Что такое психология: определение. Психология как наука

Что такое психология? Многих людей интересует вопрос, что такое психология, какое существует простое и понятное определение психологии. Но определений психологии существует множество, поэтому дать односложное определение понятию психология невозможно. Самое простое определение психологии как науки таково: Психология - это наука о душе человека. Ведь «pshyso» в переводе с греческого языка означает «душа», а «logia» — «наука, учение». Стандартное определение психологии как науки от самих психологов: Психология - это такая наука о закономерностях развития и функционирования психической деятельности человека. Достаточно нудное, сложное и непонятное определение, верно? Если говорить проще и понятнее, то Психология - это наука о психологической картине мира, которая приоткрывает завесу над тайной мыслей, чувств, восприятия, ощущений и мотивов действий, поступков отдельного человека, нескольких людей или общества в целом. Ключевым понятием в изучении психологии является понятие психики человека. Для познания психики людей ученые исследовали и исследуют поведение животных и системы искусственно созданных институтов, например, школ или организаций. Исходя из понимания того, что психика - это особая система субъективных явлений, состоящая из различных психических состояний, психических процессов и психологических свойств человека и общества, то можно дать науке психологии дать следующее определение: психология - это гуманитарная наука о закономерностях развития и работы психики как специфической формы жизнедеятельности человека, коллектива и общества. Кто такой психолог? Психолог - это специалист в сфере практической, прикладной психологии (например, юридической, педагогической, медицинской психологии), главная задача которого - оказывать людям своевременную психологическую помощь, облегчать их душевные страдания и указывать правильное направление в жизни. По сути психолог - это тот же священник. Только если священник лечит душу человека путем обращения к Богу, то психолог врачует людские души путем самоанализа, выявления и разбора, анализа и разоблачения страхов, комплексов, иллюзий (заблуждений) человека как о самом себе, так и об окружающих его людям, так и о жизни в целом. Раньше часто психологию называли душесловием, а психолога - специалиста по психологии - душесловом. Психотерапевт - еще одно название специалиста в области практической, прикладной психологии. Если психолог просто выявляет глубинные проблемы и заблуждения в психике человека, которые мешают ему нормально и счастливо жить и раскрывает человеку причины его поведения, то психотерапевт не только выявляет и диагностирует психологические проблемы, но еще и лечит с помощью тех или иных терапевтических методов или методик. Что значит «психологический»? Это значит «душевный», вернее — «логический с душевной точки зрения», «правильный с точки зрения души», «научный с точки зрения души». А «психический» — значит «душевный», связанный с душой. Главное отличие психологии от психиатрии заключается в том, что психиатрия имеет дело с различными нарушениями, отклонениями нормальной работы психики и занимается их лечением, а психология помогает нормальному человеку со здоровой психикой определиться в различных проблемных житейских ситуациях, дает ответы на вопросы, как быть и что делать дальше. Наука психиатрия занимается изучением различных душевных, психических, явно выраженных заболеваний - безумия, паранойи, шизофрении и др. А наука психология и психотерапия помогает человеку в тяжелые, кризисные моменты в жизни - при разводе, утрате любимого человека, неудачах в личной жизни или на работе. Есть еще интересное определение психологии как науки: психология - это душеврачевание. Психология - это наука, которая ставит своей главной целью познание души человека и её врачевания, успокоения. Главная цель прикладной, практической или как еще называют популярной поп-психологии - делать людей счастливыми путем познания собственного «Я» и примирения как с собой, так и с другими людьми. Оригинальное понятие психологии. Психология - это душеведение, это наука о душе (т.е. психология - это наука о психике), которая познает закономерности развития и жизни души человека с тем, чтобы сделать его жизнь полной и счастливой. После понятия психики вторым ключевым понятием в психологии является понятие личности. Современная наука психология изучает душу человека как одно из самых загадочных свойств человеческого тела с целью предсказания и предотвращения в будущем в жизни человека возможных неблагоприятных событий. Также современная общая психология изучает поведение человека как комплекс его реакций на внешние факторы. Психология как наука занимается исследованием сознания человека, которое способно чувствовать, мыслить, желать, ощущать, воспринимать информацию из внешнего мира и внутреннего мира человека. Также общая психология обязательно изучает человеческую душу - психику - путем познания её свойств, закономерностей и механизмов работы. У науки психологии есть свой предмет и свои основные методы. Предмет психологии - это то, что именно изучает наука психология. Предмет изучения науки психологии - это душа (психика) и человек (личность). Метод науки психологии - это, как именно, с помощью каких средств и путей психологи изучают предмет психологии - душу человека. Психологических научных методов много, но основной из них исторический метод, логический метод, историко-логический - диалектический метод в психологии, деятельный метод, структурный метод, системный метод, функциональный метод, сравнительный метод, математический метод, наблюдательный метод, экспериментальный метод, эмпирический метод и др. методы изучения психологии и её предмета - души, психики человека. Что касается отраслей и видов психологии как науки и как социального явления, то их существует очень много: общая психология, психология личности, психология коллектива, общественная, социальная психология, популярная психология - поп-психология, детская психология ребенка и детей, психология родителей, психология воспитания и психология наказания, интегральная психология, идеалистическая психология, экзистенциальная психология, гуманистическая психология, психотерапия, политическая психология, юридическая психология, педагогическая психология, зоопсихология - психология поведения животных, бихейвиристическая психология — бихевиоризм, позитивистская психология - позитивизм, гаштальтпсихология, психоанализ, когнитивная, познавательная психология, трансперсональная психология, психолингвистика, экспериментальная психология, клиническая, медицинская психология, сравнительная психология, прикладная психология, практическая психология, психология развития, психология личности, психология мотиваций, психология чувств и эмоций, психология делового общения, возрастная психология, психология отношений, психология общения, психология управления, тифлопсихология, женская психология женщин и мужская психология мужчин, психология труда, специальная психология, семейная психология семьи, отечественная и зарубежная психология, психология образования, психология поведения, психология цвета, научная психология, деловая психология, когнитивная психология, методологическая психология, психология любви и секса, психология мышления, психология конфликта, психология подростка, дифференциальная психология, психология власти и влияния, математическая психология, психология внимания, инженерная психология, психология речи, индивидуальная психология, психология девушек, психология кризиса, экономическая психология, дошкольная психология, психология игры, специальная психология, психология здоровья, психология коллектива, психология бизнеса, гендерная, половая психология, психология школьника, психология студента, психология специалиста, психология спорта, психология парней, теоретическая психология, психология коммуникации, массовая психология, психология культуры, ситуативная психология ситуаций и различных состоятий, психология лидерства, психология продаж, психология организации, психология лжи, межличностная психология, психология персонала, военная психология, музыкальная психология и много еще других видов и отраслей психологии как науки и социального явления… Цель психологии как науки - это дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации, так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает или не делает. Итак, наука психология - это наука о душе, главная задача которой - помочь психически здоровому человеку разобраться в себе и с успехом решить временные житейские затруднения, чтобы стать Счастливым Человеком. Если Вам нужна психологическая помощь, то у психолога женского сайта ForLove.com.ua Вы можете получить абсолютно бесплатную психологическую помощь онлайн в письменной форме. Автор: Василиса Диброва

Психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Проще говоря, это действия, в которых человек не отдает себе отчета и которые при этом нельзя списать на банальные инстинкты. Неосознанные мотивы, сновидения, невротические симптомы, отработанные до автоматизма действия — все это относится к области бессознательного.

Неправильно: Рассудок подсказывал, что давно пора уходить с вечеринки, но бессознательное настойчиво требовало заказать еще текилы.

Правильно:

И почему меня уже который вечер так и тянет выпить текилы в одиночестве? Может, бессознательное намекает, что в моей жизни что-то не так?

Вытеснение

Вид психологической защиты, при которой человек старается избавиться от неприятных ему переживаний, намеренно игнорируя или забывая их. Кстати, намеренно — не значит осознанно. Вытеснение работает, как партизан: обычно люди выясняют, что вообще что-то вытесняли, только в ходе глубокой терапии.

Неправильно: У меня сегодня было столько дел — они совершенно вытеснили твою просьбу из моего сознания!

Правильно: Соня уверяет, что совсем не помнит своего отца, хотя была уже взрослая, когда тот ушел из семьи. Мне кажется, она подсознательно вытеснила все воспоминания о нем.

Гештальт

Основатель гештальтпсихологии Фредерик Перлз определял гештальт как« целостный психологический образ». Из гештальтов состоит вся наша жизнь: они формируются, когда у человека возникает потребность в чем-либо, и завершаются, когда она удовлетворена.

В целом, за несколько десятков лет существования гештальттерапии суть этого термина не изменилась. Однако некоторые используют слово« гештальт» по поводу и без. Чаще всего в разговорной речи можно услышать словосочетание« незавершенный гештальт», причем, например, по отношению к недосоленному супу. На самом же деле незавершенный гештальт возникает, когда нам приходится подавлять внутреннюю потребность, и в итоге мы начинаем страдать из-за ситуации, которую так и не смогли отпустить.

Неправильно: Жаль, что я не выбросила все его вещи — теперь мучаюсь незавершенным гештальтом.
Правильно: Как ни стараюсь этого избежать, все мои романы развиваются точно по тому же сценарию, что и отношения с бывшим мужем. Это явно незавершенный гештальт.

Депрессия

Болезненное психическое состояние, которому свойственны подавленность, апатия, тоскливое настроение и осознание собственной никчемности. Впрочем, об этих признаках всем давно известно — и поэтому 90% людей охотно ставят себе диагноз« депрессия» после неудачного дня на работе, ведь симптомы налицо! Соответственно, несколько дней плохого настроения считаются весомым поводом отправиться на прием
к психотерапевту и требовать рецепт на антидепрессанты.

Неправильно:

Твой сосед Паша такой зануда и нытик — пяти минут разговора с ним достаточно для того, чтобы впасть в глубокую депрессию.

Правильно: Ира рассталась с женихом два месяца назад, и с тех пор ни с кем не общается и почти не выходит из дома. Похоже, у нее депрессия.

Когнитивный диссонанс

Состояние, которое возникает у человека из-за несоответствия двух его знаний, убеждений или установок. Сопровождается ощущением психологического диском-


форта.

Неправильно: Ее взгляды на современное искусство вызывают у меня полнейший когнитивный диссонанс.

Правильно: Я с детства была уверена в собственной непривлекательности и считала, что мужчины никогда не обратят внимание на такую толстушку. Но когда в институте
у меня вдруг появилось сразу несколько поклонников, я испытала настоящий когнитивный диссонанс.

Комплекс

Совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающая существенное влияние на психику и поведение человека. Если вдуматься в это несложное определение, то становится ясно: страдать от комплексов человек в принципе не может, да и вообще это слово стоит употреблять только в единственном числе. Так что в следующий раз, когда кто-нибудь заявит, что у тебя комплексы, смело требуй рассказать в подробностях, какие именно и из чего складывается каждый отдельно взятый.


Неправильно: Мини-юбка — лучший способ излечить комплексы! И заодно подчеркнуть сексуальность.

Правильно: Я крайне отрицательно отношусь к мини-юбкам. Предпочитаю носить длинные платья, балетки и строгий пучок. Что делать — у меня такой комплекс представлений о сексуальности.

Манипулирование

Скрытое психологическое воздействие на человека с целью добиться от него нужного поведения. Этот термин давно вошел в повседневную жизнь и употребляется в целом правильно. Но вот само явление все еще окружено множеством мифов. Например, многие убеждены, что манипулятор — это невероятно умный и коварный человек, который видит окружающих насквозь. Соответственно, от его попыток проникнуть в сознание еще можно как-то спастись, но вот манипулировать им самим абсолютно невозможно. Ничего подобного: заядлый манипулятор так сильно зависит от своих« жертв» и их реакций на его поступки, что при желании управлять им куда легче, чем, скажем, человеком, который в принципе предпочитает держаться подальше от этих игр.

Неправильно: Даже и не пытайся! Он известный манипулятор и вмиг раскроет твою игру.

Правильно: Он известный манипулятор, так что втянуть его в эту игру будет несложно.

НЛП(нейро-лингвистическое программирование)

Направление в психотерапии, построенное, по словам самих основателей НЛП Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера, на «исследовании субъективного опыта». Последователи НЛП считают: восприятие мира, опыт, идеи и убеждения каждой личности четко организованы и связаны с внешними проявлениями. То есть, наблюдая за поведением человека, жестами и манерой говорить, можно разобраться в структуре его внутреннего мира и работать с ней — только и всего. А вот литература
о том, как управлять миром при помощи НЛП, и тренинги из разряда« Скопируй жесты Рокфеллера и стань миллионером» относятся скорее к научной фантастике, нежели к психологии.


Неправильно: Конечно, нельзя было ехать к нему домой после первого же свидания, но он так охмурил меня своим НЛП, что я просто не смогла отказать!

Правильно: Все-таки навыки НЛП очень помогают в общении — благодаря им куда легче подстроиться под собеседника и произвести приятное впечатление.

Паническая атака

Приступ тяжелой тревоги, сопровождающийся различными соматическими симптомами. Обычно ключевые слова для его описания — «необъяснимый» и «мучительный».

Неправильно: Представляешь, сегодня во время обеда в кафе я увидела огромного таракана! Он был такой противный, что у меня чуть не случилась паническая атака.

Правильно: Я всегда считала, что Света преувеличивает свою боязнь змей, пока не увидела, как она начала дрожать и задыхаться при виде игрушечной змейки. У нее была настоящая паническая атака.

Психоанализ

Комплекс психологических теорий и методов, предложенных Зигмундом Фрейдом. Что тут рассказывать? Стоит только упомянуть психоанализ, как тут же всплывают ассоциации: описание структуры психики, работа с бессознательным, исследование поведенческих мотивов, защитных механизмов и комплексов… А если серьезно, при упоминании Фрейда и его учения у большинства где-то на задворках сознания брезжат смутные мысли
о том, что в детстве кто-то вроде хочет переспать с мамой и убить папу, а потом из-за этого вырастает в сексуального извращенца. Фрейду, конечно, уже все равно, но за психоанализ как-то обидно.


Неправильно: Не думаю, что стоит прибегнуть к психоанализу. У меня же нет проблем с сексом, так что совершенно ни к чему все эти копания.

Правильно: Думаю, имеет смысл прибегнуть к психоанализу. Было бы интересно разобраться в себе и понять, как формировалась моя личность.

Проекция

Бессознательное приписывание другим людям своих мыслей, переживаний и черт характера, причем таких, которые сам человек в себе не признает. А отнюдь не попытка передать свои эмоции по воздуху на манер проектора.

Неправильно: Опять они обсуждают меня за спиной… Буду сидеть и проецировать на этих сплетниц свое презрение, пусть знают все, что я о них думаю!

Правильно: Маша уверена, что мы распускаем про нее слухи. Видимо, она сама не прочь посплетничать и невольно проецирует это на окружающих.

Сублимация

- вид психологической защиты, при которой неприемлемые для человека импульсы и желания преобразовываются и перенаправляются в другое, конструктивное русло.

Неправильно:

К сожалению, занятия сальсой перенесли на крайне неудобное для меня время, так что приходится сублимировать и вместо сальсы заниматься боксом.

Правильно: Меня можно разозлить до такой степени, что я захочу кого-нибудь ударить, но я сублимирую и хожу на бокс.

Шизофрения

Психическое расстройство, характеризующееся сбоями в эмоциональных реакциях и процессе мышления. Зачастую шизофрения сопровождается слуховыми галлюцинациями, параноидальным бредом, нарушением работоспособности, расстройствами речи, мышления и восприятия, иногда кататонией(психопатологический синдром или группа синдромов, основное клиническое проявление которых — двигательные расстройства). И несмотря на то, что любому человеку хоть раз в жизни мерещился стук в дверь или звонок мобильного, это отнюдь не повод ставить диагноз! Так что оставим редкое заболевание в покое и прекратим обзывать шизофрениками всех подряд.

Неправильно: После этого фильма мне несколько дней мерещилось что-то страшное! Я уже начала бояться, что дело кончится шизофренией.

Правильно: У всех есть свои странности, но его поведение настолько асоциально и неадекватно, что наводит на мысли о шизофрении.

Эго

Одна из трех психологических субстанций, предложенных Зигмундом Фрейдом. Выступает в качестве посредника между внешним и внутренним миром и двумя другими субстанциями — Ид(Оно, или бессознательное) и Супер-Эго(Сверх-Я, или мораль). Именно Эго осознается человеком как Я и контактирует с окружающим. Эгоизм — слово, конечно, однокоренное, но синонимом Эго не является. По крайней мере, в психо-
логии.

Неправильно:

Да, я встречалась с тремя мужчинами одновременно, но, думаю, дело не во мне. Это все мое эго!

Правильно: Не переживай, человека с крепким эго не так легко выбить из седла.

Якорение

Ассоциирование внутренних реакций человека с неким внешним стимулом. Этот метод активно используется в НЛП, но ты наверняка сталкивалась с «якорями», даже если никогда не интересовалась нейро-лингвистическим программированием. Песня, напоминающая о первом свидании, запах, вызывающий в сознании картины прошлогоднего отпуска, — все это естественные« якоря».

Неправильно: Не знаю почему, но эта песня сразу меня заякорила, и я слушала ее весь отпуск.

Правильно: Я специально слушала одну и ту же песню весь отпуск, чтобы заякорить воспоминания о море.

ТЕКСТ: Анастасия Вирганская,
консультант: психотерапевт Марина Аксенова

Определение психологии как науки

Психология - это не только давно существующая, высокоразвитая и разделенная на множество направлений и отраслей наука, но также обширная практика. Все отрасли психологической науки и виды практики разнообразны по своему содержанию, методам и многим других вещам. В настоящее время не представляется возможным дать однозначную, точную и исчерпывающую характеристику предмета психологии как науки, не говоря уже о психологической практике. Речь может идти лишь о том, чтобы в обобщенной форме определить, чем в настоящее время занимаются психологи как ученые и практики.

Современное понимание психологии как непрерывно и динамически развивающихся науки и практики не укладывается в любое единственное предложение и требует как минимум нескольких предложений или развернутых рассуждений. С учетом такого состояния дел речь может идти лишь о приблизительном определении предмета психологической науки и практики через их описание. Соответствующее описание, кроме того, должно быть динамичным - таким, чтобы его можно было далее уточнять, изменять, добавляя к сложившемуся пониманию предмета психологии то новое, что вносят в него развивающиеся наука и практика.

Слово «психология», закрепившееся в названии этой науки, греческого происхождения. Оно образовано из двух слов: «душа» {psyche ) и «логос» (logos) - учение. Следовательно, в первоначальном его значении слово «психология» означало «учение о душе». До XVI века данное учение выступало как часть философии и не было самостоятельным. Начиная с XVI в. учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившихся к этому времени из философии. В XVII-XVIII веках название «психология» окончательно закрепилось за наукой о душе.

Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживает в своем сознании. Позднее, в XVIII-XIX вв., сфера психологических исследований расширилась и включила в себя неосознаваемые психические явления (бессознательное).

С момента возникновения представлений о душе и самой науки о душе в ее предмет входило объяснение поведения человека и животных через душевные (психические) явления. Современные ученые поэтому включают поведение в предмет психологических исследований и вместе с тем признают за психологией право выступать в качестве одной из основных наук, претендующих на понимание и объяснение поведения (деятельности человека).

Наконец, в поиске правильного современного определения предмета психологии следует иметь в виду, что при сохранении в течение длительного времени прежнего названия - психология, или наука о душе, - содержание исследований, которые вели ученые, называвшие себя психологами, много раз менялось. Это также сказывалось на понимании предмета психологии, и представления о нем последовательно, закономерным образом менялись от одной эпохи к другой.

В древности душа рассматривалась как нечто существующее объективно, отличающееся от материальных предметов и явлений. Она трактовалась по-разному: и как первооснова жизни, и как причина поведения человека и животных, и как источник всевозможных движений, наблюдаемых в мире. Предметом исследования науки о душе поначалу были все указанные выше процессы и жизненные проявления.

В XVI-XVII веках н.э. возникла новая естественно-научная, в основном физико-механическая, картина мира, нашедшая отражение в трудах европейских ученых, прежде всего Р. Декарта и И. Ньютона. В связи с новым мировоззрением, связанным с такой картиной мира, началось постепенное ограничение и функций души. Р. Декарт предложил исключить из их числа управление физическими процессами, происходящими в мире, и простейшими движениями самого организма, полагая, что они полностью объяснимы законами физики и механики, не требуют обращения к душе. Ее роль была ограничена лишь высшими, характерными для человека психическими явлениями: мышлением и аффектами (переживаниями). Начиная с этого времени, психология определяется как наука о сознании человека, в состав которого входят познавательные процессы (мышление) и аффекты (переживания).

Однако уже через столетие ученые заговорили о существовании бессознательного в психике и поведении человека. Эта идея постепенно завоевывала все большее число сторонников и окончательное признание получила во второй половине XIX в. В связи с этим вновь возникла необходимость изменить представление о предмете психологии как науки, дополнив его бессознательными психическими явлениями.

В начале XX в. ученые обратили внимание на то, что в сложившихся представлениях о предмете психологии оказались только одни психические явления, а поведение, деятельность человека из соответствующих определений были исключены. Понадобилось вновь ввести их в понимание предмета психологии как науки и практики.

В конце XIX - начале XX в. возникли, кроме того, первые прикладные отрасли научной психологии, такие, например, как клиническая, педагогическая психология и психотехника (современная психология труда и инженерная психология). Единая раньше психология стала делиться на множество частных отраслей и направлений научных исследований. Их появление, а также признание практического (прикладного) значения психологии потребовали переопределения и дополнения предмета психологии тем, что изучалось в разных отраслях психологии и делалось в психологической практике.

В результате всех этих сложных, одновременно и последовательно происходящих процессов в начале XX в. сложилась ситуация, способствующая появлению нового, более современного и всеобъемлющего понимания предмета психологии как науки, включающей в себя кроме психических явлений, отраженных в сознании человека, также и следующие моменты.

  • 1. Представление о том, что психология как наука должна изучать бессознательные психические явления.
  • 2. Идею о том, что предметом психологии являются не только психические феномены, но и деятельность (поведение) человека и животных.
  • 3. Указание на то, ради чего все это должно исследоваться в психологии как науке (функциональное назначение самих психических явлений и прикладное значение научных знаний о психике).

Необходимость переопределения предмета психологии в это время исторически совпала с двумя событиями, которые временно затруднили поиск адекватного, обновленного и точного определения предмета данной науки. Это, во-первых, начавшееся разделение психологии на самостоятельные науки и направления, во-вторых, кризис, поразивший мировую психологическую науку. Вновь возникшие психологические науки специализировались в изучении отдельных групп психических явлений и частных форм поведения человека и животных. Каждая из них соответственно получила свой, узко понимаемый предмет, отличный от предмета исследования в психологии в целом и в других отраслях науки. Специфика определения предмета психологии в этих условиях стала зависеть от науки и направления, в котором шла разработка психологических идей. В таких отраслях психологии, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая и когнитивная психология, предмет научного исследования стал пониматься по-разному. В бихевиоризме им было объявлено поведение, его естественно-научное, не психологическое объяснение, в гештальтпси- хологии - познавательные процессы и явления сознания, в психоанализе - бессознательное и его роль в управлении психикой и поведением человека, в гуманистической психологии - личность человека и т.д. До тех пор пока психология как наука находилась в состоянии раздробленности на множество направлений и школ, которые к тому же остро конкурировали друг с другом, общее определение предмета психологии как науки, устраивающее всех ученых, выработать было невозможно.

К концу XX в. ситуация изменилась в лучшую сторону. Произошло сглаживание противоречий между отдельными отраслями, направлениями и школами психологии, наметилось их сближение. Это открыло перспективу поиска единого, приемлемого для большинства ученых и практиков определения предмета психологии как науки.

Проще всего можно понять, чем занимается современная психология как наука и практика (определить ее предмет) через перечисление и краткое описание тех явлений, которые в ней изучаются.

Психология - это прежде всего наука о явлениях, которые называют психическими или психологическими. В связи с их изучением психология ставит и решает следующие вопросы.

  • 1. Что представляют собой психические явления?
  • 2. Чем одни психические явления отличаются от других?
  • 3. На какие группы (классы, разновидности) делятся психические явления?
  • 4. Чем психические явления отличаются от других явлений, изучаемых в разных науках?
  • 5. Откуда берутся, как возникают и развиваются психические явления?
  • 6. Чем психические явления, характерные для человека, отличаются от аналогичных явлений, свойственных животным?
  • 7. Каким образом психические явления соотносятся с процессами, происходящими в организме, в частности в мозге человека?
  • 8. Какое влияние психические явления оказывают на поведение человека?
  • 9. Как зависят психические явления от практической, материальной деятельности человека?

В краткой обобщенной форме представленное выше развернутое описательное определение предмета современной психологии звучит примерно следующим образом: психология - это наука о психических явлениях и деятельности человека, в которой эти явления рождаются, существуют и развиваются, а также о взаимосвязях и переходах, существующих между деятельностью и психикой . Дополнительной характеристикой предмета психологии, подчеркивающей ее практическое, прикладное значение, может стать понимание психологии как системы научных знаний, объясняющей поведение (деятельность) человека и животных и позволяющей оказывать на него целенаправленное влияние.

  • Это определение примерно соответствует тому, которое в свое время предложил известный российский ученый, классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев.

Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

- Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция


Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм


Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность


С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт


В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность


В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм


«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия


Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

от греч. psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Исходным материалом для психологии служат факты внутреннего опыта - воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п. Общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (проблема тела и души, действительность, сознание, восприятие, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс) и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, стимулирования деятельности личности и коллектива. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание. Изучение проблем «искусственного интеллекта», компьютеризации, с одной стороны, творчества - с другой, становится в современную эпоху важным направлением психологии. Наряду с ними стремительно развиваются социальная психология и психология управления, решаются задачи роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПСИХОЛОГИЯ

от греч. psyche - душа и logos - учение, наука), наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внеш. реальности и активным отношением к ней.

В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, к-рый в 16 в. получил назв. «П.». Природа души и характер ее связей с организмом и внеш. миром трактовались различно. Под ней понималось либо над природное, бестелесное начало, либо форма жизни того же порядка бытия, что и др. явления природы. На развитие П. на протяжении всей ее истории глубокое влияние оказывает социальная практика (в частности, медицинская и педагогическая). Это развитие совершается в системе культуры и опосредовано достижениями как естественных, так и обществ. наук. Уже в эпоху античности было открыто, что органом психики является головной мозг (Алк-меон), выяснена зависимость чувственных восприятий от воздействия материальных процессов на органы чувств (Демокрит), а также различий в темпераментах людей от устройства тела (Гиппократ).

Проблема познания человеком самого себя и важности его ориентации на нравств. ценности была поставлена Сократом, его ученик Платон представил душу как нематериальную сущность, независимую от тела. Платон считал, что разумная часть человеческой души направлена на специфич. идеальные объекты, к-рые он противопоставил чувственным земным вещам.

Первую целостную систему П. разработал Аристотель, к-рый, отвергнув дуализм Платона, трактовал душу как способ организации тела, способного к жизни, как деятельность этого тела, неотделимую от него. Он утвердил целостный и генетич. подход к организации и поведению живых существ, разработал представление об уровнях эволюции их психики, сопоставив, в частности, неразвитую душу ребенка с животной. Аристотелю принадлежит множество понятий, вошедших в осн. фонд психол. знаний: о способностях, о фантазии (были разграничены восприятия и представления), о различии между разумом теоретическим и практическим, о формировании характера в процессе совершения человеком поступков, об ассоциациях и их физиол. механизме и др.

Новую эпоху в развитии П. открыла науч. революция 17 в. Утвердился принцип строго причинного объяснения работы организма, к-рый предстал в виде устройства, действующего по законам механики. Одни философы учили, что этим законам подчинены все психич. процессы (Т. Гоббс), другие - только низшие их формы (Р. Декарт). Принцип механич. причинности стал основанием важнейших понятий П.: рефлекса как закономерной двигательной реакции организма в ответ на внеш. стимулы; ассоциации как такой связи явлений, при к-рой возникновение одного из них влечет за собой другие; причинной теории восприятия, согласно к-рой оно запечатлевает в мозгу воздействие внеш. объекта; учение об аффектах как продуктах деятельности тела. В русле механистич. методологии эти понятия сочетались с дуализмом в трактовке человека. Телу, к-рое только движется, была противопоставлена душа, к-рая только мыслит. Новая форма дуализма радикально отличалась от дуализма Платона, поскольку тело понималось как независимая от души машина, душа же стала означать индивид, сознание как прямое знание субъекта о непосредственно испытываемых им мыслях и состояниях. П. из учения о душе становится учением о сознании или внутр. опыте, данном в самонаблюдении как восприятия человеком того, что происходит в его собственном уме (Дж. Локк). Эта концепция сознания как внутренне зримых индивидом психич. явлениях определила развитие интроспективного направления в П., связанного с ассоцианизмом, согласно к-рому ее гл. объяснит, принципом является ассоциация этих явлений в силу смежности и частоты их сочетания.

В самом ассоцианизме трактовке ассоциаций как связей, имеющих телесную основу (Локк, Д. Гартли, Дж. Пристли), противостояла трактовка, относившая законы ассоциаций к свойствам самого сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, Т. Браун). В ассоцианизме сложился аналитич. подход к сознанию: предполагалось, что из небольшого числа простых идей постепенно складывается весь психич. аппарат человека. Это положение оказало влияние на педагогику, на решение вопроса о том, как следует формировать дет. ум, представляющий при рождении «чистую доску», на к-рую опыт наносит свои письмена.

Наряду с П. сознания в 17-19 вв. возникла П. бессознательного. Она восходит к философии Г. Лейбница, придававшего важную роль динамике бессознательных представлений (перцепций), для осознания к-рых необходима особая психич. активность - апперцепция. Это учение разработал И. Гербарт, к-рый, используя опыт педагогики (в частности, И. Песталоцци), выдвинул понятие об «апперцептивной массе» как запасе неосознаваемых психич. элементов, от к-рого зависит, какие именно представления появятся в сознании. Эта масса приобретается в индивидуальном опыте и может быть сформирована воспитателем.

К сер. 19 в. успехи нейрофизиологии и биологии способствовали зарождению осн. понятий (категорий) П., к-рая благодаря широко развернувшейся эксперим. работе приобрела возможность обособляться как от философии, так и от физиологии. Изучение функций органов чувств привело к созданию психофизики - особого раздела П., использующего количеств, показатели и шкалы для измерения сенсорных процессов (ощущений). В работах Э. Вебера и Г. Т. Фехнера был открыт осн. психофизич. закон, согласно к-рому интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения. Тем самым было опровергнуто мнение И. Канта о том, что изучение психич. явлений не может достигнуть уровня науки из-за неприменимости в П. матем. методов. Наряду с психофизикой эти методы получили применение в эксперим. исследованиях скорости реакции (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс), к-рые стали еще одним важным направлением П. Вопрос. о том, зависит ли ощущение от строения органа или от упражнения, привел к спору между теми, кто считал психич. образ прирожденным (нативизм) либо приобретенным благодаря опыту (эмпиризм). В дальнейшем были пересмотрены оба понятия: и о природной организации, и об опыте. Решающее значение для придания этим понятиям нового содержания имело внедрение в П. идей эволюц. биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер), с точки зрения к-рой психика стала рассматриваться как важнейшее орудие приспособления организма к среде. Организм выступил в виде гибкой системы, неотъемлемым фактором развития к-рой в филогенезе и онтогенезе служат психич. функции. Эти функции трактовались теперь как свойства стремящегося к самосохранению организма, а не функции бесплотного сознания. Это привело к представлению о том, что они реализуются по типу рефлекса, т.е. включают восприятие внеш. раздражителя, преобразование этого восприятия в высших нервных центрах и ответное целесообразное действие организма в окружающей среде. Это требовало внедрить в П. объективный метод. превратить ее из науки о сознании в науку о психически регулируемом поведении. Однако решение этой задачи, впервые поставленной И. М. Сеченовым, стало возможным лишь впоследствии. В начальный же период формирования П. в качестве отд. дисциплины в ней доминировало интроспективное направление, представленное в 70-х гг. 19 в. двумя его лидерами - В. Вундтом и Ф. Брентано. В 1879 Вундт создал в Лейпциге первую лабораторию эксперим. П., по образцу к-рой стали возникать аналогичные учреждения во мн. странах мира. Предметом П. он считал непосредств. опыт субъекта, методом - специально натренированное самонаблюдение, позволяющее выявить с помощью эксперимента первоэлементы этого опыта - психич. процессы, а задачей - открытие законов, по к-рым они протекают. При этом считалось, что эксперим. изучению доступны только простейшие процессы, тогда как сложные (мышление) могут быть познаны только посредством анализа продуктов культуры (языка, мифа, иск-ва и др.) в системе особой науки - этнопсихологии (психологии наций, народов, этнич. групп). Вундт считал гл. делом П. исследование структуры сознания (в силу чего его учение принято называть структурализмом). Брентано, для к-рого основным являлись акты или функции сознания, стал родоначальником функционализма в П. Задачу П. он видел в выявлении актов представления объекта, суждения о нем и его эмоциональной оценки. Для этого предполагалось использовать феноменологич. метод. хотя и отличный от интроспективного, но также являющийся субъективным, поскольку считалось, что сознание открывает свои тайны только его носителю - субъекту. Однако широко развернувшаяся эксперим. работа вела за пределы этих представлений, позволяя устанавливать закономерности и факты, ценность к-рых не зависела от самонаблюдения. Они относились к процессам памяти, внимания, выработки навыков (Г. Эббин-гауз, Дж. Кеттел, У. Брайан, Н. Хардер и др.).

Параллельно развивались разл. отрасли П., где утверждались объективно-генетический, сравнительно-ист. методы, а также новые методы количеств, анализа. Возникает дифференциальная П., изучающая индивидуальные различия между людьми (В. Штерн, А. Ф. Лазурский). Для ее целей разрабатывается метод тестов (Ф. Гальтон, А. Бине и др.). Широкое распространение этого метода было обусловлено потребностями практики - школы, клиники, произ-ва. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними (Ч. Спирмен). Выдвигаются понятия об умственном возрасте и об общей одаренности. Создаются тесты для профориентации и проф. отбора. Массовый характер тестирования побудил перейти от индивидуальных тестов к групповым, разработать процедуры стандартизации тестов.

В практике обучения наряду с тестами, ставшими гл. каналом использования данных П. в школе, применяются в интересах науч. обоснования педагогики и др. методы П., в частности эксперимент (Э. Мейман, А. П. Нечаев), опросники (Г. С. Холл), объективное наблюдение (К. Грос), клинич. анализ. Сближение П. с педагогикой шло в разл. направлениях. Проект построения пед. психологии на принципах естеств.-науч. знания о ребенке предложил П. Ф. Каптерев. Роль мышечной активности в формировании дет. ума была освещена П. Ф. Лес-гафтом, к-рому принадлежало также исследование «школьных типов».

В нач. 20 в. зарождается идея создания спец. комплексной науки о детях - педологии. Применительно к дет. психике, наряду с направлением, к-рое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюц. биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-ист. подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н. Ланге, Т. Рибо, Дж. Мид). Изучение дет. психики подрывало доверие к интроспекции («внутреннему зрению») как гл. методу П., побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики. Глубокое воздействие на изменение облика П., на ее отход от субъективного метода оказали также достижения зоопсихологии, ист. и этнич. П. (изучающей психику народов, стоящих на разл. ист. ступенях культурного развития). Вслед за систематизацией этнографич. фактов широкое развитие получили сопоставительные эксперим. исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях разл. культур. Обращение к генетически разл. уровням развития психики обнажило несовершенство методо-логич. установок как структурной, так и функциональной П. сознания.

На рубеже 19-20 вв. П. вступает в полосу острого кризиса, внеш. проявлением к-рого явилось возникновение ряда новых школ. Их концепции отразили запросы логики развития науч. познания, необходимость преобразования осн. категорий П., выхода за пределы версии о том, что психич. процессы начинаются и кончаются в сознании субъекта. наиб. влияние на прогресс П. оказали три школы: бихевиоризм, гештальтпсихология и фрейдизм. Бихевиоризм отверг многовековую традицию в понимании предмета П., предложив считать таковым не сознание, а поведение как систему объективно наблюдаемых реакций организма на внеш. раздражители. Проблема включения в область П. реальных действий организма в окружающей среде была поставлена впервые И. М. Сеченовым, считавшим, что психич. акт совершается по типу рефлекторного и поэтому включает наряду с центр. звеном (сознанием) как восприятие идущих извне сигналов, так и ответные телесные действия. Дальнейшее преобразование понятия о рефлексе было связано с необходимостью объяснять, каким образом организм приобретает новые формы поведения. Эту задачу разрешил И. П. Павлов, учение к-рого об условных рефлексах заложило фундамент объективного изучения широкого круга психич. явлений (прежде всего процесса научения). В. М. Бехтерев выдвинул концепцию о сочетательных рефлексах, к-рые, подобно условным рефлексам, являются приобретенными, а не врожденными. Тем самым важнейшее для П. понятие об опыте приобрело новое содержание, поскольку переводилось на естеств.-науч. язык: опыт не сводится к тому, что запечатлевает и перерабатывает сознание; он означает преобразование реальных действий организма. В те же годы с др. позиций вариативность поведения в ситуациях, требующих действий, для к-рых организм не располагает готовой программой, исследовалась Э. Торндайком. С целью объяснения этих действий он предложил формулу «пробы, ошибки и случайный успех», к-рая не требовала обращения к сознанию как регулятору отношений организма со средой.

Т. о., внедрение в П. категории поведения шло с разл. сторон. Бихевиоризм сделал ее основополагающей. Его ограниченность заключалась в том, что поведение было противопоставлено сознанию, реальность к-рого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (напр., для мышления, поскольку оно связано с речью, - реакции голосовых связок). Поведение человека биологизи-ровалось, качеств, различий между ним и поведением животных не усматривалось. Это снижало ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку проблем П.

Если бихевиоризм противопоставил сознанию поведение, то фрейдизм - бессознательную психику. Предпосылкой этого служили достижения патопсихологии в изучении неврозов, внушения, гипноза (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шар-ко), вскрывшие на клинич. материале несостоятельность традиц. трактовки мотивации как движимых полностью осознанными побуждениями человеческих поступков. Опираясь на факты, почерпнутые в клинике неврозов, 3. Фрейд сделал вывод о предопределенности всех психич. актов энергией сексуальных влечений, являющихся иррациональными и враждебными сознанию; феномены сознания служат для них маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Запреты со стороны последней, нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, к-рая прорывается на обходных путях в виде невротич. симптомов, сновидений, забывания неприятного и др.

Представители гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, В. Келер, К. Левин, К. Коффка) стремились доказать, что поведение определяется целостными осознаваемыми психич. структурами (гештальтами), к-рые возникают и изменяются по особым законам. Этим структурам придавался универсальный характер. Они считались организаторами психики и поведения на всех уровнях и в любых формах. Поэтому, подобно бихе-виористам, с к-рыми они резко полемизировали, гештальтисты не видели качественных отличий человеческой психики от животной.

Все три главные школы в П. обращались к дет. психике, стремясь обосновать свои концепции эмпирич. материалом, почерпнутом в ее исследованиях. Ряд их концепций, выявленных фактов и выдвинутых проблем стимулировал развитие П., позволил вскрыть ограниченность прежних представлений. В частности, гештальтпсихология показала несостоятельность «атомистической» П., разлагающей сложные и целостные психол. образования на отд. элементы; бихевиоризм разрушил концепции, сводящие психику к феноменам сознания и игнорирующие реальные практич. действия как важнейший фактор истории поведения. Вопрос. о роли в этой истории неосознаваемой мотивации, о сложных отношениях между разл. уровнями организации личности с большой остротой поставил фрейдизм.

Др. направлениями периода кризиса П. являлись франц. социологич. школа, к-рая опиралась на идеи Э. Дюркгейма и объясняла психич. свойства индивида его включенностью в систему социальных отношений, и «понимающая» психология В. Дильтея, к-рая противопоставила себя естеств.-науч. П. на том основании, что душу человека можно понять, только соотнося ее с ценностями культуры (причинное объяснение к ней неприменимо). Обе эти школы оказали влияние на изучение проблем дет. П. Первая выводила развитие психич. функций у ребенка из процесса его общения с др. людьми, вторая интерпретировала развитие личности, исходя из представления о том, что оно определяется ее направленностью на разл. классы ценностей культуры.

Во всех этих концепциях неадекватно преломилась потребность науч. П. включить в систему своих категорий понятия, охватывающие психосоциальные отношения субъекта и его личностно-значи-мые переживания. Логика развития П. сталкивалась с задачей преодолеть расщепленность ее понятий, методов, объяснительных принципов на лишенные внутр. связи фрагменты знания. Целостность П. как науки утрачивалась. Это порождало попытки выйти из кризиса путем интеграции идей и категорий, к-рые разрабатывались в различных, противостоящих друг другу школах и системах. Отражением этой тенденции явилось включение прежними школами в свои исходные схемы новых концепций во избежание односторонности этих схем. В бихевиоризме на первый план выдвигается понятие о «промежуточных переменных» (Э. Толмен). Это направление было названо необихевиоризмом. Оно стало на путь изучения центр. физиол. процессов, развертывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма (К. Халл). Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х гг., в частности под влиянием опыта программирования на ЭВМ. Изменяется взгляд и на роль ней-рофизиол. механизмов, к-рые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам). Предпринимаются попытки распространить объективный метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его к моторным функциям, как это было свойственно раннему бихевиоризму. Фрейдизм также претерпевает трансформацию. Возникает неофрейдизм - течение, связывающее бессознательную психич. динамику с действием социокуль-турных факторов (К. Хорни, Г. Салли-ван, Э. Фромм) и использующее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью избавить нормальных людей от чувства страха перед враждебной социальной средой.

Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма возникла гуманистическая («экзистенциальная») П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.), утверждающая, что использование науч. понятий и объективных моментов исследования личности ведет к ее «дегуманизации» и дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию.

Установка на построение интегратив-ной схемы психич. деятельности отличала работы школы Ж. Пиаже, к-рая учла опыт франц. психологов, объяснявших функции сознания индивида инте-риоризацией межиндивидуальных отношений, равно как и фрейдистскую версию об антагонизме между влечениями ребенка и необходимостью приспособить мышление к требованиям социального окружения, а также гештальтистский принцип целостности психич. организации. Соотнеся эти положения с собственной программой изучения познават. процессов, Пиаже создал новаторскую теорию их развития в онтогенезе.

В СССР после Окт. революции развернулась перестройка П. на основах марксизма. В острых дискуссиях складывались адекватные марксистской методологии представления о психике как функции мозга, однако качественно отличной от его физиол. функций, об ее обусловленности на уровне человека социальной средой, о необходимости внедрения в П. объективных методов, о диалектике развития сознания. Эти положения отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Формирование сов. П. шло с учетом достижений психофизиол. концепций И. П. Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна и др. Гл. задачей, на решении к-рой сосредоточились усилия сов. психологов, являлось преодоление расщепленности понятий о сознании и поведении. Попытка подойти к этой задаче, выдвинутой общим ходом развития мировой П., путем простого соединения указанных понятий, предпринятая Корниловым в концепции, названной им реактологией, оказалась неудачной. Требовалось радикальное преобразование обоих понятий с целью их интеграции в новую систему. Такой подход определил формирование самой крупной в сов. П. школы Л. С. Выготского, среди достижений к-рой наиб. значительными являются культурно-ист. теория развития психики и разработанная А. Н. Леонтьевым теория деятельности. Эта школа исходит из положения о том, что психич. функции человека опосредованы его включенностью в мир культуры и реальной деятельностью в нем, вт. ч. деятельностью общения. Между практич. внеш. деятельностью, к-рая прежней П. либо вообще изымалась из исследования, либо сводилась к реакциям на стимулы, и внутр. психич. активностью существуют взаимопереходы. Наряду с трансформацией внеш. действий во внутренние (умственные) развертывается процесс воплощения последних в объективные формы, в частности продукты творчества. Введение категории деятельности позволило более адекватно подойти к проблеме биологического и социального в развитии психики человека, проследить, как в процессе усвоения индивидом общественно-ист. опыта преобразуются его исходные биол. потребности, врожденные способы поведения и познания. Принцип диалектич. единства сознания и деятельности лег в основу многочисл. исследований сов. психологов (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, А. Р. Лурия и др.).

Зависимость человеческого поведения от биол. и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., к-рая развивается в «диалоге» между данными о природе и культуре, интегрируемыми в ее собств. понятия.

Учение о сознании как активном отражении реальности, обусловленном обществ.-ист. практикой, позволило с новых методологич. позиций разработать осн. проблемы П., среди к-рых выделялись психофизиологическая (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами), психопрактическая (о формировании психики в процессе реальной практич. деятельности и зависимости этой деятельности от ее психич. регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и умственных психич. образов к отображаемой ими реальности) и др. проблемы. Разработка этих проблем велась на основе принципов детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов), системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психич. организации), развития (признания преобразования, изменения психич. процессов, их перехода от одного уровня к другому, возникновения новых форм психич. процессов). П. представала совокупностью отд. отраслей, многие из к-рых приобрели самостоят. статус.

Уже во 2-й пол. 19 в. сложилась психофизиология, к-рая исследует физиол. механизмы, реализующие психич. явления и процессы. К сер. 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности, психофизиология достигла высокого уровня развития как в СССР, так и во мн. заруб. странах.

Др. ветвь П. - мед. П., к-рая первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно мед. П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретич. целях, так и в интересах лечебной психиатрич. практики, и нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.

Широкое развитие получили дет. и пед. П., тесно связанные между собой, поскольку психич. развитие ребенка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психол. особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Пед. П. изучает также процесс обучения взрослых. Помимо этого, появилась также возрастная П., охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения. Т. о., дет. П. может рассматриваться как раздел возрастной П.

Развитие пром. произ-ва поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации двигат. операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека, улучшения эко-логич. условий на произ-ве и проф. отбора. В связи с этим выделилась П. труда. В условиях автоматизации произ-ва на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные психич. процессы; спец. исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. Появилась инж. П., имеющая важное значение не только для рационализации автоматизиров. систем управления, но и для их проектирования. С нач. 60-х гг. складывается космич. П., изучающая особенности деятельности человека в условиях космич. полетов.

Изучение психол. особенностей спорт, деятельности определяет предмет П. спорта.

Одна из важнейших областей П. - социальная П., исследующая деятельность человека в коллективах - трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также разл. внутр. структуру. В предмет социальной П. входят также вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нем функций (ролей), вопросы психол. совместимости участников коллективной деятельности и управления ею. Социальная П. тесно связана с проблемами воздействия на человека средств массовой информации и с П. речевого общения, изучаемой психолингвистикой. В отличие от мн. направлений заруб. социальной П., психологизирующих обществ. явления, отеч. социальная П. рассматривает изучаемые ею процессы как детерминируемые объективными отношениями в обществе, к-рые управляются законами ист. развития. С социально-психол. проблемами тесно связаны нек-рые вопросы П. воспитания.

В общей П. выделился также раздел, посвященный П. техн., науч. и худож. творчества, что связало П. с науковеде-нием и эстетикой.

В качестве особого раздела выступает П. личности, интегрирующая факты и закономерности практически всех областей П., особенно социальной и возрастной П.

Дифференциально-интеграц. процессы, превратившие П. в «куст» отраслей, обусловлены запросами разл. отраслей практики, сталкивающими П. со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются мн. дисциплинами. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснит, принципами. Вместе с тем в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоят. науки.

Важное воздействие на дальнейшее развитие П. оказала происшедшая в условиях НТР передача электронным устройствам нек-рых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга, - функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетич. и теоретико-информац. понятия и модели (получившие особое распространение в когнитивной психологии), что способствовало формализации и математизации П., внедрению в нее кибернетич. стиля мышления. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании тех функций человека, к-рые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший науч.-техн. прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творческой деятельности - с другой, становятся в совр. эпоху важными направлениями П. Наряду с ними стремительно развиваются исследования, связанные с полит., демографич., экологич. и др. актуальными проблемами современности.

Лит.: Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, M.; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, M.; его же, Проблемы общей психологии, М.; Петровский А. В., История сов. психологии, М., 1967; Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1-6, М., 1966-78; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, M.; его же, История психологии, M.; Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И., Развитие и совр. состояние заруб. психологии, М., 1974; Смирнов А. А., Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, М., 1975; ЛурияА. Р., О месте психологии в ряду социальных и биол. наук, ВФ, 1977, № 9; Пиаже Ж., Психология, междисциплинарные связи и система наук, в кн.: Хрестоматия по психологии, под ред. А. В. Петровского, М., 1977; Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания, в его кн.: Избр. психол. труды, т. 1, М.,1980; Волков К. Н., Психология о пед. проблемах, М., 1981; Психол. наука и пед. практика, К., 1983; Ломов Б. Ф., Методология, и теоретич. проблемы психологии, М., 1984; Петровский А. В., Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1994; Psycho-logy: a study of a science, ed. by S. Koch, v. l-6, N. Y., 1959-63; Classics in psychology, ed. by T. Shipley, N. Y., 1961; The science of psychology: critical reflections, ed. by D. P. Schultz, N. Y., 1970. M. Г. Ярошевский.

Отличное определение

Неполное определение ↓