Название старинных светильников. Уникальные старинные светильники в классических интерьерах – красота вечна! Попытки узнать тайну древних ламп и гипотезы

Самым первым источником искусственного света был, как уже говорилось, очаг. Таким образом, первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла одновременно с потребностью человека самовыражаться в наскальных росписях. В работе ему помогал факел, который устанавливался в щели между камнями. В Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы. Именно это нехитрое устройство послужило прообразом бра.

В Греции и Риме были широко распространены напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом (нередко с ароматическими добавками). Более поздняя модификация этого светильника - канделябр. В отличие от треножника, он имел единственную опору, широкую у основания. В разных культурах один и тот же светильник мог называться по-разному. Например, шандалом у персов или менорой у иудеев.

Другой осветительный прибор, известный с тех времён, - лампадарий. Как и канделябр, он был стационарным. Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам или консолям. В чаши наливалось масло, животный жир или нефть. В горючую жидкость опускался скрученный из растительных волокон фитиль.

Появление свечи явилось серьёзным прорывом в области создания новых видов светильников. Она была во многом удобнее всех остальных устройств - не так коптила, оказалась существенно более экономичной и простой в производстве. Изготавливалась вначале из животного жира, а затем из пчелиного воска с фитилём из тростника. Позже фитиль стали делать из хлопковых или конопляных волокон. Свеча породила целую плеяду светильников. Канделябр стал изящной ветвистой конструкцией. В конце XVII века окончательно сформировалась люстра. Дворцовые люстры на сотни свечей озаряли огромные залы для балов. В простенках между окнами столь же ярко пылали бра. Коридоры освещались вычурными канделябрами. Все они отражались в многочисленных зеркалах и их позолоченных рамах. Гасились свечи металлическими колпачками на длинных рукоятках. Люстра состояла из массивного металлического каркаса и большого количества подвесок из стекла (прозрачного или цветного) или природных камней. Весить она могла около тонны. Чтобы опустить такую конструкцию, зажечь свечи, а затем всё это поднять, требовался мощный механизм.


Пришедшая вслед за этим эра керосина подарила нам хит в виде лампы "летучая мышь". Дизайн керосиновых светильников был достаточно изыскан (стоит только вспомнить знаменитые настольные светильники Тиффани). До сих пор эти не очень практичные, но безотказные в дачном быту лампы ассоциируются с эпохой декаданса. А упомянутая выше "летучая мышь" многократно использовалась дизайнерами для создания новых разновидностей светильников в индустриальном стиле. Такое решение хорошо смотрится на кухнях и в детских. А многочисленные перепевы настольных ламп и ночников эпохи модерн по ею пору прекрасно дополняют интерьеры спален и кабинетов. Скромные труженики - газовые фонари совершили настоящую революцию в уличном освещении. Интерьерная их разновидность, газовые рожки, мирно уживалась с керосиновыми лампами. И те и другие отчаянно коптили и не были, что называется, экологически чистыми. Наверное, именно поэтому стоило придумать электричество.

Электричество привычно и обыденно. Электрических светильников великое множество. Разнообразие их форм и материалов просто невероятно. Подробнее мы поговорим о них позже. А пока просто хотелось бы подытожить всё вышеизложенное.

В примитивных жилищах первобытного человека существовало как естественное, так и искусственное освещение. Естественное подразделялось на верхнее (дымоход) и боковое (входное отверстие). Искусственное было центральным (очаг) и боковым (факел).

В Средние века, до появления свечей, использовались масляные лампы. Ранних подсвечников сохранилось очень немного, так как во время войн их переплавляли на монеты. После реставрации монархии в 1660 г. подсвечники ковали из тонкого листового металла.

К концу ХVII в. искусные мастера-гугеноты, бежавшие из Франции от религиозных преследований, ввели в практику литье подсвечников из цельного серебра. Цоколь, стоян (ножка) и сам свечник отливались по отдельности, а потом спаивались. Литые подсвечники были тяжелые, прочные, часто со сложным рельефным декором.

Мода начала ХVIII в. на простые, минимально декорированные подсвечники сменилась в 1730-х гг. более богатой орнаментикой. Некоторые талантливые мастера переняли пышный стиль французского рококо. Наиболее изящные подсвечники того времени преставляют искусно отлитые стояны в виде женских фигур, держащих над головой розетки для свечей. К 1780 г. модная вычурная орнаментика уступила место сдержанному декору неоклассического периода. В то же время рост таких промышленных центров, как Бирмингем и Шеффилд, обеспечивал массовое производство подсвечников. Теперь их чеканили из листового серебра, а полые части для устойчивости заполняли смолой, деревом, иногда металлом.

Для производства менее дорогих подсвечников в Бирмингеме и Шеффилде применялся процесс механической чеканки с закладыванием листового серебра в пресс-форму с рельефным узором (с 1760-х гг.).

Как и подсвечники, канделябры часто были парными. Они вошли в обиход с середины ХVII в., однако большинство сохранившихся экземпляров относится к ХVIII - ХIХ вв. Сначала канделябры делали с двумя простыми рожками. Количество рожков увеличивалось с конца ХVIII в., когда обеденное время переместилось с дневного на вечернее.

Масса полезных принадлежностей, включая щипцы для снятия нагара и подсвечники для тонких свечей, также изготовлялась из серебра. Щипцы для снятия нагара со свечи - инструмент с двумя кольцами, как у ножниц, с небольшой коробочкой, применялись для подрезания прогоревшего фитиля до изобретения самопоглощающего фитиля в 1820-х гг. Маленькие подсвечники предназначались для тонких свечек, откоторых прикуривали трубку, освещали письменные столы или расплавляли сургуч для запечатывания писем.

В ХIХ в. декоративный стиль в соответствии с викторианским вкусом обрел преувеличенную вычурность. В последние годы века к литью прибегали редко, поскольку этот прием обраюотки серебра стал непомерно дорогим, а механизация производства предполагала выпуск не парных подсвечников или канделябров, а больше наборов.

В конце ХIХ - начале ХХ в. многие серебряных дел мастера противились массовому производству. Они сосредоточились на работе в стиле средневекового ручного ремесла с использованием первосортных материалов и простого дизайна в духе японского искусства. От стилей "Искусства и ремесла" и ар нуво до ар деко мастера ХХ в. сумели охватить и возрождение исторических стилей, и минималистский современный дизайн.

Первые светильники

Первым осветительным прибором был, видимо, каменный сосуд с жиром какого-нибудь животного и сухой травой. Факела с таким содержимым способны были осветить дорогу в темные ночи и мрачные своды пещер.

Затем появились прообразы свечей – полые стебли тростника, залитые тем же жиром. Эти устройства производили много копоти, и на смену им пришли другие, из пчелиного воска, с хлопковым фитилем. Использовалась так же и лучина – тонкая щепка, которая зажималась расщепленным стержнем.

Подумать только, что до XIX века других источников освещения для помещений, кроме свечей , лучин и масляных ламп не было!

Чтобы света от небольшого пламени свечей было больше, в больших дворцах рядом с ними ставили зеркала - так было гораздо светлее.

Эволюция светильников расширила этот предметный ряд. Появились первые канделябры - подсвечники для одной или нескольких свечей , затем появились подвесные светильники (хорос и паникадило). Они подвешивались на цепях в центре церквей или дворцов, и были украшены изображениями птиц и солнца. Были приспособления и для нескольких ламп – лампадарии.

В качестве горючей жидкости использовались ароматические масла, нефть и керосин.

Пальма первенства в изобретении первой лампочки принадлежит русским: электротехник Александр Лодыгин в 1872 году придумал лампу накаливания, состоящую из иголок, обмотанных нитками. Такие лампы могли гореть 40 часов.

Лодыгин же первым выявил и свойства вольфрама, который и стал повсеместно применяться в производстве ламп. И, наконец, в 1799 году итальянский физик Вольт создал первый химический источник тока.

Позже появились люминсцентные и очень экономичные галогенные лампы .

История развития приборов искусственного освещения

Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам. Первое литературное упоминание о светильнике мы встречаем у Гомера. При описании Одиссея и Телемаха, выносящих оружие женихов, говорится: “… и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила”.

Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.

Источники искусственного света древнего мира – факелы, лучины и масляные светильники. Масляные светильники состояли из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля. Материалом для их изготовления чаще всего служила глина, реже бронза. Сохранилось много образцов подобных светильников периода древней Греции и Рима. Ввиду слабой силы света одного фитиля сосуды для масла снабжались несколькими фитилями, а в композицию одного светильника иногда входило несколько сосудов. Существенным достижением техники искусственного освещения было создание в Vв. до н. э. Каллимахом фитиля из так называемого карпасийского льна, несгораемого материала, напоминающего асбест, добывавшегося на острове Крит. Такой “неугасимый огонь” в течение семи веков горел в святилище Афины в Эрехтейоне. О нем упоминает в “Описаниях Эллады” во IIв. н. э. путешественник и географ Павсаний.

Как широко распространенный предмет быта светильники стали объектом художественного творчества еще в глубокой древности. Уже в то время их формы и конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки.

Исторически анализируя эволюцию формы бытовых светильников, можно проследить возникновение и развитие их структур и декора. При этом легко выявляются устойчивые структуры, не зависящие от смены архитектурно-художественных стилей. Многие типы структур, возникнув в глубокой древности, сохранились и по сей день. Другие типы структур оказались менее долговечными. Например, с появлением электричества ушли в прошлое существовавшие в XIX в. переносные керосиновые светильники-кружки. Среди сохранившихся структур можно назвать подвесные светильники с кольцеобразной или рожковой структурой, настольные светильники с центральной стойкой, настенные светильники типа “бра” (рука). Эти структуры возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча.

Основной причиной сохранения первоначальных структур являются их целесообразность и рациональность, а также определенная инертность человеческого сознания, приверженность людей к стереотипам. Например, структура настольного свечного светильника с центральной стойкой в XIX в. была применена и для керосиновых ламп, хотя, в данном случае, она менее целесообразна. При этом приходилось маскировать необходимый резервуар для горючего.

При появлении электрического освещения сформировались новые виды структур, рациональные при новом источнике света. Однако, многие виды структур, которые нельзя отнести к рациональным, продолжают применяться и в электрических светильниках. Сегодня мы видим многочисленные примеры использования структур и форм, характерных для свечных и керосиновых светильников.

На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Поэтому его форма и декор развивались в тесной связи с формой оборудования интерьера и подчинялись стилевым направлениям в этой области.

Светильник всегда был объектом профессионального и народного декоративного искусства. Во времена Древней Греции, Этрурии и Рима наряду с богато декорированными бронзовыми светильниками в большом количестве изготовлялись масляные светильники из обожженной глины. В качестве примеров таких древнейших образцов можно привести светильники, найденные при раскопках Геркуланума и Помпеи еще в XVIII в. и светильники из раскопок в Херсонесе уже в наше время (рис. 1).

Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели. Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. В качестве рассеивателей (а скорее для защиты пламени от порывов ветра) в бронзовых масляных светильниках появляется силикатное стекло.

Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых людей, также различны по форме. Однако в них используются лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствуют какие-либо архитектурные мотивы. Чаще всего такие светильники делались переносными.

На протяжении многих столетий в домах крестьян во многих странах Северной Европы, в том числе и в России, основным источником света была лучина. Для поддержания пламени горящей лучины и хранения новых лучин применялись так называемые светцы. Чаще всего они выковывались из металла. Иногда в качестве основания применялись деревянные детали. Светцы были весьма разнообразны, они украшались различными металлическими завитушками, а деревянные детали делались резными и иногда покрывались росписью.

Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.

По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила и подсвечники. Название “паникадило” или “поликадило” происходит от греческого слова “поликанделон”, означающего многосвечник. Наиболее устойчивая композиция паникадила состояла из центральной стержневой конструкции со сложными балясинами (а позднее – с шарами), от которой ответвляются многоярусные свечники (рис. 4). В более поздние времена конструкция паникадил легла в основу создания многих люстр.

Наряду с паникадилом на Руси имелась еще более древняя форма светильников – хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Интересные образцы хоросов имеются в Грановитой палате Московского Кремля.

Сложные и крупные светильники применялись главным образом в церквях, дворцах и домах богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только размерами (диаметр паникадил в некоторых храмах доходи до 3м), но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения.

Особое место в истории развития светильников занимают фонари (“ходовые” или “выносные”), применявшиеся в самых торжественных случаях (при религиозных праздниках, во время крестного хода, при свадебных и похоронных обрядах) и поэтому оформленные с особенной роскошью. Фонари обычно имели шестигранную форму со слюдяными стенками, защищавшими пламя свечи от ветра.

С развитием строительства и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились “стенники” и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену. Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями.

Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. Использование таких маломощных источников света, как свечи, приводило к необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. При этом средневековым архитекторам приходилось решать сложную задачу композиционной связи разрозненных в большом объеме слабых пятен отдельных свечей в единое целое. Создание единого светящего объема светильника обеспечивалось путем применения различного декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства.

В древности стекло было дорогим и низкокачественным. По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников видоизменяется, принимает различную форму и окраску. В качестве основного материала стекло используется впервые в венецианских свечных люстрах. Основным методом их изготовления являлась лепка деталей из остывающей массы прозрачного стекла, в которой венецианцы отличались непревзойденным виртуозным мастерством. Венецианская люстра лепного стекла обычно собрана из пучка стеклянных стеблей, свободно “растущих” вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры, жирандоли, канделябры являлись типичными произведениями барокко.

На смену светильникам из необработанного стекла (в том числе венецианского лепного стекла) приходят хрустальные, вызывающие исключительный и постоянный интерес архитекторов и до настоящего времени. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала видимое число световых пятен по сравнению с числом использованных свечей, создавала декоративную игру света на мелких и крупных граненых деталях из стекла, основанную на преломлении и отражении света, а также на эффекте дисперсии света трехгранными призматическими элементами. Подвижное пламя света совместно с хрусталем создавало различный зрительный эффект под различными направлениями наблюдения. Играющий светом хрусталь, слегка колеблющийся под влиянием восходящих потоков теплого воздуха, объединял единую композицию неяркие свечи и создавал исключительный эмоциональный эффект, превращая светильник в светоцветовое сооружение, непревзойденное по декоративному эффекту.

Хрусталь искусственный, т. е. Стеклянный, получил свое название от минерала горного хрусталя. Хрусталь мягок, легко поддается механической обработке – гранению, глубокой шлифовке, полировке. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVIIв.; в XVIIIв. В Англии появился более чистый и мягкий свинцовый хрусталь. В основе отечественных люстр первой половины XVIIIв. лежит использование хрустального убора из стилизованных дубовых листьев, звездчатых розеток, фигурных “вазиков” и шаров, изготавливавшихся на стекольном заводе в Ямбурге, а затем на Петербургском заводе. Появлением в люстрах цветного окрашенного стекла русское художественное стеклоделие обязано. Голубое и розовое стекло чаще всего применялось в 70 – 80-е годы XVIIIв., рубиновое и изумрудно-зеленое – в конце этого столетия. Особое место в истории развития светильников занимают изделия тульских мастеров, выполненные из стали.

В последующие годы были выработаны композиционные приемы размещения хрустальных элементов в различных по структуре светильниках, а также формы этих элементов в зависимости от технологии их изготовления и господствовавшего архитектурно-художественного стиля.

Появление хрустальных светильников совпало по времени с расцветом стиля барокко. Однако наиболее полно художественные достоинства хрусталя раскрылись в период господства рококо, классицизма и ампира. Прекрасные образцы хрустальных светильников создавали русские архитекторы XVIII и начала XIX вв.

В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются “гарнитуры” или “комплекты”, состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением.

По мере распространения в Европе фарфора он стал применяться и в декоративных элементах светильников.

В конце XVIIIначале XIX вв. все большее распространение получают светильники, в которых бронза вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло. В это же время появляются люстры с масляными лампами, имевшие существенные преимущества благодаря большей яркости и длительности работы. В этих светильниках резервуар с вязкими маслами помещался выше горелок, что обеспечивало приток горючего к фитилю. Появились ламповые стекла, защищавшие пламя от воздействия воздушных потоков, создававшие тягу и уменьшавшие копоть.

Важными этапами на пути развития светильников явились создание “карсельских” и керосиновых ламп. Первые из них, изобретенные французом Карселем, имели масляные резервуары с “часовым” механизмом, нагнетавшим масло в горелку. Керосиновая лампа была изобретена поляком Лукасевичем в 1853 г. Принципиальным отличием этих светильников от масляных ламп было расположение горелки выше резервуара; это оказалось возможным благодаря тому, что керосин легко впитывается фитилем и является легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок с калильными сетками привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, “абажуры”, непрозрачные отражатели и экраны.

С распространением в XIXв. керосиновых ламп, более сложных по своей конструкции, чем все предшествующие им светильники, а также с развитием машинного способа производства светильник постепенно стал осознаваться не только как декоративный элемент интерьера, но и бытовой прибор.

Эпоха керосинового освещения создала ряд очень устойчивых структур. Электрические светильники до сего времени используют некоторые из этих структур, хотя и не всегда оправданно с конструктивной точки зрения. В керосиновых светильниках появляются сложные узлы для подъема и опускания светильника (свечные люстры опускались и поднимались с помощью небольших лебедок). Керосиновые светильники второй половины XIXв. выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья.

Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий, однако он не мог быстро создавать свои специфические, присущие только ему формы продукции. Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер.

В электрических светильниках конца XIX в. сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна).

Светильники конструктивно простых и выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, это были светильники для местного освещения рабочих зон, обладающие возможностью регулирования направления светового потока. Форма некоторых из них была настолько интересна, что в настоящее время возобновлен их серийных выпуск. Несмотря на то, что этот шаг можно рассматривать как явную стилизацию в духе “ретро”, только специалист может определить, что возраст прототипа уже приближается к столетию.

Электрическая лампа накаливания позволила создать наряду с многоплановыми конструкциями светильники с замкнутой структурой, непосредственно встраиваемые в потолок или стену. Новый источник света открыл для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. Модерн, согласно которому архитекторы стремились к ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и оборудования, выработал сложную систему стилизованного орнамента, основанную на мотивах растительного мира. Этот орнамент часто использовался в светильниках. В качестве характерного примера можно привести светильники, созданные русским архитектором на рубеже XXв. для ряда особняков в Москве. Светильники эти неразрывно связаны с пространством и оборудованием интерьера, они как бы “вырастают” из фантастических форм интерьера. Их формы отличаются богатством фантазии и тонким вкусом.

И в то же время художники модерна уже не пытаются уйти от машинной формы, но они хотят эту форму декоративно переосмыслить.

К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром , светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, - вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время.

В начале 50-х годов в жилище начинает входить люминесцентное освещение. Наиболее усиленно процесс проходит в Японии, где этот тип источника света как нельзя более органично подходит к традиционным национальным формам светильников, сформировавшимся на протяжении столетий. В настоящее время люминесцентное освещение доминирует в японском жилище.

В Европе первые попытки введения люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы, но его применение в бытовых светильниках ограничивалось значительными размерами трубчатых люминесцентных ламп, позволявшими применять их только в потолочных светильниках.

Революционный прорыв в этом направлении произошел в конце 70-х – начале 80-х годов, когда было освоено массовое производство компактных люминесцентных ламп, соизмеримых по размерам со стандартными лампами накаливания.

И как всегда, нововведение начинается с использования старых форм. Первые люминесцентные светильники для жилых помещений повторяют структуру и форму светильников с лампами накаливания. Лишь позже они обретают свои, специфические формы.

"Свет огня, каждодневно рассеивающий тьму и мрак... Это привычно, буднично и необходимо для человека в любую эпоху. Люди постоянно были вынуждены обращаться к осветительным приборам и думать о том, как сохранить их неяркое, мерцающее пламя. Шло время, века сменялись веками, а вместе с ними происходили изменения и в способах поддержания света."

Нет никаких сомнений, что первоначально люди в качестве осветительных приборов использовали пламя костра, о чем свидетельствуют остатки древних очагов, которые, несомненно, выполняли функцию не только отопительного, но отчасти и осветительного прибора и факела. Первобытный человек, получив в свои руки божественный огонь, смог не только обогреть и накормить себя, но и впервые осветил мрачные своды своей пещеры.

Исследователями обнаружено множество изображений факелов греческого и римского времени, хотя они сами по понятным причинам до нас не дошли. Особых изменений в конструкции этого простейшего осветительного прибора практически не произошло, за исключением собственно горючих материалов. Основной недостаток факела - копоть, поэтому уже древние греки задумывались о вентиляции помещений и строили некие дымоходы. "Сделанный из меди ствол финикового дерева, устроенный над лампадой и доходящий до крыши, вытягивает копоть наружу", - писал древнегреческий историк Павсаний. Для отвода дыма из топившихся по-черному домов существовали специальные отверстия.

О значении факела в жизни древнегреческого общества может свидетельствовать и тот факт, что в Афинах во время священного праздника Великих Панафиней устраивали состязания в лампадодромии - беге с факелами, в котором для победы нужно было не только прибежать первым, но и сохранить пылающий огонь. В культуре Древнего Востока факелы играли особую роль. Царь Вавилона Хаммурапи, подобно своим предшественникам, начал свое правление с объявления "справедливости", т.е. прощения всех долгов. Стоя на вершине зиккурата, он зажег "золотой факел", видя огонь которого, жители окрестных городов и деревень также зажигали факелы и передавали радостную весть по всей стране. Кстати, такого рода световая сигнализация активно применялась и в военном деле во всех странах Древнего мира, оповещая внутренние районы о вражеском нападении.

Факелы помогали решать проблемы освещения и в более позднее время, вплоть до Средневековья. Спрос на них был всегда высок. Так, константинопольские монахи в V в. специально изготавливали их на продажу, а полученные деньги вкладывали в закупку нитей и прочего необходимого сырья. "Книга эпарха" - сборник законов для константинопольских торговцев и ремесленников конца IX в. - фиксирует, что часть дохода, приносимого эргастирием (мастерской), отчислялась на приобретение факелов.

Римские "круглые" светильники, покрытые характерным для первых веков нашей эры красным лаком. Найдены в различных городах Северного Причерноморья. I-II вв. н.э.

Первые лампы

Использование глинян

ых обожженных сосудов специальной формы в качестве осветительных приборов началось в Леванте в конце III тыс. до н.э. Немного позднее, в позднеминойский период, они получили распространение и на Крите. Археологи обнаруживали их в незначительных количествах при раскопках различных греческих городов в слоях X-VIII вв. до н.э. В более поздних пластах они встречаются очень часто, что свидетельствует о том, что они начали производиться массово с VII в. до н.э.

В качестве топлива в светильниках использовались животный жир и масло (в первую очередь оливковое). Устройство и конфигурация осветительных приборов зависели от различных видов горючих материалов. Так, светильники, заправляемые животным жиром, всегда были открытыми, и фитиль, изготовленный из растительных волокон, свободно плавал в жире, а иногда его загибали на стенку светильника. Об этом свидетельствуют следы пламени, обнаруженные на подавляющем большинстве экземпляров. Часто светильники имели толстые стенки, более того, многие лепные лампы были рассчитаны именно на животный жир. Можно привести любопытный пример: при раскопках "варварских" поселений и могильников вокруг древнегреческого города Херсонеса светильников было обнаружено крайне мало. Нет никаких сомнений, что это связано с приверженностью этих племен к иным типам осветительных приборов - открытым плошкам, для которых использовался животный жир, что, видимо, объяснялось не только другой культурной традицией поздних скифов, но и сравнительно высокими ценами на оливковое масло, которое заправлялось в светильники античного типа.

Несмотря на сравнительно небольшие размеры, в зависимоcти от толщины фитиля светильник мог гореть от 30-40 минут до 2-3 часов, давая сравнительно немного света. Тем не менее современные эксперименты показали, что при двух зажженных светильниках вполне можно читать.

В связи с несложностью изготовления, по всей видимости, светильники производились там же, где и керамика, и практически не требовали дополнительного оборудования. Специализированные мастерские по изготовлению осветительных приборов появились только в эллинистическое время, характерный пример - широкомасштабное производство светильников на полуострове Книд в Малой Азии.

Наиболее распространенный тип ранних греческих ламп - это открытые светильники с втулкой в центре (конической или цилиндрической формы). Эта втулка делалась для пальца руки, присутствие которого обеспечивало светильнику большую устойчивость при переноске, или для подставки, на которой было легче закрепить лампу (см. рис.). Большая часть светильников имела ручки (см. рис.), форма которых часто зависела исключительно от моды, пожеланий заказчика или вкуса мастера. Так, в древнегреческой вазописи мы находим изображения женщины, держащей светильник с горизонтальной ручкой (аттический краснофигурный кувшин V в. до н.э., музей Метрополитен), или Гермеса, несущего лампу с вертикальной ручкой (колоколовидный кратер, музей Ватикана). Такие же по форме светильники могли изготавливаться и без втулок. Большинство светильников VI-V вв. до н.э. были низкими и вмещали сравнительно небольшой объем масла. Со временем вместилище светильника становилось глубже (соответственно, объемнее), а стенки закрывали его все больше и больше.

С распространением в эллинистическое время техники штамповки в форме технология изготовления светильников совершенствуется, и их начинают украшать цветами, розеттами, разнообразными пальметтами. Поверхность светильника снаружи покрывается блестящим лаком черного или красного цвета. Иногда такое же покрытие делается и изнутри - для того, чтобы масло не впитывалось в пористую глину (см. рис.).

Чернолаковые светильники были изготовлены в Афинах. Ольвия, Украина. IV-III вв. до н.э.

Светильники Римского времени

Расцветом глиняного светильника стала эпоха Римской империи. Превращение колоссальных даже по современным меркам территорий в единый рынок стимулировало не только формирование вкусов и традиций, но и появление первых мощных индустриальных центров по производству керамической продукции, способных заполонить своими нехитрыми изделиями все Средиземноморье. Не случайно именно с этого момента во главу угла ставится компактность светильника и легкость в изготовлении, что снижало его стоимость и облегчало транспортировку. В мировой империи товары, изготовленные в Италии, Греции и Египте, с легкостью доставлялись вездесущими римскими торговцами на край ойкумены, в Крым и на Кавказ.

Щитки светильников украшались различными изображениями - от деяний божеств до гладиаторских боев и эротических сцен (см. рис.). Это настоящая энциклопедия античной жизни. На лампе из Херсонеса изображена обнаженная Венера, которой стоящий перед ней Эрот подает меч и шлем. Этот сюжет тесно связан с символом политической программы Юлия Цезаря, всегда представлявшего Венеру основательницей рода Юлиев. По всей видимости, кто-то из херсонеситов таким образом демонстрировал свою политическую лояльность римскому диктатору, давшему Херсонесу независимость.

Древнегреческие открытые светильники, изготовленные на гончарном круге. Втулка в центре этих светильников имела соответствующее углубление изнутри и облегчала переноску светильника. Первоначально такие светильники попадали в Северное Причерноморье из ионийских городов Малой Азии, но затем было налажено собственное производство. VI-V вв. до н.э.

Клеймо

На светильниках известных мастерских ставилось клеймо мастера. Нелегальное копирование чужой, популярной торговой марки - отнюдь не изобретение Нового времени, и в римских провинциях нередко продавались кривые лампы с плохо пропечатанным рисунком, на которых гордо стояло клеймо, например, североиталийских мастерских или просто беспорядочный набор букв. Это легко можно проследить на основании так называемых Firmalampen, широко распространенных на территории современных Румынии и Болгарии.

Глиняные лампы были в каждом жилом доме, мастерской, лавке: их вывешивали перед входом, в портиках, ставили в ниши в стенах или просто на землю, у дверных порогов. Римский историк Аммиан Марцеллин отмечал, что освещение Антиохии ночью по силе не уступало дневному свету. Разумеется, светильник занимал свое законное место и в римских публичных домах - лупанарах, часто помимо ложа являясь единственным украшением скромного интерьера.

Попав на рынок, любой человек мог выбрать себе светильник по вкусу, настроению и назначению. Из корзин, стоявших вокруг торговца, можно было извлечь лампу, украшенную изображением божества (олимпийцы мирно соседствовали с египетскими богами, иудейской менорой или христианской священной монограммой), животного или фривольной сценки, которая и сегодня может заставить покраснеть неискушенного зрителя. По всей видимости, в мастерской можно было и заказать светильник с любым изображением.

Канделябры

В качестве парадных осветительных приборов, которые использовались в быту только верхушкой общества, служили бронзовые канделябры. Обычно такой канделябр изготовлялся в виде многогранного стержня на трех львиных лапах, часто он венчался ионийской капителью со стоящей на ней фигуркой или подставкой, на которой можно было крепить свечу или поставить обычный глиняный светильник. Интересно, что примитивные канделябры использовались и варварами, например сарматами. Чаще всего они были железными, выкованными местными мастерами, которые едва ли переживали за красоту своих изделий.

Боспорские многорожковые светильники. Пантикапей. I в. до н.э.

Негасимый свет

Разумеется, огонь освещал не только жилой дом. Можно предположить, что в храмах горел негасимый огонь в честь различных божеств. "А золотой светильник для богини сделал Каллимах. Наполнивши маслом лампаду, афиняне ожидают того же дня в следующем году; масла же в лампаде хватает на все время от срока до срока, при этом лампада горит и днем и ночью" (Paus., I, XXVI, 6-7). Алтарь и светильник неоднократно упоминались вместе древними авторами. Использовались светильники и в обрядах, посвященных подземным богам, применялись они и в колдовстве. Отзвуком последнего стала арабская сказка про лампу Аладдина - достаточно просто потереть старый медный светильник, чтобы оттуда появился всемогущий джинн.

Кроме того, свет лампы провожал умершего в последний путь, тусклым мерцанием освещая дорогу в вечность. Даже весталкам, которых за нарушение обета девственности заживо замуровывали в могилу, вместе с небольшим запасом еды и воды оставляли мерцающую лампу.

Лампой считаюсь одной

Для освещения общественных построек и храмов наряду с факелами и обычными лампами могли использоваться многорожковые светильники (см. рис.). Сравнительно небольшой объем вместилища для масла в сочетании с большим количеством рожков, в каждом из которых пылал небольшой язычок пламени, требовал постоянного пополнения масляным жиром. Это может косвенно свидетельствовать в пользу сакральной нагрузки, которой мог наделяться осветительный прибор с несколькими рожками. В то же время нельзя не вспомнить одну из известных эпиграмм римского мастера сатиры Марциала (XIV, 41), где дается несколько другая версия назначения многорожковых светильников:

Многорожковый светильник, найденный в одном из поселений на территории современного Таманского полуострова. IV-V вв. н.э.

В позднеантичное время прослеживается тенденция огрубления форм глиняных светильников, а также их декора. Изделия, выходившие из рук мастера, наполнялись новым духом - духом холодной, бездушной стилизации. Все было рассчитано на массовое производство и сбыт, на спрос со стороны самых широких слоев населения с их нехитрыми запросами.

Бронзовые люстры - лампадофоры византийского времени с многочисленными рожками, оканчивающимися горизонтальными кольцами, - явно предназначались для установки стеклянных лампад. Именно в это время исчезает прежде столь важная в культовом обряде роль глиняных ламп. По словам Павла Силенциария (563 г.), великолепие интерьера собора Св. Софии в столице Византийской империи, Константинополе, составляли стеклянные лампы, в том числе резные, а византийский историк Феофилакт Симокатта, описывая похороны императора Тиверия II в 582 г., вспоминал, как всю ночь длилось печальное пение псалмов "при зажженных лампадах".

Уже с IV в. в широкое обращение во всех провинциях необъятной Римской империи входят стеклянные кубки с коническим или цилиндрическим туловом, которые бытовали до VI в. Об их применении как осветительных приборов говорят находки такого рода лампад со следами масла на стенах, а также изображения подобных сосудов, где они подвешены на концах иудейского семисвечника - меноры. С самого начала эти изделия не уступали в популярности глиняным светильникам. В них наливали воду, а поверх нее - слой масла, в который опускали фитиль.

С конца V в. и до VIII в. среди осветительных приборов стал доминировать тип лампады с полусферическим или цилиндрическим широким туловом и узкой ножкой, которая вставлялась в лампадофор. Судя по всему, именно такие осветительные приспособления имел в виду сирийский хронист Йешу Стилит, когда писал, что Анастасий, градоначальник Эдессы, в конце V в. приказал ремесленникам накануне каждого воскресенья подвешивать над лавками кресты с пятью зажженными "светилами".
Падение производства традиционных глиняных светильников говорит о преобладании с эпохи раннего Средневековья новых способов освещения, уверенно теснивших старые. Помимо стеклянных лампад такую роль могли сыграть только свечи, которые постепенно нашли свое наиболее широкое применение среди осветительных приборов. Много восковых свечей требовалось в церковные праздники, во время торжественных событий, похорон, ярмарок, собиравших массу людей. К примеру, когда тело Симеона Стилита в 459 г. готовили к захоронению, "...горы не было видно от толпы, свечей, фимиама и горящих лампад", а затем навстречу траурной процессии вышел весь город "...со свечами и песнопениями". Свечи были разные - обычные, стоившие дешевле, и более дорогие, со специальным покрытием, иногда даже украшенные христианскими символами. Товар продавался на вес.

Окончательная победа свечей на рынке осветительных приборов в византийском обществе скорее всего могла произойти из-за потери источников внешних поставок оливкового масла в ходе захватнических походов Арабского халифата. Потеря Византией своих африканских владений - давних основных экспортеров оливкового масла - вполне могла склонить чашу рыночных весов в пользу восковых свечей.

Судя по всему, специальность свечника (кирулария) в византийском городе была широко распространена и, по-видимому, давала неплохой доход. Кируларий производил и продавал свечи разного вида, качества, стоимости, а также занимался переливанием сломанных. Когда диакон Стефан, купивший "за большие деньги" в лавке свечника дорогие свечи, поскользнулся и сломал их, он "вернул обломки в эргастирий". Использование свечей старались делать безотходным: воском как ценным сырьем дорожили и, собрав в храме огарки и оплавившийся на края подсвечника воск, вновь пускали его в переработку.

Последующие века не принесли видимых новшеств в конструкцию осветительных приборов. Надвигавшееся мрачное европейское Средневековье вполне обходилось факелами и свечами, причем последние чаще были сальными. Исходящий от таких свечей смрад не смущал средневековых обитателей замков и городских домов, вся мирская жизнь которых была лишь прелюдией к вечной жизни, наполненной ярким светом…

Светильник с рельефным изображением птицы. Херсонес. V-VI вв. н.э.

Древняя Русь

В Древней Руси основным осветительным прибором служила зажженная лучина, закрепленная на подставке, применялись также открытые светильники, заполняемые жиром. В богатых домах могли быть бронзовые лампы или привозные многоярусные светильники - люстроны. Воск, традиционно служивший важным экспортным товаром, был также широко распространен на Руси, ведь бортничество было одним из важнейших занятий населения. Как следствие восковая свеча освещала и дом богатого горожанина, и храм. В более позднее время зажженную лучину вставляли в специальные подставки - кованные из железа светцы, которые освещали даже боярский дом. Несовершенные осветительные приборы многократно приводили к пожарам в полностью деревянных городах. Так, русские летописи пестрят упоминаниями о том, как, например, "Москва от одной свечки сгорела".

На пороге стояло Новое время, когда с изобретением газовых горелок, керосиновых ламп, а затем и электричества принципиально изменилась вся система освещения, а прежние осветительные приборы канули в Лету. Впрочем, до сегодняшнего дня популярны свечи, небольшие лампадки, заполняемые маслом, да и кто из нас не шел ночью на мерцающий огонек, скудно освещающий пространство вокруг себя...

Краткая история возникновения светильников

На протяжении всего этапа существования человека его сопровождал свет. И если в начале, в качестве искусственного света использовались примитивные факелы и костры, то с развитием цивилизации осветительные приборы сильно видоизменились. Как же появились Бра светильники. Обитателям Древнего Египта изобретение первых масляных ламп.

Такие примитивные лампы представляли из себя метровые колонны, с водруженными на них чашами с маслом. Эти своеобразные светильники, как правило, выполнялись в виде цветка. В Древней Греции для этих целей применяли сосуды с раскаленными углями либо просмоленной древесной стружкой. Такие лампы были изготовлены из глины и покрывались лаком. Подвесные металлические светильники впервые упоминаются во времена правления византийского императора Константина. На Русь эти светильники оптом пришли после принятия христианства и назывались паникадила. Паникадила считают прообразом современных люстр.

Само же слово "люстра" появилось позже, в XVII веке, во Франции, и означает "освещать". В начале девятнадцатого века с появлением люстр с масляными лампами отпала необходимость использовать светильники со свечами, а потребность направления света породила абажуры. Со второй половины XIX века огромную популярность получили лампы на керосине, которые, в последствии, были вытеснены светильниками с электролампами. Для изготовления люстр стали использовать разнообразные материалы: металл, стекло ткани, дерево пластик.

Введение

Светильник -- искусственный источник света, прибор, перераспределяющий свет лампы внутри больших телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока. Основной задачей светильника является рассеивание и направление света для освещения зданий, их внутренних помещений, прилегающих к зданиям территорий, улиц и пр. Светильники также могут выполнять декоративную функцию.

Целью контрольной работы является формирование осмысленного и обоснованного подхода к проектированию произведения декоративно-прикладного искусства на основе анализа исторических традиций, специфики художественно-образных решений и технологических условий существования декоративного произведения в различных культурно-исторических эпохах с учетом современных тенденций в дизайне интерьера и одежды.

Задачи контрольной работы:

  • - провести анализ эволюции бытового предмета как произведения декоративно-прикладного искусства в различных исторических, стилевых и технологических условиях;
  • - осуществить поиск и разработку эффективных способов подачи произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, оформления экспозиции и её отдельных экспонатов.

История светильника

История светильников берет свое начало еще со времен первобытных людей, когда посреди пещеры постоянно поддерживался огонь, который позволял первобытным людям не только приготовить пищу и согреться, но и осветить свое неприхотливое жилище. Такой своеобразный очаг является прообразом первого напольного светильника. Потребность пещерного человека выразить свои мысли через наскальный рисунок также вызвала необходимость иметь дополнительное боковое освещение. Этим освещением стал факел, который крепился в расщелинах пещеры. И гораздо позже, уже в Средние Века, для крепления факела на стене стали применять кованые зажимы различных конструкций. Такое незамысловатое приспособление является родоначальником сегодняшних бра.

Древние римляне и греки широко применяли напольные светильники, которые представляли собой треногу, завершавшуюся чашей с горючим веществом, в которое нередко добавляли и ароматические вещества. Канделябры являются уже более поздней разновидностью такого светильника. Вместо треноги у канделябра появилась единственная опора, которая имела широкое основание для большей устойчивости. Такой вид светильника явился прообразом хорошо нам знакомого современного торшера.

Другим видом осветительного прибора, известного также с прошлых периодов был лампадарий, который также был стационарным. Подвесные светильники того времени были в виде овальных чаш, которые крепились к консоли или потолочной балке. В чаше находилась горючая жидкость, в качестве которой могло быть масло, животный жир или нефть. В эту жидкость погружался фитиль, который скручивали из растительных волокон. Такие виды светильников именовались лампадами и лампионами.

Свеча породила серьезный прорыв в области светильников. Отличаясь большим удобством и будучи несложной и экономичной в производстве в сравнении с остальными устройствами, свеча способствовала созданию целого семейства самых различных светильников, а канделябр приобрел изящность и витиеватость конструкций.

В конце семнадцатого века закончилось формирование общей конструкции люстры, которая теперь служила основанием для сотни свечей и освещала огромные бальные залы. Люстра того времени представляла собой массивный металлический каркас, на который крепилось множество подвесок из стекла или из природного камня. Вес такой люстры мог достигать порядка тонны и чтобы обслуживать ее, требовался очень мощный механизм. Ведь для того, чтобы зажечь свечи в люстре, необходимо было прежде опустить люстру, а затем, уже с зажженными свечами - поднять. Гасились свечи специальными металлическими колпачками, которые крепились на длинную рукоять. Сами свечи изготавливались поначалу из животного жира, а затем стали производиться из пчелиного воска. Фитилем в таких свечах служил тростник. В более позднее время в качестве фитиля стали применять хлопковые и конопляные волокна.

На смену свечкам пришел керосин, который породил создание лампы, именуемой «летучая мышь». Дизайн этого светильника и сегодня служит прообразом при создании множества разновидностей светильников, которые находят свое применение на кухнях, в детских комнатах в виде различных настольных ламп и бра.

Газовые фонари стали поистине революционным решением вопросов уличного освещения. Наряду с керосиновыми лампами газовые рожки безудержно коптили, но исправно несли свою службу по освещению улиц. Успешное разрешение проблемы с копотью произошло в 1799 году, когда итальянским физиком Алессандро Вольтом было изобретено электричество. В области создания светильников стали стремительно развиваться различные стили.

Сегодня уже можно подобрать стиль для освещения своего жилища в духе, который наиболее близок именно вам. Это может быть и стиль минимализма, и поп-арт, и ар деко, и хай-тек и т.д.

Конец XIX и начало XX веков обогатили архитектуру свободой использования искусственного света. Окна-витрины, боковые витражи, сплошное остекление фасадов не отменили, однако, исторически сложившихся типов естественного освещения. Вполне возможно, что в этой области сказано всё. Бурное архитектурное творчество конца XX и начала XXI веков не ознаменовалось изобретением чего-либо нового. Умелое сочетание исторически сложившихся форм с новыми материалами и технологиями порождает удивительные по своеобразию объекты. Естественное освещение используется в них очень активно.

Большое распространение получили верхний свет и световые фонари. Искусственное освещение, несмотря на преимущественно электрическую природу, делится всё на те же основные группы: верхнее, нижнее, боковое. Его дополняют и разнообразят хорошо известные точечные лампочки, позволяющие равномерно озарять помещение и создавать причудливые световые композиции. Скрытые источники, подсветка мебели и предметов интерьера служат для создания дополнительных эффектов. Скажем, позволяют расширить или, наоборот, сузить пространство, визуально изменить его геометрию, расставить акценты.

Многие историки склонны считать, что эра активного развития человечества началась с того момента, когда первобытные люди научились добывать огонь, использовать его для приготовления пищи, обогрева и освещения жилища. Огонь считался даром богов, его почитали и берегли, о нем слагали легенды и мифы, передаваемые из поколения в поколение.

История светильника - от лампады к газовым фонарям

С течением времени люди научились не только контролировать огонь, но и создавать первые в истории человечества осветительные приборы.

Лампады и факелы

Самым первым светильником, придуманным человеком, являлся обычный факел. В средневековье его стали фиксировать на стене при помощи специальных зажимов. Прототип современного оборудования использовался и в Древней Греции. Здесь для освещения помещений использовались специальные конструкции - треноги, оснащенные чашей с горючим веществом, а также подвесные лампады.

Свечи

Следующим этапом эволюционирования считается появление свечи. Первые свечи изготавливали из воска, который отличался очень высокой ценой. Именно поэтому долгое время позволить себе подобную роскошь могли только представители аристократии. В 19 веке французский химик Мишель Шевроль впервые предложил заменить воск более дешевым аналогом - стеарином, который практически не имел запаха и не выделял копоть при горении.

Газовые фонари

Дальнейшее развитие науки в области химии позволило использовать для освещения разнообразные горючие газы. Впервые такие фонари появились в Европе, где получили достаточно широкое распространение. Главным компонентом, так называемого, «светильного газа» был бензол. Его получали путем пиролиза жира морских млекопитающих, а чуть позже - из каменного угля при его коксовании.

Лампы накаливания и светодиодные светильники

Лампы накаливания

История возникновения светильника в традиционном для нас исполнении началась после открытия электричества. Его использование открыло для изобретателей практически неограниченные возможности, так как позволило существенно увеличить температуру нагрева источников света и, тем самым, увеличить интенсивность светового потока. Первыми токопроводящими материалами, которые использовали для нагревания, стали угольная нить, молибден, вольфрам и его сплавы. Источники света решили помещать в стеклянные резервуары, заполненные инертными газами, которые защищали их от внешних воздействий. Сегодня для производства традиционных ламп накаливания используется вольфрамовая нить, способная нагреваться до показателей 2800-3200 0 С.

Светодиодное оборудование

С момента появления первого светильника и до сегодняшних дней изобретатели пытались решить две основные задачи: повысить их эффективность и сделать максимально безопасными. Добиться прекрасных результатов удалось с появлением светодиодного оборудования. К преимуществам таких изделий относится экономичность, отсутствие вредных компонентов, устойчивость к внешним воздействиям. Единственным недостатком LED-оборудования считается его высокая стоимость, однако, постепенно цена светодиодных светильников становится все более доступной.

Несмотря на прекрасные результаты, специалисты уверены, что с появлением светодиодного оборудования история светильника не завершилась. Впереди изобретателей ждет масса захватывающих открытий, которые обеспечат светильникам максимальную эффективность, а нашей жизни - комфорт.