:

    • Неуверенность в себе и cвоих действиях
    • Склонность к чрезмерной самокритике
    • Неспособность находить общий язык с окружающими

    То есть, у людей с низким эмоциональным интеллектом периодически возникают проблемы с самооценкой и общением с другими, однако в то же время они более скромны и непредвзято относятся к окружающим.

    Как быть счастливым и не перегореть?

    Би-би-си: Как повысить эмоциональный интеллект? Существуют ли обучающие материалы, программы для этого? С чего следует начать?

    К.П. : У меня часто спрашивают: как достичь успеха на работе и наладить отношения в семье? Задать такой вопрос, все равно что прийти к доктору за рецептом, не интересуясь причиной болезни.

    Прежде всего необходимо задать вопрос "Кто я есть?", и только затем "Что я чувствую?" Человек должен научиться понимать себя, распознавать свои эмоции и только после этого - анализировать чувства окружающих.

    Image caption Профессор Петридес считает, что начинать изучать эмоциональный интеллект следует с вопроса "Кто я есть?", и только затем - "Что я чувствую?"

    Сделать это непросто. Всю жизнь люди пытаются найти счастье извне. Так заложено системой, в которой внешние достижения - визитная карточка успеха.

    Человек заканчивает школу, поступает в престижный университет, ищет высокооплачиваемую работу.

    Выбирает лучшего спутника жизни, лучший дом, машину. Он постоянно пытается взобраться на стену, которую сам строит. Но это невозможно, потому что достигнув верхушки, кладет сверху еще пару кирпичей.

    В определенный момент человек "перегорает", понимает, что несчастен. Бывает, это случается слишком поздно. В Лондоне много таких людей - внешне успешных и позитивных, которые на самом деле годами сидят на антидепрессантах.

    Задача программы "черты эмоционального интеллекта" - дать человеку возможность перестать искать смысл извне, а вместо этого попытаться заглянуть внутрь себя и понять свою сущность. Захотеть измениться. Главное - искренне.

    Следующий естественный шаг - медитация. Если внутренне человек готов к изменениям, приход в медитацию покажется ему вполне естественным.

    Константин В. Петридес - руководитель психометрической лаборатории, профессор психологии и психометрии в Университетском колледже Лондо на . Профессор Петридес - автор и разработчик тестов программы "Черты эмоционального интеллекта", которые применяются для мировых исследований в этой области.

    Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, - так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

    Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения людей исключительно количественным способом.

    Интеллект – это совокупность качеств и свойств , определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других , недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

    Умственные способности, как и любые другие, проявляются в . Нельзя , если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

    К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером . Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

    Есть еще и – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

    Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

    Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

    Логико-математический интеллект

    Он связан с и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:

    • умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
    • способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
    • наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
    • владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
    • способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
    • понимание графиков, схем и таблиц.

    Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.

    Вербально-лингвистический интеллект

    Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

    Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

    • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
    • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
    • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
    • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.

    В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

    Визуально-пространственный интеллект

    В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

    • умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
    • развитое ;
    • способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.

    Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.

    Натуралистический интеллект

    Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

    В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.

    Межличностный или интерперсональный интеллект

    Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

    • умение строить взаимодействие с другими людьми;
    • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
    • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
    • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
    • организаторские способности.

    Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

    Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

    Этот вид умственных способностей связан с и включает в себя очень важные для человека качества:

    • способность погружаться в свой , анализировать свои чувства, мысли, поступки;
    • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
    • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
    • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

    Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

    Музыкально-ритмический интеллект

    Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

    Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

    • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
    • умение воспроизводить мелодию на слух;
    • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
    • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
    • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

    Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

    Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

    Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

    Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

    Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

    Эмоциональный интеллект

    Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

    О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:

    • Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
    • Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
    • Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.

    Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.

    Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.

    Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.

    Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.